Налоги и государство. Налоговая система в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 11:41, реферат

Описание работы

Налоги являются самым эффективным и распространенным средством влияния государства на своих граждан. Формирование налоговой системы неразрывно связано с эволюцией человеческого общества. Появление налогов как экономического явления связано со становлением рыночных отношений, разделением общества на классы и формированием государственных институтов, которым нужны были деньги на осуществление своей деятельности.
Налоги являются основным источником формирования бюджета страны.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....2
1. Экономическое значение налогов………………….………………………..4
1.1 История налогов и налоговой системы………………………………..5
1.2 Функция налогов в экономике государства...........................................7
1.3 Классификация современных налогов..………………………...…….10
2. Налоговая система и налоговая политика в РФ.……………………..…....13
2.1 Налоговая система РФ……………………..…....……………..............13
2.2 Налоговая политика в РФ.………………..............................................15
2.3 Роль налоговой политики РФ в развитии экономики страны.............17
2.4 Особенности налоговой системы РФ……………................................19
Заключение………………………....………………........……………….…......22
Список литературы……………………………………......................................23

Работа содержит 1 файл

для сайта.docx

— 51.14 Кб (Скачать)

     Содержание

     Введение………………………………………………………………………....2

     1. Экономическое значение налогов………………….………………………..4

         1.1   История налогов и налоговой  системы………………………………..5

             1.2   Функция налогов в экономике  государства...........................................7

             1.3   Классификация современных  налогов..………………………...…….10

     2. Налоговая система и налоговая  политика в РФ.……………………..…....13

         2.1  Налоговая система РФ……………………..…....……………..............13

         2.2   Налоговая политика в РФ.………………..............................................15

         2.3   Роль налоговой политики РФ в развитии экономики страны.............17

         2.4   Особенности налоговой  системы РФ……………................................19

     Заключение………………………....………………........……………….…......22

          Список литературы……………………………………......................................23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Введение

     Налоги  являются самым эффективным и  распространенным средством влияния  государства на своих граждан. Формирование налоговой системы неразрывно связано  с эволюцией человеческого общества. Появление налогов как экономического явления связано со становлением рыночных отношений, разделением общества на классы и формированием государственных  институтов, которым нужны были деньги на осуществление своей деятельности.

     Налоги  являются основным источником формирования бюджета страны.

     Они представляют собой часть валового внутреннего продукта  ВВП, создаваемого в процессе производства при помощи человеческого труда.

     Многие  современные страны обладают незначительной собственностью на факторы производства, поэтому формирование их бюджета  происходит за счёт изымания средств, других участников производственного  процесса, которые идут в пользу общества. То есть, по сути, все граждане страны участвуют в формирования государственного бюджета.

     Исходя  из всего вышесказанного, актуальность данной  темы является очевидной и предметом изучения данной работы соответственно становятся налоги.

       Каждый современный человек должен знать виды налогов, которые он оплачивает, и на какие цели идут его средства. Так же нужно изучить те факторы, которые влияют на уровень налоговой ставки, узнать какие налоговые системы существуют и какие из них самые эффективные.

     Объектом  изучения данной работы будет налоговая  система России. Будут выяснены основные её недостатки, которые не дают работать системе эффективно, так же будут  рассмотрены самые последние  и будущие реформы в сфере  налогообложения. Будут изучены  основные тенденции налоговой политики  РФ в отношении крупного, среднего и малого бизнеса.

     Задачами  работы будет являться поиск ответов  на все вышесказанные вопросы. Способствую  ли налоги развитию экономики? Является ли налоговая система нашей страны эффективной?

