Налоги и налогообложение

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 13:51, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: рассмотреть налоговую систему Республики Беларусь и определить направление ее совершенствования.

Задачи курсовой работы:
В общем рассмотреть налоги и налоговую систему;
охарактеризовать основные виды налогов;
проанализировать роль налоговой системы в регулировании экономики;
рассмотреть налоговую систему Республики Беларусь;
проанализировать налоги, уплачиваемые в Республике Беларусь;
определить основные направления совершенствования налоговой системы в Республике Беларусь.

Содержание

Содержание:
1. Введение…………………………………………………….........................3
2. Налоговая система государства…………………………………………4
3. Функции и принципы налогообложения ……………………………...... 4
4. Виды налогов…………………………………………………………….11
5. Налоговое регулирование экономики, налоговый мультипликатор…15
6. Налоговая система и налоговое регулирование в Республике Беларус……………………………………………………………………18
7. Заключение…………………………………………………………….....23
8. Список литературы………………………………………………………25

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 130.50 Кб (Скачать)

     Возникла  необходимость в создании самостоятельной  государственной структуры, обеспечивающей не только сбор налогов  в бюджет и контроль за соблюдением законодательства о налогах  и предпринимательстве, но и осуществляющей разработку методологической базы по налогообложению и доведение ее до сведения налогоплательщиков. Весной 1990 года такая структура появилась: в составе Министерства финансов на базе инспекции государственных доходов была образована Главная государственная  налоговая инспекция при Министерстве финансов  БССР. В течение последующих 10 лет  налоговая служба республики неоднократно преобразовывалась: это была и Главная государственная налоговая инспекция при Кабинете Министров Республики Беларусь, и Государственных налоговый комитет Республики Беларусь. И, наконец, Указом Президента РБ от 24.09.2001г. №516 «О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления  и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь»  Государственный налоговый комитет РБ был преобразован в Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь.  

     В РБ к числу государственных органов,  осуществляющих налоговое администрирование, относятся также  таможенные и иные государственные органы, обладающие  полномочиями налоговых органов (например, органы Комитета  государственного контроля РБ).

         Оценка роли налогов выступает важнейшим этапом научно-практических исследований, т. к. в налогообложении сталкиваются интересы государства и плательщика, каждый из которых по-разному оценивает роль налогов. Следовательно, в равной степени позитивной для обеих сторон налоговых правоотношений роль системы налогообложения быть не может. Особенно полярны интересы государства и плательщиков в условиях кризиса экономики и политики. В эти периоды представители исполнительной и законодательной власти должны особенно пристально следить за состоянием налогового регулирования и своевременно вносить необходимые коррективы, как в систему налогообложения, так и во все сферы производственных отношений.

            Для оценки роли налогов в формировании доходов бюджета выявляются соотношения между суммой налоговых поступлений в бюджет, суммой нескольких налогов, сгруппированных по определённым классификационным признакам, и, наконец, суммами отдельных налогов, с одной стороны, и общей величиной бюджетных доходов, с другой. Наибольший удельный вес той или иной налоговой группы, вида налога позволяет судить об их значительной роли в формировании доходов бюджета. Этот анализ проводится в динамике, в сопоставимых ценах, что позволяет определить значение налогообложения в проведении стабилизации бюджетной политики, выявить роль налогов в решении социальных задач.

     Применяемая в республике налоговая  система  имеет общепризнанный набор  налоговых  платежей, используемых в европейских  странах и в странах СНГ, однако  активное участие Беларуси в региональных экономических группировках и, в частности, в  Евразийском экономическом сообществе  вызывает необходимость реформирования  национальной налоговой системы.  

     Формирование  равной  налоговой нагрузки в  пределах объединенной экономики является базовым условием формирования единого налогового пространства, обеспечивающим  свободу движения товаров, труда и капитала и создающим равные условия развития национальных экономик.[7,c.36]

     Основное  направление совершенствования  налоговой  системы республики и  приближения ее к уровню налогообложения на территории единого экономического  пространства – снижение налоговой нагрузки.

