Налоги и налоговая система в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 14:48, курсовая работа

Описание работы

Сущность, функции и виды налогов. Принципы налогообложения. Налоговая система Российской Федерации. Налоговая система России: проблемы и перспективы

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3
Глава 1.Сущность, функции и виды налогов. Принципы налогообложения

1.1. Сущность налогов…………………………………………………………………..5
1.2. Функции налогов……………………………………………………………………7
1.3. Виды налогов………………………………………………………………………..8
1.4. Принципы налогообложения………………………………………………………13
Глава 2. Налоговая система Российской Федерации
2.1 Принципы построения налоговой системы………………………………………..18
2.2 Федеральные налоги…………………………………………………………………18

2.3 Региональные и местные налоги……………………………………………………19

Глава 3. Налоговая система России: проблемы и перспективы
3.1. Упрощенная система налогообложения: дискриминация организаций со статусом ГУП (МУП)………………………………………………………………………….22

3.2. Уклонение от налогов и рациональный выбор налогоплательщика…………….24

Заключение……………………………………………………………………………….27
Список использованной литературы…………………………………………………...29

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 57.58 Кб (Скачать)

     Соблюдение  принципа создания максимальных удобств  для налогоплательщиков - важная задача государства, стремящегося к экономическому росту. Удобства налогоплательщика - это не только установление сроков внесения налоговых платежей, но и понятность норм и правил налогового законодательства. Доступность норм и правил налогового законодательства для всех категорий налогоплательщиков является целью законодателей во всех странах мира. Минимальными требованиями в этой области можно считать следующие:

  • каждый используемый термин должен иметь свое единственное значение, установленное законом;
  • количество издаваемых законодательных актов не должно быть чрезмерным;
  • законодательные акты и нормы, содержащиеся в них, не должны противоречить друг другу;
  • тексты законов должны быть понятны человеку со средним для данной страны уровнем образования;
  • при изменении каких-либо норм в законодательных актах, опубликованных в предыдущие годы, должен публиковаться их новый измененный текст.

     Принцип равенства налогоплательщиков перед  законом неуклонно соблюдается в подавляющем большинстве развитых стран и практически всегда нарушается в бедных странах. Под равенством налогоплательщиков понимаются их общие и равные права и ответственность в сфере налогообложения. Нарушение принципа равенства налогоплательщика перед законом проявляется в налоговой дискриминации, которая может выражаться по половому, расовому, национальному, сословному, возрастному или иным признакам.

     Принцип сведения к минимуму издержек по сбору  налогов и контролю за соблюдением налогового законодательства, иначе называемый принципом рентабельности налоговых мероприятий, представляет собой вполне разумное выражение чаяний налогоплательщиком о том, чтобы не все поступления по налогам использовались для сбора налогов.

     Принцип нейтральности налогообложения  в отношении форм и методов  экономической деятельности не противоречит регулирующей функции налогов. Условия налогообложения влияют на принятие решений в экономике наряду с такими факторами, как стоимость сырья, издержки по оплате труда, уровень процентных ставок, темпы инфляции.

     К основным последствиям нарушения принципа нейтральности налогообложения в отношении форм и методов экономической деятельности относятся: искажение данных и материалов государственной статистики, большое число «бумажных предприятий», резкое увеличение доли мнимых сделок. Получая незначительные суммы от регистрации новых юридических лиц, государство теряет колоссальные налоговые поступления, возможности по эффективному регулированию предпринимательской деятельности в стране.

     К числу основных принципов построения цивилизованной налоговой системы  можно отнести также принцип  доступности и открытости информации по налогообложению, а также информации о расходовании средств налогоплательщиков. Открытость и доступность информации по всем вопросам налогообложения представляет самый жесткий принцип, он должен выполняться неукоснительно. Суть его заключается в том, что не должно существовать ни одного документа по вопросам налогообложения, который был бы недоступен любому налогоплательщику. Применение этого принципа на практике означает обязанность налоговых органов предоставлять любую информацию по вопросам регламентации налоговой сферы любому лицу, пожелавшему ее получить. Открытость и доступность информации может ограничиваться лишь областью правил по контролю за взиманием налогов и отдельными данными о поступлениях по определенным категориям налогоплательщиков и по отдельным территориям и регионам.

     Принцип соблюдения налоговой тайны является обязательным для налоговых органов  правового государства. В ряде стран  действует категорический запрет на разглашение и публикацию сведений по отдельным налогоплательщикам и  по ряду категорий налогоплательщиков, если число плательщиков определенной категории является ограниченным или  каким-либо образом можно вычислить  экономические показатели одного из них Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. - М.: Юрайт-М, 2001. с. 25-33.  
 
 
 
 
 

Глава 2. Налоговая система  Российской Федерации 

     2.1 Принципы построения  налоговой системы

     Налоговая система Российской Федерации строится в соответствии НК РФ. Принципы построения налоговой системы, которые являются основополагающими в экономически развитых странах, показали свою эффективность  и могут быть заимствованы Россией, - это:

     1) детальная структурированность  и целостность налоговой системы.  Обеспечивается жесткой централизацией управления налогами со стороны государства на базе налогового законодательства. Данный принцип предполагает тесную взаимосвязанность налогов, исключающую двойное налогообложение, право выбора в отдельных случаях налогоплательщиком конкретного вида налога или налоговой ставки, а также строгое разделение налогов на централизованные и местные;

     2) гибкость налоговой системы, обеспеченная  возможностью ежегодно уточнять ставки налогов и осуществлять налоговую политику с учетом изменений политической и экономической коньюктуры на основе ежегодно принимаемых законов по бюджету;

     3) социальная направленность налоговой  системы, связанная со стимулированием социального и экономического развития страны с учетом таких факторов, как темпы развития, финансовое положение отраслей экономики, уровень инфляции и безработицы, выравнивание развития регионов.