1 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ  НАЛОГОВ

         Для определения экономического значения налогов для начала следует выяснить их смысл. Что же такое налоги? Налоговый кодекс трактует, что под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Что ж, нас больше интересует экономическое содержание налога, а именно то каким образом он влияет на экономику страны. Мы выяснили, что налоги взимаются с физических лиц и с юридических лиц (хозяйствующими субъектами), что за счёт этих поступлений, сборов, пошлин формируются основные денежные ресурсы страны. Влияя на финансы с помощью налогов, государственные институты получают возможность контролировать темпы развития отраслей народного хозяйства, проводить политику в сфере инвестиций, влиять на платёжеспособность основной массы населения. Значит экономическое содержание налога на макроэкономическом уровне – это для ВВП, распределенного государством с целью реализации своих функций, а на макроэкономическом уровне – это принудительно изымаемая часть дохода, полученного юридическими и физическими лицами при осуществлении своей деятельности.

         В экономике сложилось мнение, согласно которому налог выступает как  вид оплаты услуг государственного аппарата и отдельно значимых чиновничьих  служб.

         Таким образом, налогоплательщику создаются  условия для реализации стоящих  перед ним экономических и  хозяйственных задач, а государство, взимая этот налог, пополняет общий  бюджет страны.

     На  сегодняшний день в большинстве  стран мира преобладает смешанная  экономика, в которой действие рыночных механизмов дополняется государственным  управлением. С точки зрения, теории оправдания вмешательств государственных  институтов в процесс функционирования рыночной сферы, случаются ситуации, когда рынок не может самостоятельно решить проблемы.

     Для осуществления своей деятельности государству, как и любому субъекту экономики, необходимы средства, основным источником которых в данном случае являются налоги.

     В идеале схема финансовых отношений  между налогоплательщиками и  государством должна быть замкнутой: первый платит налоги, а второй предоставляет  на эту сумму необходимые первому  товары и услуги, называемыми общественными  благами. В реальности это невозможно, так как государство имеет  не только экономическую функцию, непосредственно  касающаяся деятельности каждого предприятия, но и общенародная, которая воздействует на плательщика налога опосредовано, через социальные институты.1      

    1. История налогов и налоговой  системы

     Точного момента возникновения налогов  как экономического инструмента  ученым установить, пока не удалось. Первые налоги носили бессистемный характер и взимались во время необходимости (войны, крупные стройки) в натуральной  форме. В мирное время в Древнем  мире налоги не взимались, а их появление  значило начало войны.

     До  XVIIв. в Европе налоговые системы развивались достаточно медленно, а их изъятие было достаточно запутанным большинство же платежей носили постоянный характер: они вводились, когда было необходимо покрывать целевые затраты либо когда в казне кончались деньги.

     В то же время начали появляться косвенные  налоги – акцизы, взимающиеся, как  правило, возле городских ворот  со всех ввозимых и вывозимых товаров. Сбор налогов постепенно становится видом предпринимательской деятельности. Им занимались откупщики – богатые  буржуа, которые покупали право изымать  налоги у государства, внося сумму  налогов в казну ещё до начала сбора.

     В 1776 г. шотландский экономист и философ Адам Смит в своей работе «Исследование о природе и причинах богатств народов» впервые сформулировал

принципы  налогообложения, дал определение  налогам, указав их место в финансовой структуре государства, а также  обозначил, что налоги для плательщика  являются показателями свободы, а не рабства.

     В середине   XIXв. уменьшилось число налогов, больше внимания стало уделяться соблюдению их юридической формы при проведении взимания.

     После Первой мировой войны достижения финансовых наук были опробованы и  в ходе налогового реформирования. Именно тогда в большинстве индустриально  развитых стран была заложена система  современных налогов, в которой  прямые налоги и подоходно-прогрессивные  заняли ведущее место. Однако создать  соответствующую долгому времени  налоговую систему не удалось. 2

     На  рубеже 20-21 веков в Европе стала  формироваться налоговая система  Европейского сообщества.

     Налогообложение в России, начинается с объединения  Древнерусского государства основным источником доходов, которой была дань – прямой налог (подать) собираемый с населения, первые упоминания о  взимании которой относится к  эпохе князя Олега. Дань взималась  двумя способами: «повозом» и  «полюдьем».

