Контрольная работа по "Налоги"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 00:04, контрольная работа

Описание работы

Существование любого современного государства неразрывно связано с налогами. Каждый человек в какой-то мере ощущает это на себе. Бенджамин Франклин писал, что «платить налоги и умереть должен каждый». Данный принцип заложен и в российском законодательстве: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.» [3, ст. 57]. Налоговая система РФ представляет собой совокупность налогов, взимаемых в установленном порядке. Под налогом понимают обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. [2, ст..

Работа содержит 1 файл

+Работа_в_1.docx

— 45.50 Кб (Скачать)

- налоги и сборы не  могут иметь дискриминационного  характера и по-разному применяться  исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных и  иных различий между налогоплательщиками;

- налоги и сборы должны  иметь экономическое основание  и не могут быть произвольными.  Недопустимы налоги и сборы,  препятствующие реализации гражданами  своих конституционных прав;

- акты законодательства  о налогах и сборах должны  быть сформулированы таким образом,  чтобы каждый точно знал, какие  налоги, когда и в какой сумме  он должен платить;

- все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов  налогового законодательства толкуются  в пользу налогоплательщика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Источники налогового права.

Источник права — это  форма выражения правовой нормы. Юридическая наука выделяет следующие виды: правовой обычай, юридический прецедент и нормативный акт, а также международное законодательство, судебная и арбитражная практика.

Источники налогового права  имеют определенную специфику. Состав источников налогового права как  подотрасли финансового права определяется принципом федерализма и действием местного самоуправления в Российской Федерации.

Источниками налогового права  являются нормативные правовые акты, в которых содержатся нормы налогового права. Современное финансовое право  допускает существование налоговых  договоров. Такие договоры заключаются  в целях избежания двойного налогообложения, они имеют межгосударственный характер. Внутригосударственные налоговые договоры заключаются и в случаях, если предприятия принимают на себя обязательства по выполнению общенациональных инвестиционных и социальных программ. Однако и в этом случае необходимо принятие особого закона, регламентирующего порядок действия такой системы налогового стимулирования.

Все нормативные акты принято  подразделять на законы и подзаконные нормативные акты.

Закон — это обладающий высшей юридической силой нормативный  акт, принятый в специальном порядке  законодательным органом государства  либо населением на референдуме.

Конституция РФ является основным законом. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты должны приниматься  на основе и в развитие Конституции  РФ и не должны ей противоречить. В ст. 8, ст. 19, ст. 57, п. 3 ст. 71, п. 4 ст. 72, п. 3 ст. 75, ст. 132 Конституции РФ содержатся основные положения (принципы), которые развиты в НК РФ, законах о налогах, а также в иных законах и подзаконных актах. Так, принцип равного налогового бремени вытекает из ст. 8, ст. 19 и 57 Конституции РФ. В сфере налоговых отношений он означает, что не допускается установление дополнительных, а также повышенных по ставкам налогов в зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, местонахождения налогоплательщика и иных носящих дискриминационный характер оснований.

Конституционные принципы составляют основу разграничения полномочий в  налоговой сфере.

Налоговое законодательство — это система нормативных  актов различного уровня, регулирующих правоотношения плательщиков с государством, организацию, ход и цели налогового производства, ответственность сторон за налоговые правонарушения.

Центральное место в налоговом  законодательстве занимает Налоговый  кодекс РФ. Помимо него налоговые правоотношения регулируются системой таможенного, арбитражного, уголовного, административного, гражданского законодательства. Кроме того, силу закона приобретают межгосударственные договоры, принимаемые для избежания двойного налогообложения.

К другим источникам налогового права относятся акты исполнительных органов: указы Президента РФ, постановления правительства, приказы и инструкции министерств и других центральных органов, решения местного самоуправления, имеющие нормативное значение, т.е. устанавливающие общие правила поведения. Эти нормативные акты именуются подзаконными, чем подчеркивается их подчиненное положение по отношению к закону. С их помощью осуществляется оперативная управленческая деятельность, поскольку закон устанавливает более общие правила, а подзаконные акты — правила, способствующие применению законов к конкретным отношениям. Акты, не прошедшие государственной регистрации и (или) неопубликованные в установленном порядке, не имеют юридической силы и не влекут за собой правовых последствий.

Акты Президента РФ и Правительства  РФ вступают в силу с момента подписания, или через семь дней после подписания, или в иной срок, установленный в самом нормативном акте и подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации» в течение 10 дней после дня подписания.

Основной формой нормотворчества  федеральных органов государственной  власти, составляющих финансовый аппарат, является издание приказов и инструкций.

