Налог как специфическая форма финансового платежа

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 17:19, курсовая работа

Описание работы

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…….5
1 Экономическое содержание налогов………………………………….………7
1.1 Сущность и содержание понятия налог………………………………...…..7
1.2 Роль налогов в формировании государства………………………….….…10
1.3 Классификация налогов и их функции………………………………….….12
2 Налог как финансово-экономическая категория………………………….…16
2.1 Историческое развитие налога как средства платежа………………….….16
2.2 Роль налога как финансового платежа………………………………….….18
2.3 Методика разграничения налогов, сборов и других обязательных платежей. Их отличительные особенности………………………………….…26
3 Проблемы и пути совершенствования налогообложения в России………..29
Заключение…………………………………………

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 66.85 Кб (Скачать)

Обязанность по уплате налога возникает только при наличии  объекта налогообложения. При этом налог устанавливается и вводится законом, его уплата носит принудительный характер, и уплачивается он на основе безвозмездности; налог является абстрактным  платежом и обычно не имеет целевого назначения.

При уплате пошлины или  сбора всегда присутствуют специальные  цель и интересы. Взимаются пошлины  и сборы только с тех, кто обращается в соответствующие органы по поводу оказания нужных ему услуг. Теоретически цель взыскания пошлины (сбора) - лишь покрытие издержек учреждения, в связи  с деятельностью которого они  уплачиваются (без убытка, но и без  чистого дохода).[12]

Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, взимаемых  в установленном порядке с  плательщиков - юридических и физических лиц на территории страны. Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи  «питают» бюджетную систему РФ. Кроме того, существуют государственные внебюджетные фонды, доходная часть которых формируется за счет целевых социальных отчислений. Источником отчислений также является произведенный ВВП, за счет которого на стадии образования первичных доходов формируется соответствующая часть платежей во внебюджетные фонды в форме единого социального налога (взноса), привязанного к заработной плате (оплате труда) и включаемого в себестоимость продукции.

Всеобщим исходным источником налоговых отчислений, сборов, пошлин и других платежей независимо от объекта  налогообложения является ВВП. Он образует первичные денежные доходы основных участников общественного производства и государства как правового  гаранта и организатора хозяйственной  жизни в национальном масштабе: оплата труда работников; прибыль хозяйствующих  субъектов и централизованный доход  государства. Образованием первичных  денежных доходов не ограничивается процесс стоимостного распределения  ВВП. Он продолжается в распределении  денежных доходов основных участников общественного производства в пользу государства: от работников - в форме  подоходного налога, от хозяйствующих  субъектов - в форме налога на прибыль  и других налоговых платежей и  сборов, относимых на финансовые результаты или уплачиваемых с чистой прибыли (после уплаты налога на прибыль).

Таким образом, налогами следует  считать принудительные сборы, взимаемые  в пользу государства, поскольку  они не являются уплатой за специальные  услуги государственных органов. В  этом и состоит отличие налога как от пошлины, так и от государственных  доходов частно—правового характера.[13]

 

 

 

 

 

 

 3 Проблемы и  пути совершенствования налогообложения в России

В настоящее время налогоплательщики  сетуют, и вполне обоснованно, на нестабильность российских налогов, постоянную смену  их видов, ставок, порядка уплаты, налоговых  льгот и т. д., что объективно порождает  значительные трудности в организации  производства и предпринимательства, в анализе и прогнозировании  финансовой ситуации, определение перспектив, исчислении бюджетных платежей.

Система налогов, введенная в 1990-1991 годах, была весьма слабо адаптирована к рыночным отношениям, не учитывала  новых явлений и тенденций, практически  она устарела уже к моменту  начала своего функционирования. Дело в том, что в условиях перехода к рынку применялись старые понятия  о налогах.

Вносимые в курс экономической  реформы уточнения и дополнения неизбежно отражаются на необходимости  корректирования отдельных элементов  системы налогообложения. Этого  требуют и продолжающиеся в экономике  страны процессы инфляции, хотя теперь не такой динамичной, роста бюджетного дефицита, падения уровня производства в промышленности и сельском хозяйстве. Меняются ставки налогов, объекты налогообложения, отменяются одни льготы и вводятся новые, уточняются источники уплаты налогов. Многочисленные изменения  и дополнения вносятся в инструктивный  и методический материал по налогам.

