Налог на добавленную стоимость, его роль в налоговой системе РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 15:47, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в изучении налога на добавленную стоимость, его роли и места в налоговой системе РФ.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Сущность налога на добавленную стоимость………………………... 5
Глава 2. Механизм исчисления и взимания налога на добавленную стоимость в РФ ………………………………………………………………………........... 13
Глава 3. Налог на добавленную стоимость на предприятии (Пример), пути его совершенствования………………………………………………………… 37
Заключение……………………………………………………………………… 45
Список использованной литературы………………………………………….. 47

Работа содержит 1 файл

Курса.docx

— 84.51 Кб (Скачать)

Пусть затраты предприятия 2 следующие:

· сырье 190 рублей.

· заработная плата 80 рублей,

· отчисления во внебюджетные фонды-24 руб.

· амортизация 10 рублей.

· местные налоги 12 рублей.

· прибыль 5 рубля.

Итого 321 рубль.

Отпускная цена предприятия = 321+18% от 321=378 рублей. 78 коп.

Мы включили в цену НДС в размере 57 руб. 78 коп.

Какую сумму НДС заплатит предприятие 2 в бюджет?

Ответ: 57,78-34,2=23 рубля 58 коп. Т.е. в зачет берется сумма НДС, уплаченная при покупке сырья.

Предприятие 3.Швейная фабрика. Для пошива платья предприятие 3 покупает ткань у предприятия 2 по цене 378 рублей. 78 коп., уплачивая НДС в размере 57 руб. 78 коп.

Затраты предприятия:

· стоимость сырья – 321 рубль.

· заработная плата 66 рублей.

· отчисления во внебюджетные фонды –19 рублей. 80 коп.

· амортизация 8 рублей.

· электроэнергия 10 рублей.

· местные налоги 16 рублей.

· прибыль предприятия 15 рублей.

Итого 455 рублей. 80 коп.

Отпускная цена предприятия 3 = 455, 80 +18%% от 455,80=537 руб. 84 коп.

 В цену включен НДС  в сумме 82 рубля. 4 коп.

Какую сумму НДС должно заплатить в бюджет предприятие 3?

Ответ: 82 рубля. 4 коп.- 57 руб. 78 коп.=24 рубля. 26 коп.

Предприятие 4.Розничный магазин.

Магазин покупает платья по 537 руб. 84 коп., уплачивая НДС в цене товара в сумме 82 рубля. 4 коп.

В розничной цене товара включается стоимость платья 455 рублей. 80  коп.

Торговая наценка 50%, тогда розничная цена платья будет:

· Затраты на приобретение платья –455 рублей. 80  коп.,

· Торговая надбавка (50% от 455 рублей. 80  коп.) = 227 рублей. 90 коп.

· НДС (18% от суммы 455 рублей. 80  коп.+ 227 рублей. 90 коп.) = 123 руб. 7 коп.

Розничная цена платья будет  равна 806 руб. 77 коп в Цену включен НДС в сумме 123 руб. 7 коп.

Какую сумму НДС заплатит предприятие 4 в бюджет?

Ответ: 123 руб. 7 коп.- 82 рубля. 4 коп. =41 руб. 3 коп.

Кто же в итоге уплачивает НДС? Тот, кто покупает это платье для использования, конечный потребитель  товара.

А как же НДС, уплаченный всеми предприятиями?

Производитель сырья = 18 руб.

Предприятие 1 = 16руб. 20коп

Предприятие 2 = 23 рубля 58 коп.

Предприятие 3 = 24 рубля. 26 коп.

Предприятие 4 = 41 руб. 3 коп.

ИТОГО = 123 руб. 7 коп.

Таким образом, все уплаченные предприятиями суммы НДС покрыты  оплатой цены платья конечным потребителем.

Пути совершенствования  налога на добавленную стоимость

В  настоящее  время  НДС  взимается  более  чем  в  семидесяти  странах  мира:  почти  во  всех  европейских  странах,  Латинской  Америке,  Турции,  Индонезии,  ряде  стран  Южной  Америки.  В  США  и  Канаде  применяется  близкий  по  методу  взимания  к  НДС  налог  с  продаж.

Во многих странах  механизм  взимания  НДС является идентичным.  Как известно,  плательщиками этого налога  являются  юридические и физические  лица,  занимающиеся  коммерческой  деятельностью.  Объектами обложения выступают оборот  товаров,  объем произведенных работ и оказанных услуг.  Необходимо  отметить,  что налог взимается многократно на  каждом  этапе производства  и реализации  продукции при ее  движении  от  первого производителя до  конечного потребителя как это видно на примере выше.  Налогооблагаемая  база  определяется  исходя  из  стоимости,  добавленной на  каждой  стадии  производства  и обращения,  включая заработную  плату с начислениями,  амортизацию,  проценты  за  кредит,  прибыль и расходы общего  характера (за  электроэнергию,  рекламу,  транспорт и др.).  При этом  стоимость средств  производства  и  материальных  затрат  исключается  из  облагаемого  оборота.  Так  же,  как  и  по  многим  налогам,  предусмотрены  льготы  при  расчете  и  уплате  НДС,  которые  определяются  историческим  и  социально-экономическим  развитием  каждой  страны.

