Налог как экономическая категория. Природа налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 11:54, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, в данной курсовой работе мы ставим цель: раскрыть экономическую сущность налогов и объяснить их природу. Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих основных задач:
1. рассмотреть историю возникновения налогов в первой части работы;
2. во второй части работы основного блока разобрать экономическую природу, понятие и признаки налогов, а также их функции;
3. в третьей определить влияние налогов на развитие экономики России.

Содержание

Введение 3
1. История возникновения налогов 5
2. Экономическая природа, понятие и признаки налогов, их функции 13
3. Влияние налогов на развитие экономики России 20
Заключение 27
Список используемой литературы 30

Работа содержит 1 файл

+Курсовая Назипова.docx

— 64.74 Кб (Скачать)

     С помощью налогов государство  решает экономические, политические, социальные и другие общественные проблемы. Реализация практического назначения налогов осуществляется посредством функций налогов.

     Функция налога – это способ выражения сущностных свойств налога. Функция показывает, как реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов. [15]

     На  сегодняшний день ученые приводят различные  функции налогов, так же как и  различные их трактовки. К числу налоговых относят фискальную, регулирующую, стимулирующую, распределительную, контрольную и социальную функции.

     На первое место необходимо поставить фискальную функцию, которая характерна для всех государств во все периоды существования и развития. Свое название данная функция получила в Древнем Риме, где на рынках специальные сборщики ходили с большими корзинами, которые назывались «fiscus», куда откладывали часть товаров, продававшихся торговцами. Это был своего рода сбор за право торговли. Собранные товары переходили в собственность монарха (государства). В настоящее время фискальная функция реализует основное предназначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, бюджетных доходов. Деньги нужны государству на содержание государственного аппарата, армии, развитие науки и техники, поддержку детей, пожилых и больных людей. Из собранных в виде налогов средств государство покрывает расходы на образование, строит школы, высшие учебные заведения, детские дома, платит зарплату преподавателям и стипендии студентам. Часть средств идет на здравоохранение: защиту здоровья матери и ребенка, содержание поликлиник, больниц и т.п. Из этого же источника идут деньги на строительство государственных предприятий, сооружений, дорог, защиту окружающей среды.

     Регулирующая  функция налогов. Данная функция призвана решать посредством налоговых механизмов те или иные задачи налоговой политики государства, а также предполагает влияние системы налогообложения на экономические процессы и тенденции, происходящие в обществе. Посредством налогового механизма (налоговых ставок, системы льгот, отсрочек уплаты налогов и форм предоставления налогового кредита и т. п.) государство может регулировать инвестиционную деятельность хозяйствующих субъектов, предпринимательскую активность физических лиц и т. д. [15]

     Регулирующая  функция, таким образом, проявляется  в процессе воздействия налоговых отношений на макроэкономические пропорции и поведение хозяйствующих субъектов. Эта функция реализует не только экономические отношения, выражающие иерархическую подчиненность (власть – плательщик), но и отношения экономических агентов между собой.

      Стимулирующая функция. Налоги непосредственно влияют на усиление или ослабевание накопление капитала, увеличение или уменьшения платёжеспособного спроса и другие экономические процессы. Налогами можно  стимулировать или, наоборот, ограничивать деловую активность, и, следовательно, развитие тех или иных отраслей предпринимательской  деятельности. Ими можно создать  предпосылки для снижения издержек производства и обращения частных  предприятий. С их помощью можно  повышать конкурентоспособность предприятий  на мировом рынке, проводить протекционистскую  политику. С помощью налогов, льгот  и санкций государство стимулирует  технический прогресс, увеличение числа  рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Действительно, грамотно организованная налоговая система предполагает взимание налогов только со средств, идущих на потребление. А средства, вкладываемые в развитие, освобождаются от налогообложения полностью или частично. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего, в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения. Эта льгота, конечно, очень существенная. Во многих развитых странах освобождаются от налогообложения затраты на наyчно–исследовательские и опытно–констрyкторские работы. [8]

      Распределительная функция. Посредством налогов в  государственном бюджете концентрируются  средства, направляемые затем на решение  народнохозяйственных проблем, как  производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ –  наyчно–технических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др. Распределительная функция обеспечивает перераспределение общегосударственных доходов перед всеми категориями населения. Она поддерживает социальное равновесие в обществе, воздействует на воспроизводственные процессы.

     Некоторые авторы выделяют еще и контрольную  функцию налогов, которая позволяет  установить соотношение между налоговыми поступлениями и потребностями  государства в финансовых ресурсах, определить направления эффективного использования последних, установить надзор за движением финансовых ресурсов в стране, вносить изменения в  действующую налоговую систему. Выполнение контрольной функции, ее полнота и глубина во многом предопределяются обеспечением налоговой дисциплины, суть которой сводится к своевременному и полному выполнению своих обязательств субъектами налогообложения в соответствии с налоговым законодательством  страны. [15]

     Социальная  функция. Данная функция обеспечивает решение социальных задач, находящихся за пределами рыночного саморегулирования, посредством перераспределения национального дохода с целью поддержания социального баланса в обществе. Она базируется на сложной системе экономических отношений, включающих как вертикальные (власть – плательщик, федерация – регион – муниципалитет), так и горизонтальные связи между экономическими агентами, субъектами Федерации. Социальная функция затрагивает проблемы справедливого налогообложения и реализуется посредством: 

– использования прогрессивной шкалы налогообложения; 

– применения налоговых скидок (например, с доходов граждан, направляемых на приобретение или строительство нового жилья); 

– введения акцизов на предметы роскоши (например, акциз на ювелирные изделия);  
– введения в структуру налоговой системы ряда отчислений, направляемых во внебюджетные государственные социальные фонды и т. п. 

