Налоги и налогообложение

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 13:51, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: рассмотреть налоговую систему Республики Беларусь и определить направление ее совершенствования.

Задачи курсовой работы:
В общем рассмотреть налоги и налоговую систему;
охарактеризовать основные виды налогов;
проанализировать роль налоговой системы в регулировании экономики;
рассмотреть налоговую систему Республики Беларусь;
проанализировать налоги, уплачиваемые в Республике Беларусь;
определить основные направления совершенствования налоговой системы в Республике Беларусь.

Содержание

Содержание:
1. Введение…………………………………………………….........................3
2. Налоговая система государства…………………………………………4
3. Функции и принципы налогообложения ……………………………...... 4
4. Виды налогов…………………………………………………………….11
5. Налоговое регулирование экономики, налоговый мультипликатор…15
6. Налоговая система и налоговое регулирование в Республике Беларус……………………………………………………………………18
7. Заключение…………………………………………………………….....23
8. Список литературы………………………………………………………25

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 130.50 Кб (Скачать)

Налоговые системы, построенные и функционирующие  на основе вышеназванных принципов, способны стать мощным стимулом развития экономики. Налоговая система Республики Беларусь также строится на общих для всех налоговых систем принципах с учетом экономических и политических особенностей, однако на практике они не всегда функционируют. В первую очередь это касается принципа максимального учёта интересов и возможностей плательщиков: процесс исчисления и уплаты налогов в республике нельзя назвать простым, что связано с огромным количеством законов и подзаконных актов, регулирующих вопросы налогообложения. 
 
 
 
 
 

    1. Виды налогов
 

     Множество объектов налогообложения требует  классификации налогов по различным  признакам. Основными классификационными признаками являются:

  1. в зависимости от каналов поступления различают:
  2.      
  3. республиканские или общегосударственные налоги (взимаются центральным правительством на основании государственного законодательства РБ и направляются в государственный бюджет), к которым относятся:

     налог на добавленную стоимость;

     акцизы (для подакцизных товаров);

     налог на прибыль;

     налоги  на доходы;

     подоходный  налог с физических лиц;

     экологический налог;

     налоги  с пользователей природных ресурсов;

     налоги  на имущество;

     земельный налог;

     дорожные  налоги и сборы;

     таможенная  пошлина и таможенные сборы;

     гербовый  сбор;

     оффшорный сбор;

     консульский сбор;

     экологический сбор за проезд автотранспортных средств по территориям национальных парков и заповедников;

     государственная пошлина;

     регистрационные и лицензионные сборы;

     патентные пошлины. [3,c.38] 

     

  •   местные или региональные налоги (взимаются местными органами управления на соответствующей территории и поступают в местный бюджет), к которым относятся:
  •      налог с розничных продаж;

         налог за услуги;

         налог на рекламу;

         сборы с пользователей.

    1. по видам плательщиков:
    2.      
    3.  взимаемые  с юридических лиц,
    4.      
    5.  взимаемые  с физических лиц.
    6. по способу изъятия:
    7.      
    8.   прямые – направлены на имущественные объекты или доходы юридических и физических лиц, к которым относятся:
    9.      
    10.   реальные – взимаются с отдельных видов имущества налогоплательщиков на основе перечня, учитывающего среднюю, а не действительную доходность налогоплательщика. К ним относятся:
    • земельный налог,
    • налог с объектов строений,
    • налог с владельцев транспортных средств,
    • сельскохозяйственный налог.
    •      
    • личные – это налоги на доход или имущество физических и юридических лиц, взимаемые с источников дохода или по декларации, при исчислении которых принимается во внимание финансовое положение налогоплательщика. К ним относятся:
    • подоходный налог с населения,
    • налог на прибыль предприятий,
    • налог на прибыль  иностранных юридических лиц от деятельности на территории РБ,
    • налог на доходы.
    •      
    •   косвенные – это платежи, включаемые в цену товара. К ним относятся:
    •      
    • акциз – налог с оборота, взимаемый со  стоимости товаров массового производства,
    •      
    •  налог на добавленную стоимость, который является частью вновь созданной стоимости,
    •      
    • таможенная пошлина – косвенный налоги на импортные или экспортные товары, поступающие в доход бюджета государства.
    1. по объекту обложения:

         

  •  платежи, уплачиваемые из выручки от реализации:
    • НДС,
    • Акцизы,
    • Платежи по общему нормативу 3,9% (сельскохозяйственный сбор, отчисление в жилищно-инвестиционный фонд),
    • Налог на продажу в розничной торговле,
    • Налог с продаж автомобильного топлива,
    • Таможенные сборы.
    •      
    •  платежи, включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг:
    • единый платеж от фонда оплаты труда,
    • отчисления в Фонд социальной защиты населения,
    • платежи за землю,
    • экологический налог,
    • отчисления в центральные инновационные фонды,
    • сбор на содержание и размещение отходов,
    • государственная пошлина. 
    •      
    •  
    •      
    •  
    •      
    •  
    •      
    •  
    •      
    •      
    •   платежи, уплачиваемые  из прибыли:
    • налог на недвижимость,
    • налог на доходы,
    • налог на прибыль,
    • транспортный сбор,
    • сбор на содержание и развитие инфраструктуры города.
    •      
    •   сборы, относимые  юридическими лицами  на финансовый  результат:
    • оффшорный сбор – объектом налогообложения является перечисление денежных средств резидентом РБ нерезиденту, зарегистрированному в оффшорной зоне.[4,с.12] 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    1. Налоговое регулирование экономики, налоговый мультипликатор.
     

