Механизм исчисления и взимания акцизов: проблемы и направления совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 19:20, курсовая работа

Описание работы

Целью работы: Исследовать механизм исчисления акцизов, проблемы и направления совершенствования.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- изучить историю возникновения акцизов, основные положения законодательства об акцизах, роль акцизов в федеральном бюджете, налоговые ставки, налоговую базу и порядок исчисления акциза, новые ставки на подакцизные товары;
- проанализировать причины внесения поправок в правила исчисления акцизов.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Акцизы. Общая характеристика…………………………………5
1.1 История возникновения акцизов…………………………………………..5
1.2 Основные положения законодательства об акцизах……………………..8
Глава 2. Роль акцизов в федеральном бюджете………………………….15
Глава 3. Анализ уровня налоговых ставок акцизов……………………19
3.1 Налоговые ставки, налоговая база и порядок исчисления акциза…….19
3.2 Новые ставки на подакциозные товары………………………………….24
3.3 Причины внесения поправок в правила исчисления акцизов………….26
Заключение…………………………………………………………………….28
Библиографический список……………………………………………………30
Приложение

Работа содержит 1 файл

Механизм исчисления и взимания акцизов проблемы и направления совершенствования.docx

— 75.77 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«ПОВОЛЖСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

имени П.А. СТОЛЫПИНА» 
 
 

КАФЕДРА Финансы, кредит, налогообложение 
 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА 
 

по дисциплине Федеральные налоги и сборы с организаций 

на тему: Механизм исчисления и взимания акцизов: проблемы и направления совершенствования  
 
 
 
 

                  Выполнила:

                  Студентка 5 курса, 2 группы,

                  заочной формы обучения,

                  специальности «Налоги и налогообложение»,

                  Проверила:  
                   
                   
                   
                   
                   

Саратов 2011 г. 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение ………………………………………………………………………..3

Глава 1. Акцизы. Общая характеристика…………………………………5

1.1 История возникновения акцизов…………………………………………..5

1.2 Основные положения законодательства об акцизах……………………..8

Глава 2. Роль акцизов в федеральном бюджете………………………….15

Глава 3. Анализ уровня налоговых ставок акцизов……………………19

3.1 Налоговые ставки, налоговая база и порядок исчисления акциза…….19

3.2 Новые ставки на подакциозные товары………………………………….24

3.3 Причины внесения поправок в правила исчисления акцизов………….26

Заключение…………………………………………………………………….28

Библиографический список……………………………………………………30

Приложение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

       Становление современной российской  налоговой системы, создание нормативно-правовой  основы ее функционирования, а  также процесс активного законотворчества  в сфере налогообложения, развивающийся  в Российской Федерации в течение  последних нескольких лет, вызывают  необходимость комплексного научного  анализа причин, сущности и последствий  отдельных аспектов происходящих  явлений.

     Система косвенных налогов, являясь составной  частью налоговой системы, обеспечивает поступление значительной части  финансовых ресурсов государства.

     Акцизам - разновидности косвенных налоговых  платежей — законодатель уделяет  в последнее время пристальное  внимание.

  Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что акцизы являются важным источником налоговых поступлений. Перспективность существования акцизов демонстрирует многовековая история развития; косвенного обложения. Кроме того, для государства привлекательна возможность увеличения бюджетных поступлений за счет повышения собираемости налогов с высокорентабельных производств. Применительно к акцизам сегодня как нельзя более справедливо утверждение о том, что косвенные налоги давно уже зачастую вовсе не законы об обложении в чистом виде, а законы о регулировании производства и потребления; и социально-политические задачи, ставящиеся перед косвенными налогами, нередко определяют собой строй этих налогов.

     Изыскание и правовое установление наиболее оптимальных  способов налоговых изъятий в  виде акцизов, требует исследования сущности этих налоговых платежей, обусловленной единством экономической  и правовой  природы косвенных  налогов.

     Принятие  Налогового кодекса Российской Федерации  заложило фундаментальную основу правового  регулирования налоговых отношений  в России. В настоящее время  главой 22 НК РФ определены основные элементы налогообложения акцизами - налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая  база, налоговый период, налоговая  ставка, порядок исчисления, порядок  и сроки уплаты налога. В соответствии с положениями Налогового кодекса  принят также ряд подзаконных  нормативно-правовых актов по вопросам уплаты акцизов.

