Местные налоги - роль и значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 16:20, реферат

Описание работы

Чтобы обеспечить единство страны, а также единство в развитии экономических реформ, очень важно наличие оптимального местного самоуправления. С экономической точки зрения местные органы власти самостоятельного бюджета не имеют. А это, в свою очередь, означает, что такие органы не могут располагать возможностями хорошо и правильно осуществлять свои возможности и полномочия. Именно поэтому важным источником доходов в бюджет являются налоги.

Работа содержит 1 файл

Местные налоги.docx

— 41.52 Кб (Скачать)

Местные налоги - роль и значение

Чтобы обеспечить единство страны, а также  единство в развитии экономических реформ, очень важно наличие  оптимального местного самоуправления. С  экономической точки  зрения местные органы власти самостоятельного бюджета не имеют. А это, в свою очередь, означает, что такие  органы не могут располагать  возможностями хорошо и правильно осуществлять свои возможности  и полномочия. Именно поэтому важным источником доходов в бюджет являются налоги. Более 8 лет в России действует  новая система  налогообложения, благодаря  которой удается  добиваться нормативного и оптимального обеспечения  налоговой системы.

Местные налоги и сборы  представляют собой такие виды сборов и налогов, которые могут устанавливаться на основании правовых нормативных актов органов МСУ. Они обязательны к уплате на той территории, где находится место объекта уплаты налога. Таким образом, местные налоги являются источником формирования дохода в местный бюджет. К местным налогам можно отнести налог на имущество физического лица, налог на строительство каких-либо строительных объектов, которые возводят в курортных зонах и земельный налог. Местные налоги могут различаться по ставкам, элементам налогообложения, сроком уплаты и формы отчетности.  

Уплачивать  местные налоги обязаны физические и юридические лица. Существуют особенности взыскания таких налогов, они входят в валовые затраты.  Следовательно, местные налоги РФ оказывают влияние на формирование прибыли. Органы МСУ могут производить следующие направления:

-  вводить лишь такие сборы и налоги, которые предусматриваются актами законодательства;

- устанавливать  такие ставки, которые  не могут превышать  предельные размеры  налогов, которые,  в свою очередь,  предусмотрены в  актах законодательства;

- Устанавливать  также дополнительные  льготы для так  называемых отдаленных  налогоплательщиков.

Существует  также регистрационные  сборы с физических лиц, которые осуществляют предпринимательскую  деятельность. Это  такие налоги, как  – налог на рекламу, за право торговли, лицензионный сбор, который дает право  осуществлять деятельность местных аукционов. Регистрационными сборами могут выступать – целевые сборы с организаций, учреждений, граждан и предприятий; лицензированный сбор, который дает право торговать винно-водочной продукцией; сбор с владения домашними питомцами; сбор, который дает право  на использование местной символики; за то, чтобы припарковать свой автотранспорт; за выигрыш и участие в бегах; сбор со сделок; за право проведения киносъемок и телесъемок; за уборку территорий; на содержание различных объектов жилищного фонда, культурной и социальной сферы.

Таким образом, устанавливать  местные налоги и  сборы можно только при участии соответствующих  элементов налогообложения.  Порядок выплаты и взимания местных налогов устанавливается городскими, поселковыми и сельскими советами.

В социальной жизни налоги играют очень важную роль, механизм системы  налогообложения  просто обязан базироваться на оптимальном сочетании  всех интересов со стороны различных  слоев общества. Для  того, чтобы обеспечить общественное равновесие в обществе, необходима рациональная функция налогов и сборов.

В заключении можно сказать, что  система всех налогов  нуждается в постоянном совершенствовании. Система налогообложения  признана обеспечить местные органы самоуправления возможными финансовыми  ресурсами, а также  служить направлением для социальной и  экономической политики. В каждой стране необходимо введение единой системы  местного налогообложения, которая может  быть построена на методологии и  принципах взимания.

 

Региональные  налоги и сборы 

В Российской Федерации установлены: федеральные, региональные налоги и сборы  и местные. Федеральными налоги и сборы  устанавливаются  налоговым кодексом РФ, они являются обязательными к  уплате на всей российской территории.

