Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 16:20, реферат
Чтобы обеспечить единство страны, а также единство в развитии экономических реформ, очень важно наличие оптимального местного самоуправления. С экономической точки зрения местные органы власти самостоятельного бюджета не имеют. А это, в свою очередь, означает, что такие органы не могут располагать возможностями хорошо и правильно осуществлять свои возможности и полномочия. Именно поэтому важным источником доходов в бюджет являются налоги.
Местные налоги - роль и значение
Чтобы обеспечить единство страны, а также единство в развитии экономических реформ, очень важно наличие оптимального местного самоуправления. С экономической точки зрения местные органы власти самостоятельного бюджета не имеют. А это, в свою очередь, означает, что такие органы не могут располагать возможностями хорошо и правильно осуществлять свои возможности и полномочия. Именно поэтому важным источником доходов в бюджет являются налоги. Более 8 лет в России действует новая система налогообложения, благодаря которой удается добиваться нормативного и оптимального обеспечения налоговой системы.
Местные налоги и сборы представляют собой такие виды сборов и налогов, которые могут устанавливаться на основании правовых нормативных актов органов МСУ. Они обязательны к уплате на той территории, где находится место объекта уплаты налога. Таким образом, местные налоги являются источником формирования дохода в местный бюджет. К местным налогам можно отнести налог на имущество физического лица, налог на строительство каких-либо строительных объектов, которые возводят в курортных зонах и земельный налог. Местные налоги могут различаться по ставкам, элементам налогообложения, сроком уплаты и формы отчетности.
Уплачивать местные налоги обязаны физические и юридические лица. Существуют особенности взыскания таких налогов, они входят в валовые затраты. Следовательно, местные налоги РФ оказывают влияние на формирование прибыли. Органы МСУ могут производить следующие направления:
- вводить лишь такие сборы и налоги, которые предусматриваются актами законодательства;
- устанавливать такие ставки, которые не могут превышать предельные размеры налогов, которые, в свою очередь, предусмотрены в актах законодательства;
- Устанавливать также дополнительные льготы для так называемых отдаленных налогоплательщиков.
Существует также регистрационные сборы с физических лиц, которые осуществляют предпринимательскую деятельность. Это такие налоги, как – налог на рекламу, за право торговли, лицензионный сбор, который дает право осуществлять деятельность местных аукционов. Регистрационными сборами могут выступать – целевые сборы с организаций, учреждений, граждан и предприятий; лицензированный сбор, который дает право торговать винно-водочной продукцией; сбор с владения домашними питомцами; сбор, который дает право на использование местной символики; за то, чтобы припарковать свой автотранспорт; за выигрыш и участие в бегах; сбор со сделок; за право проведения киносъемок и телесъемок; за уборку территорий; на содержание различных объектов жилищного фонда, культурной и социальной сферы.
Таким образом, устанавливать местные налоги и сборы можно только при участии соответствующих элементов налогообложения. Порядок выплаты и взимания местных налогов устанавливается городскими, поселковыми и сельскими советами.
В социальной жизни налоги играют очень важную роль, механизм системы налогообложения просто обязан базироваться на оптимальном сочетании всех интересов со стороны различных слоев общества. Для того, чтобы обеспечить общественное равновесие в обществе, необходима рациональная функция налогов и сборов.
В заключении можно сказать, что система всех налогов нуждается в постоянном совершенствовании. Система налогообложения признана обеспечить местные органы самоуправления возможными финансовыми ресурсами, а также служить направлением для социальной и экономической политики. В каждой стране необходимо введение единой системы местного налогообложения, которая может быть построена на методологии и принципах взимания.
Региональные налоги и сборы
В Российской Федерации установлены: федеральные, региональные налоги и сборы и местные. Федеральными налоги и сборы устанавливаются налоговым кодексом РФ, они являются обязательными к уплате на всей российской территории.
Региональные налоги и сборы устанавливаются налоговым кодексом РФ, а также законодательством конкретных субъектов РФ. Они вводятся в действие согласно НК РФ законодательством субъектов РФ и обязательны к своевременной уплате на территориях конкретных субъектов РФ. Сроки уплаты, ставка и формы отчетности на региональные налоги определены в законах конкретных субъектов РФ. Незначительна роль региональных налогов в консолидированных бюджетах субъектов в формировании общих доходов.
Благодаря налоговым поступлениям формируется необходимая финансовая база для операций, производимых в экономической сфере областными властями. При этом сама структура, методы и объемы налоговых сборов позволяют правительству области целенаправленно воздействовать на пропорции и темпы накопления производительного и денежного капитала.
Сегодня роль региональных налогов заключена в том, что они являются одним из источников формирования регионального бюджета. Со стороны налоговых органов и правительства регионов им уделяется большое внимание. Особенность региональных налогов, заключена в том, что на федеральном уровне устанавливаются общие принципы его исчисления, а ставки налога и состав льгот, предоставляемых по налогу, определяются региональным законодательством.
Региональные налоги: транспортный налог, налог на имущество организации, налог на игорный бизнес. Стоит отметить, что с 01.09.2009 г. в Российской Федерации прекратили действовать игорные заведения, которые не имеют разрешения на проведение и организацию азартных игр в конкретной игорной зоне. Исключение составляют лишь букмекерские конторы и тотализаторы.
Транспортный налог. Налогоплательщики такого налога - лица, на чье имя зарегистрированы какие-либо транспортные средства, признанные объектом налогообложения. По каждому объекту налогообложения налоговая ставка определятся отдельно. Налоговый период - календарный год.
