Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 11:54, курсовая работа
Таким образом, в данной курсовой работе мы ставим цель: раскрыть экономическую сущность налогов и объяснить их природу. Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих основных задач:
1. рассмотреть историю возникновения налогов в первой части работы;
2. во второй части работы основного блока разобрать экономическую природу, понятие и признаки налогов, а также их функции;
3. в третьей определить влияние налогов на развитие экономики России.
Введение 3
1. История возникновения налогов 5
2. Экономическая природа, понятие и признаки налогов, их функции 13
3. Влияние налогов на развитие экономики России 20
Заключение 27
Список используемой литературы 30
Именно на данном этапе происходит существенное смещение акцентов в сторону развития практики косвенного налогообложения. Масса новых косвенных налогов пополняет бюджеты западноевропейских государств. В Англии, например, было введено до 200 видов акцизов, причем обложению подвергались самые экзотические объекты, например, коробки для масла или соломенная труха. В Голландии в XVII веке косвенных налогов было такое множество, что, по словам историка де Витта, на порцию рыбы, поданную в гостинице, уплачивалось до 34 различных акцизов.
Вместе
с тем прямые налоги того периода
также отличались своей многочисленностью,
порой даже случайностью и странностью.
В числе наиболее курьезных, не знающих
границ фантазии, упомянем налоги на покойников,
холостяков, соловьев, собак. Изобретательностью
характеризуется также
Одним из самых интересных является древнеанглийский налог за убийство, взимавшийся с владельца поместья в случае, когда на его территории в течение шести последних месяцев совершалось убийство, раскрыть которое не удавалось. Данный налог выполнял кроме фискальной также воспитательную функцию, заставляя владельца поместья внимательно относится к состоянию дел в своем поместье. [17]
Принципиально иным становится подход к введению налогов. Демократические основы, закладываемые в государственном управлении европейских стран того периода, постепенно реализуются и в данном вопросе. Провозглашенный еще в 1215 г. английской «Великой хартией вольностей» принцип введения налогов только с согласия нации реализуется в 1689 г. в «Билле о правах», закрепившем за представительными органами власти право утверждать все государственные расходы и доходы. Во Франции аналогичное право предоставляется парламенту несколько позже – в 1791 г. после Великой французской революции.
Период развития налогообложения в XIX в. отличается уменьшением количества налогов и большим значением права при их установлении и взимании. Постепенно в обществе наряду с развитием финансовой науки происходит становление научно–теоретических воззрений на природу, проблемы и методики налогообложения.
Данный этап в развитии был связан с подъемом производства и экономики, связанными с концентрацией производства – укрупнением хозяйственных единиц, быстрым ростом городов, а также изучением проблемы налогообложения в течение достаточно длительного периода. Государство сменило приоритеты в обложении налогов. Главным объектом налогообложения стал оборот – переход ценностей от одного субъекта другому. Граждане ощутимо почувствовали налог на наследство. Распространились налоги на сделки. Также получили распространение налоги на капитал – в основном на его прирост в виде процентов по ценным бумагам или вкладам, дивидендам по акциям, рост стоимости активов.
Венцом теоретической мысли того времени, явились налоговые реформы, проведенные после Первой мировой войны. Именно в это время закладывается архитектура современной налоговой системы, в которой прямые налоги и, прежде всего, индивидуальный подоходный налог занимают ведущее место.
Дальнейшие реформы налоговых систем определяются несколькими важнейшими событиями XX в.
Мировой кризис 1929–1933 гг. подвел практику налогообложения к использованию налоговых изъятий и государственных расходов как эффективных инструментов макроэкономического развития и стабилизации. Практика подтвердила целесообразность активного использования макроэкономических регуляторов, в частности получен позитивный эффект от применения прогрессивных ставок налогообложения.
В конце 40–х годов тяжелейшее состояние послевоенной экономики ведущих западноевропейских стран спровоцировало проведение денежных реформ, что в свою очередь привело к пересмотру проводимой ими налоговой политики. Через налогообложение стало осуществляться перераспределение национального дохода через финансирование приоритетных отраслей промышленности, стимулирование инвестиций и внешнеэкономической деятельности.
В 50–70–е наибольшее распространение получили налоги на вновь создаваемую хозяйствующим субъектом стоимость, в первую очередь налог на добавленную стоимость, или сочетание налога на прибыль и подоходного налога. Это сочетание отличается от налога на добавленную стоимость в основном тем, что в первом случае облегчается амортизацией. Наряду с налогами на создаваемую стоимость распространились целевые налоги – налоги, сбор которых предназначен для производства конкретных общественных благ, таких как социальное страхование, государственное медицинское обслуживание и пенсионное обеспечение, строительство дорог, гарантирование мелких вкладов и т. п.
В 80–е годы отмечены проведения широкомасштабных налоговых реформ почти во всех ведущих странах мира. Налоговые преобразования были вызваны либерализацией политики государственного регулирования экономики, стремлением к унификации налоговых систем, а также рекомендациями Маастрихтского соглашения по сокращению бюджетных дефицитов, возросших в результате значительных инфляционных процессов, и необходимостью снижения налогового бремени. Реформирование фискальных систем ориентировалось на уменьшение состава и упрощение структуры налогов, сокращение налоговых льгот и юридических лазеек для уклонения от уплаты налогов, а также на повышение эффективности функционирования налоговых систем в целом.
