Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 14:48, курсовая работа
Сущность, функции и виды налогов. Принципы налогообложения. Налоговая система Российской Федерации. Налоговая система России: проблемы и перспективы
Введение…………………………………………………………………………………3
Глава 1.Сущность, функции и виды налогов. Принципы налогообложения
1.1. Сущность налогов…………………………………………………………………..5
1.2. Функции налогов……………………………………………………………………7
1.3. Виды налогов………………………………………………………………………..8
1.4. Принципы налогообложения………………………………………………………13
Глава 2. Налоговая система Российской Федерации
2.1 Принципы построения налоговой системы………………………………………..18
2.2 Федеральные налоги…………………………………………………………………18
2.3 Региональные и местные налоги……………………………………………………19
Глава 3. Налоговая система России: проблемы и перспективы
3.1. Упрощенная система налогообложения: дискриминация организаций со статусом ГУП (МУП)………………………………………………………………………….22
3.2. Уклонение от налогов и рациональный выбор налогоплательщика…………….24
Заключение……………………………………………………………………………….27
Список использованной литературы…………………………………………………...29
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1.Сущность, функции и виды налогов. Принципы налогообложения
1.1. Сущность
налогов……………………………………………………………
1.2. Функции
налогов……………………………………………………………
1.3. Виды
налогов……………………………………………………………
1.4. Принципы
налогообложения………………………………………
Глава 2. Налоговая система Российской Федерации
2.1 Принципы
построения налоговой системы……
2.2 Федеральные
налоги………………………………………………………………
2.3 Региональные
и местные налоги……………………………………
Глава 3. Налоговая система России: проблемы и перспективы
3.1. Упрощенная
система налогообложения:
3.2. Уклонение
от налогов и рациональный
выбор налогоплательщика…………….
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы………………………………………………….
Введение
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных этапа. На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних веков государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. Очень часто оно прибегает к помощи откупщиков. На втором этапе (XVI -- начало XIX вв.) в стране возникает сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство берет часть функций на себя: устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими рамками. Роль откупщиков налогов в этот период еще очень велика. И, наконец, третий, современный, этап - государство берет в свои руки все функции установления и взимания налогов, ибо правила обложения успели выработаться. Региональные органы власти, местные общины играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.
Налоги всегда были и продолжают оставаться одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства.
Особенно
наглядно это проявляется в период
перехода от командно-административных
методов управления к рыночным отношениям,
когда в условиях сузившихся возможностей
государства оказывать
Государство только в том случае может реально использовать налоги через присущие им функции, и прежде всего фискальную и стимулирующую, если в обществе создана атмосфера уважения к налогу, основанная на понимании как экономической необходимости существования налоговой системы, так и установленных государством правил взимания конкретных налогов. В связи с этим знание налогового законодательства, порядка и условий его функционирования является непременным условием восприятия налоговой культуры как обществом в целом, так и каждым его членом.
В
настоящее время положение
Налоговые отношения продолжают регулироваться не только принятыми главами Кодекса, но и более чем 20 федеральными законами, а также десятком постановлений федерального правительства, многочисленными инструкциями, методическими рекомендациями и письмами Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ, Министерства РФ по налогам и сборам. Кроме того, в каждом субъекте Федерации продолжает существовать большое число законодательных и нормативных актов, регулирующих порядок начисления и уплаты региональных и местных налогов.
Исходя из цели в работе поставлены следующие задачи:
- раскрыть
сущность налогов, принципы
- рассмотреть
основные виды и функции
- проанализировать
современное состояние
Теоретической
и методологической основой курсовой
работы послужили труды отечественных
и зарубежных ученых, источники энциклопедического
характера по вопросам экономики.
Глава
1.Сущность, функции
и виды налогов. Принципы
налогообложения
1.1. Сущность налогов
Исторически
возникновение налогов
В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.
