Налог на добавленную стоимость, его роль в налоговой системе РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 15:47, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в изучении налога на добавленную стоимость, его роли и места в налоговой системе РФ.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Сущность налога на добавленную стоимость………………………... 5
Глава 2. Механизм исчисления и взимания налога на добавленную стоимость в РФ ………………………………………………………………………........... 13
Глава 3. Налог на добавленную стоимость на предприятии (Пример), пути его совершенствования………………………………………………………… 37
Заключение……………………………………………………………………… 45
Список использованной литературы………………………………………….. 47

Работа содержит 1 файл

Курса.docx

— 84.51 Кб (Скачать)

В прогнозном расчете применяется  среднеэффективная ставка налога в размере 16,11%, в том числе на товары, ввозимые из Республики Беларусь и Республики Казахстан, – 14,19 процента.

Улучшение администрирования  налога позволит увеличить планируемое  поступление налога на 27 000,0 млн. рублей.

По сравнению с уточненной оценкой за 2011 год прогнозируется увеличение поступления налога на 302 931,9 млн. рублей или на 20,0% в результате роста объема импорта (на 270 194,2 млн. рублей), повышения прогнозируемого  курса доллара США по отношению  к рублю (на 5 737,7 млн. рублей) и улучшения  администрирования (27 000,0 млн. рублей).

Поступление налога на добавленную  стоимость на товары (работы, услуги), ввозимые на территорию Российской Федерации, на 2013 год прогнозируется в сумме 2 077 540,6 млн. рублей (3,21% к ВВП), что  на 258 836,1 млн. рублей или на 14,2% больше суммы, планируемой на 2012 год. При  этом рост объема импорта приведет к увеличению доходов на 213 683,2 млн. рублей, повышение прогнозируемого  курса доллара США по отношению  к рублю – на 45 152,9 млн. рублей.

Поступление налога на добавленную  стоимость на товары (работы, услуги), ввозимые на территорию Российской Федерации, в федеральный бюджет на 2014 год  прогнозируется в сумме 2 383 465,2 млн. рублей (3,29% к ВВП), что на 305 924,6 млн. рублей или на 14,7% больше суммы, планируемой  на 2013 год. Увеличение поступления налога связано с ростом объема импорта (на 227 194,2 млн. рублей) и повышением прогнозируемого  курса доллара США по отношению  к рублю (на 78 730,4 млн. рублей).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Механизм исчисления и взимания налога на добавленную стоимость в РФ

 

Плательщиками НДС являются:

1. Организации и индивидуальные  предприниматели.

2. Лица, признаваемые налогоплательщиками  налога в связи с перемещением  товаров через таможенную границу  РФ;

Не признаются налогоплательщиками  организации, являющиеся иностранными организаторами Олимпийских игр  и Паралимпийских игр 2014 года в городе Сочи в отношении операций, совершаемых в рамках организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи.

3. Налоговые агенты – все  без исключения организации и  индивидуальные предприниматели, 

- приобретающие на территории  РФ товары (работы, услуги) у иностранных  лиц, не состоящих на учете  в налоговых органах в качестве  налогоплательщиков,

- арендаторы федерального, регионального  и муниципального имущества у  органов государственной власти  и управления и местного самоуправления,

- органы, организации или индивидуальные  предприниматели, уполномоченные  осуществлять реализацию конфискованного  имущества, бесхозяйных ценностей,  кладов и скупленных ценностей,  а также ценностей, перешедших  по праву наследования государству.

Плательщики подлежат обязательной постановке на учет. Иностранные организации  имеют право встать на учет по месту  нахождения своих постоянных представительств в РФ.

 Объектом налогообложения признаются следующие операции:

  1. реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации. Безвозмездная передача признается реализацией.
  2. передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
  3. выполнение строительно-монтажных работ хозяйственным способом непосредственно налогоплательщиками для собственного потребления (кроме предпринимателей для личного потребления);
  4. ввоз товаров на территорию РФ.

 

Налоговая база по НДС - это стоимостная характеристика объекта налогообложения. Поэтому налог в большинстве случаев исчисляется исходя из стоимости товаров (работ, услуг).

