Налоги и государство. Налоговая система в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 11:41, реферат

Описание работы

Налоги являются самым эффективным и распространенным средством влияния государства на своих граждан. Формирование налоговой системы неразрывно связано с эволюцией человеческого общества. Появление налогов как экономического явления связано со становлением рыночных отношений, разделением общества на классы и формированием государственных институтов, которым нужны были деньги на осуществление своей деятельности.
Налоги являются основным источником формирования бюджета страны.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....2
1. Экономическое значение налогов………………….………………………..4
1.1 История налогов и налоговой системы………………………………..5
1.2 Функция налогов в экономике государства...........................................7
1.3 Классификация современных налогов..………………………...…….10
2. Налоговая система и налоговая политика в РФ.……………………..…....13
2.1 Налоговая система РФ……………………..…....……………..............13
2.2 Налоговая политика в РФ.………………..............................................15
2.3 Роль налоговой политики РФ в развитии экономики страны.............17
2.4 Особенности налоговой системы РФ……………................................19
Заключение………………………....………………........……………….…......22
Список литературы……………………………………......................................23

Работа содержит 1 файл

для сайта.docx

— 51.14 Кб (Скачать)

     Воспроизводственная подфункция предполагает зачисление налогов  на специальные счета и создание внебюджетных фондов для осуществления  политики природоохранного назначения. К таким налогам можно отнести  земельный, водный, налог на добычу полезных ископаемых.

     Экономисты  отмечают существование связи между  двумя функциями налогов –  экономической и фискальной. Повышение  налогового бремени способствует более  высокой реализации фискальной политики государства в краткосрочном  периоде, но при этом подрывает экономическое  развитие предприятий, что в итоге  ведёт к понижению налоговых  поступлений в бюджет.

И наоборот, понижение ставок уменьшает фискальный эффект налогов на первых порах, но стимулирует рост экономики. В долгосрочном периоде за счёт повышения деловой  активности доходы государства возрастут  и, следовательно, вырастет значение фискальной политики даже при небольшом уровне налогообложения.

     Установлено, что при уровне подоходного налога свыше 30-35% денежные средства предприятий  уходят в теневую экономику или  предприятия прекращают существовать ввиду отсутствия экономической  выгоды.5

     Контрольная функция делает возможным оперативно оценивать эффективность каждого  налогового канала и фискальной политики в целом, выявлять нужду во внесении изменений в налоговую систему, т.е. смысл данной функции состоит  в том, чтобы эффективно анализировать  количественные поступления налогов  и соотносить их с финансовыми  потребностями государства. Рассматриваемая  функция реализуется специальными органами, осуществляющими контроль за корректность исчисления, своевременной  уплатой и правильным начислением  налогов.

     Применение  всех налоговых функций с учётом их взаимозависимости и взаимосвязи  определяет эффективность финансово-бюджетных  отношений и налоговой политики в целом. 

    1. Классификация современных налогов

     Государство использует, для воздействия на экономику, целую систему налогообложения, которая требует определённую упорядоченность  и классификацию.

     В зависимости от принципа установления налогов и метода их сбора налоги разделяют на косвенные и прямые.

     Прямые  налоги взимаются во время накопления материальных благ, ими облагается способность к труду физических лиц или финансовый потенциал

юридических лиц. Прямыми называются те налоги, которыми облагаются: доход, имущество, выручка. В свою очередь прямые налоги делятся на личные и целевые. Прямые личные налоги изымаются с полученного  дохода и отражают реальную платёжеспособность налогоплательщика. К их числу можно  отнести налог на доходы физических лиц, налог на прибыль фирм, предприятий, организаций, налог на имущество  физических и юридических лиц. Прямыми  реальными налогами облагается предположительный  средний доход физического лица, получаемого от объекта налогообложения. К таким налогам можно отнести: земельный налог, транспортный налог.6

     Косвенные налоги подразделяются по признаку объекта  взимания и делятся на: фискальную монополию, таможенную пошлину, акцизы. Акцизы преобладают в развитых странах  – косвенные налоги на товары и  услуги. Акцизы устанавливаются на товары внутреннего производства, в  некоторых странах акцизами облагается импорт товаров. Акцизы могут делиться на индивидуальные и универсальные  в зависимости от способа сбора. Индивидуальные – акцизы устанавливаемые  на определённые виды товаров, например такими могут быть спиртосодержащая и табачная продукция. Универсальные акцизы более эффективны для налоговой политики так как они устанавливаются на все виды товаров ярким примером является налог на добавленную стоимость (НДС).