     Налоговая система РФ включает федеральные, республиканские (краевые, областные, автономных образований) и местные налоги. Основой классификации налогов является признак компетенции органов государственной власти в применении налогового законодательства Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Курс лекций. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2001 с. 34-35.

     2.2 Федеральные налоги

     Федеральные налоги, порядок их зачисления в  бюджет или внебюджетный фонд, размеры  их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории.

     Ставки  федеральных налогов устанавливаются  Федеральным Собранием РФ. При  этом ставки налогов на отдельные  виды природных ресурсов, акцизов  на отдельные виды минерального сырья и таможенных пошлин устанавливаются федеральным правительством.

     Льготы  по федеральным налогам могут  устанавливаться только федеральными законами о налогах. При этом органами законодательной (представительной) власти субъектов РФ и органами местного самоуправления могут устанавливаться  налоговые льготы только в пределах сумм налогов, зачисляемых в их бюджеты. Обоснование права на налоговую льготу возлагаются на налогоплательщика. К федеральным налогам согласно НК РФ относятся:

1) НДС;

2) акцизы  на отдельные виды товаров  (услуг) и отдельные виды минерального  сырья;

3) налог  на прибыль организаций;

4) налог  на доходы от капитала;

5) подходный  налог с физических лиц;

6) взносы  в государственные социальные  внебюджетные фонды;

7) государственная  пошлина;

8) таможенная  пошлина и таможенные сборы;

9) налог  на пользование недрами;

10) налог  на воспроизводство минерально-сырьевой  базы;

11) сбор  за право пользования объектами  животного мира и водными ресурсами;

12) федеральные  лицензионные сборы Миляков Н.В.  Налоги и налогообложение: Курс  лекций. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2001 с. 35-36.  

     2.3 Региональные и  местные налоги

     Налоги  республик в составе РФ, краевых, областей, автономной области, автономных округов (для краткости их чаще называют региональными) устанавливаются законодательными актами субъектов РФ в соответствии с НК РФ и действуют на территории соответствующих субъектов РФ. При этом конкретные ставки определяются законами республик в составе РФ или решениями органов государственной власти краёв, областей, автономной области, автономных округов, если иное не установлено законодательными актами РФ. К числу региональных налогов относятся:

1) налог  на имущество организаций;

2) налог  на недвижимость;

3) дорожный  налог;

4) транспортный  налог;

5) налог  на игорный бизнес;

6) регулируемые  лицензионные сборы.

     При введении в действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на имущество организаций, налог на имущество физических лиц и земельного налога.

     Местные налоги устанавливаются законодательными актами субъектами РФ и органов местного самоуправления и действуют на территории соответствующих городов, районов в городах и сельской местности или иного административно-территориального образования. К местным налогам относятся:

1) земельный  налог;

2) налог  на имущество физических лиц;

3) налог  на рекламу;

4) налог  на наследование или дарение;

5) местные  лицензионные сборы;

6) налог  на строительство объектов производственного  назначения в курортной зоне;

7) курортный  сбор;

8) сбор  за право торговли: сбор устанавливается  районными, городскими (без районного деления), районными (в городе), коллективными, сельскими органами исполнительной власти;

9) налог  на перепродажу автомобилей, вычислительной  техники и персональных компьютеров;

10) сбор  с владельцев собак;

11) лицензионный  сбор за право проведения местных  аукционов и лотерей;

12) сбор  за выдачу ордера на квартиру;

13) сбор  за парковку автотранспорта;

14) сбор  за право использования местной  символики;

15) сбор  за выигрыш в бегах;

16) сбор  за уборку территорий населённых  пунктов.

     Особенностью  местных налогов является то, что:

     - некоторые из них устанавливаются  законодательными актами РФ и  взимаются на всей ее территории. Конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами субъектов РФ и органов власти местного самоуправления;

     - другая часть налогов может  вводиться районными и городскими  органами власти.

     НК  РФ определяет, как правило, верхний  предел налоговых ставок по местным налогам, конкретные же ставки по этим налогам устанавливают местные органы власти. По налогам, вводимым на соответствующей территории сверх установленного перечня, ставки устанавливаются местными органами власти исходя из интересов местных бюджетов и возможностей плательщиков.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Налоговая система  России: проблемы и  перспективы 

     3.1. Упрощенная система  налогообложения:  дискриминация организаций  со статусом ГУП  (МУП)

     Согласно  п/п. 14 п. 3 ст. 346.12 гл. 26.2 НК РФ, на вправе применять упрощенную систему налогообложения «организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25%…».

     Таким способом законодатели хотят преградить путь к упрощенной системе налогообложения  тем организациям, которые могут  быть нарочно созданы путем реорганизации  крупных организаций только лишь с одной единственной целью - уйти под сень льготного налогового климата, представляемого гл. 26.2 НК РФ.

     Буквальная  трактовка п/п. 14 п. 3 ст. 346.12 гл. 26.2 НК РФ может поставить непреодолимый  барьер на пути к упрощенной системе  налогообложения перед организациями со статусом ГУП или МУП (далее - унитарные предприятия). В соответствии со ст. 114 ГК РФ единоличным учредителем и юридически полно-властным собственником унитарных предприятий является уполномоченный орган государства или местного самоуправления - а, следовательно, уполномоченный орган юридически формально владеет всеми 100% уставного капитала.

Информация о работе Налоги и налоговая система в рыночной экономике