Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 13:36, курсовая работа
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Введение………………………………………………………………….….3
Глава 1. Предпосылки и появление налога на прибыль……………….…4
1.1 Исторические аспекты…………………………………….……...4
1.2 Становление налога на прибыль в РФ…………………………..6
Глава 2. Налог на прибыль организаций………………………………….10
2.1 Элементы налогообложения………………………………….…10
2.2 Порядок налогообложения………………………………………14
Глава 3. Актуальные проблемы и пути совершенствования……………..22
Льготы по налогу на прибыль: порядок применения, спорные вопросы..............................................................................................................22
Способы минимизации платежей по налогу на прибыль.......26
Направления совершенствования налогообложения прибыли организаций.......................................................................................................27
Заключение………………………………………………………………..…29
Список литературы………………………………………………………
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
автономное образовательное учреждение
высшего профессионального
«Дальневосточный Федеральный Университет»
Школа экономики и менеджмента
Финансовый факультет
Кафедра налогообложения
"Налог на прибыль
организаций в Российской
Курсовая работа
Студентки 4 курса
*********.
Научный руководитель:
***********
Владивосток
2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Предпосылки и появление налога на прибыль……………….…4
1.1 Исторические аспекты…………………………
1.2 Становление налога на прибыль в РФ…………………………..6
Глава 2. Налог на прибыль организаций………………………………….10
2.1 Элементы налогообложения………………
2.2 Порядок налогообложения…………………
Глава 3. Актуальные проблемы и пути совершенствования……………..22
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
С 1 января 2002 года вступила
в силу глава 25 Налогового кодекса
Российской Федерации "Налог на прибыль
организаций". Эта глава была принята
Федеральным законом от 6 августа
2001 г. N 110-ФЗ. То есть с начала 2002 года
налогоплательщики при
В системе налогов РФ одним из наиболее значимых является налог на прибыль. Вопросы, связанные с этим налогом имеют большое значение для предприятий, так как сумма его выплат обычно одна из самых крупных.
Актуальность рассмотрения данной темы подтверждается и тем фактом, что налог на прибыль является одной из основных доходных статей бюджетов большинства развитых стран, а в бюджете Российской федерации занимает второе место после Налога на добавленную стоимость.
Целью настоящей работы является
рассмотрение теоретических аспектов
налога на прибыль как экономической
категории и анализ действующей
российской системы налогообложения
прибыли предприятий и
Глава 1. ПРЕДПОСЫЛКИ ПОЯВЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ
Налог на прибыль является составным элементом налоговой системы России и служит инструментом перераспределения национального дохода.
Налог на прибыль организаций – основной вид налога юридических лиц. Ныне действующий налог на прибыль предприятий и организаций, введен с 1.01.1992 г.
Однако у дореволюционной России имеется богатый исторический опыт в налогообложении прибыли, особенно в период военных действий.
Почти за год до Февральской революции, 13 мая 1916 года Совет Министров России утвердил Положение «Об установлении временного налога на прирост прибылей торгово-промышленных предприятий и вознаграждения личных промысловых занятий и о повышении размеров отчислений на погашение стоимости некоторых имуществ при исчислении прибылей, подлежащих обложению процентным сбором».
Надо отметить, что налоговые органы дореволюционной поры, даже при неразберихе и сумбуре военного времени, обеспечивали полный контроль за прибылью как юридических, так и физических лиц. Исчерпывающим был и обмен информацией между всеми территориальными налоговыми органами. Оказаться вне их поля зрения объекту налогообложения тогда было совершенно невозможно.
Владельцы торговых и промышленных предприятий высших категорий прибыльности, а также находившихся в столицах и крупных городах, должны были ежегодно, не позднее 1 апреля, подавать в территориальные налоговые органы заявления с указанием фамилии, имени, отчества, местожительства, рода и местонахождения предприятий, принадлежавших ему, оборота по каждому заведению.
Налог на прирост прибыли и вознаграждения должен был взиматься в следующих размерах:
1. с предприятий, не
обязанных публично
2. с предприятий, обязанных
публично отчитываться о
Предельный размер обложения прибыли отчетных предприятий достигал 90%.