Согласно п. 1 ст. 4 НК РФ федеральные  органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке  государственной политики и нормативно-правовому  регулированию в сфере налогов  и сборов и в сфере таможенного  дела, органы исполнительной власти субъектов  РФ, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством  о налогах и сборах случаях  в пределах своей компетенции  издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Как указано в п. 2 ст. 4 НК РФ, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по контролю и надзору  в области налогов и сборов и в области таможенного дела, и их территориальные органы не имеют  права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов№.

Нормативные акты Федеральной  налоговой службы, Федеральной таможенной службы и др., в отличие от нормативных  актов, о которых идет речь в п. 1 ст. 4 НК РФ, обязательны для исполнения не для всех участников налоговых  отношений, а лишь для подразделений  органов, их издавших. Поскольку указанные  акты определяют деятельность налоговых  и других органов, осуществляемую в  отношении налогоплательщиков и  других обязанных лиц, ст. 137—138 НК РФ предусматривают возможность судебного  обжалования налогоплательщиками  и налоговыми агентами как ненормативных, так и нормативных правовых актов  налоговых органов.

Органы государственной  власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в пределах своей  компетенции также принимают  нормативные правовые акты в сфере  финансов.

Помимо нормативных актов, существуют акты толкования права, к которым относятся разного рода разъяснения, ответы на вопросы и т. п. Важнейшая особенность таких актов заключается в том, что они могут толковать и разъяснять отдельные законы и подзаконные акты, но не дополнять и уточнять их. В любом случае при обращении в суд такого рода документы не применяются при рассмотрении спора по существу. Говоря об актах толкования права, отдельно следует остановиться на постановлениях пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, которые являются актами официального толкования и в этом качестве обязательны для применения соответствующими судами РФ, а также на постановлениях

Конституционного Суда РФ, которые являются источниками права, в том числе финансового, в  отличие от постановлений иных судов.

№ Согласно Указу Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре  федеральных органов исполнительной власти» федеральным органом  исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, является Федеральная налоговая служба РФ. См.: СЗ РФ. 2004. №11. Ст. 945.

Однако их особенность  состоит в том, что они не устанавливают  юридические нормы, а признают их неконституционными в том случае, если они не соответствуют Конституции  РФ.

Кроме правовых, в правоприменительной  практике используются акты ненормативного характера, т. е. такие, которые не содержат правовых норм общего характера, а применяются  в индивидуальном порядке. Это, например, решения арбитражного суда по конкретному  налоговому делу.

Особое место в регулировании  налоговых отношений отводится  нормам, которые устанавливаются  на межгосударственном уровне, совокупность которых принято именовать международным  налоговым правом.

В налоговых законах и  подзаконных нормативных актах  изложены не только нормы, закрепляющие права, обязанности и ответственность  участников правоотношений, но и теоретические  положения налогового законодательства и практика его применения. Отмечается, что взаимосвязанная совокупность нормативных актов различного уровня, содержащих налоговые нормы, составляет систему налогового законодательства.

Понятие «налоговое законодательство»  трактуется неоднозначно. В законодательных  актах о налогообложении можно  встретить формулировки «законодательство  о налогах», «законодательство по налогообложению», «правовые акты, регулирующие отношения в области  налогообложения» и другие. Правоприменительная  практика выявила проблему конкуренции  различных отраслей законодательства в регулировании вопросов, так  или иначе связанных с налогообложением. Наиболее остро нуждаются в разграничении  сферы, регулируемые гражданским и  налоговым законодательством. Регулирование налоговым законодательством несвойственных ему отношений создает реальную угрозу стабильности правовой системы в целом, чревато нарушениями прав и законных интересов граждан и предприятий.

В соответствии с НК РФ (п. 5 ст. 1) законодательство о налогах  и сборах в совокупности образуют:

- законодательство РФ  о налогах и сборах, которое состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах;

- законодательство субъектов  РФ о налогах и сборах, которое в соответствии с п. 4 ст. 1 НК РФ состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с НК РФ;

- нормативные правовые  акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах, которые принимаются представительными органами местного самоуправления.

Таким образом, в массив законодательства о налогах и сборах не входят акты Президента РФ, Правительства РФ (Федеральной  налоговой службы), иных органов  исполнительной власти.

На практике это исключает  применение налоговой санкции —  штрафа за нарушение требований подзаконных  нормативных правовых актов.

Следует отметить, что налоговое  право не является самодостаточным, изолированным правовым образованием, оно, в частности, находится в неразрывном единстве с конституционным правом. Конституция страны определяет основной налоговый правопорядок. Взаимодействует налоговое право и с административным правом, а также комплексными отраслями права земельным, муниципальным, банковским, страховым и т. п. Самым тесным образом оно связано с иными подотраслями и институтами финансового права.


Информация о работе Контрольная работа по "Налоги"