     Второй  вид косвенных налогов это  фискальная монополия – монопольное  право государства на реализацию определённых товаров. Ставки данного  налога не установлены так как  государство является монополистом при производстве некоторых товаров  потому продаёт данный товаров по очень высокой цене, которая включает в себя и сам налог.

     Третий  вид косвенных налогов  включает в себя таможенные пошлины и другие налоги на внешнюю торговлю. Они  могут подразделяться на:

  1. По разновидностям – на экспортные, импортные, транзитные;
  2. По устройству ставок - на адвалорные (процентные налоги к стоимости товара), специфические (имеют твёрдый уровень ставки) и сложные (налоги, составленные из специфических и адвалорных ставок)
  3. По экономической роли – на протекционистские, фискальные, антидемпинговые (более высокие пошлины на ввозимые товары по демпинговым ценам), преференциальные.

         Классификация налогов в России отображена в  НК РФ, она включает в себя три  вида налогов: федеральные, региональные и местные.7

         Региональными называются те налоги, которые установлены  НК РФ и законами субъектов РФ о  налогах. Они обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов  России. Они вводятся в обращение  и прекращают работать в соответствии с НК РФ. Налоговый кодекс определят  ставку, порядок и сроки уплаты налогов, налоговые льготы. К ним  относят налоги на имущество организаций, на транспорт, на игорный бизнес.

         Местными  называются те налоги, которые устанавливаются  НК РФ и правовыми актами органов  муниципальных образований. Они  вводятся в обращение и прекращают работать на территориях муниципальных  в соответствии с НК РФ и правовыми актами муниципальных образований. К местным налогам можно отнести: налог на имущество ФЛ и налог на землю

         Федеральные налоги и сборы включают в себя: НДС, акцизы, НДФЛ, социальный налог, налог  на прибыль юридических лиц, налог  на добычу полезных ископаемых, налог  на дарение или наследование, сборы  за пользование предметами животного  мира, водный налог, налог на пользование  объектами биологических водных ресурсов.

         Региональные, местные и федеральные налоги отменяются только НК РФ. Кроме того налоги не могут устанавливаться  без соответствия с НК РФ.8 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА И НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА В РФ

2.1   Налоговая система  РФ

     Из  предыдущих параграфов мы выяснили, что  налоги являются самым эффективным  косвенным способом воздействия  на экономику государства. Так какими же методами осуществляется данное воздействие  и благодаря чему функционирует  система налогообложения в РФ.

     Налогообложение и налоговая система в России функционирует благодаря федеральным  органам исполнительной власти, которые  в свою очередь взаимодействуют  друг с другом ради эффективного выполнения поставленных задач и достижения общих целей. Это Министерство финансов Российской федерации, Федеральная  таможенная служба России и Федеральная  налоговая служба.9

     Министерство  финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, который обеспечивает проведение единой бюджетной, финансовой, налоговой  и валютной политики в РФ. В составе  Министерства Финансов РФ России есть Департамент налоговой политики в России.

     Министерство  финансов РФ совместно с Федеральной  налоговой службой создаёт предложения  по налоговой политике, совершенствованию  налогового законодательства и по развитию налоговой системы в России, даёт отсрочки платежей по налогам в Государственный  бюджет, в порядке предусмотренным  законодательством РФ, с оповещением  налоговых органов, а также принимает  участие в разработке объемов  ставок таможенных пошлин, и порядка  взимания их.10

     Федеральная налоговая служба – это орган  исполнительной власти федерального характера. МНС РФ является единой государственной  и централизованной системой налоговых  органов, выполняющих контроль, за исполнением  налогового законодательства, корректность исчисления, полнотой и актуальностью  внесения в соответствующий бюджет налогов, пошлин, сборов, платежей. Система МНС РФ составляется центральным аппаратом, налоговым управлением субъектов РФ, налоговыми инспекциями районов, городов.