Получили
развитие аудиторские, консультационные,
инвестиционные компании, предоставляющие
широкий спектр услуг собственникам
капитала. Новейшими экономическими
достижениями воспользовалось и
государство. Более прозрачная бухгалтерия
предприятий позволяла не только
собирать больше налогов, но и делать
их более справедливыми и
Налоговая система Российской Федерации создана в 1990 году в сложных условиях становления рыночной экономики. С принятием в 1991 году закона «О налоговых органах Российской Федерации» были определены задачи, права, обязанности и ответственность налоговых органов. Одновременно были приняты законы, регулирующие отдельные налоги: налог на прибыль, подоходный налог, налог на добавленную стоимость и прочие.
В годы формирования налоговой системы всего насчитывалось более 50 налогов и сборов. Начисление и уплата большого количества налогов оказались слишком затратными и для налогоплательщика, и для налогового органа.
В 1999 и 2001 годах был введен в действие Налоговый кодекс РФ (части 1 и 2) – единый законодательный акт, заменивший многочисленные законы по налогам. [2]
Налоговая система стала более простой за счет сокращения количества налогов и сборов. На сегодняшний день существует 13 налогов и сборов. «Налоговой бремя» было снижено посредством отмены налогов. Были выровнены условия налогообложения: отменены необоснованные льготы по каждому налогу.
Таким
образом, можно сделать вывод
о том, что история налогов
прошла многолетний путь развития и
продолжает развиваться и в настоящее
время.
2.
Экономическая природа,
С появлением на земле первых государственных образований возникла необходимость в формировании материальных и финансовых источников их содержания и развития. Для этого использовались самые разные формы извлечения средств. Самым надежным и постоянным источником пополнения казны являлась дань, размер которой в разные времена и в разных местах устанавливался в зависимости от политической и социально–экономической ситуации, складывающейся в обществе. Именно за счет дани и содержалось само государство, стоящее на страже защиты интересов общества. Дань стала одной из первых форм налога. Вся дальнейшая история налогообложения показывает, что налоги являются важнейшим и постоянным источником финансового и материального обеспечения государства.
Сегодня налоги являются гибким инструментом воздействия на находящуюся в постоянном движении экономику. Они помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении.
Существует огромное количество определений понятия «налог».
Экономическая
природа налогов была впервые
исследована в работах
С.Ю. Витте пишет: «Налоги – это установленные законом обязательные денежные взносы населения на удовлетворение государственных нужд».
Стенли Фишер полагал, что «налоги – это наша плата за цивилизованность общества».
Свои взгляды на природу налогов имели и экономисты России, такие как А. Тривус, Н. Тургенев, А. Соколов.
Н. Тургенев считал, что «налоги суть средства к достижению цели общества или государства, т.е. той цели, которую люди себе предполагают при соединении своем в обществе, или при составлении государств».
По мнению А. Тривуса, «налог представляет собой принудительное изъятие от плательщика некоторого количества материальных благ без соответствующего эквивалента. Конечно, в некотором отношении эквивалентом являются те услуги, которые оказывает плательщику государственная власть».
А.
Соколов утверждал, что «под налогом
нужно разуметь принудительный сбор,
взимаемый государственной
Доктор экономических наук Д. Черник определяет налог, как «изъятие государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса». Таким образом, можно сделать вывод о том, что налоги – это важнейшая финансовая форма реализации государством своего права на получение части, созданного в обществе, внутреннего валового продукта для выполнения им своих функций.
Именно изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости ВВП в виде обязательного взноса и составляет природу налога, его экономическую сущность. Проявляется она в отношениях, складывающихся у государства с налогоплательщиками, которые характеризуются как денежные отношения, возникающие по поводу уплаты налогов, сборов и других платежей, формирующих государственные финансы. [8]
НК РФ (п. 1 ст. 8) определяет налог как «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований». [11]
Данное понимание природы налогов позволяет выделить ряд характерных признаков, которые отличают налоги от других видов финансовых платежей и помогают понять сущностное начало налогов. К таким признакам налогов можно отнести:
– обязательный характер. Налоги – это платежи не добровольные, а обязательные, поэтому все налогоплательщики должны уплачивать законно установленные налоги и сборы;
– законодательный характер. Налоги – это законодательные платежи. Они вводятся и отменяются только существующими законами. Именно закон определяет, кто должен уплачивать налог, по какой ставке и в какие сроки. Законодательный характер является важным отличием налогов от других видов принудительных финансовых платежей;
– индивидуальная безвозмездность. Взамен уплаты налога плательщики не получают со стороны государства какие–либо блага, носящие индивидуальный характер;
– уплата в денежной форме. Уплата налогов в натуральной или другой форме, отличной от денежной, осуществлена быть не может;
– цель взимания налога. С помощью налогов осуществляется финансовое обеспечение расходов, осуществляемых государством в процессе своей деятельности. [8]
Являясь основной формой финансового обеспечения деятельности государства в условиях рыночного хозяйствования, налоги становятся одним из мощнейших рычагов в руках государства, посредством которого оно может осуществлять регулирование процессов и тенденций, происходящих в межбюджетных отношениях, и оказывать воздействие на производителей товаров, работ и услуг.
Информация о работе Налог как экономическая категория. Природа налогов