Налог на прибыль организаций в Российской Федерации: актуальные проблемы и пути совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 13:36, курсовая работа

Описание работы

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Содержание

Введение………………………………………………………………….….3
Глава 1. Предпосылки и появление налога на прибыль……………….…4
1.1 Исторические аспекты…………………………………….……...4
1.2 Становление налога на прибыль в РФ…………………………..6
Глава 2. Налог на прибыль организаций………………………………….10
2.1 Элементы налогообложения………………………………….…10
2.2 Порядок налогообложения………………………………………14
Глава 3. Актуальные проблемы и пути совершенствования……………..22
Льготы по налогу на прибыль: порядок применения, спорные вопросы..............................................................................................................22
Способы минимизации платежей по налогу на прибыль.......26
Направления совершенствования налогообложения прибыли организаций.......................................................................................................27
Заключение………………………………………………………………..…29
Список литературы………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 62.93 Кб (Скачать)

При уплате ежемесячных авансовых  платежей по итогам каждого отчетного (налогового) периода, налогоплательщики  исчисляют сумму квартального авансового платежа исходя из ставки налога и  фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим  итогом с начала налогового периода  до окончания первого квартала, полугодия, девяти месяцев и одного года. Сумма  квартальных авансовых платежей определяется с учетом ранее начисленных  сумм авансовых платежей. В течение  отчетного периода (квартала) налогоплательщики  уплачивают ежемесячные авансовые  платежи. Уплата ежемесячных авансовых  платежей производится равными долями в размере одной трети подлежащего  уплате квартального авансового платежа  за квартал, предшествующий кварталу, в котором производится уплата ежемесячных  авансовых платежей. При этом размер ежемесячных авансовых платежей, причитающихся к уплате в первом квартале текущего налогового периода, принимается равным размеру ежемесячного авансового платежа, причитающегося к уплате налогоплательщиком в последнем квартале предыдущего налогового периода.

В данном варианте уплата ежемесячных  авансовых платежей производится в  течении отчетного периода в  срок не позднее 28 числа каждого  месяца этого отчетного периода.

Предприятия, у которых  за предыдущие 4 квартала выручка от реализации не превышала в среднем 3 млн. руб. за каждый квартал, уплачивают только квартальные авансовые платежи  по итогам отчетного периода (п.3 статьи 286 НК РФ).

Квартальные авансовые платежи  уплачиваются не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации за соответствующий отчетный период.

Налогоплательщики представляют налоговые декларации за отчетный период не позднее 28 дней со дня окончания  соответствующего отчетного периода, а именно не позднее 28 апреля, 28 июля, 28 октября соответственно. Налоговая  декларация по итогам налогового периода  представляется налогоплательщиками  не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (статья 289 НК РФ).

Вновь созданные организации  уплачивают квартальные авансовые  платежи за соответствующий отчетный период при условии, если выручка  от реализации не превышала один миллион  рублей в месяц либо три миллиона рублей в квартал. В случае превышения указанных ограничений налогоплательщик, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором такое превышение имело место, уплачивает авансовые  платежи ежемесячно. Уплата ежемесячных авансовых платежей, исходя из фактически полученной прибыли, производится предприятиями, принявшими решение воспользоваться данным правом (п.2 статьи 286 НК РФ). Перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей, исходя из фактически полученной прибыли, можно будет только с начало нового налогового периода, уведомив при этом налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход на эту систему уплаты авансовых платежей.

Уплата налога по данному  варианту производится не позднее 28 числа  месяца, следующего за отчетным месяцем.

 

Формы отчетности.

Новая декларация по налогу на прибыль  утверждена ФНС России, а не Минфином. Это связано с тем, что в  соответствии с новой редакцией  п. 7 ст. 80 НК РФ обязанность утверждать налоговую отчетность теперь лежит  на Федеральной налоговой службе. Такие изменения внесены Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ.

В приказе ФНС России от 15.12.2010 №  ММВ-7-3/730@ установлено, что новая форма декларации должна применяться начиная с представления налоговой отчетности по налогу на прибыль за 2010 г. Однако нужно учесть один важный момент.

Нормативные правовые акты федеральных  органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию. Если документ зарегистрирован, но не опубликован, он не влечет правовых последствий как  не вступивший в силу и не может  служить основанием для регулирования  соответствующих правоотношений и  применения санкций к организациям за невыполнение содержащихся в нем  предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров. Об этом говорится в п. 9 и 10 Указа  Президента РФ от 25.05.96 № 763.