   Функции налогов предопределяют их роль и значение во всей совокупности финансовых отношений. Каждая из функций налога реализует то или иное назначение налога, во взаимосвязи образуя систему.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Влияние налогов на развитие  экономики России 

     В условиях рыночной экономики любое  государство широко использует налоговую  политику в качестве определенного  регулятора воздействия на негативные явления, касающиеся экономики страны. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в рыночных условиях.

     В развитых экономиках налоги служат средством  поддержания и развития рыночной конкуренции. Одним из основных является принцип равной тяжести налога, когда  все предприятия независимо от форм собственности ставятся в одинаковые условия изъятия прибыли. [2]

     В первую очередь налоги, а вернее налоговые доходы, являются основными источниками пополнения централизованного денежного фонда государства – бюджета. Налоговая масса, аккумулируемая в бюджетной системе, распределяется между федеральным, региональными и местными бюджетами в соответствии с разделением ответственности за развитие экономики на территории России. Налоги представляют собой меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета.

     Устанавливая  налоги, государство может стимулировать  предпринимательскую деятельность в одних направлениях и не поощрять ее в других сферах. При этом от успешного  функционирования налоговой системы  во многом зависит результативность применяемых экономических решений. Налоги являются одним из инструментов управления экономикой. С их помощью  регулируется внешнеэкономическая  деятельность, включая привлечение  иностранных инвестиций, формируется  прибыль предприятия и пр.

     Налоги  – гибкий инструмент воздействия на находящуюся в постоянном движении экономику: они помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении.

     Развитие экономики России регулируется финансово–экономическими методами, то есть путем применения отлаженной системы налогообложения, выделения дотаций из бюджета, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками. Центральное место в этом комплексе экономических мер принадлежит налогам. [7]

     Налоги активно влияют на экономику: стимулируют или сдерживают темпы воспроизводства, усиливают или ослабляют процесс накопления капитала, расширяют или уменьшают платежеспособный спрос населения. Налоги активно используются для сглаживания экономического цикла, посредством налогов государство вмешивается в процесс воспроизводства, что обусловлено ростом производительных сил в условиях НТР, поднявшим на новую ступень налоговое регулирование.

     Государство, маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, вводя одни и отменяя другие налоги, изменяя условия налогообложения, способствует решению актуальных для общества проблем. Посредством налогов государство стимулирует научно–технический прогресс, регулирует уровень безработицы, перераспределяет доходы своих граждан, направляя финансовые ресурсы на развитие производственной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли.

     2009 год стал годом одного из самых значительных со времен Великой депрессии ударов по мировой экономике. Кризис не обошел и российскую экономику. Величина ВВП снизилась за 2009 г. на 7,9%, промышленное производство – на 9,3, инвестиции – на 16,2%, на треть выросла безработица, падение стоимостного объема экспорта составило 35,5%. [19]

     Одним из существенных последствий кризисных явлений в российской экономике является уменьшение налогооблагаемой базы по основным налогам, что привело к сокращению налоговых поступлений государству.

     Положительного эффекта от мероприятий по устранению негативных последствий экономического кризиса в России удалось добиться только от изменения налоговой системы, в частности, снижения налога на прибыль, увеличения амортизационной премии, роста необлагаемого минимума НДПИ с 9 до 15 долларов за баррель. Эти меры стоили бюджету 1,7% ВВП в виде потерянных доходов, однако, как свидетельствуют опросы, были положительно оценены и способствовали восстановлению производства почти у 70% компаний, что не могло не сказаться на экономическом положении России в целом.

     Российская  налоговая система должна учитывать  национальную специфику экономики  страны, способствовать достижению целей  экономического развития. В настоящее  время налоговая система имеет  выраженную фискальную направленность. За последние три года (2009–2011) были проведены следующие мероприятия налогового характера, влияющие на экономику:

    – Снижена ставка по налогу на прибыль организаций с 24 до 20%.

    – Увеличена амортизационная премия с 10 до 30% от первоначальной стоимости амортизируемого имущества.

    – Сокращены экспортные пошлины на нефть и продукты ее переработки. Сокращен период мониторинга и определения цен для целей исчисления НДПИ по нефти и экспортных пошлин с 2 до 1 мес.

    – Разработаны меры, которые должны способствовать сокращению сроков возмещения НДС промышленным предприятиям и сокращению издержек на налоговое администрирование.

    – Регионам предоставлено право существенно снижать величину налогов для малого бизнеса (примерно втрое).

    – Повышена величина социальных и имущественных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц.

     Однако, не все меры оказали положительный  эффект на экономику России, так  резкое сокращение налога на прибыль организаций обусловлено не только снижением числа прибыльных организаций и уровня рентабельности, но и уменьшением ставки налога на 4% (с 24 до 20%): из–за пониженной ставки, по расчетам экономистов, недополучено 253 млрд. руб.

     Снижение  налоговых поступлений в кризисном 2009 г. на 1660,6 млрд. руб., или более чем на 20%, вызвано уменьшением в два раза поступлений по налогу на прибыль организаций и сокращением почти на 40% налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). [19]

     Неизменными оставались поступления по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ). Увеличились  на 16,2% поступления по налогу на добавленную  стоимость (НДС), а также по имущественным  налогам (на имущество организаций  и имущество физических лиц, транспортный налог, земельный налог) – на 11,5%. [19]

Информация о работе Налог как экономическая категория. Природа налогов