Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 00:04, контрольная работа
Существование любого современного государства неразрывно связано с налогами. Каждый человек в какой-то мере ощущает это на себе. Бенджамин Франклин писал, что «платить налоги и умереть должен каждый». Данный принцип заложен и в российском законодательстве: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.» [3, ст. 57]. Налоговая система РФ представляет собой совокупность налогов, взимаемых в установленном порядке. Под налогом понимают обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. [2, ст..
- налоги и сборы не
могут иметь
- налоги и сборы должны
иметь экономическое основание
и не могут быть произвольными.
- акты законодательства
о налогах и сборах должны
быть сформулированы таким
- все неустранимые сомнения,
противоречия и неясности
Источник права — это форма выражения правовой нормы. Юридическая наука выделяет следующие виды: правовой обычай, юридический прецедент и нормативный акт, а также международное законодательство, судебная и арбитражная практика.
Источники налогового права имеют определенную специфику. Состав источников налогового права как подотрасли финансового права определяется принципом федерализма и действием местного самоуправления в Российской Федерации.
Источниками налогового права
являются нормативные правовые акты,
в которых содержатся нормы налогового
права. Современное финансовое право
допускает существование
Все нормативные акты принято подразделять на законы и подзаконные нормативные акты.
Закон — это обладающий
высшей юридической силой нормативный
акт, принятый в специальном порядке
законодательным органом
Конституция РФ является основным законом. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты должны приниматься на основе и в развитие Конституции РФ и не должны ей противоречить. В ст. 8, ст. 19, ст. 57, п. 3 ст. 71, п. 4 ст. 72, п. 3 ст. 75, ст. 132 Конституции РФ содержатся основные положения (принципы), которые развиты в НК РФ, законах о налогах, а также в иных законах и подзаконных актах. Так, принцип равного налогового бремени вытекает из ст. 8, ст. 19 и 57 Конституции РФ. В сфере налоговых отношений он означает, что не допускается установление дополнительных, а также повышенных по ставкам налогов в зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, местонахождения налогоплательщика и иных носящих дискриминационный характер оснований.
Конституционные принципы составляют основу разграничения полномочий в налоговой сфере.
Налоговое законодательство — это система нормативных актов различного уровня, регулирующих правоотношения плательщиков с государством, организацию, ход и цели налогового производства, ответственность сторон за налоговые правонарушения.
Центральное место в налоговом законодательстве занимает Налоговый кодекс РФ. Помимо него налоговые правоотношения регулируются системой таможенного, арбитражного, уголовного, административного, гражданского законодательства. Кроме того, силу закона приобретают межгосударственные договоры, принимаемые для избежания двойного налогообложения.
К другим источникам налогового права относятся акты исполнительных органов: указы Президента РФ, постановления правительства, приказы и инструкции министерств и других центральных органов, решения местного самоуправления, имеющие нормативное значение, т.е. устанавливающие общие правила поведения. Эти нормативные акты именуются подзаконными, чем подчеркивается их подчиненное положение по отношению к закону. С их помощью осуществляется оперативная управленческая деятельность, поскольку закон устанавливает более общие правила, а подзаконные акты — правила, способствующие применению законов к конкретным отношениям. Акты, не прошедшие государственной регистрации и (или) неопубликованные в установленном порядке, не имеют юридической силы и не влекут за собой правовых последствий.
Акты Президента РФ и Правительства РФ вступают в силу с момента подписания, или через семь дней после подписания, или в иной срок, установленный в самом нормативном акте и подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации» в течение 10 дней после дня подписания.
Основной формой нормотворчества
федеральных органов
Согласно п. 1 ст. 4 НК РФ федеральные
органы исполнительной власти, уполномоченные
осуществлять функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере налогов
и сборов и в сфере таможенного
дела, органы исполнительной власти субъектов
РФ, исполнительные органы местного самоуправления
в предусмотренных
Как указано в п. 2 ст. 4 НК РФ, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов и в области таможенного дела, и их территориальные органы не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов№.
Нормативные акты Федеральной
налоговой службы, Федеральной таможенной
службы и др., в отличие от нормативных
актов, о которых идет речь в п.
1 ст. 4 НК РФ, обязательны для исполнения
не для всех участников налоговых
отношений, а лишь для подразделений
органов, их издавших. Поскольку указанные
акты определяют деятельность налоговых
и других органов, осуществляемую в
отношении налогоплательщиков и
других обязанных лиц, ст. 137—138 НК РФ
предусматривают возможность
Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции также принимают нормативные правовые акты в сфере финансов.
Помимо нормативных актов, существуют акты толкования права, к которым относятся разного рода разъяснения, ответы на вопросы и т. п. Важнейшая особенность таких актов заключается в том, что они могут толковать и разъяснять отдельные законы и подзаконные акты, но не дополнять и уточнять их. В любом случае при обращении в суд такого рода документы не применяются при рассмотрении спора по существу. Говоря об актах толкования права, отдельно следует остановиться на постановлениях пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, которые являются актами официального толкования и в этом качестве обязательны для применения соответствующими судами РФ, а также на постановлениях
Конституционного Суда РФ, которые являются источниками права, в том числе финансового, в отличие от постановлений иных судов.
№ Согласно Указу Президента
РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре
федеральных органов
Однако их особенность состоит в том, что они не устанавливают юридические нормы, а признают их неконституционными в том случае, если они не соответствуют Конституции РФ.
Кроме правовых, в правоприменительной практике используются акты ненормативного характера, т. е. такие, которые не содержат правовых норм общего характера, а применяются в индивидуальном порядке. Это, например, решения арбитражного суда по конкретному налоговому делу.
Особое место в регулировании
налоговых отношений отводится
нормам, которые устанавливаются
на межгосударственном уровне, совокупность
которых принято именовать
В налоговых законах и
подзаконных нормативных актах
изложены не только нормы, закрепляющие
права, обязанности и ответственность
участников правоотношений, но и теоретические
положения налогового законодательства
и практика его применения. Отмечается,
что взаимосвязанная
Понятие «налоговое законодательство»
трактуется неоднозначно. В законодательных
актах о налогообложении можно
встретить формулировки «законодательство
о налогах», «законодательство по
налогообложению», «правовые акты,
регулирующие отношения в области
налогообложения» и другие. Правоприменительная
практика выявила проблему конкуренции
различных отраслей законодательства
в регулировании вопросов, так
или иначе связанных с
В соответствии с НК РФ (п. 5 ст. 1) законодательство о налогах и сборах в совокупности образуют:
- законодательство РФ о налогах и сборах, которое состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах;
- законодательство субъектов РФ о налогах и сборах, которое в соответствии с п. 4 ст. 1 НК РФ состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с НК РФ;
- нормативные правовые
акты органов местного
Таким образом, в массив законодательства о налогах и сборах не входят акты Президента РФ, Правительства РФ (Федеральной налоговой службы), иных органов исполнительной власти.
На практике это исключает применение налоговой санкции — штрафа за нарушение требований подзаконных нормативных правовых актов.
Следует отметить, что налоговое право не является самодостаточным, изолированным правовым образованием, оно, в частности, находится в неразрывном единстве с конституционным правом. Конституция страны определяет основной налоговый правопорядок. Взаимодействует налоговое право и с административным правом, а также комплексными отраслями права земельным, муниципальным, банковским, страховым и т. п. Самым тесным образом оно связано с иными подотраслями и институтами финансового права.