Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 15:58, контрольная работа
Развитие теории и практики косвенного налогообложения привело к появлению совершенно нового вида налога - налога на добавленную стоимость (НДС).
НДС относится к федеральным налогам и действует на всей территории РФ. НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
1. Экономическая природа налога на добавленную стоимость………………...3
2. Порядок исчисления и уплаты налога. ………………………………………..8
3. Пути совершенствования налога на добавленную стоимость………………16
Список использованной литературы ……………………………………………23
Уплатить налог в бюджет вы должны равными долями в течение трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом. Срок уплаты - не позднее 20-го числа каждого месяца (п. 1 ст. 174 НК РФ). Если 20-е число месяца приходится на выходной или нерабочий праздничный день, последним днем уплаты будет первый следующий за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).
Например, по итогам III квартала сумма исчисленного налога, отраженная в декларации, составляет 150 000 руб. Значит, уплачивать в бюджет НДС вы будете следующим образом:
- не позднее 20 октября - 50 000 руб.;
- не позднее 20 ноября - 50 000 руб.;
- не позднее 20 декабря - 50 000 руб.
Определенную к уплате по итогам квартала сумму НДС вы делите на три равные части и уплачиваете их в бюджет в течение трех месяцев, следующих за отчетным кварталом.
При этом вероятна ситуация, что разделить общую сумму налога без остатка невозможно. Тогда первый и второй платежи вы округляете до полных рублей в меньшую сторону, а последний - в большую. Такие разъяснения дали налоговые органы (Информационное сообщение ФНС России от 17.10.2008, Письмо УФНС России по г. Москве от 26.12.2008 N 19-12/121393).
Например, по итогам I квартала общая сумма НДС к уплате составила 255 892 руб. Разделив эту сумму на три части, вы получите 85 297,33333 руб.
В этом случае в апреле и мае вы должны заплатить в бюджет не меньше чем по 85 297 руб. А в июне сумма платежа составит 85 298 руб.
Обратите внимание, что не является нарушением, если вы досрочно уплатите НДС. К примеру, можно уплатить всю сумму налога до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Или перечислить сначала 1/3, а потом одновременно 2/3 части суммы НДС до 20-го числа второго месяца квартала.
А вот если вы допустите просрочку уплаты 1/3 налога к установленному сроку, вам грозят пени за несвоевременную уплату соответствующей части НДС
Представить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию по НДС вы обязаны не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 174 НК РФ).
Таким образом, представлять налоговые декларации по НДС вы должны ежеквартально. Так, по итогам I квартала вам следует подать декларацию не позднее 20 апреля, по итогам II квартала - не позднее 20 июля, по итогам III квартала - не позднее 20 октября, а по итогам IV квартала - не позднее 20 января следующего за истекшим кварталом года.
В тех случаях, когда последний день срока уплаты налога или представления декларации выпадает на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (ст. 6.1 НК РФ)
3. Пути совершенствования налога на добавленную стоимость.
Одним из самых противоречивых в методологическом аспекте для российской налоговой системы является, налог на добавленную стоимость. Подтверждением этому являются постоянные изменения и дополнения в законодательную и методологическую базу расчета НДС.
Как недостаток в Налоговом кодексе можно считать отсутствие правовой дефиниции "добавленная стоимость" и ее экономического содержания, нет и алгоритма исчисления добавленной стоимости.
В деловых кругах обсуждается вопрос об изменении ставки налога. Популярностью пользуется идея замены НДС налогом с продаж, предлагается изменить метод исчисления налога с зачетного на прямой. Особенно много критических замечаний на несоответствие гл. 21 НК РФ положениям научной теории разработчиков этого налога.
НДС - косвенный налог, необходимо учитывать три критерия отнесения налогов к косвенным: их перелагаемость, способ взимания налога и способ определения платежеспособности (согласно последнему критерию косвенные налоги причисляются к налогам на потребление).
В действующей редакции гл. 21 НК РФ существует противоречие между названием налога и фактическим механизмом его исчисления, которое в практике приводит к отрицательным последствиям.
Из названия налога - налог на добавленную стоимость - следует, что предметом его обложения является такая экономическая категория, как стоимость, представляющая собой, согласно экономическому учению, оценку потребительским рынком результатов абстрактного труда и являющаяся (как количественное выражение такой абстракции) составной частью меновой стоимости реализуемого товара.
