Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 13:51, курсовая работа
Цель курсовой работы: рассмотреть налоговую систему Республики Беларусь и определить направление ее совершенствования.
Задачи курсовой работы:
В общем рассмотреть налоги и налоговую систему;
охарактеризовать основные виды налогов;
проанализировать роль налоговой системы в регулировании экономики;
рассмотреть налоговую систему Республики Беларусь;
проанализировать налоги, уплачиваемые в Республике Беларусь;
определить основные направления совершенствования налоговой системы в Республике Беларусь.
Содержание:
1. Введение…………………………………………………….........................3
2. Налоговая система государства…………………………………………4
3. Функции и принципы налогообложения ……………………………...... 4
4. Виды налогов…………………………………………………………….11
5. Налоговое регулирование экономики, налоговый мультипликатор…15
6. Налоговая система и налоговое регулирование в Республике Беларус……………………………………………………………………18
7. Заключение…………………………………………………………….....23
8. Список литературы………………………………………………………25
ВВЕДЕНИЕ
Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов.
При переходе к рыночной экономике возникло множеством проблем, которые необходимо решать. Одна из самых острых проблем нашей экономики – это нехватка финансовых ресурсов. Сейчас наиболее приемлемым способом решения данной проблемы может быть налоговое регулирование – система особых мероприятий в области налогообложения, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой концепцией экономического роста.
Актуальность данной темы обусловлена существованием многочисленных проблем, связанных с взиманием налогов.
Цель курсовой работы: рассмотреть налоговую систему Республики Беларусь и определить направление ее совершенствования.
Задачи курсовой работы:
1.1 Функции
и принципы налогообложения.
Налоговая система - совокупность взаимосвязанных налогов, взимаемых в стране, а также форм и методов налогообложения, сбора и использования налоговых поступлений.
Налоги
в их сущности и содержании на практике
предстают в виде многообразных
форм с множеством национальных особенностей,
которые в совокупности образуют
налоговые системы различных стран. По
набору налогов, их структуре, способам
взимания, ставкам, фискальным полномочиям
различных уровней власти, налоговой базе,
сфере действия, льготам эти системы существенно
отличаются друг от друга и кажутся на
первый взгляд несравнимыми. Однако при
более тщательном анализе можно выявить
две главные общие черты: 1) постоянный
конкретный поиск путей увеличения налоговых
доходов государства; 2) построение налоговых
систем на базе общепринятых принципов
экономической теории о равенстве, справедливости
и эффективности налогообложения. Первая
из них реализуется в форме широкомасштабных
или частичных налоговых реформ, введением
новых налогов, изменением налоговой базы,
соотношением различных видов налогов
и т.п. Вторая черта выражается в том, что
принципы построения налоговых систем
в целом не однозначны и во многом зависят
от приверженности правительства той
или иной экономической теории. Тем не
менее, эти принципы носят всеобщий характер,
хотя и имеют в разных странах отличительные
черты, связанные с различной трактовкой
некоторых понятий и положений.
Различия в налогах зависят от характера облагаемых доходов и расходов. Природа этих доходов и расходов лежит в основе классификации налогов. Налоги могут взиматься: 1) на рынке товаров или факторов производства (труда, земли и капитала); 2) с продавцов или покупателей товаров; 3) с домашних хозяйств или компаний; 4) с источника дохода или со статьи расходов.
Налоги в развитых странах (за редким исключением) принимают под разными названиями следующие основные формы: подоходный налог с физических лиц, подоходный налог с организаций, налог на добавленную стоимость, налог с оборота, взносы в фонды социального страхования, особые виды налогов на потребление.
Налоги подразделяются на личные и реальные. Личные налоги учитывают финансовое положение плательщика и его платёжеспособность, реальные подвергают обложению деятельность или товары (как вещи), т.е. продажу, покупку или владение имуществом (собственностью), независимо от индивидуальных финансовых обстоятельств плательщика.
На практике часто проводят различие также между прямыми и косвенными налогами (или налогами на потребление). Хотя такое подразделение во многом носит условный характер, предполагается, что прямые налоги взимаются непосредственно с получателей доходов - физических лиц и организаций, косвенные - в процессе движения доходов или оборота товаров и предназначены для переложения на конечных носителей налогового бремени. Однако различия между прямыми и косвенными налогами не всегда совпадают с различиями между личными и реальными налогами. Так, налог, приходящийся на лиц наёмного труда, в общем налоге с фонда заработной платы может рассматриваться как прямой налог, но это не личный налог, так как здесь не учитывается индивидуальная платёжеспособность плательщика. Подобным же образом поимущественный налог на жилище является прямым по форме, но реальным по существу, так как взимается с владения как такового.
Налоговые системы развитых стран складывались под воздействием разных экономических, политических и социальных условий. Естественно, они не оптимальны, что дало повод экономистам и социологам разработать ряд требований для создания оптимальной системы. Наиболее важные среди них следующие:
- распределение налогового бремени должно быть равным, или, иными словами, каждый должен вносить свою "справедливую долю" в государственные доходы;
- налоги должны по возможности не оказывать влияния на принятие различными лицами экономических решений, или такое влияние должно быть минимальным (принцип нейтральности налогообложения);
- при использовании налоговой политики для достижения социально-экономических целей необходимо свести к минимуму нарушение принципа равенства и справедливости налогообложения;
- налоговая структура должна способствовать использованию налоговой политики в целях стабилизации и экономического роста;
- налоговая система должна быть справедливой, не допускать произвольного толкования, быть понятной плательщикам;
- административные издержки по управлению налогами и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.
