Налог на прибыль как экономическая категория

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 12:03, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является рассмотрение теоретических аспектов налога на прибыль как экономической категории.
Задачи
Управление хозяйственными процессами возможно лишь экономическими методами и, прежде всего, набором элементов налогообложения прибыли: ставками, расчетом объекта обложения, льготами и санкциями. Изменяя обложение прибыли юридических лиц этими методами, государство способно оказать серьезное давление на динамику производства: стимулировать его развитие либо сдерживать движение вперед. Действующий налог на прибыль предприятий и организаций в России регулирующую роль выполняет слабо в силу неустойчивой экономической ситуации в стране, а также существования слабой налогооблагаемой базы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 2
1 НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ.
1.1 Экономическая природа и история развития налога на прибыль в России 3
1.2 Плательщики налога на прибыль………………………………………… 5
1.3 Объект налогооблажения…………………………………………………. 7
2 ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ, УЧИТЫВАЕМЫЙ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ………………………………………………. 8
2.1 Доходы от реализации…………………………………………………….. 8
2.2 Внереализационные доходы……………………………………………… 8
3 ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАСХОДОВ, УЧИТЫВАЕМЫХ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ. ГРУППИРОВКА РАСХОДОВ……… 11
3.1 Расходы, связанные с производством и реализацией…………………. 11
3.2 Амортизируемое имущество……………………………………………. 12
3.3 Внереализационные расходы…………………………………………… 13
4 ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ. НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ…………………………………………………… 17
5 СТАВКИ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ………………………………………… 21
6 ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТА НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ……… 25
7 АРБИТРАЖНАЯ ПРАКТИКА……………………………………………… 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………... 28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИИ СПИСОК……

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 76.54 Кб (Скачать)

   К налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов, применяются  следующие ставки:

1)0% - по  доходам, полученным российскими организациями в виде ддивидендов при условии, что на день принятия решения о выплате дивидендов получающая дивиденды организация в течении не менее 365 календарных дней непрерывно владеет на праве собственности не менее 50% - ым вкладом в уставном капитале выплачивающей дивиденды организации;

2)9% - по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями и физическими лицами - налоговыми резидентами; 3)15% - по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями, а также по доходам, полученным в виде дивидендов российскими организациями от иностранных организаций.

   К налоговой базе, определяемой по операциям  с отдельными видами долговых обязательств, применяются следующие ставки:

1)15% - по доходам в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов, а также по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным после 1 января 2007 года;

2)9% - по доходам в виде процентов по муниципальным ценным бумагам, эмитированным на срок не менее трех лет до 1 января 2007 года;

3)0% - по доходам в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 года включительно, а также по доходу в виде процентов по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 года, эмитированным при осуществлении новации облигаций внутреннего государственного валютного займа серии Ш, эмитированным в целях обеспечения условий, необходимых для регулирования внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР, внутреннего и внешнего валютного долга Российской Федерации.

   Сумма налога, полученная по доходам в  виде дивидендов и процентов по ценным бумагам, в полной сумме подлежит зачислению в Федеральный бюджет. Прибыль, полученная Центральным банком Российской Федерации от деятельности, связанной с регулированием денежно-кредитного обращения в стране, облагается по 0% ставке. Прибыль, полученная от деятельности, не связанной с регулированием денежно-кредитного обращения в стране, облагается в общем порядке. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   6 ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ  НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ 

Элемент

налога

    Характеристика
Основание
Исчисление  и уплата налога    Налог определяется как соответствующая  налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

   По  итогам отчетного (налогового) периода  налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, рассчитанной нарастающим итогом.

   В течение  отчетного периода налогоплательщики  исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа:

   1)в 1 квартале года = авансовый платеж, подлежащий уплате в последнем квартале предыдущего года.

   2)во 2 квартале года = 1/3 * авансовый платеж за первый квартал

   3)в 3 квартале года = 1/3 * (авансовый платеж по итогам полугодия - авансовый платеж по итогам первого квартала).