     Вместе  с тем, анализ действующего законодательства о налогах и сборах и правоприменительной  практики позволяет выявлять негативные тенденции процесса нормативного регулирования  налоговых отношений и разрабатывать  комплекс мер, способствующих повышению  качества правового регламентирования  вопросов исчисления и взимания акцизов.

     Целью работы: Исследовать механизм исчисления акцизов, проблемы и направления совершенствования.

     Для достижения цели были поставлены следующие  задачи:

-  изучить историю возникновения акцизов, основные положения законодательства об акцизах, роль акцизов в федеральном бюджете, налоговые ставки, налоговую базу и порядок исчисления акциза,  новые ставки на подакцизные товары;

- проанализировать  причины внесения поправок в правила исчисления акцизов. 
 
 
 
 
 

Глава 1. Акцизы. Общая характеристика

    1. История возникновения  акцизов

    Первое  упоминание об акцизах относится  к эпохе Древнего Рима. Таким образом, акцизы можно считать старейшей  формой косвенного налогообложения. Уже  в древние времена существовали акцизы на соль и некоторые другие предметы массового потребления. С  развитием товарно-денежных отношений  первоначальная акцизная форма налогообложения  становится основной, но потом роль акцизов постепенно снижается.

     В Российской империи под акцизом  подразумевался косвенный налог  только на предметы внутреннего производства, выделываемые и продаваемые частными лицами, взимаемый собственно с потребления. Акцизная система была тесно связана  с системами государственных  монополий и таможенным налогообложением. В отличие от современных систем акцизного обложения до 1917г. в  России акцизами облагались импортируемые  товары – они подлежали обложению  таможенными пошлинами. Акцизом  облагались только предметы, выделываемые и продаваемые частными лицами.

     В конце XIX – начале XX в. объектами акцизного обложения были:

свеклосахарное  производство, крепкие напитки, табак, осветительные нефтяные масла, зажигательные спички.

     До 1 января 1881г. существовал акциз с  соли.

     Акциз со свеклосахарного производства впервые был введен в 1848г. акциз исчислялся по количеству суточной добычи, в зависимости от процентного (норма 3%) содержания сахара в свекловице и от числа емкости силы снарядов и составлял от 90 до 60 коп. с пуда пробеленного песка. В связи с усовершенствованием производства сахара и повышением норм выходов песка из свекловицы и норм работы снарядов в 1864г. установлено вместо одной три нормы (4.5, 5 и 6%) и акциз был понижен до 20 коп.

     Акцизы  с крепких напитков взимались по Уставу о питейном сборе от 4 июля 1861г. По этому уставу сбор с крепких напитков состоял из: патентного сбора с фабрик и торговых помещений и акциза, которым были обложены:

  1. спирт и вино, выкуренные из разного рода хлеба, картофеля, свекловицы, свеклосахарных остатков и других припасов;
  2. спирт, выкуренный из винограда и других ягод и фруктов, и так называемые пейсаховые водки;
  3. портер, пиво всех родов и мед;
  4. брага, приготовляемая на особо устроенных заводах.

     Акциз со спирт, вина и водок из свеклосахарных остатков, медовой пены и восковой воды исчислялся по содержанию в них безводного спирта и взимался в казну по мере их продажи в размере 9,25 коп. с градуса по металлическому спиртометру ( с 0,01 ведра безводного спирта). К концу 90 гг. XIX в. акциз взимался по 10 коп. с градуса или по 10 коп. с ведра безводного спирта.

     Акциз с пива исчислялся «по силе и продолжительности действия заводов» и вносился вперед за все назначенные в объявлении заводчика дни; с меда – по вместимости котлов и числу дней варки. Акциз с пива взимался в размере 30 коп. с ведра емкости заторного чана.

     Акциз с медоварения взимался по вместимости котлов по 50 коп. с ведра за каждый день действия завода. Патентный сбор с медоваренных заводов, имеющих котлы емкостью от 10 до 25 ведер, составлял 10 руб., от 25 до 35 ведер – 20 руб. Затем за каждые 10 ведер емкости котлов прибавлялось по 10 руб.