Налог на имущество организаций. Плательщиками данного налога являются иностранные и российские организации независимо от ведомственной подчинённости и формы собственности (за исключением организаций, применяющих налоговые специальные режимы). Плательщиками этого налога являются организации, имеющие на своем балансе основные средства, облагаемые этим налогом.
Объекты налогообложения - движимое и недвижимое имущество, учтенное на балансе как объекты основных средств. А так же имущество, которое принадлежит на правах хозяйственного ведения органам гос. власти.
Иностранные организации являются налогоплательщиками этого налога при осуществлении деятельность в РФ через константные представительства и/или имеют на территории РФ недвижимое имущество в собственности. Налоговая база по этому налогу - среднегодовая стоимость имущества организации, которое подлежит налогообложению. Налоговый период – один календарный год, при этом отчетный период - квартал, 6мес, 9 мес.
Налоговая политика значительно изменилась, отменены многие региональные налоги, поэтому их роль в структуре доходов региона слишком незначительны, чтобы обеспечить самостоятельное функционирование субъектов РФ на собственные средства.
На сегодняшний день региональные налоги характеризуются рядом проблем в собираемости и администрировании, поскольку налоговыми органами формируется база данных для исчисления таких налогов по сведениям, предоставляемым разными информационными ресурсами, Роснедвижимостью, Росрегистрицией, ГИБДД.
Роль местных налогов в формировании бюджетов органов местного самоуправления
Конституция РФ и законодательство
о местном самоуправлении в Российской
Федерации отводят
Местные налоги и Конституция РФ
Конституцией РФ определено (п. 3 ст. 75), что федеральным законом устанавливаются только лишь система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов.
Общие принципы налогообложения и сборов, устанавливаемые федеральным законом, не могут противоречить Конституции РФ и по определению вряд ли могут включать в себя установление каких-либо налогов, а местные налоги и сборы к предметам ведения Российской Федерации Конституцией РФ не отнесены вообще.
Более того, Конституция
РФ прямо относит названные
При этом, п. 1 ст. 132 Конституции не содержит каких-либо ограничений прав органов местного самоуправления или условий их реализации (например, "... в соответствии с федеральным законом"). Кроме того, Конституцией РФ прямо установлено (ст. 12), что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
Местные налоги и законодательство о местном самоуправлении
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в полном соответствии с Конституцией РФ относит установление местных налогов и сборов к вопросам местного значения и к исключительной компетенции представительных органов местного самоуправления (ст. ст. 6, 15, 39).
При этом, местные налоги и сборы определены в законе как налоги и сборы, устанавливаемые органами местного самоуправления самостоятельно (ст. 1).
Кроме того, определяя полномочия органов государственной власти Российской Федерации (ст. 4) и субъектов РФ (ст. 5) по вопросам муниципального права, названный выше федеральный закон вообще не предусматривает каких-либо полномочий органов государственной власти по установлению местных налогов и сборов или каких-либо их элементов.
Вместе с этим Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлен порядок регулирования вопросов местного значения федеральными законами и определен исчерпывающий перечень условий, при которых такое регулирование возможно (п. 4 ст. 57).
Российская Федерация вправе регулировать правоотношения, отнесенные Конституцией РФ и данным федеральным законом к ведению муниципальных образований, только путем установления федеральным законом временных норм, которые действуют лишь в том в случае, если указанные правоотношения не урегулированы уставами муниципальных образований и принятыми нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации (п. 1 ст. 15 Конституции РФ).
Федеральным законом РФ "Об
общих принципах организации
местного самоуправления в РФ" (п.
1 ст. 7) также определено, что федеральные
законы, законы субъектов РФ, устанавливающие
нормы муниципального права, не могут
противоречить Конституции РФ и
настоящему Федеральному закону, ограничивать
установленные ими права
В случае противоречия норм
муниципального права, содержащихся в
законах, положениям Конституции РФ
и настоящего федерального закона,
применяются положения
Таким образом, в соответствии с Конституцией
РФ и Федеральным законом РФ "Об общих
принципах организации местного самоуправления
в РФ" органы местного самоуправления
все-таки имеют право "самостоятельно
устанавливать местные налоги и сборы".
В то же время, Налоговым Кодексом РФ (федеральным законодательным актом) установлено (абз. 3 п. 4 ст. 12), что представительные органы местного самоуправления, при установлении местных налогов, определяют лишь налоговые ставки (в пределах, установленных Налоговым Кодексом), налоговые льготы, порядок и сроки уплаты. Все остальные элементы налогообложения устанавливаются Налоговым Кодексом (федеральным законом).
Иными словами, Налоговый Кодекс РФ не предусматривает каких-либо налогов и сборов, устанавливаемых органами местного самоуправления самостоятельно, то есть действительно местных налогов и сборов.
Одним из основных факторов "федерализации" налоговой системы являлся довод о "налоговом беспределе" на местном уровне и о многочисленных и разнообразных налоговых поборах, установленных органами местного самоуправления.
С 1993 года, после вступления
в силу Закона РФ "Об основах налоговой
системы в РФ" во многих муниципальных
образованиях были установлены многочисленные
и разнообразные местные
При очередных выборах представительных органов местного самоуправления, начиная с 1994, стала существенно возрастать роль предпринимательских структур. Очевидно, что крупные налогоплательщики и их "лоббисты" (в хорошем смысле) стали активно участвовать в выборах, в том числе и с целью оптимизации местного налогообложения.