   4)в 4 квартале года = 1/3 * (авансовый платеж по итогам девяти месяцев - авансовый платеж по итогам полугодия)

   Налогоплательщики имеют право перейти на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли, уведомив об этом налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего году перехода.

   В этом случае авансовые платежи исчисляются  исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца.

   Только  квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачивают:

   1)организации, у которых за предыдущие 4 квартала доходы от реализации не превышали в среднем 10 миллионов рублей (в ред. от 27.07.10) за каждый квартал,

   2)бюджетные учреждения, автономные учреждения,

   3)иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянное представительство,

   4)некоммерческие организации, не имеющие дохода от реализации,

   5)участники простых товариществ,

   6)инвесторы соглашений о разделе продукции,

   7)выгодоприобретатели по договорам доверительного управления.

   Налог по итогам года уплачивается не позднее не позднее 28 марта следующего года

   Авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее 28 дней со дня окончания отчетного периода. Ежемесячные авансовые платежи уплачиваются в срок не позднее 28-го числа каждого месяца.

   Налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, уплачивают их не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого начисляется налог.

   Суммы уплаченных ежемесячных авансовых  платежей, засчитываются при уплате авансовых платежей по итогам отчетного периода. Авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода.

   Особенности исчисления и уплаты налога:

   1)организациями, имеющими обособленные подразделения

   2)резидентами Особой экономической зоны в Калининградской области

Ст.286, 287 НК РФ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   7 АРБИТРАЖНАЯ ПРАКТИКА 

   Прежде  всего среди недавних арбитражных решений следует выделить Определение ВАС РФ от 13.05.2010 № ВАС-5306/10, которое касается вопросов формирования учетной политики для целей расчета налога на прибыль. В данном документе содержится следующий вывод: предоставляя налогоплательщику возможность самостоятельно определять свою учетную политику, включая формирование состава прямых расходов, НК РФ не рассматривает данный процесс как зависящий исключительно от воли налогоплательщика.

   Перечень  прямых расходов должен определяться налогоплательщиком исходя из конкретного  производственного процесса. В случае если отнести прямые расходы к конкретному производственному процессу по изготовлению соответствующего вида продукции (работ, услуг) невозможно, налогоплательщик в своей учетной политике для целей налогообложения самостоятельно определяет механизм распределения указанных расходов с применением экономически обоснованных показателей.

   Ранее данный вывод уже подтверждался на уровне ФАС округов (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 25.02.2010 № Ф09-799/10-С3). О необходимости вдумчиво подходить к формированию перечня прямых расходов неоднократно упоминалось и в письмах контролирующих ведомств (см., например, письмо Минфина России от 29.05.2009 № 03-03-06/1/355).

   Интересные, и главное полезные для налогоплательщика  выводы содержит и постановление  ФАС Московского округа от 10.06.2010 № КА-А40/5886-10.

   В нем прокомментирован порядок налогового учета затрат налогоплательщика, сотрудники которого принимали участие в семинарах.

   Как установил налоговый орган в  результате проверки, программы проведения семинаров и списки участников, которые  фирма представила в числе  документов, подтверждающих затраты  на семинары, не были утверждены должностными лицами. Из этого проверяющие сделали вывод, что данные документы не могут подтверждать факт проведения семинара и участие в семинарах перечисленных в списках лиц.

   Суд с таким подходом не согласился, указав, что отсутствие подписей должностных лиц на программе семинара и списке участников не доказывает, что семинар не проводился.

   При оценке правомерности отнесения на себестоимость затрат, связанных с производством и реализацией продукции, арбитражный суд принимает во внимание представленные налогоплательщиком доказательства в подтверждение факта и размера этих затрат.

   По  результатам проверки закрытого  акционерного общества налоговой инспекцией был сделан вывод о необоснованном включении в себестоимость продукции части расходов по приобретению топлива, сырья и материалов. При этом налоговая инспекция исходила из того, что факт несения соответствующих расходов подтвержден только актами, составленными работниками данного акционерного общества. На основании акта проверки налоговой инспекцией было принято решение о взыскании с налогоплательщика суммы заниженной прибыли, штрафов и пеней.