     Несмотря  на то, что определенные подвижки в  области отчислений в бюджетные  фонды происходят, проблема их существования  в налоговой системе республики остается по-прежнему острой. Введение целевых фондов  не должно идти вразрез с общей налоговой политикой налоговой гармонизации. Для этого необходимо проводить развернутую оценку влияния на экономические процессы  каждого платежа,  последствий их ведения и применения как на  национальной территории, так и в региональном союзе в целом. Появляется объективная необходимость регулирования правовых отношений, возникающих при установлении, изменении, отмене различных платежей,  применении льгот и санкций. Также должна быть определена  программа, предусматривающая наряду с налоговой  политикой политику поэтапной отмены целевых платежей.[8,c.24]

     Поэтому упорядочение бюджетных  отношений  в части функционирования государственных  целевых  фондов является первоочередной задачей налогового законодательства, позволяющей снизит общую  нагрузку на налогоплательщика во всех отраслях экономики,  выровнять базы налогообложения и ускорить процесс унификации налоговой системы в рамках проводимой политики  налоговой гармонизации. 
 
 
 
 

     Один из вариантов налогового реформирования предполагает:

  • Переход на единую ставку изъятия налога на добавленную стоимость в размере 18% по всем видам налогооблагаемых оборотов с учетом полного возмещения сумм налога  по нулевой ставке,
  • Сокращение отдельных  видов ставок акцизов (на сырую нефть, автомобильные бензины и дизельное топливо) в соответствии с аналогами в Российской Федерации,
  • Полную отмену отчислений от выручки в целевые фонды и единого платежа от фонда оплаты труда,
  • Снижение ставки взносов на социальную защиту до 26.[9,c.35]

     Предложенные  изменения отразятся следующим  образом на структуре налоговых  платежей и общей величине налоговой  нагрузки:

     Уровень изъятия и отчислений в условиях действующей налоговой системы  и предлагаемого варианта реформирования

     Таблица 1.

показатели в % к ВВП при  действующей налоговой системе в % к ВВП при  варианте реформирования отклонение
 
НДС
8,5 5,4 -3,1
 
Акцизы
2,3 2,0 -0,3
Отчисления  в целевые фонды 6,5 - -6,5
 
ФСЗ
11,4 8,3 -3,1
 
Налог на прибыль
4,0 4,2 +0,2
 
  Подоходный налог
3,4 3,5 +0,1
 
Прочие
3,6 5,0 +1,4
Общая сумма всех платежей 39,7 28,4 -11,3

     [9,с.35]

     Основной  целью корректировок налоговой  системы является достижение баланса  интересов государства (по сбору  налогов) и бизнеса (по возможностям экономического развития). [10,с.6]

     Таким образом, в качестве основных направлений  реформирования  налоговой системы  можно предложить поэтапное решение  наиболее  актуальных для реального  сектора экономики задач:

    • Сокращение до минимума, а в последствии и отмена налогов, уплачиваемых из выручки,
    • Снижение налогового бремени на фонд оплаты труда,
    • уменьшение количества платежей за счет объединения сходных или отмены мелких налогов и сборов с высокими издержками на их  администрирование,
    • снижение ставок некоторых видов налогов по мере расширения базы  налогообложения,
    •   расширить меры по налоговому стимулированию инвестиционного процесса и преимущественного направления предприятиями средств на развитие, совершенствование и расширение производства, развитие малого бизнеса, поддержку аграрного сектора;
    • максимальное упрощение налогообложения индивидуальных предпринимателей.[11,c.32]
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 

     Изучив  состояние современной системы  налогообложения в Республике Беларусь, можно сделать определенные выводы.

          Налоги -  необходимое звено  экономических  отношений в обществе. Они являются основным источником  доходной части бюджетов всех уровней и эффективным  инструментом государственного регулировании социально-экономических отношений.