НДС в бюджет = НДС начисленный (НБ* Ст %) - Вычеты

Налоговая база при реализации товаров, в т.ч. по бартерным операциям, на безвозмездной основе, при оплате труда в натуральной форме  определяется как стоимость этих товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров и  подакцизного минерального сырья) и  без НДС. Т.е. для целей налогообложения  принимается цена товаров (работ, услуг), указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.

При реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), для целей налогообложения  принимаются указанные цены (тарифы). При реализации товаров в многооборотной таре, которая подлежит возврату продавцу, залоговые цены тары не включаются в налоговую базу.

При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов  налогоплательщика, связанных с  расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами. Кроме того, при исчислении налоговой базы в нее включаются:

  • суммы за реализованные товары в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов
  • средства в виде процента (дисконта) по полученным в счет оплаты облигациям и векселям, процента по товарному кредиту в части, превышающей размер процента, рассчитанного, исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ;
  • страховые выплаты по договорам страхования риска неисполнения договорных обязательств контрагентом страхователя - кредитора, если страхуемые договорные обязательства предусматривают поставку страхователем товаров (работ, услуг), реализация которых признается объектом налогообложения.

Выручка (расходы) налогоплательщика  в иностранной валюте пересчитывается  в рубли по курсу ЦБ РФ на дату реализации товаров, которая определяется в зависимости от принятой учетной  политики для целей налогообложения (т.е. дата отгрузки или поступления  денежных средств).

Для некоторых операций Налоговый кодекс РФ установил особый порядок определения налоговой базы.

Таблица 1

Особенности определения  налоговой базы по НДС:

Операция

Налоговая база

Реализация имущества, подлежащего  учету по стоимости с учетом уплаченного  НДС:

- имущество (основные  средства), приобретаемое за счет  средств целевого бюджетного финансирования и оплачиваемое с учетом НДС, который вычету не подлежит, а покрывается за счет соответствующего источника;

- безвозмездно полученное  имущество, учитываемое организацией  по стоимости, включающей суммы  налога, уплаченные передающей стороной;

- приобретенное имущество,  используемое при осуществлении  операций, не подлежащих налогообложению  (освобождаемых) в соответствии  со ст. 149 НК РФ;

- основные средства, учитываемые  на балансе налогоплательщика  с учетом налога;

- служебные легковые автомобили  и микроавтобусы, приобретенные  до 1 января 2001 года и числящиеся  на балансе налогоплательщика  с учетом налога

НБ = Цена реализуемого имущества  с А и НДС – Остаточная стоимость с учетом переоценки

Реализация с/х продукции и продуктов ее переработки, закупленной у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками)

НБ = Цена реализации с НДС – Цена приобретения

Реализация услуг по производству товаров из давальческого  сырья

Стоимость их обработки, переработки  с А (для подакцизных товаров) и без НДС

По договорам цессии - переуступка требования

НБ = Доход, полученный новым  кредитором при последующей уступке  требования или прекращении соответствующего обязательства -  Сумма расходов на приобретение указанного требования

При осуществлении предпринимательской  деятельности в интересах другого  лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских  договоров

Сумма дохода, полученная ими  в виде вознаграждений

Осуществление перевозок  транспортом

По воздушным перевозкам пределы  РФ определяются по начальному и конечному пунктам авиарейса

НБ = Стоимость перевозки  без НДС только в пределах территории Российской Федерации

При реализации проездных  документов по льготным тарифам

налоговая база исчисляется  исходя из этих льготных тарифов

Передача товаров для  собственных нужд, расходы на которые  не принимаются к вычету по налогу на прибыль 

Стоимость этих товаров  исходя из цен реализации идентичных (однородных) товаров, действовавших  в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии - исходя из рыночных цен с А без НДС

Выполнение строительно-монтажных  работ для собственного потребления

Стоимость выполненных работ (все фактические расходы)

Реализация товаров на территории РФ иностранными лицами, не состоящими на учете (плательщики - налоговые  агенты)

Сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с НДС

Услуги по предоставлению органами власти в аренду гос. имущества

Сумма арендной платы с  НДС


 

Освобождения  от уплаты НДС можно разделить  на 4 группы:

1 группа  – не уплачивают НДС лица, применяющие  специальные режимы налогообложения  в рамках деятельности переведенной  на данные режимы (см. Гл. 26.1. НКРФ Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог); Гл. 26.2. НКРФ Упрощенная система налогообложения; Гл. 26.3. НКРФ Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; Гл. 26.4. НКРФ Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции), а также лица по деятельности, облагаемой налогом на игорный бизнес Гл. 29 НКРФ.