Структура меновой стоимости имеет агрегированную (сложную) природу и состоит из двух компонент - фиксированной и вариативной. Фиксированная компонента сторонами сделки не согласуется, поскольку использованные при создании нового товара сырье, материалы, услуги, орудия и средства производства как привходящие потребительные стоимости уже имели свои меновые стоимости в момент их приобретения и были перенесены на стоимость вновь произведенного товара.
И наоборот, согласованию подлежит вариативная компонента, которая объективируется в добавленную стоимость. В связи с изложенным следует, что добавленная стоимость, как количественно-стоимостный показатель меры труда и прибавочного продукта, может быть выявлена исключительно в процессе согласования сторонами сделки меновой стоимости реализуемого товара, и такой процесс согласования является единственным экономически обоснованным рыночным инструментом.
Обоснованной критике подвергаются объект обложения, налоговая база, порядок исчисления налога, порядок уплаты налога.
В соответствии со ст. 146 НК РФ в ее системной связи с п. 1 ст. 38 и п. 1 ст. 39 НК РФ объектом обложения НДС являются операции, которые свойством измеримости не обладают и обладать не могут.
Налоговая база не может существовать сама по себе в отрыве от объекта налогообложения. Налоговая база определяется только в случае, если осуществлена реализация товаров (работ, услуг), то есть только при появлении объекта налогообложения.
Налоговая база, согласно п. 2 ст. 153 НК РФ, определяется размером дохода или выручки от реализации всей агрегированной стоимости, но не величиной добавленной стоимости. Формула исчисления суммы налога к уплате, предусмотренная ст. 52 и п. 1 ст. 53 НК РФ, вместо арифметического произведения налоговой базы и налоговой ставки, в силу п. 1 ст. 171 НК РФ, представляет собой разницу между величинами, одна из которых - налоговый вычет - неизвестна установленной п. 1 ст. 17 НК РФ структуре налога с формирующими ее обязательными элементами.
Налоговое законодательство предусматривает обязанность поставщика предъявить к оплате покупателю сумму НДС дополнительно к цене товаров (работ, услуг), указав эту сумму в счете-фактуре (т.е. обеспечить возможность переложения налога). Такая обязанность установлена ст. 168 НК РФ, прежде всего в целях обеспечения публичного интереса, связанного с осуществлением налогового контроля за обоснованностью применения налоговых вычетов покупателем товаров (работ, услуг).
Структура налога, позволяющая применять налоговые вычеты и возмещение налога по методу начислений, используется для создания различных схем незаконной минимизации налога, уклонения от налогообложения и даже прямого незаконного субсидирования из бюджета.
Не отчитывающийся в налоговых органах поставщик никогда не перечислит полученный НДС в бюджет, а покупатель, имея доказательства оплаты товара, предъявит уплаченный поставщику налог к возмещению из бюджета. Привлечь же налогоплательщика, намеренно "заключившего договор" с неотчитывающейся организацией, к ответственности за нарушение налогового законодательства не представляется возможным, даже доказав мнимый характер сделок. Арбитражные суды решают данный вопрос в пользу налогоплательщиков со ссылкой на то, что действующим законодательством не установлена взаимосвязь в исчислении и уплате НДС контрагентами по сделке.
В связи с чем актуальными становятся вопросы разработки новых механизмов расчета налоговых обязательств и модернизация существующих, а также исследование возможностей использования накопленного зарубежного опыта в России с целью повышения аналитической составляющей налогового контроля.
В получении необоснованных вычетов НДС недобросовестным налогоплательщиком используется основной документ - счет-фактура, регулирующий исчисление, уплату и вычеты НДС. Выявление фиктивных счетов-фактур и необоснованных вычетов ФНС России осуществляет сегодня в ходе выездных и встречных проверок, причем вынуждена тратить значительные средства и время на анализ книг продаж, книг покупок и платежных документов налогоплательщиков. Однако эти проверки оказываются малоэффективными - счета-фактуры не используются при льготных режимах налогообложения.
Концентрация необлагаемой добавленной стоимости на предприятиях малого бизнеса с уплатой налогов в рамках специальных налоговых режимов позволяет организациям и индивидуальным предпринимателям достаточно эффективно минимизировать налоговые обязательства по НДС перед бюджетом, находясь в рамках действующего законодательства о налогах и сборах.