     Основной  аппарат МНС РФ управляет деятельностью  налоговых управлений и территориальных  инспекций, организует деятельность по выполнению контроля, за осуществлением законодательства о налогах, сборах, пошлин, платежах в государственный  бюджет. МНС РФ реализует методическую и практическую поддержку в выполнении контрольной работы: анализирует  статистические данные отчётного характера, результаты проверок на местах, подготавливает на их основе новые предложения по созданию методических указаний и других документов по осуществлению налогового законодательства, принимает, обобщает и рассматривает отчёты государственных  налоговых инспекций о выполненной  работе, и создаёт предложения  по её улучшению.11

     Федеральная таможенная служба России – это  орган исполнительной власти федерального значения, который руководит таможенным делом в Российской Федерации. ФТС  осуществляет свою деятельность с другими  органами исполнительной власти федерального значения.

     ФТС России включает в себя РТУ (региональные таможенные управления, таможни и  таможенные посты Российской Федерации).

     Ключевыми задачами ФТС России – это: участие  в осуществлении таможенной политик  России; создание в пределах своей  ведомости и компетенции экономической  безопасности России, единства таможенной территории РФ, защита экономических  интересов РФ, использование и  улучшение методов таможенного  регулирования хозяйственной деятельности РФ исходя из приоритетов совершенствования  экономики России.

     ФТС России в соответствии с его задачами осуществляет следующие функции: организует взимание таможенных сборов и пошлин; организовывает систему контроля за точностью выяснения таможенной стоимости товаров, осуществляет своевременное внесение в федеральный государственный бюджет таможенных пошлин и сборов.12 

    1. Налоговая политика в РФ

     Сегодня экономика России переживает очень  сложные и противоречивые времена. Наша экономика ощущает на себе ряд  негативных и позитивных факторов. Это отражается в экономической  политики в целом и в её важнейшей  составляющей – налоговой политике.

     Особенностью  ситуации в России является то, что  до 1999 года не было выдвинуто каких-либо приоритетов экономического развития. В.В.Путин в 1999 году в своей статье «Россия на рубеже тысячелетия» обозначил  основные направления развития экономики  России. Основным тезисом развития стала «последовательная интеграция России в мировые хозяйственные  структуры», прежде всего с помощью  активной государственной поддержки.

     Когда говорят о сложном инвестиционном климате в России, то всегда упоминают  тяжесть налогового бремени. В действительности оно не так уж  тяжело, как в  остальных западно-европейских странах.

     Реализация  российской политики налогообложения, известна иностранным инвесторам, своей  некомпетентностью и постоянной изменчивостью, а это является одним  из факторов, затрудняющим вложения инвестиций иностранных фирм в Россию, данная ситуация заставляет фирмы придумывать  хитроумные планы и схемы для  оптимизации затрат связанных с  налогами в России.

     Также характерной чертой Российского  налогообложения является то, что  налогообложение иностранных юридических  лиц происходит за счёт принятия большого количества подзаконных актов, по своей  сущности они не являются нормативными, а скорее носят рекомендательный характер. Такое положение дел  создаёт у иностранных инвесторов ощущение нестабильности налоговой  системы в России. Из-за недостаточного уровня образованности налоговых инспекторов  на местах, применение существующих норм налогового законодательства затруднено.

     Имеются и более пессимистические предположения  о том, что России сильно отстала  в своём понимании международного налогообложения. И что весь ценный опыт, накопленный российской налоговой  системой можно отнести лишь к  одной из сторон налогообложения  – к налогоплательщикам нерезидентов России. 13

Информация о работе Налоги и государство. Налоговая система в РФ