   Не  согласившись с выводами налоговой  инспекции, акционерное общество обратилось в арбитражный суд с иском  о признании данного решения  недействительным. При этом истец ссылался на приобретение им соответствующего сырья и материалов у физических лиц за наличный расчет.

   Арбитражный суд, рассматривая данный спор, исходил  из следующего. 
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 26.12.94 № 170, не предусматривает обязательного указания сведений о продавцах и наличия подписей последних при составлении актов о приобретении сырья и материалов у физических лиц.

   Однако  в случае уменьшения на сумму соответствующих  расходов налогооблагаемой прибыли способ их подтверждения имеет существенное значение.

   Поэтому при отсутствии в подобных ситуациях  двусторонних актов налогоплательщик обязан доказать факт приобретения сырья и материалов. 
В рассматриваемом случае в подтверждение факта совершения данных хозяйственных операций и размера понесенных расходов истец представил акты оприходования сырья и материалов, а также акты, по которым соответствующие сырье и материалы были отпущены в производство.

   Оценив  представленные истцом доказательства в совокупности, суд пришел к выводу о подтвержденности факта несения  налогоплательщиком спорных расходов и их размера и удовлетворил иск. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

   Прибыль организаций, учреждений в настоящее  время играет огромную роль. Она  является одним из обобщающих оценочных  показателей их деятельности и выполняет  следующие важнейшие функции:

   1)характеризует  конечные финансовые результаты  деятельности предприятия, размер  его денежных накоплений;

   2)является  главным источником финансирования  затрат на производственное и  социальное развитие предприятия,  и та часть прибыли, которая  изымается государством в форме налога на прибыль, является источником финансирования государственных расходов

   Уже в конце 80-х годов предпринимается  серьёзная попытка повысить налоговые ставки на прибыль кооперативов.

   Существовавшая  ранее система планового распределения  прибыли, в период строительства  социалистической экономики в России, предполагала изъятие в бюджет той  части прибыли, которая оставалась после формирования в соответствии с установленными нормативами различных производственных фондов.

   В условиях рыночной экономики в России данная система становится неприемлема, так как при сформировавшемся многообразии различных организационно-правовых форм собственности не обеспечиваются равные условия их хозяйствования.

   27 декабря 1991 года вышел в свет  Закон РФ № 2118-1 «Об основах  налоговой системы в Российской  Федерации», предусматривающий в  статье 5 различные объекты налогообложения,  в том числе налогообложение  доходов ( прибыли ).

   Налогообложению подлежит валовая (балансовая) прибыль  организаций, представляющая собой  сумму прибылей от реализации продукции (работ, услуг) основных фондов и иного  имущества организации, прибыли  от внереализационных операций, уменьшенная (увеличенная) на сумму доходов (расходов), предусмотренных действующим законодательством.

   Важнейшим направлением реформирования налоговой  системы в сфере налогообложения прибыли (доходов) максимальная унификация и упрощение порядка определения доходов и расходов налогоплательщиков, по возможности исключение из базы налогообложения расходов и убытков, образующихся в ходе ведения предпринимательской деятельностью, поскольку это ведет к двойному налогообложению одних и тех же сумм (в составе доходов одного участника сделки и в составе не принятых к вычету, то есть восстанавливаемых для целей налогообложения расходов или убытков - у другого участника сделки).

   Принципиальный  подход к определению налогооблагаемой базы должен заключаться в том, чтобы затраты признавались затратами, уменьшающими налогооблагаемую базу, в том случае, если они осуществлены в оплату за товары (работы, услуги), приобретаемые для целей ведения предпринимательской деятельности и, соответственно уплаченные суммы нашли отражение в составе налогооблагаемых доходов у лиц, осуществивших продажу (передачу) этих товаров (оказание услуг, выполнение работ).

Информация о работе Налог на прибыль как экономическая категория