Налоги и налоговая политика РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 08:07, реферат

Описание работы

На логи возникли на заре человеческой цивилизации. Они стали необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства.
Государство может воздействовать на ход экономической жизни, лишь располагая определенными денежными средствами. Их должны предоставить все заинтересованные в выполнении функций государства стороны - граждане и юридические лица. Для этого и существует система налогов, т.е. обязательных платежей государству.
Хотя налоги чаще вызывают возмущение, чем одобрение общества, без них ни одно государство существовать не сможет.
В современном обществе налоги - основная форма доходов государства. Перед Республикой Беларусь стоит задача разработки эффективной налоговой политики и построения налоговой системы, обеспечивающей экономический прогресс. Мировой опыт показывает, что эта задача относится к разряду наиболее сложных, поскольку требует учета и оптимального сочетания двух противоречивых тенденций, поиска путей увеличения поступлений средств в бюджет государства.

Работа содержит 1 файл

налполитикаdoc.doc

— 107.00 Кб (Скачать)

     Требуют постоянного внимания, глубокого осмысления и практического применения вопросы льгот по налогам; дальнейшего совершенствования подоходного налога в условиях инфляции.

      Главным остается усиление стимулирующей предпринимательство функции налогов, поощрение товаропроизводителей, осуществление региональной экономической политики и устранение противоречий в налоговом законодательстве.

      Особо важным направлением в налоговой политике является стабильность налогового законодательства. [6] Недопустимо вносить изменения каждые два-три месяца. Необходимо анализировать ситуацию, накапливать необходимые изменения и дополнения, вносить их на рассмотрение вместе с бюджетом, но ни в коем случае задним числом, как это бывало неоднократно. В результате нарушается главное требование, необходимое для бесперебойного функционирования налогового механизма - устойчивость и предсказуемость налогового законодательства в части налогообложения юридических и физических лиц. Нестабильность налогового законодательства сдерживает как отечественных, так и иностранных инвесторов.

       Для большей стабильности законодательства и упрощения налоговой политики необходимо привести в порядок всю систему не только законодательных, но и подзаконных нормативных актов, регулирующих налоговые вопросы. Огромно количество ведомств, имеющих право издавать документы, касающиеся налоговых законов, и трактующих их по-разному. Нередко даже инструкции подправляют налоговые законы. Необходимо, чтобы право на толкование законодательных и других нормативных актов, связанных с налоговыми вопросами, было предоставлено только тем органам, которые их принимают.

       Не менее важным является установление отношений между налогоплательщиками и налоговыми органами. В настоящее время права налогоплательщиков ограничены, что выражается в бесспорном взимании налогов, пени, штрафных санкций, в невозможности получения консультаций в налоговых инспекциях и в том, что налоговая инспекция не несет ответственности за разъяснения, оказавшиеся неточными. Даже в случае обращения налогоплательщика в суд и принятия решения в его пользу ранее изъятые налоговыми органами суммы не всегда ему возвращаются, а засчитываются в уплату текущих налогов.

     В современных условиях налоговое бремя для плательщиков налогов в Беларуси высоко, льготы несовершенны, эффективность многих из них невелика. Тяжесть налогообложения во всех развитых странах является показательной характеристикой уровня налогообложения.

     Особо важно подчеркнуть, что главным направлением совершенствования налогообложения было и остается сохранение существующей и наращивание налогооблагаемой базы, что прямо зависит от экономической политики, проводимой государством. Первостепенное внимание при совершенствовании налогообложения должно быть уделено расширению налогооблагаемой базы, в том числе и с помощью налогов, которые могут оказывать стимулирующее влияние на налогообложение. [7, с.239] Налоговый механизм должен взаимодействовать с банковско-кредитной системой, процентными ставками, предоставлять определенные преимущества финансовым и кредитным учреждениям и предприятиям, которые используют долгосрочные ссуды на инвестиционные цели.

    С целью расширения налогооблагаемой базы должны быть разработаны методы налоговой защиты новых инвестиций и налоговые методы стимулирования НТП: возмещающий эффект от этих мероприятий скажется на получении дополнительного налога на прибыль. В то же время нельзя вводить льготы на капиталовложения без учета их значимости в воспроизводственном процессе. Льготы, связанные со структурной перестройкой экономики и стимулированием инвестиций, необходимо сохранить. В нынешних условиях они должны иметь временный и направленный характер, и, что особо важно, льготы должны даваться участникам экономической деятельности, а не отдельным регионам и территориям.

