Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 00:04, контрольная работа
Существование любого современного государства неразрывно связано с налогами. Каждый человек в какой-то мере ощущает это на себе. Бенджамин Франклин писал, что «платить налоги и умереть должен каждый». Данный принцип заложен и в российском законодательстве: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.» [3, ст. 57]. Налоговая система РФ представляет собой совокупность налогов, взимаемых в установленном порядке. Под налогом понимают обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. [2, ст..
Факультативными элементами закона о налоге могут считаться те, отсутствие которых не влияет на степень определенности налогового обязательства, однако существенно снижает гарантии надлежащего исполнения этого обязательства. К ним относятся: порядок удержания и возврата неправильно удержанных сумм налога, ответственность за налоговые правоотношения, налоговые льготы.
В соответствии с законом "Об основах налоговой системы в РФ" перечисленные элементы должны быть установлены в каждом конкретном законе о налоге. Установить элемент закона о налоге - значит принять (утвердить, узаконить) что-либо в качестве одного из оснований возникновения налогового обязательства или способа его исполнения. Определить элемент закона о налоге - значит описать фактическую сторону элемента, выделить его из прочих сходных явлений (предметов, обстоятельств) на основе каких-либо признаков, данных.
Субъект налогообложения - это лицо, на котором лежит юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств.
С понятием "субъект налогообложения" тесно связано понятие "носитель налога" - лицо, которое несет тяжесть налогообложения в итоге.
Налог уплачивается за счет собственных средств субъекта налогообложения. Однако, от имени налогоплательщика налог может быть уплачен и иным лицом (представителем).
Важную роль в налоговом праве играют экономические связи налогоплательщика с государством, строящиеся на основе принципа постоянного местопребывания (резидентства). Налогоплательщиков подразделяют на резидентов (имеющих постоянное местопребывание в определенном государстве) и нерезидентов (не имеющих в нем постоянного местопребывания). У резидентов налогообложению подлежат доходы, полученные как на территории данного государства, так и вне его (полная налоговая обязанность), у нерезидентов - только доходы, полученные из источников в данном государстве (ограниченная налоговая обязанность).
Для юридических лиц существенное влияние на порядок и размеры налогообложения имеют организационно-правововая форма предприятия, форма собственности, численность работающих на предприятии, а также вид хозяйственной деятельности.
Объект налогообложения - это те юридические факты (действия, события, состояния), которые обуславливают обязанность субъекта заплатить налог.
Понятию "объект налогообложения" близок по значению термин "предмет налогообложения", который означает признаки физического характера (а не юридического), которые обосновывают взимание соответствующего налога.
Масштаб налога представляет какую-либо физическую характеристику предмета налогообложения, какой-либо параметр измерения, выбранный из множества возможных для исчисления налога.
Под единицей налогообложения понимают единицу масштаба налогообложения, которая используется для количественного выражения налоговой базы.
Налоговая база в свою очередь служит для того, чтобы количественно выразить предмет налогообложения.
Источник налога - это средства, за счет которых может быть уплачен налог.
Выделяют всего два источника налога - доход (основной источник) и капитал налогоплательщика (резервный источник).
На формирование налоговой
базы особое влияние оказывают
В зависимости от характера связи "субъект налогообложения" - "объект налогообложения" налоги делятся на две группы: резидентские налоги (построенные по принципу резидентства) и территориальные налоги (построенные по принципу территориальности). Различие состоит в том, что в резидентских налогах субъект определяет объект налога, а в территориальных - наоборот. На практике при налогообложении применяется сочетание обоих принципов.
Многим объектам налогообложения свойственна протяженность во времени, повторимость. В целях определения результата необходимо периодически подводить итог. Срок подведения итогов (окончательных или промежуточных) является одним из элементов закона о налоге. Налоговый период - срок, в течение которого завершается процесс формирования налоговой базы, окончательно определяется размер налогового обязательства.
Следует различать понятия "налоговый период" и "отчетный период" (т.е. срок представления в налоговый орган отчетности).
Существуют два основных метода учета:
1. Кассовый метод, учитывающий момент получения средств и производства выплат в натуре.
2. Накопительный метод,
учитывающий момент
В конкретных законах о налогах используются различные методы учета.
Ставка налога - размер налога на единицу налогообложения.