Региональные  налоги и сборы  устанавливаются  налоговым кодексом РФ, а также законодательством  конкретных субъектов  РФ. Они вводятся в действие согласно НК РФ законодательством  субъектов РФ и  обязательны к  своевременной уплате на территориях конкретных субъектов РФ.  Сроки уплаты, ставка и формы отчетности на региональные налоги определены в законах конкретных субъектов РФ. Незначительна роль региональных налогов в консолидированных бюджетах субъектов в формировании общих доходов.

Благодаря налоговым поступлениям формируется необходимая  финансовая база для  операций, производимых в экономической  сфере областными властями. При этом сама структура, методы и объемы налоговых  сборов позволяют  правительству области  целенаправленно  воздействовать на пропорции  и темпы накопления производительного  и денежного капитала.

Сегодня роль региональных налогов  заключена в том, что они являются одним из источников формирования регионального  бюджета. Со стороны  налоговых органов  и правительства  регионов им уделяется  большое внимание. Особенность региональных налогов,  заключена в том, что на федеральном уровне устанавливаются общие принципы его исчисления, а ставки налога и состав льгот, предоставляемых по налогу, определяются региональным законодательством.

Региональные  налоги: транспортный налог, налог на имущество  организации, налог  на игорный бизнес. Стоит отметить, что  с 01.09.2009 г. в Российской Федерации прекратили действовать игорные  заведения, которые  не имеют разрешения на проведение и организацию  азартных игр в  конкретной игорной  зоне. Исключение составляют лишь букмекерские конторы  и тотализаторы.

Транспортный  налог.  Налогоплательщики такого налога - лица, на чье имя зарегистрированы какие-либо транспортные средства, признанные объектом налогообложения. По каждому объекту налогообложения налоговая ставка определятся отдельно. Налоговый период - календарный год.

Налог на имущество организаций. Плательщиками данного  налога являются иностранные  и российские организации  независимо от ведомственной  подчинённости и  формы собственности (за исключением организаций, применяющих налоговые  специальные режимы). Плательщиками этого  налога являются организации, имеющие на своем  балансе основные средства, облагаемые этим налогом.

Объекты налогообложения -  движимое и недвижимое имущество, учтенное на балансе как объекты основных средств. А так же имущество, которое принадлежит на правах хозяйственного ведения органам гос. власти.

Иностранные организации являются налогоплательщиками  этого налога при  осуществлении деятельность в РФ через константные  представительства  и/или имеют на территории РФ недвижимое имущество в собственности. Налоговая база по этому налогу - среднегодовая  стоимость имущества  организации, которое  подлежит налогообложению. Налоговый период – один  календарный год, при этом отчетный период -  квартал, 6мес, 9 мес.

Налоговая политика значительно  изменилась, отменены многие региональные налоги, поэтому их роль в структуре  доходов региона слишком незначительны, чтобы обеспечить самостоятельное функционирование субъектов РФ на собственные средства.

На сегодняшний  день региональные налоги характеризуются  рядом проблем  в собираемости и  администрировании, поскольку налоговыми органами формируется  база данных для исчисления таких налогов  по сведениям, предоставляемым  разными информационными ресурсами, Роснедвижимостью, Росрегистрицией, ГИБДД.

 

 

Роль местных  налогов в формировании бюджетов органов местного самоуправления

Конституция РФ и законодательство о местном самоуправлении в Российской Федерации отводят муниципальным  образованиям значительную роль в решении  социально-экономических проблем  функционирования и развития территорий и наделяют органы местного самоуправления особым правовым статусом.

Местные налоги и  Конституция РФ

Конституцией РФ определено (п. 3 ст. 75), что федеральным законом  устанавливаются только лишь система  налогов, взимаемых в федеральный  бюджет, и общие принципы налогообложения  и сборов.

Общие принципы налогообложения  и сборов, устанавливаемые федеральным  законом, не могут противоречить  Конституции РФ и по определению  вряд ли могут включать в себя установление каких-либо налогов, а местные налоги и сборы к предметам ведения  Российской Федерации Конституцией РФ не отнесены вообще.

