Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 16:31, курсовая работа
цель данной курсовой работы – рассмотреть налог на добавленную стоимость и пути его совершенствования. Для ее достижения необходимо решить ряд конкретных задач:
Рассмотреть действующую систему исчисления налога на добавленную стоимость;
Проанализировать налоговые поступления в федеральный бюджет;
Выявить недостатки законодательства в сфере налога на добавленную стоимость и пути его совершенствования в среднесрочной перспективе.
Введение 3
Глава 1. Действующая система исчисления налога на добавленную стоимость в России 5
1.1. Налог на добавленную стоимость, как косвенный налог 5
1.2. Плательщики НДС и порядок освобождения от уплаты 8
1.3. Основные элементы налога на добавленную стоимость 12
Глава 2. Анализ налоговых поступлений в федеральный бюджет Российской Федерации 17
Глава 3. Проблемы, связанные с исчислением и возмещением налога на добавленную стоимость, возможные пути их решения 25
Заключение 32
Список литературы 34
- наличие счетов-фактур, оформленных в установленном порядке,
-
принятие на учет
Исключением в указанном порядке являются суммы НДС, уплаченные при ввозе товаров на территорию Российской Федерации.
Применение налоговых вычетов - это уменьшение общей суммы налога, исчисленной по налогооблагаемым операциям, на суммы НДС, предъявленные поставщиками товаров (работ, услуг) или уплаченные налогоплательщиками по иным основаниям (например с авансов, штрафов).
В зависимости от оснований для принятия сумм НДС к вычету все операции можно разделить на три группы:
1) обычные операции (приобретение товаров, работ, услуг);
2)
операции, по которым ранее уплаченные
суммы НДС в бюджет
3) специальные операции, по которым предусмотрен особый порядок принятия НДС к вычету.
Условия принятия сумм налога к вычету:
1) факт оплаты товаров (работ, услуг) (по товарам, ввезенным на таможенную территорию РФ, - фактическая уплата НДС при ввозе);
2) приобретение товаров (работ, услуг) для использования при осуществлении деятельности, подлежащей обложению НДС;
3) наличие счетов-фактур;
4)
принятие приобретенных
Анализ структуры налоговых поступлений в 2006 – 2009 гг проведен на основе данных, предоставленных Федеральной налоговой службой России.
Таблица 1
Поступление администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет Российской Федерации за 2006-2009 гг
|
В 2007 году в федеральный бюджет поступило налогов на сумму 3747,6 млрд. рублей, что на 747,6 млрд. рублей или на 28% больше чем в 2006 году.
Всего
в 2008 году в федеральный бюджет Российской
Федерации поступило
В 2009 году в федеральный
бюджет поступило налогов на сумму 3012,4
млрд. рублей, что на 26% меньше, чем в 2008
г.
Рис.1Показатели
поступления администрируемых ФНС
России доходов в федеральный
бюджет в 2006-2009гг.
Анализ динамики поступления НДС в Федеральный бюджет (в %) предоставлен на основе данных ФНС (таблица 2).
Таблица 2
Анализ динамики администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет за 2006-2009 гг.
|
Всего в 2009 году в федеральный бюджет поступило 3 012,4 млрд. рублей администрируемых доходов, что на 26% меньше, чем в 2008 году.
Показатели, заложенные на 2009 год в Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» в части ФНС России, выполнены. Бюджет получил дополнительно 402 млрд. рублей. Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями НДС (39%), налога на добычу полезных ископаемых (33%), ЕСН (17%) и налога на прибыль (6%).
Рис.
2 Структура поступлений
Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в 2009 году составили 1 176,6 млрд. рублей и по сравнению с 2008 годом выросли на 18%. Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило в 2009 году 30,6 млрд. рублей, что на 24% меньше, чем в 2008 году.
Рис.
3 Структура поступлений
Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями налога на добычу полезных ископаемых (39%), НДС (24%) и налога на прибыль (19%).
Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в 2008 году составили 998,4 млрд. рублей и по сравнению с 2007 годом снизились на 28,2%. В сопоставимых условиях (поступления за 2007 год приведены в условиях 2008 года) темп роста НДС, по экспертным оценкам Службы, составляет 107,7%.
Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило в 2008 году 40,3 млрд. рублей, что на 17,4% больше, чем в 2007 году.
Рис.
4 Структура поступлений
Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями НДС (37%) и налога на добычу полезных ископаемых (30%).
Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в 2007 году составили 1 390,4 млрд. рублей и по сравнению с 2006 годом выросли в полтора раза.
Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило в 2007 году 34,3 млрд. рублей, что на 26,2% больше, чем в 2006 году.
Построим графики для налогов, поступающих в бюджетную систему Российской Федерации:
Рис.5
Поступление налогов в
И отдельно для НДС:
Рис.6 Поступление налога на добавленную стоимость в бюджетную систему Российской Федерации
Также построим графики для НДС, поступающего в Федеральный бюджет:
Рис.7 Поступление налога на добавленную стоимость в федеральный бюджет Российской Федерации за 2006-2009 гг.
НДС
— более прогрессивный налог
и более справедливый, потому что
его платят все, а не только конечный
потребитель. В целом можно сделать выводы,
что для России необходимо стремиться
повышать доходы по НДС для благополучного
развития экономики страны.
рубеже, преодоление которого можно сравнить с закатыванием огромного камня на гору: чуть стоит споткнуться и этот камень понесется вниз по склону горы , возможно даже задавив того , кто его толкал , но необходимо сделать решающий шаг, последнее усилие, для того чтобы закатить камень, лишь только это сможет поставить окончательную точку в общих стараниях .
Налоги играют далеко не последнюю роль в решении поставленных государством проблем выхода из сложившейся в России ситуации, следовательно, рассмотрев досконально все проблемы , связанные со сбором, учетом, начислением налогов, можно возвести надежную опору , плацдарм для дальнейших действий в экономике страны. Так перейдем же к рассмотрению проблем, связанных с налогом на добавленную стоимость – одного из звеньев налоговой системы .
Первая проблема, нуждающаяся в решении, это проблема оптимизации налоговых ставок НДС, обеспечив сохранение за этим налогом ведущего места в системе доходных источников бюджета . Следует сказать , что , с одной стороны , в случае принятия сравнительно низкой ставки налога на добавленную стоимость доходы бюджета , связанные с этим налогом существенно сократятся , что незамедлительно повлияет на расходные статьи бюджета – этого нельзя допустить , так как государственный бюджет попросту «потеряет» дополнительные финансовые средства , которые могли быть направлены на инвестиции в промышленность . С другой же стороны в случае завышения ставок НДС , государственный бюджет также может недополучить финансовые средства из-за того , что часть предприятий уйдет в теневую экономику в связи с нежеланием платить высокий налоги ( производимая ими продукция или услуги не смогут выдержать достойной конкуренции на рынке , так как НДС заставит их товар «подорожать» и он не будет пользоваться спросом ) .
В 2011 году правительство может снизить ставку налога на добавленную стоимость, чтобы компенсировать бизнесу переход с единого социального налога на систему страховых взносов.
Введение низкой ставки НДС не только простимулирует диверсификацию экономики, но и предотвратит увеличение налоговой нагрузки на товары, облагаемые сейчас по льготной ставке, сделает нерентабельными махинации с НДС. Снижение ставки НДС приведет к массовому выходу предприятий из тени, а значит, и к дополнительным налоговым поступлениям в федеральный бюджет.
В
целях совершенствования
Налоговая
практика в последние годы шла
по пути изменения правил начисления
и уплаты НДС. Ведь в Минфине России
считают, что проблемы НДС можно
было бы отчасти решить путем улучшения
администрирования этого
Преобразования
по НДС необходимы по следующим причинам.
Налоговая система России не учитывает
монопольность ценообразования. Это обуславливает
ее информационный характер. Отсюда постоянный
рост доли косвенных налогов, что свидетельствует
о неблагополучии налоговой системы. Причем
ненормальной, с точки зрения самих косвенных
налогов является и их структура. Здесь
речь идет о весьма высоком удельном весе
в налоговых поступлениях НДС (более 1/5
этих поступлений) и наоборот, более низкой
доли акцизов (около 4% всех налоговых поступлений),
что в два-три раза ниже, чем в развитых
странах.
В России базой НДС является не только
прибыль и зарплата, но и амортизация отчислений.
В базу этого налога также включают акциз
и таможенные пошлины, которые никакого
отношения к созданной (добавленной) стоимости
не имеют. По сути, одним налогом (НДС) облагается
другой налоговый платеж акциз. Вследствие
всего этого НДС практически превращается
в налог с продаж, выступающий в условиях
монополистического рынка в качестве
элемента цены на товар и косвенного налога,
многократно увеличивающего цену. Таким
образом, если выпустить «налоговый воздух»
из цены, то она снизилась бы в 3-5 раз. Это
в первую очередь относится к товарам,
облагаемым акцизом.