Налог как специфическая форма финансового платежа

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 17:19, курсовая работа

Описание работы

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…….5
1 Экономическое содержание налогов………………………………….………7
1.1 Сущность и содержание понятия налог………………………………...…..7
1.2 Роль налогов в формировании государства………………………….….…10
1.3 Классификация налогов и их функции………………………………….….12
2 Налог как финансово-экономическая категория………………………….…16
2.1 Историческое развитие налога как средства платежа………………….….16
2.2 Роль налога как финансового платежа………………………………….….18
2.3 Методика разграничения налогов, сборов и других обязательных платежей. Их отличительные особенности………………………………….…26
3 Проблемы и пути совершенствования налогообложения в России………..29
Заключение…………………………………………

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 66.85 Кб (Скачать)

Аннотация

 

Курсовая работа изложена на 37 страницах, и содержит 15 источников.

В данной работе изложены особенности  налога как специфической формы  финансового платежа, его экономическое  содержание и историческое развитие, рассмотрены проблемы и пути совершенствования  налогообложения  в России.

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………..…….5

1 Экономическое содержание налогов………………………………….………7

1.1 Сущность и содержание понятия налог………………………………...…..7

1.2 Роль налогов в формировании государства………………………….….…10

1.3 Классификация налогов и их функции………………………………….….12

2 Налог как финансово-экономическая  категория………………………….…16

2.1 Историческое развитие  налога как средства платежа………………….….16

2.2 Роль налога как финансового  платежа………………………………….….18

2.3 Методика разграничения  налогов, сборов и других обязательных  платежей. Их отличительные особенности………………………………….…26

3 Проблемы и пути совершенствования  налогообложения в России………..29

Заключение……………………………………………………………………….34

Список использованных источников……………………………………...……36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Налоги являются необходимым  звеном экономических отношений  в обществе с момента возникновения  государства. Развитие и изменение  форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой  системы.

Возникновение налогов как  экономического явления обусловлено  становлением товарного производства, разделением общества на классы и формированием государственных институтов, которым требовались средства для осуществления своих функций, в том числе на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды. В новое и новейшее время значение налогообложения неуклонно усиливалось: развивающиеся национальные капиталистические общества требовали постоянного увеличения ассигнований на проведение внутренней политики и экономических и социальных реформ.

Роль налогов в экономической  жизни очень велика и имеет  две стороны:

- налоги являются источниками  средств, поступающих в бюджет  и во внебюджетные фонды страны, т.е. питают всю социальную  и государственную сферу жизни  страны;

- с помощью изменения размеров  налогов и предоставления льгот  по ним возможно регулирование  экономической деятельности тех  отраслей производства, которые  в данный момент нуждаются  в поддержке или, наоборот, должны  быть сужены в производственном  цикле.

 Помимо этой сугубо  финансовой функции налоговый  механизм используется для экономического  воздействия государства на общественное  производство, его динамику и  структуру, на состояние научно-технического  прогресса. 

Налог также выступает средством упорядочения финансовых отношений налогоплательщика и государства. С одной из стороны, налог указывает меру обязанностей налогоплательщику, а с другой - меру дозволенного поведения для государственного налогового органа. Принудительный характер налога не мешает рассматривать налог как способ защиты частной собственности от незаконных притязаний государства, как средство поддержания баланса прав и законных интересов граждан и их объединений, с одной стороны, общества и государства как выразителя интересов общества - с другой.

За счет налоговых поступлений, сборов, пошлин и других установленных платежей формируются финансовые ресурсы общества.

Цель данной работы состоит  в том,  чтобы рассмотреть налог  как специфическую форму финансового  платежа, раскрыть его экономическое  содержание, и выявить основные проблемы и пути совершенствования налога в России.

В соответствии с целью  в работе поставлены и решены следующие  задачи:

- изучение роли и значения налогов в экономике, уточнение сущностного и финансового содержания категории «налог»;

-   выявление структурных особенностей формирования налоговых доходов в экономике страны;

- рассмотреть историческое  развитие налога как средства  платежа;

- выделить проблемы налогообложения  в России и пути их решения.

Объектом исследования является налог как финансовый платеж.

При написании работы использованы труды зарубежных и отечественных  авторов, специалистов в области  теории налогообложения, нормативно-правовые акты, материалы периодических изданий.

 

 

 

 

 

1 Экономическое  содержание налогов

    1. Сущность и содержание понятия «налог»

 

Налоги - необходимое звено экономических отношений в обществе. Они являются основным источником доходной части бюджетов всех уровней и эффективным инструментом государственного регулирования социально-экономических отношений.

Взимание налогов - древнейшая функция и одно из основных условий  существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как  известно, налоги появились с разделением  общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной  власти.

В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку  для выполнения своих функций  по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма  денежных средств, которые могут  быть собраны только посредством  налогов. Исходя из этого - минимальный  размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций  возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

В условиях рынка налоги становятся важным элементом бюджетных  отношений. В далеком прошлом  налоги взимались в натуральной  форме, сегодня - преимущественно в  денежной форме. Источником налога является валовой внутренний продукт, т.е. добавленная  стоимость всего объема товаров  и услуг во всех сферах экономики  страны в течение определенного  периода. Мобилизованная часть созданного ВВП помощью налогов становится собственностью государства, в результате налоги выступают инструментами  перераспределения ВВП.

