Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 15:58, контрольная работа
Развитие теории и практики косвенного налогообложения привело к появлению совершенно нового вида налога - налога на добавленную стоимость (НДС).
НДС относится к федеральным налогам и действует на всей территории РФ. НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
1. Экономическая природа налога на добавленную стоимость………………...3
2. Порядок исчисления и уплаты налога. ………………………………………..8
3. Пути совершенствования налога на добавленную стоимость………………16
Список использованной литературы ……………………………………………23
2
Федеральное агентство по образованию РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Финансово-экономический факультет
Кафедра Финансового менеджмента
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Финансы»
на тему «НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ»
Специальность: Финансы и кредит
Специализация: Банковское дело
Сыктывкар 2011
Содержание:
1. Экономическая природа налога на добавленную стоимость………………...3
2. Порядок исчисления и уплаты налога. ………………………………………..8
3. Пути совершенствования налога на добавленную стоимость………………16
Список использованной литературы ……………………………………………23
1. Экономическая природа налога на добавленную стоимость.
Косвенное налогообложение, имеющее многовековую историю, всегда было предметом пристального изучения финансовой науки, а достоинства и недостатки косвенных налогов не раз становились объектом жарких дискуссий в обществе. Развитие теории и практики косвенного налогообложения привело к появлению совершенно нового вида налога - налога на добавленную стоимость (НДС).
НДС относится к федеральным налогам и действует на всей территории РФ. НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
Теоретически НДС представляет собой долю в процентах от стоимости, добавленной на каждой стадии производства и обращения (т.е. на каждой стадии прохождения товара от поставщика исходного сырья до потребителя конечной продукции).
Для предприятия величина добавленной стоимости представляет собой разность между стоимостью реализуемой продукции и стоимостью материальных ценностей, использованных для производства соответствующей продукции (за исключением износа основных фондов).
Можно сформулировать, по крайней мере, три отличительные особенности НДС. Во-первых, в облагаемый оборот не включаются суммы ранее внесенного плательщиком налога (основное отличие НДС от ранее действовавшего "каскадного" налога с оборота, ставка которого применялась к валовой стоимости товара аккумулированной на всех стадиях его продвижения). Во-вторых, облагаемый оборот и налог учитываются и указываются в счетах организаций отдельно в составе цены товара. В-третьих, обложению подлежит весь оборот, но уплачивается в бюджет только часть налога, соответствующая стоимости, которая добавлена к цене закупок плательщиком.
НДС является многоступенчатым налогом на потребление. Многоступенчатость означает налогообложение товаров при каждом переходе права собственности на товар. При рассмотрении экономической природы налога, предлагается выделять "НДС горизонтальный" и "НДС вертикальный". Горизонтальный НДС - это налог по конкретной (единичной) гражданско-правовой сделке. Вертикальный НДС - это итоговая сумма налога за некоторый период времени, определяемый по совокупности гражданско-правовых сделок. Вертикальный НДС и горизонтальный НДС тесно взаимосвязаны между собой.
Заложенный в основе экономической природы налога механизм налогообложения добавленной стоимости функционирует только когда: 1) налог перечисляется между плательщиками сверх цены; 2) плательщик, заплативший за товар цену, формирует "НДС уплаченный" и может отнести его к возмещению из бюджета, если плательщик, получивший этот налог, сформирует "НДС полученный" и уплатит его в бюджет. Именно в этом проявляется системная взаимосвязь механизма действия НДС; 3) все плательщики налога состоят на учете и отчитываются в налоговых органах. Из этих основных положений исходили авторы налога. При любом нарушении указанных положений экономический механизм взимания НДС полноценно функционировать не будет, а следовательно, не будет надлежащей собираемости этого налога.
Активность налоговой системы в основном проявляется в выполнении ее функций. Как любой налог, НДС выполняет следующие функции.
Фискальная функция НДС заключается в мобилизации существенных поступлений от данного налога в доход бюджета за счет простоты взимания и устойчивости базы обложения. Реализация этой функции позволяет государству осуществить наиболее важные собственные функции - оказывать государственные услуги (в области национальной обороны и правоохранительной деятельности, социальные услуги и др.)
Наиболее перспективным с точки зрения финансирования деятельности ЕС является налог на добавленную стоимость. Наличие НДС в налоговой системе государства - обязательное условие его присоединения к Сообществу, так как финансовые поступления от налога на добавленную стоимость составляют один из основных источников формирования бюджета ЕС. Доходы, поступающие в бюджет ЕС от налога на добавленную стоимость, представляют собой установленную решением Совета единую процентную надбавку к ставке НДС в государствах - членах.
На нынешнем этапе развития экономики России НДС остается более предпочтительным, чем прямые налоги: во-первых, от него труднее уклониться плательщику, так как выручку всегда сложнее скрыть или занизить, нежели прибыль; во-вторых, процесс взимания НДС не вызывает больших затруднений, что сокращает расходы на данную процедуру; и, в-третьих, НДС не зависит от результатов хозяйственно - экономической деятельности субъектов, и поступления от него достаточно стабильны.