      Одной из важных проблем в современной ситуации налогообложения является система налоговых ставок, которые определяют сумму налогового изъятия. Она касается целого ряда налогов, и в первую очередь - налога на прибыль. [5] Было бы целесообразно ввести регрессивные ставки налога на прибыль, когда при увеличении суммы налогооблагаемой прибыли ставка понижается. При таком методе понижающая прогрессия ставок будет стимулировать стремление не уменьшить (скрыть) налогооблагаемую базу, а показать ее в полном объеме, так как чем больше сумма полученной прибыли, тем меньше ставка налога. Регрессия ставок привела бы к стимулированию капитальных вложений в научно-технический прогресс. Причем поступления в бюджет не сократятся, поскольку сумму платежей в бюджет определит не столько ставка, сколько величина налогооблагаемой базы, которая в этом случае будет иметь тенденцию к росту.

    Что касается земли, то она как главный вид общественного богатства должна быть очень дорогой, особенно для иностранных инвесторов.

     Требует налоговой поддержки малое предпринимательство, которое создает новые рабочие места для населения, в том числе инвалидов и домохозяек, экономит пособия по безработице, дает возможность использовать вторичное сырье, материалы, отходы производства, создает новые формы обслуживания населения.

     Проблема платежей существует и при взимании налогов с физических лиц: подоходного налога с физических лиц и налога с имущества физических лиц, - поскольку нет совершенной законодательной базы, что осложняет исчисление этих налогов и контроль за своевременной их уплатой.

     Следует учитывать, что между налогами и инфляцией существует многосторонняя связь, когда рост налогов, особенно косвенных, может усилить инфляцию, так как ведет к росту цен на потребительские товары. В результате инфляция обесценивает доходы не только населения, но и государства, что усиливает налоговое давление на население.

   Обобщая отмеченное, следует сделать вывод о том, что основными направлениями налоговой реформы являются:

- сокращение числа налогов путем их укрупнения и отмены некоторых налогов, не приносящих значительных поступлений;

- уменьшение количества льгот и исключение из общего режима налогообложения в основном редко используемых налоговых льгот;

- построение стабильной налоговой системы, обеспечивающей единство, непротиворечивость и неизменность в течение финансового года системы налогов и платежей при сохранении действующих ставок налогов в течение двух-трех лет;

- облегчение налогового бремени производителей продукции и недопущение двойного налогообложения путем четкого определения налогооблагаемой базы;

-   ослабление финансовых санкций.

   Таким образом, следует отметить, что налоговая политика является важнейшим инструментом государства по стимулированию развития экономики и социального прогресса в стране. Совершенствование налоговой политики позволит эффективно и надежно решить практически все проблемы, мешающие Беларуси достойно развиваться.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Налоговая политика Республики Беларусь на начальной стадии своего становления приобрела преимущественно фискальный характер, выразившийся в чрезмерном изъятии доходов у налогоплательщиков и в неэффективных способах его осуществления. Это привело к увеличению налоговой нагрузки на приоритетные для республики трудоемкие отрасли национальной экономики.

Проведенный анализ показывает, что налоговая политика Республики Беларусь характеризуется, высокими налоговыми ставками и уровнем изъятий доходов, неравномерностью распределения налогового бремени, сужающей  налоговой базой.

Совершенствование налогов в разных государствах является непрерывным процессом, обусловленным изменениями экономических условий. [8] Стабильными остаются лишь налоговые традиции. Корректировке периодически подвергаются налогооблагаемая база, ставки налогов, льготы.

Разгосударствление собственности, снятие с государства обязательств по финансовому обеспечению отраслей национального хозяйства позволит освободить государственный бюджет от значительной доли расходов и уменьшить уровень централизации денежных средств. Поэтому первый этап реконструкции налоговой политики связывается с преобразованием собственности, развитием малого и среднего предпринимательства, воздействием на платежеспособный спрос и цены. Задача, в принципе, состоит в том, чтобы, во-первых, сформировать контингент реальных налогоплательщиков, получающих доход от предпринимательской деятельности и отдающих часть его на государственные нужды, во-вторых, создать условия расширения налоговой базы, в-третьих, усовершенствовать налоговый механизм таким образом, чтобы он обеспечивал полноту и своевременность перечислений платежей в бюджет, делал невыгодным уклонение от налогов Основной целью на этом этапе является воздействие налогового механизма на стабилизацию экономики.

Одновременно должны закладываться основы налогового стимулирования структурной перестройки экономики с привлечением отечественного и иностранного капитала для технического и технологического переоснащения производства.

