Налог как экономическая категория. Природа налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 11:54, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, в данной курсовой работе мы ставим цель: раскрыть экономическую сущность налогов и объяснить их природу. Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих основных задач:
1. рассмотреть историю возникновения налогов в первой части работы;
2. во второй части работы основного блока разобрать экономическую природу, понятие и признаки налогов, а также их функции;
3. в третьей определить влияние налогов на развитие экономики России.

Содержание

Введение 3
1. История возникновения налогов 5
2. Экономическая природа, понятие и признаки налогов, их функции 13
3. Влияние налогов на развитие экономики России 20
Заключение 27
Список используемой литературы 30

Работа содержит 1 файл

+Курсовая Назипова.docx

— 64.74 Кб (Скачать)

                                                                         Таблица 1

Поступление доходов в консолидированный  бюджет РФ,

администрируемых ФНС России, млрд. руб.

   
Показатель 2008 г 2009 г 2010 г в % к 2008 г в % к 2009 г
    Всего поступило в консолидированный  бюджет Российской Федерации 7 948,9 6 288,3 7 695,8 96,8 122,4
    Налог на прибыль организаций 2 513,0 1 264,4 1 774,4 70,6 140,3
    Налог на доходы физических лиц 1665,6 1665,0 1789,6 107,4 107,5
    Налог на добавленную стоимость 1038,7 1207,2 1383,9 133,2 114,6
    Акцизы 314,7 327,4 441,4 140,3 134,8
    Имущественные налоги 493,4 569,7 628,2 127,3 110,3
    Налоги  и сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 1 742,6 1 080,9 1 440,8 82,7 133,3

 
 
 

     Необходимо  осознавать, что для создания предпосылок  развития российской экономики и  изменения ее структуры недостаточно «пожарных» антикризисных мер – необходима существенная модернизация налоговой системы.

     С точки зрения стимулирования развития экономики НДС является оптимальным  налогом, снижение которого в самое  ближайшее время могло бы высвободить  необходимые средства для инвестиций. Во–первых, плательщиками НДС являются практически все предприятия, в том числе и те, которые не имеют прибыли. Во–вторых, известно, что основная доля поступлений НДС приходит от предприятий промышленности, где нехватка инвестиционных ресурсов ощущается особенно остро. В–третьих, снижение НДС особенно благотворно скажется на высокотехнологичных отраслях, интенсивно использующих интеллектуальный труд, что создаст предпосылки для их ускоренного развития. Кроме того, у инвесторов появится возможность реализации тех инвестиционных проектов, которые до этого откладывались ввиду заградительного эффекта высокой ставки НДС. Особенно важно подчеркнуть, что текущий уровень собираемости НДС предполагает существенный потенциал для его роста. [2]

    По  внутреннему НДС с 2008 г. наблюдается  устойчивая тенденция хотя и к  незначительному, но опережению темпов роста начисления НДС относительно его возмещения. Так, по сравнению с предыдущим годом начисленный НДС вырос в 2009 г. на 1,81% и в 2010 г. – на 13,91%, а налоговые вычеты – соответственно на 1,75 и 13,81%. С этого же периода просматривается тренд определенного снижения удельного веса налоговых вычетов по НДС в сумме НДС, начисленной к уплате (табл. 2). [19] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                     Таблица 2

НДС на товары (работы, услуги),

реализуемые на территории Российской Федерации 

Показатель Годы
2006 2007 2008 2009 2010
Начисленный НДС по       
налогооблагаемым         
объектам, млрд руб.
12 396,8 15 621,7 16 983,0 17 289,8 19 694,4
% к предыдущему году X 126,0 108,7 101,8 113,9
Налоговые вычеты,        
млрд руб.
10 944,7 14 413,0 15 779,0 16 055,6 18 272,6
% к предыдущему году X 131,7 109,5 101,8 113,8
Удельный  вес вычетов в   
начислениях по           
налогооблагаемым         
объектам, %
88,29 92,26 92,91 92,86 92,7

 
 

     Необходимо  стимулировать развитие малого и  среднего предпринимательства. Экономика современных государств не может успешно развиваться без данных элементов экономики. Малые предприятия в Российской Федерации создают 11% ВВП, в них трудятся свыше 8 млн. чел., что составляет 15,5% общего количества занятых в экономике.

     Большое значение для эффективного развития малого предпринимательства имеет налоговая политика государства. За прошедшие 15 лет можно выделить несколько заметных событий в налогообложении малого предпринимательства. Законом РФ от 27.12.1991 N 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» малые предприятия, занимающиеся приоритетными видами деятельности, были освобождены на первые два года от уплаты налога на прибыль, а на третий и четвертый годы могли уплачивать его не в полном объеме. Также они были освобождены от ежемесячных авансовых выплат налога на прибыль и налога на добавленную стоимость. Учитывая характерный для того времени высокий уровень инфляции, это была весьма существенная преференция.

     В соответствии с Федеральными законами от 14.06.1995 N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» и от 29.12.1995 N 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» малый бизнес получает ряд льгот, при применении которых можно значительно снизить свои налоговые обязательства.

     Кроме льгот по налогообложению, существуют льготы, связанные с бухгалтерским  учетом и отчетностью, которые позволяют  малому предприятию вести более  простой бухгалтерский учет по сравнению  с крупными предприятиями.