     В 16 веке налоги и сборы начали уплачиваться в денежной форме. В военное время  вводились чрезвычайные налоги, предназначавшиеся  на покупку обмундирования.

     Во  время Петра 1были введены чрезвычайные налоги: драгунские деньги, рекрутские, корабельные, подать на покупку лошадей. Появились новые виды податей  «прибыльщики» - чиновники, деятельность которых определялась созданием  новых налогов.

     При Александре 1 были введены обязательные платежи. В 1861 году в связи с проведением  крестьянской реформы изменилась структура  изъятия промыслового налога, были введены налогообложение земли, подомовой налог, земские сборы.

     После Октябрьской революции изменение  налогового законодательства

     стало принятие Декрета Совета народных комиссаров на прирост налогов с промышленных и торговых предприятий и с  индивидуальных прибылей. В1921 начала осуществляться новая экономическая политика, возродившая  налоговую систему, имеющей сходства с налоговой системой дореволюционной  России. Появились новые виды налогов.

     Налоговая реформа СССР в 1930-1932 гг. была кардинальной. Она упразднила систему акцизов, а все налоги предприятий были определены в 2 основных платежа –  налог с оборота и отчисления от прибыли.

     В современной России основы налогового законодательства были сформированы в 1991 году. Все новые налоги вводились  в действие с 1 янваля 1992 года. В 1999 году была принята первая часть НК РФ, в 2000 г. – отдельные главы второй. В настоящее время продолжается совершенствование налогового законодательства Р.Ф.3 

    1. Функция налогов в экономике  государства

     Экономическая сущность налогов проявляется через  их функции: фискальную, контрольную, финансовую.

     Фискальная  функция – обычно рассматривается  как основная, присущая всем общественно-экономическим  институтам на всех этапах эволюции. Именно благодаря этой функции государственные  институты обеспечиваются необходимыми средствами, а на более поздних  этапах развития государства создаётся  единый денежный фонд.

     В индустриальном и постиндустриальном обществах из-за того что налоговые  отчисления увеличиваются, а государство  стремится всё более активно  проводить политику в социальных, экономических сферах, значение фискальной функции налогов возрастает. В этом случае налоги превращаются в основной источник доходов для государства. В странах с рыночной экономикой доля налоговых поступлений в бюджет составляет 80-90%. Таким образом, фискальная функция налогов, благодаря которой происходит огосударствление части стоимости товара в денежной форме, позволяет государству вмешиваться  в

социальную  и хозяйственную жизнь общества и обозначает экономическую функцию  налогов. Последняя имеет в себе ряд подфункций: регулирующую, распределительную, социальную, стимулирующую и воспроизводственную.

     Налоговое регулирование, является одним из инструментов государственного регулирования, сегодня  налоги являются самым распространенным методом воздействия государства  на объем потребительского спроса, темп экономического роста, инвестиции.4

     Стимулирующая подфункция органично дополняет  регулирующую функцию и проявляется  в дифференциации налоговых ставок, введении налоговых льгот для  отдельных категорий плательщиков, для поддержания инновационной  и внешнеэкономической деятельности, а также для поддержки продукции  социального и сельскохозяйственного  назначения.

     Распределительная подфункция осуществляется при распределении  и перераспределении внутреннего  валового продукта. Этот процесс происходит благодаря отмене и принятия новых  налогов, а также за счет изменения  налоговых ставок, расширения или  сокращения налоговой базы.

     Действие  социальной подфункции выражается в  применении налоговых средств, для  поддержки социального обеспечения  и социального страхования населения. Вычеты на благотворительные цели, на содержание иждивенцев и детей. Кроме  того благодаря общим налоговым  поступлениям финансируются образование, наука, культура, здравоохранение. Всё  это обозначает социальную функцию  налогов.

Информация о работе Налоги и государство. Налоговая система в РФ