Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 16:20, реферат
Чтобы обеспечить единство страны, а также единство в развитии экономических реформ, очень важно наличие оптимального местного самоуправления. С экономической точки зрения местные органы власти самостоятельного бюджета не имеют. А это, в свою очередь, означает, что такие органы не могут располагать возможностями хорошо и правильно осуществлять свои возможности и полномочия. Именно поэтому важным источником доходов в бюджет являются налоги.
При этом на местном уровне
эффективность обратной связи по
вопросам налогообложения и учета
интересов налогоплательщиков гораздо
выше, чем на областном или федеральном
уровнях. Кроме того, установление налогов
и сборов является одной из форм
реализации представительным органом
власти своих властных полномочий путем
принятия налоговых решений. А орган
власти, принимающий любое решение,
по определению имеет право на
ошибки, в том числе, и при установлении
налогов, за которые он же и отвечает.
В следующий раз не выберут. В
настоящее время практически
во всех представительных органах местного
самоуправления количество представителей
бизнеса составляет не менее 50 % от общего
числа депутатов. Столь высокий
уровень представительства
К вопросу о самостоятельности бюджетов
В.Г. Пансков, доктор экономических наук, профессор, Заслуженный экономист РФ
В последние годы в России немало
сделано для усиления финансовой
самостоятельности и укрепления
экономической независимости
Законодательно утверждены нормативы распределения доходов от поступлений по федеральным налогам и сборам между федеральным, региональными и местными бюджетами. Установлено разграничение налогов в зависимости от принадлежности к различным уровням власти. Завершается реформа местного самоуправления. В Бюджетном кодексе РФ установлен перечень доходных источников, относящихся к собственным доходам бюджетов, а также сформулированы основные положения, характеризующие принцип самостоятельности бюджетов.
Вместе с тем, в решении данных
проблем остались нерешенные вопросы,
главный из которых — обеспеченность
соответствующих органов власти
финансовыми ресурсами для
В значительной мере нехватку средств в региональных и местных бюджетах в настоящее время можно объяснить общим состоянием бюджетной системы страны, вызванным недостатком налоговых и других поступлений, возросшими потребностями в расходах. Постепенно, по мере вывода российской экономики из кризиса, данная причина будет играть все меньшую роль. Сложнее дело обстоит с субъективными причинами нехватки финансовых ресурсов в региональных и местных бюджетах. Среди них следует выделить: недостаточно экономически обоснованное распределение налогов и налоговых доходов между бюджетами разных уровней; ограниченные права местных и региональных органов в управлении налогами; низкий уровень заинтересованности, а также ответственности органов власти за развитие налоговой базы на соответствующей территории и некоторые другие причины, ослабляющие самостоятельность региональных и местных бюджетов.
Принцип самостоятельности бюджетов
характеризуется в Бюджетном
кодексе РФ (ст. 31) восемью положениями.
Вместе с тем, как показывает анализ,
даже безусловное соблюдение данных
положений не может гарантировать
региональным и местным бюджетам
действительную самостоятельность. В
частности, одним из таких положений
является право органов государственной
власти и органов местного самоуправления
устанавливать налоги и сборы, доходы
от которых подлежат зачислению в
соответствующие бюджеты
Между тем, Налоговый кодекс РФ регулирует межбюджетное распределение не только в части закрепления налогов и сборов за бюджетами соответствующего уровня. Согласно гл. 25 Кодекса осуществляется закрепление за федеральным и региональными бюджетами такого важнейшего федерального налога, как налог на прибыль организаций. Данный налог по ставке 2% зачисляется в федеральный бюджет, и по ставке 18% — в бюджеты субъектов РФ. Несмотря на это, закрепленное в Бюджетном кодексе РФ право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты, не имеет к налогу на прибыль прямого отношения. Ни законодательным органам субъектов Федерации, ни тем более представительным органам местного самоуправления не предоставлено право как вводить данный налог, так и устанавливать его основные элементы. Единственное право законодательных органов субъектов Федерации — понижать ставку налога, по которой он зачисляется в их бюджеты. Но и оно ограничено пределом снижения ставки не ниже 14%. Что же касается местных органов, то они не имеют гарантии даже того, что установленная в текущем году норма зачисления налога на прибыль в их бюджеты в следующем году не будет снижена или вообще отменена при утверждении регионального бюджета на соответствующий год. Весьма ограниченную степень гарантии самостоятельности бюджетов обеспечивает также положение ст. 31 Бюджетного кодекса РФ, в соответствии с которым не допускается изъятие дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученным в результате эффективного исполнения бюджетов. Данная норма не носит абсолютного характера, поскольку распространяется исключительно на исполнение бюджета текущего года. В Кодексе отсутствуют механизмы, не позволяющие вышестоящим законодательным органам изымать в последующие годы у нижестоящих бюджетов дополнительно полученные в текущем году финансовые ресурсы. Подобные изъятия возможны и реально осуществляются путем изменения порядка распределения доходов в виде безвозмездных поступлений, а также нормативов распределения налоговых доходов.