     Одним из путей совершенствования налога на добавленную стоимость является определение оптимальной ставки НДС. В  различных  странах  существуют  разные  подходы  к  установлению  ставок  НДС.  В  то  же  время  их  средний  уровень  колеблется  от  15  до  25%.  В  некоторых  странах  применяется  шкала  ставок  в  зависимости  от  вида  товара  и  его  социально-экономической  значимости:  пониженные  ставки  (2 - 10%)  применяются  к  продовольственным,  медицинским  и  детским  товарам;  стандартные  (основные)  ставки  (12 - 23%)  -  к  промышленным  и  другим  товарам  и  услугам;  и,  наконец,  повышенные  ставки  (свыше  25%)  -  к  предметам  роскоши .

Ставки любого налога в  значительной мере определяют налоговую  нагрузку или налоговое давление. Что касается ставок НДС, то здесь  лидируют Дания, Швеция и Норвегия - 25%.

Немногим ниже ставка НДС  в Исландии - 24,5%. Примечательно, что  самые высокие ставки НДС имеют  страны с наиболее высоким уровнем  жизни населения в мире. Однако уже следующий уровень ставки - 23% у Финляндии, Польши и далеко не у самой богатой страны - Уругвая.

Далее в рейтинге ставок НДС с уровнем налога в 22% снова расположилась европейская страна - Хорватия. У Белоруссии ставка составляет 20%. Ну конечно же в России, действует так называемая стандартная ставка НДС - 18%.

Эти цифры говорят, прежде всего, о том, что налоговые ставки сами по себе вовсе не свидетельствуют  о налоговой нагрузке и эффективности  применяемого налога. Куда важнее налоговая  база, а по НДС это связано с  порядком применения налоговых вычетов  по так называемому входному налогу. Кроме того, механизм расчета НДС  весьма сложен, и налогоплательщики  регулярно жалуются на то, что это  налог, который сложнее всего  считать. В США данный вид налогообложения отсутствует вовсе.

Финансисты привели подробнейшие расчеты бюджетных потерь и пришли к выводу, что в условиях российской экономики высока вероятность того, что  эффект от снижения ставки НДС  как для увеличения финансовых ресурсов предприятий, в так и повышения  инвестиционной активности в стране будет незначительным. Вдобавок, качество администрирования налога от этой инновации  не улучшится .

В налоговой системе России налог на добавленную стоимость – один из самых сложных и конфликтных налогов. Большинство налоговых споров связаны с проблемами исчисления, уплаты и возмещения НДС. Существующий порядок исчисления и администрирования НДС имеет ряд явных недостатков .

В целях совершенствования  исчисления налога на добавленную стоимость  был изданы законы (Федеральный закон  от 27.07.2006 N 137-ФЗ, Федеральный закон  от 17.05.2007 N 85-ФЗ, Федеральный закон  от 19.07.2007 N 195-ФЗ, Федеральный закон от 04.11.2007 N 255-ФЗ, Федеральный закон от 30.10.2007 N 240-ФЗ, Федеральный закон от 22.07.2005 N 119-ФЗ)  об изменении налогового периода. В соответствии с законами с 1 января 2008 года налоговый период составляет – квартал, для всех налогоплательщиков независимо от размера выручки. Ранее предприятия сдавали налоговую декларации по налогу на добавленную стоимость ежемесячно.

Еще одним из основных направлений совершенствования законодательства о налогах и сборах и механизмов его применения на практике является принятие действенных мер, обеспечивающих как законные права налогоплательщиков, повышение их защищенности от неправомерных требований налоговых органов, так и пресечение имеющейся практики уклонения от налогообложения.

Рассматривая проблему уклонения  от уплаты НДС с помощью фирм-однодневок, необходимо отметить, что во всех схемах уклонения от налогообложения фирмы-однодневки являются зарегистрированными налогоплательщиками  НДС.

 Поэтому в целях  сокращения возможностей для  исчезновения таких организаций,  в первую очередь, необходимо  принять меры по совершенствованию  процедур регистрации налогоплательщиков  НДС. В частности, регистрационные  процедуры должны содержать:

- механизмы, противодействующие получению статуса налогоплательщика подставными лицами (то есть регистрации налогоплательщиков с помощью недействующих документов, по несуществующим адресам и т.д.);

- жесткие требования к информации, предоставляемой лицами при регистрации (наименование и фактический адрес налогоплательщика, по которому предполагается ведение деятельности; наименование (имена) и фактический адрес руководителя организации, основных владельцев или акционеров налогоплательщика; информация о виде деятельности налогоплательщика в целях выявления участия данных лиц в схемах уклонения от уплаты НДС и неправомерного возмещения НДС; наименование и фактические адреса организаций, аффилированных с регистрируемым налогоплательщиком).

 Перечисленные требования  о предоставлении информации  должны быть обязательными для  всех лиц, обратившихся в налоговые  органы с целью регистрации  в качестве налогоплательщиков  НДС.

