Лекции по налоговому планированию

Автор: Кати Турк, 02 Декабря 2010 в 17:18, лекция

Описание работы

Лекции по дисциплине "Налоги"

Работа содержит 1 файл

ЛЕКЦИИ ПО НАЛОГАМ.doc

— 317.50 Кб (Скачать)

    Пример:

    Судебная  практика, постановление президиума ВАС РФ от 28.04.2009 № 17643/08

    Когда инспекция может оспорить договор аутсорсинга?

    - взаимозависимость сторон договора аутсорсинга, налогоплательщика и поставщиков услуг по предоставлению персонала

    - договор носит формальный характер, в частности переведенный на  аутсорсинг персонал продолжает выполнять свои обязанности на оборудовании и в помещении налогоплательщика, работники получают зарплату в кассе налогоплательщика

    - отсутствует подтверждение оплаты  услуг по договору аутсорсинга и первичные документы

    - НП не может экономически обосновать эффективность манипуляций с персоналом

    - НП является единственным заказчиком  услуг аутсорсинга у своих  контрагентов

    - НП или его контрагенты по договору аутсорсинга применяют специальный налоговый режим

    - НП и взаимозависимые с ним  контрагенты в результате применения спецрежима получают существенную налоговую выгоду, которую можно квалифицировать как необоснованную. 

    НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ И УЧЕТНАЯ  ПОЛИТИКА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ  НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 

    С 1.01.02 все отечественные предприятия  обязаны вести налоговый учет в соответствии с правилами, предусмотренными НК РФ (ст.313 налоговый учет)

    Для стран Европы налоговый учет и  расчет н/о прибыли, осуществляется по следующей схеме:

    Первичные учетные документы à Данные бухучета à Бухгалтерская отчетность à Корректировки à Налоговая отчетность

    США, Канада:

    Первичные учетные документы à Данные бухучета à Бухгалтерская отчетность и налоговая отчетность

    В РФ:

    Первичные учетные и другие оправдательные документы à Данные бухучета и Данные налогового учета

    Бухучет à Бухгалтерская отчетность

    Налоговый учет à Налоговая отчетность

    Сравнительная характеристика бухучета и налогового учета

Бухучет Налоговый учет
ПБУ НК РФ
Определение
упорядоченная система сбора, регистрации и  обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций система обобщения  информация для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ
Объект
имущество, обязательства, хозяйственные операции, осуществляемые организацией в процессе ее деятельности хозяйственные операции, осуществленные НП в течение отчетного (налогового) периода
Цели  и задачи
- формирование  полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности

- обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям Ботч для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организации хозяйственных операций

- предотвращение  отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов, обеспечение ее хозяйственной устойчивости

- формирование  полной и достоверной информации о порядке учета для целей н/о хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода

- обеспечение  информацией внутренних и внешний  пользователей для контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога

Регистры  учета
- предназначены  для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах для отражения на счетах бухучета и Ботч

- ведутся  в специальных книгах, журналах на отдельных листах и карточках, а также на магнитных лентах, дисках, дискетах и иных машинных носителях

- формы  регистров разрабатываются организациями при соблюдении ими общих методологических принципов бухучета

- хозяйственные  операции должны отражаться в  регистрах в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухучета

- правильность отражения  хозяйственных операций в регистрах обеспечивают лица, составляющие и подписывающие их

- при хранении регистров  должна обеспечиваться  их защита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внесшего это исправление с указанием даты исправления

- содержание  регистрационной и внутренней  Ботч является коммерческой тайной, лица, получившие доступ к информации, обязаны хранить коммерческую тайну

- они предназначены  для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета для отражения в расчете налоговой базы

- ведется в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и любых машинных носителях

- форма  регистров и порядок отражения  в них аналитических данных ну разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения

- формирование  данных налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения

- правильность отражения  хозяйственных операций в регистрах обеспечивают лица, составляющие и подписывающие их

- при хранении регистров  должна обеспечиваться  их защита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внесшего это исправление с указанием даты исправления

- содержание  данных ну, в том числе и  данных первичных документов является налоговой тайной. Лица, получающие доступ к информации, обязаны хранить налоговую тайну

 

    МОДЕЛИ  НАЛОГОВОГО УЧЕТА 

    Модель 1

     Модель  предусматривает использование  самостоятельных аналитических регистров и при этом налоговый учет ведется параллельно с бухучетом.

     Преимущества:

      + модель дает реальную возможность  получать данные для формирования налоговой базы непосредственно из налоговых регистров, при этом исключаются ошибки в исчислении налоговой базы, показатели налоговых регистров формируются в соответствии с требованиями налогового законодательства, а не бухучета.

     Взаимодействие  между этими двумя видами учета  в данной модели сведено к минимуму.

     Недостатки:

     - эта модель требует ведения двух видов учета, а следовательно значительных затрат, связанных с необходимостью создания в организации отдела или группы ну, привлечения высококвалифицированных специалистов 

     Модель 2

    В основу этой модели положены данные, формированные  в основе бухучета, при этом регистры бухучета дополняются реквизитами, необходимыми для определения налоговой базы, тем самым формируются комбинированные регистры, которые используются для ведения налогового учета.

    Такая модель позволяет уменьшить объем  работы сотрудников бухгалтерских служб, поскольку для бухгалтерской и налоговой служб используются одни и те же регистры.

    Комбинированные регистры могут быть использованы в  ну только в тех случаях, когда  порядок группировки и учета  объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения отличаются от порядка, установленного в бухучете.

    + Снижается объем нагрузки работников 

    Модель 3

    В данной модели используются регистры и бухучета, и налогового учета, в  том случае, если порядок группировки  и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения не отличается от порядка, установленного правилами бухучета, целесообразно применять бухгалтерские регистры.