     Акциз с дрожжей взимался в размере 10 коп. с фунта дрожжей внутреннего производства и 14 коп. с фунта дрожжей, привозимых из-за границы. Патентный сбор взимался в размере 10 руб. с завода для приготовления хлебных прессованных дрожжей, без винокурения, и 18 руб. с завода для пивных дрожжей.

     Акциз с табака. Взимание этого акциза производилось посредством бандеролей, которые отпускались лишь лицам, имевшим патент на фабрику (бандероли должны были выкупаться на сумму, определенную Уставом 1871г.).

     В 1887г. был установлен следующий тариф  бандерольного обложения: курительный  табак за 1 фунт 1-го сорта – 90 коп.; 2-го – 48 коп.; 3-го 30 коп.; папирос 1-го сорта – 20 коп.; 2-го сорта – 9 коп.

     Акциз с осветительных нефтяных масел был установлен в 1872г. как акциз с «фитогенного производства» по 27 коп. с 1 пуда, исчисленного по емкости перегонных кубов, но в 1877г. был отменен (в 1859 – 1872 гг. производство керосина носило предмет монополии и добывание нефти частными лицами было запрещено).

     Акциз с зажигательных спичек первоначально был введен в 1849г. в размере 1 руб. с 1000 штук в городской доход (производство спичек допускалось только в столицах). Производство спичек было разрешено повсеместно в 1859г., а в 1860г. акциз был отменен.

     Акциз вновь вводится в 1888г. Доход казны  состоял из патентного сбора со спичечных  фабрик и акциза, взимаемого посредством  бандероли в следующих размерах: с упаковки, содержащей не более 75 спичек российского производства, - 0,25 коп., с импортируемых – 0,5 коп.; а с упаковки, содержащей до 300 спичек российского производства, - 1 коп., с импортируемых – 2 коп. Экспортируемые спички перевозились без обложения, по должны были снабжаться печатью акцизного надзора и удостоверениями его о количестве вывозимого товара, причем акциз окончательно слагался лишь после предоставления акцизному надзору в течение полугода таможенного свидетельства о действительном вывозе спичек за границу.1 
 

1.2 Основные положения  законодательства об акцизах

     На  Руси акцизы стали взимать еще  в XIV веке, обеспечивая доходами 60% потребностей казны в денежных средствах. Однако и сегодня акцизы используются в  налоговых системах практически  во всех странах и играют заметную роль в формировании финансовых ресурсов государства. Объектами налогообложения  акцизами является, прежде всего, товары массового спроса, что и предполагает высокую фискальную значимость этих налогов. В СССР акцизы не имели самостоятельного значения и были составной частью налога с оборота. В 1992 г. в ходе перехода России к рыночным отношениям акцизы вошли в систему федеральных налогов в качестве самостоятельного платежа.

     В современной России акцизы были введены Законом РСФСР от 06.12.91 № 1993-1 «Об акцизах» (впоследствии в Закон РСФСР «Об акцизах» неоднократно вносились изменения и дополнения — в соответствии с Федеральным законом от 07.03.96 № 23-ФЗ с 1 февраля 1996 года он приобрел вид Федерального закона «Об акцизах») и регулировались Инструкцией Министерства РФ по налогам и сборам от 10.05.2000 № 61 «О порядке исчисления и уплаты акцизов». В настоящее время порядок уплаты акцизов регламентирован главой 22 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ)2.

     Природа акциза как косвенного налога заключается  в том, что он учитывается в  отпускной цене товаров (тарифе на услуги), реализуемых предприятиями-производителями, и оплачивается покупателем.

     Изначально  акцизное обложение было призвано сдерживать потребление «социально вредных  товаров». В Российской Федерации  акцизы введены, как правило, на товары с высокой рентабельностью, они  устанавливаются с целью изъятия  в доход бюджета полученной сверхприбыли от производства высокорентабельной продукции  и создания примерно одинаковых экономических условий хозяйственной деятельности для всех предприятий. Акцизы играют существенную роль в формировании доходов бюджетов всех уровней.

Информация о работе Механизм исчисления и взимания акцизов: проблемы и направления совершенствования