Исторический опыт показывает, что налоговая политика Российской империи не основывалась на принципах  экономической теории. Величина обобществляемых  через налоги средств не соизмерялась с экономико-финансовыми возможностями  непосредственных производителей. Установление и сбор налогов всегда носил фискальный характер.

В Российской Федерации сохранены  традиции и методология формирования бюджета государства по принципу «главенство директивы центра». Это проецируется и налоговую политику государства. В настоящее время само понятие «государство» стало отождествляться с понятием «государственно – властный аппарат», утверждается, что налоги  в пользу государства должны обеспечивать потребности верховной власти, а социальное содержание налогов ограничено.

К основным недостаткам налогообложения в России можно отнести следующие:

- нестабильность налоговой политики;

- чрезмерное налоговое бремя, возложено на налогоплательщика;

- уклонение от уплаты налогов юридическими лицами;

- чрезмерное распространение налоговых льгот, что приводит к потерям бюджета. Опыт развитых стран свидетельствует о целесообразности зачисления льгот в налоговые расходы государства и включения их в расчеты эффективности государственного сектора экономики;

- отсутствие стимулов для развития реального сектора экономики;

- эффект инфляционного налогообложения;

- чрезмерный объем начислений на заработную плату. Единая ставка

налога на доходы физических лиц, т.е. лица с высокими доходами платят в бюджет более весомые налоги, а малообеспеченные слои населения  от них освобождаются. С отменой  прогрессивной шкалы подоходного  налога оказался нарушен один из важнейших  принципов налогообложения –  его справедливость, кроме того, при установлении предела для  стандартных вычетов по налогу на доходы физических лиц этот общий  для всех налогоплательщиков элемент  обложения «дискриминируется» по сравнению  с другими вычетами, для которых  лимиты по доходам не установлены.

  - ярко выраженная регрессивность налогообложения (только низкооплачиваемые работники платят подоходные и социальные налоги в полном объеме);

- перенос основного налогового бремя на производственные отрасли;

- тенденция к расширению доли прямых налогов;

- исключение из налогообложения экономических выгод, извлекаемых не в форме рублевых денежных доходов (например, в порядке прямого присвоения имущества, в виде наличных инвалютных доходов и т.д.).

Государство всегда сталкивается с необходимостью решать две взаимоисключающие  задачи: с одной стороны, значительно  увеличить поступление налогов  в бюджет всех уровней; с другой стороны, резко уменьшить бремя на налогоплательщиков. При проведении налоговой реформы  в налоговой сфере позитивных сдвигов добиться не удалось. Эффективность  вновь введенных форм налогов  оказалась намного ниже, чем предполагалось:

- не происходит ожидаемого прироста поступлений налога на прибыль;

- переход на «плоскую» шкалу налога на доходы физических лиц не привел к выводу из тени значительных объемов заработный платы;

- введение инвестиционной составляющей в составе сборов по пенсионному страхованию, создало, похоже, неразрешимую проблему с подбором надежных объектов инвестирования.[14]

 Необходимость налоговой реформы в нашей стране бесспорна, но важно определить стратегию её проведения. Главным является усиление регулирующей функции налогов, направленной на согласование  интересов государства и предпринимателей, поощрение товаропроизводителей, осуществление рациональной региональной экономической политики и устранение противоречий в действующем законодательстве.

Современная налоговая система  должна быть справедливой, эффективной  и доступной для понимания. Между  тем в последние десятилетия  как в западных странах, так и  в Российской Федерации появились  и получили развитие тенденции усложнения налогового законодательства, распространения  затратных и малоэффективных  мер налогового администрирования. В результате неоправданно высокое  бремя налогов стало возлагаться  на рядовых налогоплательщиков и  на производительный сектор экономики в целом, в то время как искушенные в финансовых технологиях и пользующиеся услугами высококвалифицированных консультантов представители финансово - банковского сектора, сферы биржевой торговли, крупномасштабных международных валютных и кредитно - финансовых операций криминального бизнеса пользуются практически режимом иммунитета от всех форм налогообложения.