    Налоговые регистры не используются, если они  совпадают. Если не совпадают, то необходимы корректировки данных бухучета для целей налогообложения с использованием бухгалтерских справок.

    В отличие от 1 модели, в данной модели основанием для составления аналитических регистров налогового учета являются не первичные учетные документы, а регистры бухучета и бухгалтерские справки.

    Такая модель позволяет в максимальной степени использовать данные бухучета и в конечном счете сближает две системы учета.

    Необходимо  сделать:

    1)Определить  те объекты учета, по которым  бухучет и налоговый учет идентичны

    2)Устанавливать регистры бухучета, которые могут быть использованы для учета в целях налогообложения

    3)Определить  те объекты учета, по которым  правила бухучета и налогового  учета различны, выделив объекты  налогового учета

    4)Разработать  формы аналитических регистров  налогового учета для выделенных объектов 

    УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ  НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 

    Учетная политика для целей налогообложения  – выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов, расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (статья 11 НК РФ)

    Данный  термин в НК появился с 2007 года

    Значение  учетной политики:

    1 – утвержденный приказом учетная политика служит определенным инструментом налогового планирования и позволяет в известных пределах так или иначе корректировать налоговые платежи

    2 – она выполняет функцию доведения  до сведения налоговых органов информации, необходимой для контроля за правильностью исчисления и уплаты сумм налога и позволяет избежать многих ненужных споров

    3 – она дает налогоплательщику  возможность систематизировать  и закрепить в едином документе те способы и методы, которые он посчитает необходимым применять при исчислении налогов

    С помощью учетной политики можно  управлять финансовыми ресурсами организации

    Основными факторами, влияющими на выбор и  обоснование учетной политики являются:

    - ОПФ собственности

    - отраслевая принадлежность или  вид деятельности

    - масштабы деятельности

    - соотношение с системой налогообложения  (освобождение от различных налогов, льгот…)

    - возможность принятия самостоятельных  решений в вопросах ценообразования либо ее отсутствие из-за антимонопольного регулирования и из-за регулирования цен в естественных монополиях и регулирования цен на социально значимые товары

    - система информационного  обеспечения  деятельности предприятия

    - наличие необходимой базы данных

    - цели и задачи экономического  развития предприятия на перспективу

    - наличие определенного квалифицированного уровня персонала и действующей системы его материальной заинтересованности и ответственности за выполненные функции

    - внешние факторы: наличие или  отсутствие инфляционных процессов; сезонные факторы; конкуренция; состояние рынка; макроэкономическая ситуация; соотношение норм гражданского и налогового законодательства 

    ПБУ 9, 10, 6, 14, 5

    Нормируемые расходы предприятия!!! Статья!!! Сколько!!! 

    Журнал  АКДИ «Экономика и жизнь», Козенкова  – «Налоговое планирование» 2001 - №11 

Разделы и элементы учетной политики Бухучет Налоговый учет Рекомендации
1.Метод  учета доходов  и расходов ПБУ 9/99 доходы

ПУ 10/99 расходы

Учет  по отгрузке (начисление)

2 способа:

- кассовый  метод

- метод  начисления НК РФ 25 глава, глава 21. Для кассового метода – этот метод могут применять организации, у которых в среднем за предыдущие 4 квартала сумма выручки от реализации ТРУ без учета НДС не превысила 1 млн. руб. за каждый квартал (статья 273)

Если выбирают в налоговом учете метод по оплате (кассовый), то получают фактически отсрочку, но метод нужно регулировать по ПБУ 18/02
2.ОС  и амортизация ОС ПБУ 6/01

4 способа  начисления Ам

- линейный  способ

- уменьшаемого  остатка

- по  сумме чисел лет

- пропорционально объемы производства

Нам = годовая

2 метода:

- линейный метод

- нелинейный  метод

Нам - помесячно

С 01.01.2006 предусмотрено применение амортизационной премии на основании статьи 258

Так как в  налоговом учете применяется амортизационная премия, то нужно регулировать разницу, в бухучете и налоговом учете по ПБУ 8/02
3.Амортизация  НМА ПБУ 14/2007

3 способа:

- линейный

- способ  уменьшаемого остатка

- способ  списания стоимости пропорционально объему продаж или расходов

2 метода:

- линейный

- нелинейный

выбрать одинаковый способ в бухучете и налоговом учете
4.Списание сырья, материалов, товаров ПБУ 5/01

3 способа:

- по  с/с единицы

- по  средней с/с

- по  с/с первых по времени приобретения материально-производственных запасов (ФИФО)

25 глава:

4 способа

- по  с/с каждой единицы

- по  средней с/с

- ФИФО

- ЛИФО

Списывать надо одинаковым способом в бухучете и налоговом учете
5.Содание  резерва по сомнительным долгам нет документа Статья 266 прописывается порядок создания резерва по сомнительным долгам:

а)распространяется на те организации, которые ведут учет доходов и расходов методом начисления

б)Резерв создается по всей сомнительной задолженности, которая от реализации продукции и необеспеченной залогом в бюджете.

Задолженность разбивается на три группы:

1)со  сроком более 90 календарных дней – сумма созданного резерва включается полностью вся выявленная задолженность

2)по  сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 дней включительно – в сумму резерва включается 50% задолженности

3)до 45 дней – в резерв не включается

Сумма резерва меньше 10% от выручки без НДС

НБ = Д –  Р

Доходы: Выручка, внереализационные доходы

Расходы: МЗ, Зарплата, Ам, прочие, внереализационные расходы

Резерв  по сомнительным долгам включаются во внереализационные расходы

Информация о работе Лекции по налоговому планированию