Эти требования могут быть использованы в качестве основных критериев для оценки качества налогов страны.
Общие принципы построения налоговых систем находят конкретное выражение в общих элементах налогов, которые включают субъект, объект, источник, единицу обложения, ставку, льготы и налоговый оклад.
Субъекты налога выступают либо в виде плательщика (физические и юридические лица), несущего юридическую ответственность за уплату налога, либо в виде носителя налога или конечного плательщика, который формально не несёт юридической ответственности, но является фактическим плательщиком через законодательно установленную систему переложения налога.
Объектом, или предметом, налогообложения выступают различные виды доходов (по купле-продаже товаров и услуг), а также различные формы накопленного богатства или имущества. Предмет обложения неразрывно связан с источником налога - национальным доходом, так как все предметы обложения представляют собой ту или иную форму реализации национального дохода. Одновременно отдельные формы этого дохода (заработная плата, прибыль, процент, рента) имеют самостоятельное значение, и поэтому предмет обложения и источник налога не всегда совпадают.
Единица обложения зависит от предмета обложения и может выступать как в денежной, так и в натуральной форме. С точки зрения равенства и справедливости распределения налогового бремени вопрос о единице обложения представляет одну из наиболее трудных проблем налогообложения. Существует множество подходов к её решению.
Принцип равенства и справедливости распределения
налогового бремени, составляющий основу
современной системы налогообложения,
лежит в основе построения налоговых ставок,
или величины налога на единицу обложения.
В зависимости от конкретного преломления
этого принципа и характера предмета обложения
налоговые ставки могут быть твёрдыми
(абсолютная сумма с объекта обложения)
или процентными (как доля его стоимости).
В свою очередь процентные ставки могут
быть пропорциональными и прогрессивными.
Пропорциональные ставки построены по
принципу единого процента, взимаемого
с предмета обложения.
Прогрессивные же ставки построены по принципу роста процента с увеличением стоимости объекта обложения и образуют шкалу ставок с простой или сложной прогрессией. Простая прогрессия предполагает рост налоговой ставки по отношению ко всему объекту обложения, а сложная - деление объекта на части, каждая последующая из которых облагается повышенной ставкой.
Принципы построения налоговой системы, предложенные А. Смитом в XVIII в. в сочинении «Исследование о природе и причинах богатства народов» сохранили свою актуальность и поныне. А. Смит выделял следующие принципы:
- равномерности, т.е. материальное участие граждан в обеспечении правительства должно быть соразмерно их доходам;
- определенности, предполагающий, чтобы сумма, способ и время платежа были совершенно точно заранее известны плательщику;
- удобства, т.е. налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наиболее удобны плательщику. Для реализации этого принципа государству необходимо упростить акт уплаты налога;
- экономности, т.е. расходы по сбору налогов должны быть минимальными.
За более чем двухсотлетнее развитие общества система принципов А.Смита претерпела определённые изменения. В настоящее время на практике в цивилизованных, экономически развитых странах реально воплощены четыре следующих экономических принципа налогообложения [1, с.287]:
1) справедливости;
2) соразмерности;
3) максимального учёта интересов и возможностей плательщиков;
4)
экономичности (эффективности).
Согласно принципу справедливости, каждый подданный государства обязан принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям. Государственные налоги и расходы должны влиять на распределение доходов, возлагая бремя на одних людей и предоставляя привилегии другим. Различают два основных аспекта этого принципа: горизонтальный и вертикальный.
Принцип горизонтальной справедливости
предполагает, что плательщики, находящиеся
в равном экономическом положении, должны
находиться и в равной налоговой позиции,
то есть каждый должен выплачивать налог
одинаковой величины (принцип платёжеспособности).
По словам
Н. И. Тургенева: "Налоги должны быть
распределяемы между всеми гражданами
в одинаковой соразмерности; пожертвования
каждого на пользу общую должны соответствовать
силам его, то есть его доходу" [2, с. 291].
Согласно принципу вертикальной справедливости, лица, которые находятся в неравном положении, должны находиться в неравной налоговой позиции (принцип выгод).
Справедливая система налогообложения - идеальная мечта любого государства и общества, которую пока не достигла ни одна страна мира, и являющаяся перспективным направлением развития налогообложения.
Принцип соразмерности заключается в соотношении наполняемости бюджета и неблагоприятных для плательщиков последствий налогообложения. Данный принцип можно сформулировать как принцип сбалансированности интересов плательщиков и государственной казны. Главная задача государства – установление на основе экономически обоснованных предложений такого режима налогообложения, который бы не подавлял экономическую активность плательщика и в то же время обеспечивал необходимый уровень налоговых поступлений в бюджет, а также определение налогового предела, перераспределяемого через бюджетную систему, сдвиг которого порождает противоречивые ситуации, проявлениями которых являются политические конфликты, неподчинение плательщиков властям, развитие теневой экономики, бегство капитала, массовое уклонение от налогов и др.
Принцип
максимального учёта интересов
и возможностей плательщиков является
одним из важнейших принципов
и характеризуется
Принцип экономичности называют также принципом эффективности, так как по сути он означает, что суммы сборов по каждому отдельному налогу должны превышать затраты на его сбор и обслуживание. Таким образом, при введении налога и его ставок следует учитывать базу обложения этим налогом и объёмы от его взимания с целью сравнения доходов от него с расходами на его обслуживание. В качестве критерия иногда рассматривается десятикратное превышение доходов от налога над расходами по его сбору.