Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 13:51, курсовая работа
Цель курсовой работы: рассмотреть налоговую систему Республики Беларусь и определить направление ее совершенствования.
Задачи курсовой работы:
В общем рассмотреть налоги и налоговую систему;
охарактеризовать основные виды налогов;
проанализировать роль налоговой системы в регулировании экономики;
рассмотреть налоговую систему Республики Беларусь;
проанализировать налоги, уплачиваемые в Республике Беларусь;
определить основные направления совершенствования налоговой системы в Республике Беларусь.
Содержание:
1. Введение…………………………………………………….........................3
2. Налоговая система государства…………………………………………4
3. Функции и принципы налогообложения ……………………………...... 4
4. Виды налогов…………………………………………………………….11
5. Налоговое регулирование экономики, налоговый мультипликатор…15
6. Налоговая система и налоговое регулирование в Республике Беларус……………………………………………………………………18
7. Заключение…………………………………………………………….....23
8. Список литературы………………………………………………………25
Возникла
необходимость в создании самостоятельной
государственной структуры, обеспечивающей
не только сбор налогов в бюджет
и контроль за соблюдением законодательства
о налогах и предпринимательстве, но
и осуществляющей разработку методологической
базы по налогообложению и доведение ее
до сведения налогоплательщиков. Весной
1990 года такая структура появилась: в составе
Министерства финансов на базе инспекции
государственных доходов была образована
Главная государственная налоговая
инспекция при Министерстве финансов
БССР. В течение последующих 10 лет налоговая
служба республики неоднократно преобразовывалась:
это была и Главная государственная налоговая
инспекция при Кабинете Министров Республики
Беларусь, и Государственных налоговый
комитет Республики Беларусь. И, наконец,
Указом Президента РБ от 24.09.2001г. №516 «О
совершенствовании системы республиканских
органов государственного управления
и иных государственных организаций, подчиненных
Правительству Республики Беларусь»
Государственный налоговый комитет РБ
был преобразован в Министерство по налогам
и сборам Республики Беларусь.
В
РБ к числу государственных
Оценка роли налогов выступает важнейшим этапом научно-практических исследований, т. к. в налогообложении сталкиваются интересы государства и плательщика, каждый из которых по-разному оценивает роль налогов. Следовательно, в равной степени позитивной для обеих сторон налоговых правоотношений роль системы налогообложения быть не может. Особенно полярны интересы государства и плательщиков в условиях кризиса экономики и политики. В эти периоды представители исполнительной и законодательной власти должны особенно пристально следить за состоянием налогового регулирования и своевременно вносить необходимые коррективы, как в систему налогообложения, так и во все сферы производственных отношений.
Для оценки роли налогов в формировании доходов бюджета выявляются соотношения между суммой налоговых поступлений в бюджет, суммой нескольких налогов, сгруппированных по определённым классификационным признакам, и, наконец, суммами отдельных налогов, с одной стороны, и общей величиной бюджетных доходов, с другой. Наибольший удельный вес той или иной налоговой группы, вида налога позволяет судить об их значительной роли в формировании доходов бюджета. Этот анализ проводится в динамике, в сопоставимых ценах, что позволяет определить значение налогообложения в проведении стабилизации бюджетной политики, выявить роль налогов в решении социальных задач.
Применяемая
в республике налоговая система
имеет общепризнанный набор налоговых
платежей, используемых в европейских
странах и в странах СНГ, однако
активное участие Беларуси в региональных
экономических группировках и, в частности,
в Евразийском экономическом сообществе
вызывает необходимость реформирования
национальной налоговой системы.
Формирование равной налоговой нагрузки в пределах объединенной экономики является базовым условием формирования единого налогового пространства, обеспечивающим свободу движения товаров, труда и капитала и создающим равные условия развития национальных экономик.[7,c.36]
Основное направление совершенствования налоговой системы республики и приближения ее к уровню налогообложения на территории единого экономического пространства – снижение налоговой нагрузки.