Из вышесказанного можно
сделать вывод, что Правительство
дореволюционной России находило
довольно адекватные способы сбора
налога на прибыль, которые позволяли
в определенной степени учесть специфику
того времени в отношении
1.2 Становление налога на прибыль в РФ
В России процесс перехода
от чисто дискреционного, осуществлявшегося
по усмотрению чиновников, распределения
прибыли между предприятием и
государственным бюджетом к налоговой
системе занял период между 1984 и
1990 годами. В течение этого времени
происходило постепенное
Начиная с 1991 года налог на
прибыль уплачивался исходя из фактических
результатов деятельности предприятия
за истекший квартал, однако при этом
были предусмотрены авансовые
В конце 1991 года был принят российский закон о налоге на прибыль, установивший ставку налога на уровне 32%. В основных положениях его техника не сильно отличалась от действовавшей в 1991 году. Был ликвидирован описанный выше прогрессивный характер шкалы и порядок обложения, исходивший из сверхнормативной рентабельности. особенностью российского налога на прибыль было ограничение на включение в состав затрат многих типов расходов, как текущих, так и капитальных, в результате чего происходило обложение налогом части затрат предприятия. Последствия такого налогообложения заключались в искажении решений как об объеме выпуска, так и об объемах инвестирования. /FONT>Разумеется, полное исключение из базы налогообложения всех экономических издержек технически неосуществимо. Но в России ограничения вводились даже в тех случаях, когда оценка затрат не являлась проблематичной, а возможности злоупотребления были ограниченными.
Нормы амортизации, с одной
стороны, были весьма низкими (при равномерном
начислении амортизации предполагались
нереально длительные сроки службы
основных средств) и не обеспечивали
экономической амортизации
В то же время для обеспечения
нейтральности налога на прибыль
необходимо, чтобы разрешенный метод
амортизации обеспечивал
Одновременно в России
ограничивался вычет из базы налога
на прибыль части затрат на заработную
плату, командировочных расходов, расходов
на рекламу, представительских расходов.
Наиболее существенным ограничением в
1992-1995 годах была регламентация затрат
на оплату труда, не облагаемых налогом
на прибыль. Так, в 1992 году подлежал обложению
налогом на прибыль объем заработной
платы, превышающий величину четырех
минимальных окладов, умноженную на
среднесписочную численность
Во-вторых, данная мера обосновывалась тем, что полная отмена ограничений на рост заработной платы в условиях отсутствия эффективного собственника предприятий и при бесконтрольном распоряжении ими могла привести к чересчур значительному росту дифференциации доходов населения. В отсутствие эффективного контроля акционеров менеджмент предприятий 2заинтересован в возможно больших суммах, остающихся в его распоряжении, то есть прежде всего в увеличении средств, направляемых на потребление, и в уменьшении налоговых изъятий. При возможности отнесения на затраты неограниченной величины расходов на оплату труда, сокращение прибыли, в свою очередь, снизило бы доходы бюджета от соответствующего налога. Кроме того, отсутствие этой нормы могло привести к значительным сокращениям численности работников, что имело бы негативные социальные последствия в условиях отсутствия альтернативных рабочих мест, когда население было не готово к самостоятельной деятельности, а правительство не имело ни средств, ни институтов для борьбы с безработицей.
Дополнительным аргументом являлся антиинфляционный характер данной меры, позволяющей сдерживать рост заработной платы на высокорентабельных предприятиях, имеющих финансовые возможности для повышения заработной платы3. Приведенные аргументы, разумеется, могут вызывать возражения. Важно отметить, что ограничение затрат на оплату труда путем обложения их части налогом на прибыль было связано с большими издержками для общества, порождало стимулы предприятий к увеличению численности неквалифицированного, низкооплачиваемого персонала, что позволяло платить более высокую заработную плату квалифицированным работникам и высшему менеджменту, избегая повышения налогового бремени. Обсуждаемый порядок приводил к неэффективному использованию трудовых ресурсов и многочисленным злоупотреблениям таким, как, например, включение фиктивных работников в штат предприятий, сговор между работниками и руководителями, когда вместо заработной платы используются другие формы поощрения, увеличивающие затраты предприятия, вычитаемые из налогооблагаемой базы. Распространенной формой минимизации налога на превышение оплаты труда было создание нескольких предприятий, фактически подчиняющихся одному и тому же руководству и выполняющих одни и те же функции (работники оформлялись в эти предприятия по совместительству или по трудовым договорам).
Две рассмотренные особенности
налогообложения: амортизация, далекая
от экономической амортизации, и
ограничение включения