Несмотря на огромное фискальное значение данного налога, нельзя отрицать его регулирующее влияние на экономику. Через механизм обложения НДС и, в частности, через систему построения ставок он влияет на ценообразование и инфляцию, так как фактически увеличивает цену товара на сумму налога. Безусловно, открытым остается вопрос о положительной стороне этого влияния, так как увеличение цены способствует развитию инфляционных процессов. С другой стороны НДС не сильно препятствует развитию производства, поскольку действительным его плательщиком становится не производитель, а потребитель. С психологической точки зрения этот налог, в отличие от подоходного, в меньшей степени влияет на стимулы к труду, затрагивая расходы населения, а не доходы. Таким образом, конечный потребитель, уплачивая цену за товар, не замечает ее завышения на сумму налога, тогда как вычет из доходов подоходного налога более ощутим. Посредством применения льгот на отдельные виды продукции или конкретные операции, а также льгот, предоставляемых тем или иным плательщикам, государство имеет возможность стимулировать развитие и осуществлять поддержку социально значимых видов деятельности (образование, здравоохранение, наука, культура и др.), стимулирование экспорта отечественных товаров за границу.
Наконец, посредством многократного обложения НДС всех стадий производства продукции, работ и услуг достигается равенство всех участников рынка, а государство получает возможность осуществлять более полный контроль и оперативное управление финансово - хозяйственной деятельностью субъектов.
Располагая полной и точной информацией, получаемой из бухгалтерской отчетности, государственные финансовые и налоговые органы могут осуществлять более точное планирование доходов бюджета.
Распределительная функция НДС заключается в том, что путем налогообложения и через государственный бюджет осуществляется перераспределение ВВП. Посредством налогового механизма через установления ставок и льгот по НДС, а так же порядка применения налоговых вычетов в бюджет может изыматься часть доходов от высокорентабельных видов деятельности и через бюджетную систему направляться в убыточные, но необходимые для жизни общества сферы.
Стимулирующая является в значительной мере производной первых двух функций налогов. Налог на добавленную стоимость по существу дестимулирует облагаемые виды деятельности и стимулирует необлагаемые виды деятельности. Например, взимание НДС по ненулевой налоговой ставке ведет к искажению оценки эффективности размещения ресурсов в частном секторе экономики. Наиболее выражено стимулирующая функция реализуется через систему налоговых льгот и преференций.
В рамках сбалансированной и отлаженной налоговой системы происходит увязка в единое целое перечисленных основных функций. Так, фискальная функция реализуется настолько, насколько этого требует распределительная функция, но при этом стимулирующая функция не создает препятствий на пути реализации всех функций в будущем. То есть, фискальная функция обеспечивает формирование доходов, необходимых для финансирования государственных расходов и при этом не подрывает возможностей самого производства и формирования доходов в дальнейшем.
Таблица 1.Динамика поступлений в консолидированный бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов отдельных налогов, сборов и платежей.
Показатели | I полугодие, млрд руб. | I полугодие 2010 г. к I полугодию 2009 и 2008 гг., % | |||
2010 г. | 2009 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2008 г. | |
Доходы | 7603,5 | 6042,7 | 7543,7 | 125,8 | 100,8 |
из них: | 935,3 | 628,9 | 1232,1 | 148,7 | 75,9 |
налог на доходы физических лиц | 794,1 | 739,8 | 734,2 | 107,3 | 108,2 |
страховые взносы на обязательное социальное страхование*) | 1081,8 | 1046,6 | 1016,1 | 103,4 | 106,5 |
налог на добавленную стоимость: |
|
|
|
|
|
- на товары (работы, услуги), реализуемые на | 647,6 | 553,6 | 435,2 | 117,0 | 148,8 |
- на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации | 479,6 | 395,5 | 506,6 | 121,3 | 94,7 |
акцизы по подакцизным товарам (продукции): |
|
|
|
|
|
- производимым на территории Российской Федерации | 209,3 | 153,6 | 151,2 | 136,3 | 138,4 |
- ввозимым на территорию Российской Федерации | 12,2 | 8,5 | 16,0 | 143,5 | 76,3 |
налоги на совокупный доход | 104,0 | 89,9 | 89,0 | 115,7 | 116,9 |
налоги на имущество | 308,6 | 277,7 | 236,7 | 111,1 | 130,4 |
налоги, сборы и регулярные платежи за пользо-вание природными ресурсами | 695,5 | 422,9 | 870,5 | 164,5 | 79,9 |
в том числе: | 677,4 | 412,6 | 853,8 | 164,2 | 79,3 |
налог на добычу полезных ископаемых |
Размер доходов консолидированного бюджета Российской Федерации, полученных в I полугодии 2010 г., подтверждает нормализацию положения в отрослях реального сектора экономики. По общей сумме поступлений в бюджетную систему достигнут докризисный уровень.
За рассматриваемый период в государственный бюджет поступило 7603,5 млрд руб. налоговых и иных доходов, что на 25,8 % превышает поступления соответствующего периода 2009 года, причем темпы роста доходов на протяжении I полугодия 2010 г. ускоряются.
В связи с ростом внешнеторгового оборота (на 41,5 %) отмечается увеличение поступлений НДС и акцизов по товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации, – соответственно на 21,3 и 43,5 %,
Финансовый кризис почти не оказал негативного воздействия на налоги на совокупный доход и имущество. В анализируемом периоде по ним, как и раньше, наблюдается определенный рост с ярко выраженным и характерным для них колебанием поступлений по месяцам, обусловленным порядком уплаты этих налогов.
Таблица 2. Динамика налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ
Показатели | Январь-март 2011, млрд. руб. | Январь-март 2011 к январю - марту 2010, % |
Налоговые поступления | 2169,9 | 121,6 |
- на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ | 431,1 | 105,9 |
на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации | 19,7 | 240,2 |