Как участник перераспеделительного  процесса налоги входят в систему  производственных отношений и выступают  в роли экономической категории. Как экономическая категория  налоги объективны (существуют вне  человеческого сознания) и представляют собой отчуждение доли собственности  физических и юридических лиц  в денежном выражении в пользу государственной власти. То же время  субъективное начало налогов проявляется  в возможностях властных структур изменять тяжесть налогов, приспосабливая их к своей финансовой политике. Это  свидетельствует о том, что налоги являются финансовой категорией.

Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и  физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях  финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных  образований.

Для характеристики налога необходимо выделить те специфические  признаки, которые позволяют определить условия и порядок его существования  как категории. Так, налогам присущи  следующие характерные черты, которые  закреплены в соответствующих нормативно-правовых актах, регулирующих отношения в  сфере налоговой деятельности государства:

- императивность, которая  означает, что субъект налога  не вправе отказаться от возложенной  на него обязанности безвозмездно  внести часть своего дохода (согласно  закону), а в случае невыполнения  обязанности последуют определенные  законом санкции по ее принудительному  изъятию;

- смена формы собственности  дохода, которая означает, что часть  дохода субъекта безвозмездно  переходит в собственность государства  (субъекта федерации, местного  самоуправления), обезличивается и  используется государством по  своему усмотрению;

- безвозвратность и безвозмездность  передаваемой части дохода, которые  означают, что отданная часть  дохода не возвратится субъекту  налога и он не получит никаких прав, в том числе права на участие в распределении отданной части своего дохода;

- легитимность, которая означает  не только признание налогов  на основе законодательного права,  но и их взимание только  с законных операций.

С экономических позиций  налоги представляют главный инструмент перераспределения доходов и  финансовых ресурсов, осуществляемого  финансовыми органами в целях  обеспечения средствами тех лиц, предприятий программ, секторов и  сфер экономики, которые испытывают потребность в ресурсах, но не в  состоянии обеспечить ее из собственных  ресурсов.

 Налоговое регулирование  доходов ставит своей основной  задачей сосредоточение в руках  государства, местных бюджетов  денежных средств, необходимых  для решения проблем социального,  экономического, научно-технического  развития, стоящими перед народом,  страной, отраслями в целом. 

 Таким образом, развитие  рыночной экономики регулируется  финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной  системы налогообложения, маневрирования  ссудным капиталом и процентными  ставками, выделения из бюджета  капитальных вложений и дотаций,  государственных закупок и осуществления  хозяйственных программ и т.п.  Центральное место в этом комплексе  экономических методов занимают  налоги.[1]

 

 

 

 

    1. Роль налога в формировании доходов государства

 

Налоги олицетворяют собой  ту часть совокупности финансовых отношений, которая  связана с формированием  денежных доходов государства (бюджетных  и внебюджетных фондов), необходимых  ему для выполнения собственных  функций. Как составная часть  экономических отношений налоги (через финансовые отношения) относятся  к экономическому базису.

Налоги являются объективной  необходимостью, ибо обусловлены  потребностями поступательного  развития общества. То, что налоги, как  форма изъятия части первичных  доходов хозяйствующих субъектов  и работающего населения в  пользу государства, объективно необходимы, по-видимому, не вызывает сомнения у  членов общества. Государству собираемые средства нужны для выполнения принятых на себя функций, и требовать уничтожения  налогов значило бы требовать  уничтожения самого общества.

По мере развития производительных сил, роста национального богатства  совершается и финансирование отношений  по поводу образования, распределения  и использования доходов общественного  производства – хозяйственных субъектов, наемных работников и государства. Первичные доходы образуются в сфере  производства товаров и услуг, и  составляют стоимость созданного в  стране ВВП (рыночная стоимость всех товаров и услуг за вычетом  материальных затрат). ВВП включает оплату труда и социальные отчисления, валовую прибыль экономики, включая  смешанный предпринимательский  доход и амортизационные отчисления, налоги на продукты и импорт, и другие налоги на производство.

Оплата труда образует первичные доходы наемных работников, а валовую прибыль экономики  составляют первичные доходы хозяйствующих  субъектов. И, наконец, третья часть  формирует доходы государства, национальной экономики и условий хозяйствования. Эти доходы аккумулируются в бюджетной системе и внебюджетных фондах – пенсионном фонде, фонде социального страхования, Государственном фонде занятости  населения и фондах обязательного медицинского страхования. Таким образом, на стадии производства товаров и услуг реализуется часть финансовых отношений, связанных с образованием первичных доходов  общественного производства.

Другая часть финансовых отношений охватывает сферу распределения  первичных доходов наемных работников и хозяйственных субъектов. Определенная доля этих доходов в форме налоговых  платежей и неналоговых отчислений аккумулируются в бюджетной системе  и государственных внебюджетных фондах.

От размера ставки налогов  зависят доходы децентрализованного  сектора экономики, юридических  и физических лиц - основных плательщиков в бюджеты различных уровней. При высоких налогах, налогоплательщики  будут стремиться «уходить в тень», придумывать различные схемы  и способы для того, чтобы минимизировать размеры обязательных выплат.

 Размер ставки налогов  также влияет на издержки производства, а значит и на формирование  ценообразования товаров и услуг,  что непосредственно оказывает  воздействие на уровень жизни  населения и на взаимоотношения  между его различными группами. Кроме того, налоги оказывают  большое влияние на социальную  политику государства, и служат  средством воздействия на уровень  инфляции.

Хозяйственные субъекты со своих первичных доходов (баланс прибыли) до налогообложения прибыли  выплачивают в бюджетную систему  налоги на имущество, на содержание правоохранительных органов, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели, на рекламу, на содержание жилищного  фонда и объектов социально-культурной сферы и другие.

Информация о работе Налог как специфическая форма финансового платежа