                  При изменении правительственных расходов получается мультипликативный (множительный) эффект - цепочка вторичных, третичных и т.п. потребительских расходов (безработный, получив от государства пособие, купил хлеб - фермер купил сапоги и т.п.), которые влекут за собой увеличение национального продукта. Мультипликатор государственных расходов показывает прирост ВНП в результате приращения государственных расходов на единицу:

    Мyg = ΔВНП / ΔG  
    ΔВНП = Мyg х ΔG

                 Чем выше значение мультипликатора государственных расходов, тем более мощным средством регулирования национальной экономики является дискреционная фискальная политика.

                   Налоговый мультипликатор выражает  степень изменения совокупного  спроса в зависимости от величины  налога. Отразим принцип действия налогового мультипликатора на рис.1.[5] 
     

    AE                                                  AE=Nl

                                                        

                                                          (C+l)1+G+N1

    AE1

                                               (C+l)2+G+N2

                                                

    AE2

                         Nl2                Nl1                            Nl 

    Принцип действия налогового мультипликатора, рис.1. 

                    Горизонтальная ось показывает объем национального дохода (Nl). а вертикальная - величину совокупных расходов (АЕ). Биссектриса указывает на равенство совокупных расходов и национального дохода, а две остальные наклонные сплошные линии - на уровни расходов в экономике. Увеличение налога вызывает, в первую очередь, сокращение потребления и инвестиций, а вместе с ними и совокупных расходов.

                   Как мы видим на рис.1, небольшое уменьшение совокупных доходов, вызванное усилением налогообложения (oi (C+l)i+G+Kx до (C+1)2+G+Nx), вызывает большее сокращение как совокупных расходов (с ЛЕ, до АЕ?). гак и национального дохода (с Nli до Nl2).

                 Подобно государственным расходам, налоги также приводят к мультипликативному эффекту. Так, при проведении политики сдерживания увеличение налогов делает неизбежным спад национального продукта. Но уменьшение потребления, совокупного спроса и ВНП произойдет на величину меньшую, чем увеличение налогов. Дело в том, что располагаемый доход складывается, как известно, из двух элементов - потребления и сбережения. А потому снижение потребления зависит от предельной склонности к потреблению. Например, если МРС = 3/4, то увеличение налогов на 20 млрд. руб. приведет к сокращению потребления (совокупного спроса, ВНП) на 15 млрд. руб.

                 Таким образом, налоговый мультипликатор зависит от МРС, а значит, для того, чтобы прогнозировать последствия увеличения налогов (сокращения совокупного спроса), необходимо умножить прирост налоговых поступлений на МРС и взять результат со знаком минус (-20 млрд. руб. х 3/4= -15 млрд. руб.).

         
     
     
     

         Как видим, налоги оказывают менее сильное воздействие на совокупный спрос, чем государственные расходы. Причина: госзакупки - целая составляющая совокупных расходов (С+I+G). И если они возрастают на 20 млрд. руб., то график совокупных расходов сдвигается вверх на полные 20 млрд. руб. Налоги же воздействуют на совокупные расходы косвенно (они непосредственное влияют лишь на располагаемый доход, а его влияние на изменение потребления и совокупного спроса зависит от МРС). Если увеличиваются налоги, то в соответствии с основным психологически законом Кейнса сокращается не только (и даже не столько) потребление, сколько сбережение (отказ от сбережений, проедание их).

                Если налоги возрастают на 20 млрд. руб., то совокупные расходы сокращаются при МРС=3/4 на 15 млрд. руб. И при Мyg = 2 ВНП снижается на 30 млрд. руб. Для компенсации этого негативного эффекта необходимо увеличение государственных закупок всего на 30/2 = 15 млрд. руб. Но если одновременно и налоги, и государственные закупки увеличиваются на одинаковую величину (20 млрд. руб.), то в соответствии с так называемым мультипликатором сбалансированного бюджета ВНП возрастет.

      
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    1. Налоговая система и налоговое  регулирование в  Республике Беларусь.

               Одно из важнейших  условий стабилизации финансовой системы любого государства – это обеспечение устойчивого сбора  налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков. Уплата налогов оказывает мощное регулирующее воздействие на жизнь общества.

             В начале рыночных преобразований в Республике Беларусь отсутствовали традиции рыночного хозяйствования, в том числе и в области налогообложения.  Большинство государственных контролирующих органов  и налогоплательщиков оказалось не готовым к принципиально новой экономической  ситуации.  Прежде платежи в бюджет осуществлялись автоматически  и граждане считали, что перечисление налогов в бюджет – обязанность, скорее, самого государства. [6,c.49]

    Информация о работе Налоги и налогообложение