Несмотря на то, что определенные подвижки в области отчислений в бюджетные фонды происходят, проблема их существования в налоговой системе республики остается по-прежнему острой. Введение целевых фондов не должно идти вразрез с общей налоговой политикой налоговой гармонизации. Для этого необходимо проводить развернутую оценку влияния на экономические процессы каждого платежа, последствий их ведения и применения как на национальной территории, так и в региональном союзе в целом. Появляется объективная необходимость регулирования правовых отношений, возникающих при установлении, изменении, отмене различных платежей, применении льгот и санкций. Также должна быть определена программа, предусматривающая наряду с налоговой политикой политику поэтапной отмены целевых платежей.[8,c.24]
Поэтому
упорядочение бюджетных отношений
в части функционирования государственных
целевых фондов является первоочередной
задачей налогового законодательства,
позволяющей снизит общую нагрузку
на налогоплательщика во всех отраслях
экономики, выровнять базы налогообложения
и ускорить процесс унификации налоговой
системы в рамках проводимой политики
налоговой гармонизации.
Один из вариантов налогового реформирования предполагает:
Предложенные изменения отразятся следующим образом на структуре налоговых платежей и общей величине налоговой нагрузки:
Уровень изъятия и отчислений в условиях действующей налоговой системы и предлагаемого варианта реформирования
Таблица 1.
показатели | в % к ВВП при действующей налоговой системе | в % к ВВП при варианте реформирования | отклонение |
НДС |
8,5 | 5,4 | -3,1 |
Акцизы |
2,3 | 2,0 | -0,3 |
Отчисления в целевые фонды | 6,5 | - | -6,5 |
ФСЗ |
11,4 | 8,3 | -3,1 |
Налог на прибыль |
4,0 | 4,2 | +0,2 |
Подоходный налог |
3,4 | 3,5 | +0,1 |
Прочие |
3,6 | 5,0 | +1,4 |
Общая сумма всех платежей | 39,7 | 28,4 | -11,3 |
[9,с.35]
Основной целью корректировок налоговой системы является достижение баланса интересов государства (по сбору налогов) и бизнеса (по возможностям экономического развития). [10,с.6]
Таким образом, в качестве основных направлений реформирования налоговой системы можно предложить поэтапное решение наиболее актуальных для реального сектора экономики задач:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Изучив состояние современной системы налогообложения в Республике Беларусь, можно сделать определенные выводы.
Налоги - необходимое звено экономических отношений в обществе. Они являются основным источником доходной части бюджетов всех уровней и эффективным инструментом государственного регулировании социально-экономических отношений.
Хозяйствующие субъекты уплачивают в бюджет и во внебюджетные фонды более двадцати видов налогов и сборов, которые в комплексе позволяют наиболее полно учесть платежеспособность налогоплательщиков, разнообразие форм их доходов, соблюсти принципы равенства и справедливости и эффективно регулировать потребления и накопления.
Для Республики Беларусь в связи со становлением налоговой системы особое значение приобретает принцип разумного сочетания ее гибкости со стабильностью, обеспечивающий адекватность налогов меняющейся экономической ситуации и одновременно создающий гарантию постоянства налоговой нагрузки в течение длительного времени.
Главные недостатки налоговой системы РБ можно свести к следующим:
Вместе с тем серьезным недостатком налоговой системы является рассредоточение элементов ее нормативно-правовой регламентации по многочисленным законам и подзаконным актам, что вызывает вполне справедливые нарекания у налогоплательщиков. Ситуация еще более усугубляется недостаточной конкретизацией отдельных норм налогового законодательства и противоречивостью их интерпретации.
Тем
не менее, налоговая система Республики
Беларусь от начала своего становления
достигла сравнимо лучших результатов
в уровне налоговой нагрузки и организации
всего процесса налогообложения.
Список литературы.