2 группа –  Освобождение от исполнения обязанностей  налогоплательщика, в соответствии  со ст. 145 НКРФ:

Организации и индивидуальные предприниматели имеют право  на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без НДС не превысила  в совокупности два миллиона рублей.

Освобождение не распространяется на реализацию подакцизных товаров  и ввоз товаров в РФ.

Для получения освобождения представляется письменное уведомление  и подтверждающие документы (выписки  из бухгалтерского баланса для организаций, из книги продаж; из книги учета  доходов и расходов для индивидуальных предпринимателей, копию журнала  полученных и выставленных счетов-фактур Для организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших с УСН на общий режим налогообложения, документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. Для индивидуальных предпринимателей, перешедших на общий режим налогообложения с ЕСХН, документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕСХН) в налоговый орган по месту своего учета не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого  используется право на освобождение.

Налогоплательщик вправе направить в налоговый орган  уведомление и документы по почте  заказным письмом. В этом случае днем их представления в налоговый  орган считается шестой день со дня  направления заказного письма.

От освобождения нельзя отказаться до истечения 12 последовательных календарных  месяцев. По их истечении не позднее 20-го числа последующего месяца организации  и индивидуальные предприниматели, которые использовали право на освобождение, представляют в налоговые органы подтверждающие документы и уведомление  о продлении использования права  или об отказе от его использования.

Если  в течение периода освобождения выручка без НДС за каждые три  последовательных календарных месяца превысила два миллиона рублей либо если налогоплательщик осуществлял  реализацию подакцизных товаров, налогоплательщики начиная с 1-го числа месяца, в котором это имело место, и до окончания периода освобождения утрачивают право на освобождение.

По истечении 12 календарных  месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца организации и индивидуальные предприниматели, которые использовали право на освобождение, представляют в налоговые органы документы, подтверждающие, что в течение срока освобождения выручка в совокупности не превышала  два миллиона рублей. Если налогоплательщик не представил необходимые документы сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет с взысканием налоговых санкций и пеней.

Суммы налога, принятые налогоплательщиком к вычету до использования им права  на освобождение, в том числе по основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления  операций, признаваемых объектами налогообложения, но не использованным для указанных  операций, после отправки налогоплательщиком уведомления об использовании права  на освобождение подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде  перед отправкой уведомления  об использовании права на освобождение путем уменьшения налоговых вычетов.

Суммы налога, уплаченные по товарам (работам, услугам), приобретенным  налогоплательщиком, утратившим право  на освобождение, до утраты указанного права и использованным налогоплательщиком после утраты им этого права при  осуществлении операций, признаваемых объектами налогообложения принимаются к вычету.

Освобождения первой и второй группы не распространяются на выполнение обязанностей налоговых  агентов и не применяются при  обложении НДС товаров ввозимых в РФ.

3 группа –  Освобождаются от налогообложения  товары, работы и услуги, реализованные  не на территории РФ:

Местом реализации товаров признается территория Российской Федерации если:

  1. товар находится на территории РФ и не отгружается и не транспортируется;
  2. товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории РФ;

Местом реализации работ (услуг) признается территория РФ, если:

  1. работы (услуги) связаны с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся на территории РФ, например, строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению;
  2. работы (услуги) связаны с движимым имуществом, находящимся на территории РФ;
  3. услуги фактически оказываются на территории РФ в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры или туризма и спорта;
  4. покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории РФ.

Информация о работе Налог на добавленную стоимость, его роль в налоговой системе РФ