Задачи подъема и развития приоритетных отраслей экономики на базе научно-технического прогресса, увеличения экспортного потенциала республики требуют переориентации на их решение всего хозяйственного механизма, и, прежде всего налоговой политики. Налоги по своей сущности должны выполнять не только фискальную функцию, но и оказывать регулирующее воздействие на инвестиционную активность, расширение малого и среднего бизнеса, оживление предпринимательской инициативы. [2, с. 215]

Помимо фискальных целей налоговая политика должна выполнять функции, регулирующие и стимулирующие развитие приоритетных для государства отраслей экономики и отдельных производств, а также выполнять роль важнейшего механизма непрямого государственного воздействия на товаропроизводителей в интересах всего общества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Лемешевский И. М. Микроэкономика (экономическая теория Ч. 2.). Учебное пособие для вузов. – Мн.: ООО «ФУАинформ», 2003. – 720 с.

2.Теория налогов: Учеб./ Н. Е. Заяц. Мн.: БГЭУ, 2002. – 220 с.

3.Кишкевич А. Д. Налоговое право Республики Беларусь. – Мн.: Тесей, 2002. – 304 с.

4.Киреева Е.Ф. Налоговые пространства: проблемы становления и развития БЭЖ ,2000 №1.

5.Киреева Е.Ф. Основные тенденции в развитии налоговой системы РБ ФУА. 2005 №9 - с.59

6.Киреева Е.Ф. Проблемы налоговой политики государств входящих в экономические союзы. БЭВС, 2004 №4 – с.119-125

7.Налоги в Республике Беларусь: Теория и практика в цифрах и комментариях. Под ред. Гюрджан В. А. – Мн.: ПЧУП «Светоч», 2002. – 256 с.

8.Киреева Е.Ф. Формирование налоговой пространства в условиях экономической интеграции. Мн. БГЭУ, 2002.

9.Национальный центр правовой информации Республики Беларусь
e-mail: portal@ncpi.gov.by

 

 

 

 

Защита1 СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ, ЕЕ ФУНКЦИИ И СТРУКТУРА

Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин, сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с налоговым законодательством, а также совокупность норм и правил, форм и методов, определяющих правомочие и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.

Экономическая и юридическая наука выделяют следующие общие характеристики налоговой системы:

- порядок установления и ввода в действие налогов;

- виды налогов или система налогов, классификация налогов в соответствии с национальной бюджетной классификацией;

- порядок распределения налогов между звеньями бюджетной системы;

- налоговые органы;

-права и обязанности налогоплательщиков;

- права и обязанности налоговых органов;

- ответственность участников налоговых отношений;

- защита прав и интересов налогоплательщиков;

- налоговое законодательство.

В налоговой системе выделяют следующие элементы:

1)субъект налога 

2)     носитель налога

3)     объект налога 

4)     источник налога

5)     единица обложения 

6)     ставка налога

В числе налоговых функций обычно выделяются: фискальная, регулирующая, распределительная, социальная, стимулирующая, контрольная.

Посредством фискальной функции системы налогообложения удовлетворяются общенациональные необходимые потребности.

Макроэкономическая  (регулирующая)  функция  -  это  роль  налогов  и налоговой политики в системе факторов регулирования  макроэкономических процессов, совокупного спроса и предложения, темпов  роста  и  занятости. 

 

Распределительная функция налоговой  системы  проявляется  в  сложном взаимодействии с ценами, доходами, процентом, динамикой курсов акций и т. д.

Социальная функция   налогов  проявляется   и   непосредственно  через механизмы налоговых льгот и  налоговых  ставок,  что  входит  во  внутренний механизм действия налога (НДС, налога на прибыль и т.д.).

Стимулирующая функция налоговой системы проявляется   через  специфические  формы  и  элементы налогового  механизма,  систему  льгот  и  поощрений,   запретительных   или ограничивающих ставок и другие инструменты налогового механизма и  налоговой  политики.

Контрольная функция обеспечивает воспроизводство налоговых отношений   государства и предприятий, реализацию и действенность силы   государственной   власти.

 

2

Главное назначение налогов - пополнять бюджет и обеспечивать выполнение функций государства.

Состав налогов можно классифицировать, объединив группы налогов по определенным признакам: объекту обложения, особенностям ставки, полноте прав соответствующих бюджетов в использовании поступающих налоговых сумм и др. группы по отношению к республиканскому и местным бюджетам, к финансовому состоянию как налогоплательщиков, так и государства.

Информация о работе Налоги и налоговая политика РБ