Система налогообложения - главный  инструмент перераспределения финансовых средств. Для ее эффективного формирования необходимы определенные условия, прежде всего стабильность общей экономической  политики. Налоговая система как  часть финансовой системы может  действовать целенаправленно только при наличии государственных  программ, четко определяющих приоритеты промышленной и научно-технической  политики, в соответствии с которыми предоставляются налоговые льготы и бюджетные субсидии.

Изменения системы налогообложения направлены на решение следующих важнейших задач:

- построение единой и понятной  в границах Российской Федерации  налоговой системы, установление  правовых механизмов взаимодействия  всех ее элементов в рамках  единого налогового правового  пространства;

- возрастание справедливости налоговой  системы за счет выравнивания  условий налогообложения для  всех налогоплательщиков, отмены  неэффективных и оказывающих  наиболее негативное влияние  на хозяйственную деятельность  налогов и сборов, исключения  из самих механизмов применения  налогов и сборов тех норм, которые искажают их экономическое  содержание;

- развитие налогового федерализма  при обеспечении доходов федерального, регионального и местных бюджетов  закрепленными за ними и гарантированными  налоговыми источниками;

- создание рациональной налоговой  системы, обеспечивающей сбалансированность  общегосударственных и частных  интересов, содействующих развитию  предпринимательства, активизации  инвестиционной деятельности и  наращиванию национального богатства  России и благосостояния ее  граждан;

- ослабление общего налогового  бремени на законопослушных налогоплательщиков  путем более равномерного распределения  налоговой нагрузки на всех  налогоплательщиков;

- формирование единой налоговой  правовой базы, совершенствование  системы ответственности за налоговые  правонарушения и улучшение налогового  администрирования;

- упрощение налоговой системы  за счет установления исчерпывающего  перечня налогов и сборов с  сокращением их общего числа;

Комплексное решение перечисленных  вопросов по развитию различных направлений  налоговой политики будет способствовать экономическому росту российской экономики.[15]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Налоги, будучи особой сферой производственных отношений, являются своеобразной экономической категорией. Налоги выражают реально существующие денежные отношения, проявляющиеся  во время изъятия части национального  в пользу общегосударственных потребностей.

Экономическая сущность налогов  характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства  с юридическими и физическими  лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое  общественное назначение – мобилизацию  денежных средств в распоряжение государства.

В современном цивилизованном обществе налоги является основной формой доходов государства. Кроме этой сугубо фискальной функции налоговый  механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.

Налог выступает средством  упорядочения финансовых отношений  налогоплательщика и государства. С одной из стороны, налог указывает  меру обязанностей налогоплательщику, а с другой - меру дозволенного поведения  для государственного налогового органа. Принудительный характер налога не мешает рассматривать налог как способ защиты частной собственности от незаконных притязаний государства, как  средство поддержания баланса прав и законных интересов граждан  и их объединений, с одной стороны, общества и государства как выразителя интересов общества, - с другой.

Без налогов не обходится  ни одно государство. Они нужны государству  для того, чтобы формировать государственный  бюджет, из которого затем финансируются  расходы на развитие народного хозяйства, содержание органов управления, оборону  страны и другие затраты. Таким образом, в налогах воплощено экономически выраженное существование государства.

Исходя из рассмотренного в этой работе материала, можно сделать  вывод, что система налогообложения  в Российской Федерации нуждается  в преобразовании.

Поскольку на данном этапе  развития она не может убедить  людей в том, что выплаченные  ими налоги смогут поддержать такую  политическую систему, которая была бы в состоянии более точно  отражать их приоритеты и предпочтения

В заключение можно отметить, что налогообложение находится  на стыке всех социально - политических и экономических интересов общества, и от того, насколько рационально  определено и рассредоточено между  плательщиками налоговое бремя, зависит успех индивидуального  и корпоративного бизнеса, а значит, богатство нации в целом.

Информация о работе Налог как специфическая форма финансового платежа