Более того, Конституция  РФ прямо относит названные вопросы  к компетенции местного самоуправления и определяет (п. 1 ст. 132), что органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают местные налоги и  сборы.

При этом, п. 1 ст. 132 Конституции  не содержит каких-либо ограничений  прав органов местного самоуправления или условий их реализации (например, "... в соответствии с федеральным  законом"). Кроме того, Конституцией РФ прямо установлено (ст. 12), что  местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Местные налоги и  законодательство о местном самоуправлении

Федеральный закон "Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в полном соответствии с Конституцией РФ относит установление местных  налогов и сборов к вопросам местного значения и к исключительной компетенции  представительных органов местного самоуправления (ст. ст. 6, 15, 39).

При этом, местные налоги и сборы определены в законе как  налоги и сборы, устанавливаемые  органами местного самоуправления самостоятельно (ст. 1).

Кроме того, определяя полномочия органов государственной власти Российской Федерации (ст. 4) и субъектов  РФ (ст. 5) по вопросам муниципального права, названный выше федеральный закон  вообще не предусматривает каких-либо полномочий органов государственной  власти по установлению местных налогов  и сборов или каких-либо их элементов.

Вместе с этим Федеральным  законом "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации" установлен порядок регулирования  вопросов местного значения федеральными законами и определен исчерпывающий  перечень условий, при которых такое  регулирование возможно (п. 4 ст. 57).

Российская Федерация  вправе регулировать правоотношения, отнесенные Конституцией РФ и данным федеральным законом к ведению  муниципальных образований, только путем установления федеральным  законом временных норм, которые  действуют лишь в том в случае, если указанные правоотношения не урегулированы  уставами муниципальных образований  и принятыми нормативными правовыми  актами органов местного самоуправления.

Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции  Российской Федерации (п. 1 ст. 15 Конституции  РФ).

Федеральным законом РФ "Об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ" (п. 1 ст. 7) также определено, что федеральные  законы, законы субъектов РФ, устанавливающие  нормы муниципального права, не могут  противоречить Конституции РФ и  настоящему Федеральному закону, ограничивать установленные ими права местного самоуправления.

В случае противоречия норм муниципального права, содержащихся в  законах, положениям Конституции РФ и настоящего федерального закона, применяются положения Конституции  РФ и настоящего федерального закона (п. 3 ст. 7 ФЗ "Об общих принципах  организации местного самоуправления в РФ"). 
Таким образом, в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" органы местного самоуправления все-таки имеют право "самостоятельно устанавливать местные налоги и сборы".

В то же время, Налоговым  Кодексом РФ (федеральным законодательным  актом) установлено (абз. 3 п. 4 ст. 12), что представительные органы местного самоуправления, при установлении местных налогов, определяют лишь налоговые ставки (в пределах, установленных Налоговым Кодексом), налоговые льготы, порядок и сроки уплаты. Все остальные элементы налогообложения устанавливаются Налоговым Кодексом (федеральным законом).

Иными словами, Налоговый  Кодекс РФ не предусматривает каких-либо налогов и сборов, устанавливаемых  органами местного самоуправления самостоятельно, то есть действительно местных налогов  и сборов.

Одним из основных факторов "федерализации" налоговой системы  являлся довод о "налоговом  беспределе" на местном уровне и о многочисленных и разнообразных налоговых поборах, установленных органами местного самоуправления.

С 1993 года, после вступления в силу Закона РФ "Об основах налоговой  системы в РФ" во многих муниципальных  образованиях были установлены многочисленные и разнообразные местные налоги. Появление этих местных налогов  было обусловлено желанием местных  Советов решить проблемы местных  бюджетов. Однако, в силу объективных  причин, налоги устанавливались далеко не всегда обоснованно и грамотно и, мягко говоря, не особенно профессионально.

При очередных выборах  представительных органов местного самоуправления, начиная с 1994, стала  существенно возрастать роль предпринимательских  структур. Очевидно, что крупные  налогоплательщики и их "лоббисты" (в хорошем смысле) стали активно  участвовать в выборах, в том  числе и с целью оптимизации  местного налогообложения.

Информация о работе Местные налоги - роль и значение