          Хозяйствующие субъекты  уплачивают в бюджет и во внебюджетные фонды более двадцати видов налогов и сборов, которые в комплексе позволяют наиболее полно учесть платежеспособность налогоплательщиков, разнообразие форм их доходов, соблюсти принципы равенства и справедливости и эффективно регулировать потребления и накопления.

     Для Республики Беларусь в связи со становлением налоговой системы особое значение  приобретает принцип  разумного  сочетания ее гибкости со стабильностью, обеспечивающий адекватность налогов  меняющейся экономической ситуации и одновременно  создающий гарантию постоянства налоговой нагрузки в течение длительного времени.

     Главные недостатки налоговой системы РБ  можно свести к следующим:

  • практикуется многократное обложение разными налогами одной и той же базы,
  • налоговая система перегружена  большим количеством налогов и платежей,
  • доминирование косвенных налогов по сравнению с прямыми,
  • непонятная и сложная для большинства людей система налогообложения,
  • роль налоговой инспекции сужена до наложения штрафных санкций вместо активной профилактики налоговых нарушений.
 

     Вместе  с тем серьезным недостатком  налоговой системы является рассредоточение  элементов ее нормативно-правовой регламентации  по многочисленным законам и подзаконным  актам, что вызывает вполне справедливые нарекания у налогоплательщиков. Ситуация еще более усугубляется недостаточной конкретизацией отдельных норм  налогового законодательства  и противоречивостью их интерпретации.

     Тем не менее, налоговая система Республики Беларусь от начала своего становления достигла сравнимо лучших результатов в уровне налоговой нагрузки и организации всего процесса налогообложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы.

  1. Пушкарёва В. М. История финансовой мысли и политика налогов: Учеб. пособие.  М.: Инфра-М., 1996. 236 с.
  2. Герасименко В. П. Пути совершенствования налоговой системы, вытекающие из текущей налоговой ситуации и существующего опыта // Гомель, 2000. с. 140-143
  3. Налоги и сборы, уплачиваемые в бюджет и в государственные бюджетные фоны Республики Беларусь в 2005 году – Управление налогообложения   организаций   ИМНС   по   Гродненской области, 2005.
  4. О бюджете Республики Беларусь на 2005 год // Рэспублiка Дзелавая, декабрь 2004.
  5. Zubolom.ru
  6. Змачинская Г.Н.  Правовые акты в сфере налогообложения. Общие положения и специфика/Г.Н. Змачинская, А.В. Козляков – Мн.: ИЧУП «Бухгалтерская газета», 2002. – 64с.
  7. Полежаев В.А. О развитии модели налогообложения // Финансы – 2004 -№9, с.36-39.
  8. Налоги: Учебник/ Н.Е.Заяц, М.К.Фисенко, Т.И.Василеская и др.; Под общ.ред. Н.Е.Заяц, Т.И.Василевской. – Мн.: БГЭУ,2000. – 368с.
  9. Киреева Е. Пути реформирования национальной налоговой системы в условиях вхождения в региональные экономические союзы // Финансы, учет, аудит, - №5 – 2004. с. 32-36.
  10. Изменения и дополнения, внесенные в законодательство РБ по вопросам налогообложения в 2004 году - Управление налогообложения   организаций   ИМНС , 2004.
  11. Винокурова Т.П. Оценка фискального климата в налогообложении в РБ // Бухгалтерский учет  и анализ – 2004 - №12, с.31-33.
 
 
  1. Аронов  А.В., Кашин В.А. Налоги и налогообложение: Учеб.пособие. – М.: Экономистъ, 2004, - 560с.
  2. Налоговый кодекс Республики Беларусь, Минск, 2010, -с.590.
  3. Налоги и их применение в финансово-экономических расчётах, ценообразовании (теория и практика). Минск, 2005, -с.567.
  4. Налоговый кодекс Республики Беларусь общая часть, Минск, 2003,-с.108.
  5. Сушкова Т. Особенности налогообложения в 2005 году // Финансовый директор – 2005 - №1, с.21-30.

Информация о работе Налоги и налогообложение