В большинстве европейских стран налоговые льготы для малых предприятий предоставляются в форме специальных (пониженных) ставок. Льготные налоговые ставки чаще всего применяются в рамках прогрессивной шкалы налогообложения. При этом абсолютно отдельная, специально для субъектов малого предпринимательства, система правил определения налогооблагаемой прибыли - явление достаточно редкое.
В России сложилась другая ситуация: система налогообложения для малого предпринимательства предусматривает абсолютно иные правила, заключающиеся в замене основных налогов (НДС, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, ЕСН - платежи во внебюджетные социальные фонды) одним налогом - налогом на доход.
Освобождение от уплаты НДС определяет исключение из общего правила функционирования данного налога. НДС, уплаченный поставщику материалов, работ, услуг, по приобретению основных средств и нематериальных активов включается в расходы и не принимается к возмещению.
Сравнительный расчет исчисления и уплаты НДС по анализируемым сельскохозяйственным предприятиям, применяющим ЕСХН позволяет сделать следующие выводы:
- являясь производителем, сельхозтоваропроизводитель, приобретая и оплачивая в цене товара НДС поставщику, формирует НДС покупателя для поставщика. Сельхозтоваропроизводитель как потребитель использует эти товары (горюче-смазочные материалы, удобрения, ядохимикаты, запасные части и т.д.) для производства новой стоимости, следовательно, он участвует в процессе формирования добавленной стоимости для конечного потребителя. Для производителя на ЕСХН НДС уплаченный списывается на издержки производства и на этой стадии превращается в прямой налог. При реализации товара без начисления НДС у него не формируется НДС покупателя, за счет которого он может возместить НДС поставщика, следовательно, он обязан снизить прибыль (если она будет) или получить компенсацию из бюджета на сумму НДС, уплаченную поставщикам.
Реальное освобождение от уплаты НДС получит сельхозтоваропроизводитель, если приобретать будет у поставщиков без НДС. Никто из участников производственного цикла не пострадает, на эту сумму НДС покупателя будет меньше перечислена сумма НДС в бюджет: не получили - перечислять нечего. Государство таким образом реально может освободить от НДС сельхозтоваропроизводителей.
У предприятия появятся дополнительно оборотные средства в сумме неуплаченного НДС поставщику. Учитывая сезонный характер, годичный цикл производства сельскохозяйственной продукции и достаточно большое незавершенное производство, государство может использовать механизм уплаты НДС для стимулирования развития сельского хозяйства.
По такому принципу в США устанавливается льготный режим уплаты налога с продаж для фермеров - при покупке сырья, материалов, основных средств для сельского хозяйства этот налог не взимается.
НДС как налог на потребление не облагает инвестиции предприятий. Когда предприятие решает проблему инвестиционного развития собственными силами, приобретая или создавая основные фонды, то получает возможность немедленного принятия к вычету НДС, уплаченного при покупке инвестиционных товаров (применяется общий порядок получения вычетов).
НДС, уплаченный при осуществлении капиталовложений, предусматривает его полное возмещение, как и при приобретении иных товаров и услуг, что обеспечивает его нейтральность по отношению к выбору между потреблением и инвестированием.
Процесс перелагаемости формирования добавленной стоимости в сельском хозяйстве специфичен. Глава 21 НК РФ объектом обложения определяет операции по передаче товаров, услуг внутри предприятия на потребление. Но потребление есть производственное и потребление конечного товара.
В сельском хозяйстве в растениеводстве производится сырье для переработки или передачи в другое подразделение (корма для животных, зерно для производства хлеба и т.д.) и эти же виды продукции могут быть реализованы потребителю. Для предприятий, имеющих собственную развитую базу переработки, достаточно сложно вести учет НДС, особенно внутреннее движение стоимости.
Сумма НДС, относимая на издержки, ведет к удорожанию продукции, так, по сельскохозяйственным предприятиям Краснодарского края, применяющим ЕСХН, себестоимость реализованной продукции за последние три года увеличилась в 2,5 раза. Происходит искусственное завышение себестоимости и при дальнейшей реализации: списанные суммы НДС облагаются этим же налогом у других участников технологического цикла, что приводит к удорожанию готового товара для конечного потребителя.