 С целью упрощения  процедур проверки представленных  сведений Федеральная налоговая служба Российской Федерации выступает с предложением о создании системы информационного обмена, объединенной в единую всероссийскую сеть базы данных различных ведомств, имеющих отношение к перечисленным сведениям (прежде всего, территориальные объединения органов внутренних дел, налоговых органов и органов таможенного контроля).

Заинтересованность государства в лице налоговых органов, с одной стороны, и налогоплательщиков, с другой, в сбалансированном и объективном понимании отношений и обязательств, регулируемых налогом на добавленную стоимость, объясняется высокой финансово-бюджетной значимостью этого налога. Финансовое здоровье налоговой системы во многом зависит не от высоких ставок налогов, а от  стабильной работы  предприятий,  организаций  и  учреждений,  что положительно скажется на поступлении налоговых платежей в бюджет.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В данной работе я рассмотрел налог на добавленную стоимость, его место и роль в налоговой системе РФ. Из выше мною написанной работы можно сделать вывод:

Во-первых, налог на добавленную стоимость является основным и наиболее стабильным источником налоговых поступлений, формирующих федеральный бюджет и обязательным для уплаты всем участникам рынка, за исключением выделенных в особые группы освобождающихся и льготников. Данный налог устанавливается Главой 21 Налогового Кодекса Российской Федерации и представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Он выполняет фискальную, распределительную и стимулирующую функции.

Во-вторых, введение НДС в нашей стране обусловлено началом внедрения в экономику рыночных отношений, переходом к свободным рыночным ценам на большинство товаров, работ и услуг. За годы своего существования НДС прочно укрепился в налоговой системе России и стал одним из важнейших федеральных налогов.

В-третьих, объектами  обложения  по  НДС  выступают  обороты  по  реализации  товаров,  работ,  услуг  на  территории  РФ,  а  также  ввозимые  товары  в  соответствии  с  режимом  импорта. Налогооблагаемая  база выступает  основой  при  исчислении  суммы  налога,  подлежащего  внесению  в  бюджет. В соответствии с принятым в Российской Федерации налоговым законодательством обложение НДС производится по основным налоговым ставкам:  нулевая ставка НДС, 10%.-ная, 18%-ная. Исчисление и уплата налога на добавленную стоимость осуществляется в определенном порядке.

В-четвертых, во многих странах  механизм  взимания  НДС является идентичным.  Хотя порядок исчисления данного налога определяется  историческим  и  социально-экономическим  развитием  каждой  страны. Одним из путей совершенствования налога на добавленную стоимость является определение оптимальной ставки НДС. В  различных  странах  существуют  разные  подходы  к  установлению  ставок  НДС.  В России существующий порядок исчисления и администрирования НДС имеет ряд явных недостатков. Другим из направлений совершенствования законодательства о налогах и сборах и механизмов его применения на практике является принятие действенных мер, обеспечивающих как законные права налогоплательщиков, повышение их защищенности от неправомерных требований налоговых органов, так и пресечение имеющейся практики уклонения от налогообложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации. 12 декабря 1993 г.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)  от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 28.12.2010)
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)  от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 28.12.2010) (с изм. и доп., вступающими в силу с 30.01.2011)
  4. Филина Ф.Н. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. М: - Издательство «Росбух», 2009.
  5. Филина Ф.Н., Толмачев И.А. Налог на добавленную стоимость: ответы на все спорные вопросы. М., 2010.
  6. Самсонова Л.И. Налог на добавленную стоимость: возможные пути совершенствования // Аудит и финансовый анализ. 2010.  №4.
  7. Панасиков В.Г. Налогообложение в Российской Федерации. М.: Проспект, 2008.
  8. Баймакова И.А. Налог на добавленную стоимость: сложные вопросы исчисления и уплаты.  М.: Издатель: 1С-Паблишинг, 2009.
  9. Авдеев В.В. Индивидуальные предприниматели и НДС // Налоговый вестник. 2011. №2.
  10. Замалетдинова Э.И. Косвенные налоги в России и зарубежный опыт взимания косвенных налогов // Международный бухгалтерский учет. 2011.  №7.
  11. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение. М.:  ИНФРА, 2009.
  12. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. Учебник для вузов. VII – издание. М., 2006.
  13. Поляк Г.Б., Суглобова А.Е.. Налоги и налогообложение. 3-е изд., перераб. и доп.// Юнити, 2010.
  14. Налоги и налогообложение. 6 – е изд. / Под ред. Романовского М.В., Врублевской О.В. – СПб.: Питер, 2007.
  15. Тарасова В.Ф. Семыкина Л.Н. Сапрыкина Т.В. Налоги и налогообложение. Учебное пособие. III- издание. М., 2007.
  16. Семенихин В.В. Налог на добавленную стоимость. М..: ГроссМедиа, «РОСБУХ", 2010.
  17. Завьялов К. Объекты обложения НДС // Современный бухучет. 2010. №2.

Информация о работе Налог на добавленную стоимость, его роль в налоговой системе РФ