Принцип самостоятельности бюджетов подкрепляется также правом и обязанностью соответствующих органов власти самостоятельно обеспечивать сбалансированность «своих» бюджетов. В наиболее общем виде сбалансированность бюджетов Бюджетный кодекс обозначает как соответствие объема расходов бюджета объему доходов и поступлений источников финансирования его дефицита. Но опять же, ни Бюджетный, ни Налоговый кодексы практически не устанавливают конкретных механизмов, позволяющих законодательным и представительным органам субъектов Федерации и муниципалитетов обеспечить сбалансированность соответствующих бюджетов. Среди восьми положений, характеризующих и обеспечивающих принцип самостоятельности бюджетов, отсутствует положение, гарантирующее независимость нижестоящего бюджета от бюджета вышестоящего. Соответственно, не предусмотрены в Бюджетном и Налоговом кодексах и механизмы, способствующие обеспечить подобную независимость.
Естественно, что в современных
российских условиях (огромная территория,
различные природные и
Мировая практика свидетельствует, что
долгосрочную сбалансированность и
самостоятельность бюджетов всех уровней
бюджетной системы необходимо обеспечивать,
прежде всего, налоговыми методами, а
не на основе оказания финансовой помощи
бюджетам нижестоящих уровней
В первую очередь нужно
В настоящее время региональные и муниципальные органы власти имеют право при введении соответствующего налога устанавливать по нему налоговые ставки, порядок и сроки уплаты в пределах, предусмотренных НК РФ. Кроме этого, данные органы власти имеют право устанавливать также и налоговые льготы, основания и порядок их применения, но опять же в порядке и в пределах, предусмотренных Налоговым кодексом. Кроме этого там же закреплены положения, сужающие возможности этих органов в управлении региональными и местными налогами. В Кодексе, в частности, по этим налогам установлены не только налогоплательщики и объекты налогообложения (что является вполне справедливым), но и многочисленные исключения из этих положений.
Более того, по региональным и местным
налогам на федеральном уровне установлены
многочисленные налоговые льготы, вследствие
чего соответствующие бюджеты теряют
огромные финансовые ресурсы, а региональные
и местные органы власти практически
не имеют возможности использовать
налоговые механизмы для
Представляется необходимым
Следовало бы также рассмотреть вопрос о расширении налоговых полномочий региональных и местных органов по тем федеральным налогам, доходы от которых являются определяющими в наполнении доходной части региональных и местных бюджетов. Речь идет, в первую очередь, о налоге на доходы физических лиц и налоге на прибыль организаций.
На наш взгляд, назрела необходимость
перевести налог на доходы физических
лиц в состав региональных налогов,
а в дальнейшем необходимо сделать
его местным налогом. Как известно,
доходы от поступлений данного налога
на протяжении всего своего существования
в российской налоговой системе
практически всегда полностью зачислялись
и продолжают зачисляться в
Перевод данного налога в разряд
региональных позволит субъектам РФ
устанавливать важнейшие
Необходимо также существенно
расширить права региональных и
местных органов в управлении
налогом на прибыль. Установленные
Налоговым кодексом РФ ограничения
в снижении ставки данного налога,
по которой он зачисляется в бюджеты
субъектов РФ, дает возможность региональным
органам власти предоставлять