Декларация содержит 12 листов с приложениями. Однако субъектам малого предпринимательства заполнять все листы не придется. Ряд разделов предназначен для специфических категорий налогоплательщиков, например, для профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также содержит расчет налоговой базы по специфическим операциям (например, с финансовыми инструментами срочных сделок). Основная часть декларации состоит из расчета налога на прибыль и нескольких приложений к нему, детально раскрывающих содержание отдельных его строк.

Что касается сроков сдачи  отчетности, то в Порядке заполнения декларации сказано, что она представляется за отчетный период не позднее 28 календарных  дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. (статья 289 НК РФ).

Для составления налоговой  декларации по налогу на прибыль согласно Налоговому кодексу берутся данные налогового учета. Статьей 313 НК РФ определено, что налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и  достоверной информации о порядке  учета для целей налогообложения  хозяйственных операций, а также  для контроля за правильностью и  своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль.

 

Налоговые льготы.

Существенным моментом в  действующем налоговом законодательстве, регулирующем порядок налогообложения  налогом на прибыль, является отсутствие налоговых льгот. Однако необходимо отметить, что сохранилось право на льготы по налогу на прибыль для малых предприятий, срок действия которых не истек на день вступления в силу главы 25 НК РФ. Данные льготы были предусмотрены п.4 статьи 6 Закона «О налоге на прибыль предприятий и организаций» от 27.12.91 № 2116-1.

Согласно данному пункту в первые два года работы не уплачивают налог на прибыль малые предприятия, осуществляющие производство и переработку  сельскохозяйственной продукции; производство продовольственных товаров, товаров  народного потребления, строительных материалов, медицинской техники, лекарственных  средств и изделий медицинского назначения; строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы) — при условии, если выручка от указанных видов деятельности превышает 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). При этом днем начала работы предприятия считается день его государственной регистрации.

В третий и четвертый год  работы указанные малые предприятия  уплачивают налог в размере соответственно 25 и 50 процентов от установленной  ставки налога на прибыль, если выручка  от указанных видов деятельности составляет свыше 90 процентов общей  суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).Указанные льготы не предоставлялись  малым предприятиям, образованным на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их филиалов и структурных  подразделений.

При прекращении малым  предприятием деятельности, в связи  с которой ему были предоставлены  налоговые льготы, до истечения пятилетнего  срока (начиная со дня его государственной  регистрации) сумма налога на прибыль, исчисленная в полном размере  за весь период его деятельности и  увеличенная на сумму дополнительных платежей, определенных исходя из ставки рефинансирования Центрального банка  Российской Федерации за пользование  банковским кредитом, действовавшей  в соответствующих  , подлежит внесению в федеральный бюджет.

Осталось в силе освобождение от уплаты по налогу на прибыль, в отношении  прибыли, полученной от вновь созданного производства до вступления в силу главы 25 НК РФ, действует до окончания  периода (срока) окупаемости такого производства. Суммарный срок использования  налогоплательщиком указанной льготы не может превышать трех лет. Данный порядок исчисления срока использования  налоговой льготы применяется к  правоотношениям, возникшим с 1 апреля 1999 года.

 

Глава 3. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

3.1 Льготы по налогу на прибыль: порядок применения, спорные вопросы

Законом № 395−ФЗ от 28.12.2010 г. для организаций, работающих в  образовательной и медицинской  деятельности, предоставляется право  на применение нулевой ставки по налогу на прибыль в 2011−2019 годах. Для применения льготы организации должны соответствовать  требованиям, перечисленным в новой  статье 284.1 НК РФ, главное из которых  — осуществлять образовательную  и медицинскую деятельность, включенную в Перечень видов образовательной  и медицинской деятельности, установленный  Правительством РФ. 4

Однако, позднее в феврале 2011 г. Минфин России сообщил, что в 2011 году применять данную льготу нельзя. Подробности  — в письме от 15.02.11 № 03-03-10/10. 5

Особенности использования новой  льготы установлены в статье 284.1 НК РФ. Среди условий для применения нулевой ставки есть такое условие, как оказание видов деятельности, включенных в специальный перечень, установленный Правительством РФ (п. 1 ст. 284.1 НК РФ). Но в настоящее время  этот перечень не утвержден.

К тому же о своем желании использовать ставку 0 процентов организация должна известить налоговиков не позднее  чем за один месяц до начала года, с которого будет применяться  данная ставка. Такое требование установлено  в пункте 5 статьи 284.1 НК РФ. Понятно, что в 2010 году никто не мог выполнить  данное условие.