     Необходимо  совершенствовать систему налогообложения  для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога – ЕСХН) в целях стимулирования развития агропромышленного сектора экономики России, обеспечение продовольственной безопасности государства, обеспечение занятости, решение социальных задач сельских поселений.

     Следует отметить, что существенными возможностями  обладает налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Это – основной налог  для большинства граждан России. Был принят ряд точечных мер, снижающих налоговую нагрузку на отдельные категории плательщиков. В частности, был увеличен размер вычета по налогу на доходы физических лиц ( НДФЛ ) при приобретении жилья. Модификация элементов данного налога оказывает положительное воздействие на уровень жизни населения страны, что также сказывается на экономике России в целом.

     Государство может воздействовать на ход экономической жизни, лишь располагая определенными денежными средствами. Их должны предоставить все заинтересованные в выполнении функций государства стороны – граждане и юридические лица. Для этого и существует система налогов.  

     
 

     Заключение 

     Целью данной работы  является раскрытие  сущности налога и изучение его основных функций. В работе представлен большой  теоретический материал, касающийся истории возникновения налогов.

     Были  четко сформулированы основные функции  налогов: фискальная, регулирующая, стимулирующая, распределительная, контрольная и социальная.

  По ходу исследования был изложен материал о пользе изучения налогов и их влиянии на экономику страны.

     В первой главе автор изучает историю  возникновения налогов. Интересно  в истории возникновения то, что налоги, это одно из немногих явлений в мире человека, которое хоть и было создано человеком, появилось совсем не из–за того, что люди захотели этого появления. Просто исторически так сложилось. Первым упоминанием о налогах в истории можно считать 167 год до н.э., именно в это время, благодаря тому, что Рим начал активно завоевывать земли, бремя уплаты мелких налогов было переложено с римлян на завоеванные страны, и именно тогда начала развиваться сложная налоговая система, более менее напоминающая сегодняшнюю систему налогообложения. Отцом, благодаря которому и можно говорить об истории возникновения налогов, можно смело называть императора Августа. Именно при нем получила свое развитие система налогообложения Рима и завоеванных территорий. И именно в те времена появились такие известные в мире налоги, как, например налог на наследство.

     В различные исторические этапы при  формировании налоговых систем, систем налогообложения выявлялись их положительные  и отрицательные стороны. Сегодня  же, именно благодаря тому, что общество развивается постоянно, мы имеем очень большую и широкую систему налогообложения. Причем сегодняшняя система налогообложения является еще и системой со сложными составными частями.

     Во  второй главе данной работы автор  проанализировал теоретический  материал, касающийся определения налога и его основных функций. Привел наиболее полные и верные на свой взгляд трактовки определения налогов. Из проделанной работы следует что, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов, поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Сущность налога предполагает конкретную форму принудительного изъятия части дохода плательщика в казну государства. Понимание природы налогов позволило выделить ряд характерных признаков, которые отличают налоги от других видов финансовых платежей и помогают понять сущностное начало налогов. К таким признакам налогов можно отнести: обязательный характер, законодательный характер, индивидуальная безвозмездность, уплата в денежной форме. Автором были четко сформулированы основные функции налогов: фискальная, регулирующая, стимулирующая, распределительная, контрольная и социальная. Раскрыта сущность и значимость каждой из них.

     В третьей главе был предоставлен большой практический материал, касающийся влияния налогов на современную экономику России. В первую очередь налоги, а вернее налоговые доходы, являются основными источниками пополнения централизованного денежного фонда государства – бюджета. В экономике России налоги служат средством поддержания и развития рыночной конкуренции. Являясь гибким инструментом государственного воздействия, на находящуюся в постоянном движении экономику, они помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении. Государство, путем изменения налоговых ставок, применения налоговых льгот и системы штрафов, вводя одни и отменяя другие налоги, изменяя условия налогообложения, способствует решению актуальных для государства проблем, от которых напрямую зависит экономическое положение России. За последние три года (2009–2011) были проведены следующие мероприятия налогового характера, влияющие на экономику:

     – Снижена ставка по налогу на прибыль  организаций с 24 до 20%.

     – Увеличена амортизационная премия с 10 до 30% от первоначальной стоимости  амортизируемого имущества.

     – Сокращены экспортные пошлины на нефть и продукты ее переработки. Сокращен период мониторинга и определения  цен для целей исчисления НДПИ по нефти и экспортных пошлин с 2 до 1 мес.

     – Разработаны меры, которые должны способствовать сокращению сроков возмещения НДС промышленным предприятиям и  сокращению издержек на налоговое администрирование.

     – Регионам предоставлено право существенно  снижать величину налогов для малого бизнеса (примерно втрое).

     – Повышена величина социальных и имущественных  налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц.

     Исходя  из всего вышеизложенного, можно  сделать вывод о том, что богатство  и процветание России, а значит, благополучие каждой семьи, во многом зависит от уплаты налогов. Поэтому  так важно, чтобы налоги были уплачены в установленные законом сроки и никто не уклонялся бы от них. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  используемой литературы 

Информация о работе Налог как экономическая категория. Природа налогов