В современной литературе о налогах приводится большое количество раз-личного рода определений налогов. При этом во всех определениях подчеркивается, что налог - платеж обязательный. Другими словами, платежи, которые не являются для плательщиков обязательными, не относятся к налоговым. К налогам не относятся любые добровольные выплаты, взносы, отчисления Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Налогообложение юридических и физических лиц/ В.Н.Незамайкин, И.Л.Юрзинова. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Издательство «Экзамен», 2004. с. 214.
Налоги
являются теми платежами, которые осуществляются
безвозмездно, т.е. их уплата не устанавливает
каких-либо конкретных обязанностей государства
по отношению к лицу, вносящему
эти платежи. Таким образом, к
налогам не следует относить платежи,
обязанность по уплате которых возникает
в связи с заключением
Часто отмечается, что налоги - денежные платежи (взимаются в денежной форме). Разумеется, в современных условиях большинство налоговых выплат осуществляется в денежной форме. Однако, с одной стороны, история содержит многочисленные примеры осуществления налоговых выплат в натуральной форме, а с другой стороны, многие современные налоговые системы в определенных случаях допускают уплату налогов путем предоставления государству товаров или услуг. Натуральная форма уплаты налогов наиболее характерна для отраслей добывающей промышленности. В России в конце 1990-х годов стали использоваться соглашения о разделе продукции, в соответствии с которыми взимание ряда федеральных, региональных и местных налогов и сборов заменяется разделом произведенной продукции между государством и инвестором Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Курс лекций. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2002. с. 78.
Налоги
- один из основных способов формирования
доходов бюджетов. Как правило, налоги
взимаются с целью обеспечения
платежеспособности различных уровней
государственной власти. Однако налоговые
платежи могут подлежать
В экономическом смысле налоги представляют собой способ перераспределения новой стоимости - национального дохода, выступают частью единого процесса воспроизводства и специфической формой производственных отношений. При перераспределении национального дохода налоги обеспечивают государственную часть новой стоимости в денежной форме. Часть национального дохода, перераспределенная с помощью налогов, становится централизованным фондом финансовых ресурсов государства. Процесс принудительного отчуждения части национального дохода имеет одностороннюю направленность от налогоплательщика к государству.
Налоговые
доходы государства формируются
за счет новой стоимости, созданной
в процессе производства (трудом, капиталом,
природными ресурсами). Налоги выражают
реально существующие денежные отношения,
проявляющиеся в процессе изъятия части
стоимости национального дохода в пользу
общегосударственных потребностей. Экономическое
содержание налогов выражается во взаимоотношениях
государства и хозяйствующих субъектов
(физических и юридических лиц) по поводу
формирования государственных финансов.
Налоговые отношения как часть финансовых
отношений находятся в постоянном изменении
Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение:
Учеб. пособие. - М.: Юрайт-М, 2001. с. 19.
1.2. Функции налогов
Основная
функция налогов - фискальная состоит
в том, чтобы обеспечивать государство
денежными средствами. Посредством
фискальной функции реализуется
главное назначение налогов - формирование
финансовых ресурсов государства, аккумулируемых
в бюджете и внебюджетных фондах. Собранные
с помощью налогов средства расходуются
государством на содержание административно-
Регулирующая
функция налогов находит свое
проявление в дифференциации условий
налогообложения. Государство всегда
влияет на поведение экономических
субъектов - физических и юридических
лиц. Государство может
В
отдельных изданиях по налогам можно
встретить упоминание о социальной
функции налогов, которая реализуется
посредством неравного
1.3. Виды налогов
Для
обозначения особенностей отдельных
видов налогообложения
1) по плательщикам;
2) по объектам обложения;
3) по
компетенции властей в сфере
установления и введения
4) по
адресности зачисления
5) по целевой направленности;
6) периодические и разовые налоги;
7) регулярные и чрезвычайные налоги.
В зависимости от плательщиков все налоги можно разделить на три группы:
Информация о работе Налоги и налоговая система в рыночной экономике