Таким образом, отмечается в письме Минфина, организации, соответствующие  критериям, указанным в статье 284.1 НК РФ, смогут применять нулевую ставку налога на прибыль только с 1 января 2012 года. При этом не позднее 30 ноября 2011 года нужно будет подать налоговикам соответствующее заявление и другие документы, указанные в статье 284.1 НК РФ.

Еще одна новация по налогу на прибыль, установленная Федеральным  Законом № 395−ФЗ от 28.12.2010 г. —  сокращение сроков амортизации таких  нематериальных активов, как исключительные права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, программы для ЭВМ, базы данных, а  также ноу-хау. Срок амортизации  по таким НМА устанавливается  налогоплательщиком самостоятельно, но не менее двух лет.

Кроме того, устанавливаются  льготы по НДФЛ и налогу на прибыль  в отношении доходов налогоплательщиков от реализации долей участия в  уставном капитале российских организаций, а также от реализации акций российских организаций, относящихся к инновационному сектору экономики. Условие —  на дату продажи акции непрерывно принадлежали налогоплательщикам на праве  собственности или ином вещном праве  более пяти лет.

Скорректирован перечень прочих расходов по налогу на прибыль. К примеру, изменения в подпункт 48.1 пункта 1 статьи 264 НК РФ носят уточняющий характер и позволяют относить к  затратам с 1 января 2011 года пособие, выплаченное  за счет работодателя за первые три  дня нетрудоспособности вместо двух.

В мае 2011 г. В правительство  поступил проект закона о продлении  до конца 2014 года нулевой ставки по налогу на прибыль для аграриев. Речь идет о крупных и средних  компаниях, не перешедших на уплату единого  сельхозналога. На 2015–2016 годы для них  предлагается установить льготную ставку 18% от прибыли (для большинства налогоплательщиков — 20%). С 2004 года Налоговый кодекс освобождает  сельхозпроизводителей от уплаты налога на прибыль. Льготу вводили на два года, но уже несколько раз продлевали.6

С 1 января 2012 года при определении  базы по налогу на прибыль не будут  учитываться денежные средства жильцов  многоквартирного дома, которые они  предоставляют управляющим компаниям  для ремонта. Это следует из Федерального закона от 16.11.11. № 320−ФЗ. 7 Поправки вносятся в подпункт 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса.

 

3.2 Способы минимизации платежей по налогу на прибыль

 

Уменьшить налоговые платежи стремится  любое предприятие. Условно все  способы можно разбить на несколько  групп.

Во-первых, широко известны способы  оптимизации налога на прибыль. Грамотно составленная учетная политика позволяет  значительно сократить налоговую  базу. То есть легальными способами  организация может «отложить» уплату налога на более поздние сроки. Фактор времени здесь играет существенную роль.

Во-вторых, существуют методы минимизации  налоговых платежей. Ими пользуется большая часть налогоплательщиков. Зачастую предприятия стараются  завысить сумму расходов, учитываемых  при исчислении налога на прибыль. Сложности  возникают при подтверждении  их обоснованности. И, наконец, уклонение  от уплаты налога на прибыль, либо отсрочка перечисления. Раньше предприятия достаточно часто не производили своевременную  уплату авансовых платежей, так как  законодательство не предусматривало  за это каких-либо санкций. Но с 1 января 2007 года ситуация изменилась. Теперь на сумму несвоевременно уплаченных авансовых  платежей также начисляются пени. 8

 

 

3.3Направления совершенствования налогообложения прибыли организаций

Правительством РФ 07 августа 2011 года одобрены Основные направления  налоговой политики Российской Федерации  на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов.

Основные направления  налоговой политики Российской Федерации  на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов (далее – Основные направления  налоговой политики) подготовлены в  рамках составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период. Основные направления налоговой  политики являются одним из документов, который необходимо учитывать в  процессе бюджетного проектирования как  при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации.

Помимо решения задач  в области бюджетного планирования Основные направления налоговой  политики позволяют экономическим  агентам определить ориентиры в  налоговой сфере на трехлетний период, что должно способствовать стабильности и определенности условий ведения  экономической деятельности на территории Российской Федерации. Несмотря на то, что Основные направления налоговой  политики не являются нормативным правовым актом, этот документ представляет собой  основание для внесения изменений  в законодательство о налогах  и сборах, которые разрабатываются  в соответствии с предусмотренными в нем положениями. Такой порядок  приводит к увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства. Предсказуемость действий государственных органов в налоговой  сфере – ключевое значение для  инвесторов, принимающих долгосрочные инвестиционные решения.

Информация о работе Налог на прибыль организаций в Российской Федерации: актуальные проблемы и пути совершенствования