В зависимости от метода установления ставки делятся на твердые и процентные (квоты). Твердые ставки устанавливаются в абсолютных единицах, а процентные - в процентах от единицы налогообложения.
По своему содержанию ставки делятся на маргинальные, фактические и экономические.
Маргинальные ставки указывают
непосредственно в
Фактическая ставка определяется
как отношение уплаченного
Сравнение экономических
и фактических ставок наиболее рельефно
характеризует последствия
Метод налогообложения - это порядок изменения ставки налога в зависимости от роста налоговой базы.
Существует четыре основанных метода налогообложения: равное, пропорциональное, прогрессивное и регрессивное налогообложение.
При равном налогообложении для каждого налогоплательщика устанавливается равна сумма налога.
При пропорциональном налогообложении для каждого налогоплательщика равна ставка (а не сумма) налога. Ставка налога не зависит от величины базы налогообложения. С ростом базы налог возрастает пропорционально.
При прогрессивном налогообложении с ростом налоговой базы возрастает ставка налога. Выделяют четыре вида прогрессии:
1. Простая поразрядная прогрессия. Налоговая база разбивается на отдельные разряды (ступени), для каждого разряда налог определяется в виде абсолютной суммы.
2. Простая относительная прогрессия. В данном случае для общего размера налоговой базы также устанавливаются разряды, но для каждого разряда определяются различные ставки (как твердые, так и процентные). При этом ко всей базе налогообложения применяется одна ставка в зависимости от общего размера базы.
3. Сложная прогрессия. Налоговая база разделена на налоговые разряды, но каждый разряд существует самостоятельно, облагается отдельно по своей ставке, которая не от общего размера налоговой базы.
4. Скрытые системы прогрессии.
В некоторых случаях
В противоположность
Целью введения налоговых льгот является прямое или косвенное сокращение размера налогового обязательства налогоплательщика. Налоговые льготы можно разделить на три группы: изъятия, ставки, налоговые кредиты.
Изъятия - это налоговая
льгота, направленная на выведение
из-под налогообложения
Ставки - это льготы, которые направлены на сокращение налоговой базы.
Под налоговым кредитом понимают льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы. В зависимости от формы предоставления льготы налоговые кредиты можно разделить на группы: снижение ставки налога, сокращение окладной суммы (валового налога), отсрочка или рассрочка уплаты налога, возврат ранее уплаченного налога (части налога), зачет ранее уплаченного налога, замена уплаты налога (части налога) натуральным исполнением (целевой налоговый кредит).
Обязанность исчислить налог может быть возложена на налогоплательщика, налоговый орган или третье лицо (т.н. сборщик налогов, фискальный агент).
Исчисление налога может осуществляться по-разному. Наиболее система (некумулятивная) предусматривает обложение налоговой базы по частям. Однако по окончании налогового периода все равно потребуется пересчет суммарного дохода, а также, возможно, доплата крупной суммы налога.
Более широкое применение получил метод исчисления налога нарастающим итогом (кумулятивная система). В данном случае налог исчисляют с общей суммы дохода, с учетом суммы льгот, рассчитанных также нарастающим итогом.
Существуют три основных способа уплаты налога: по декларации, у источника дохода, кадастровый способ уплаты налога.
При уплате налога по декларации налогоплательщик обязан представлять в установленный срок в налоговый орган официальное заявление о своих налоговых обязательствах. На основе декларации налоговый орган рассчитывает налог и вручает налогоплательщику извещение о его уплате. В некоторых случаях налогоплательщик уплачивает налог самостоятельно в установленный срок.
При уплате налога у источника выплаты налогоплательщик получает часть дохода за вычетом налога, рассчитанного и удержанного органом, производящим выплату. Для налогоплательщика этот способ уплаты налога представляется как автоматическое удержание, предшествующее получение дохода.
При кадастровом способе момент уплаты налога никак не связан с моментом получения дохода. Сам кадастр представляет собой реестр, который устанавливает перечень типичных объектов, классифицируемых по внешним признакам, и устанавливающий среднюю доходность объекта обложения. Для уплаты таких налогов устанавливаются фиксированные сроки их взноса.
Управление налоговой
системой осуществляется посредством
правового регулирования
Как и любая другая норма
права, норма налогового права представляет
собой установленное и
Налоговая правовая норма состоит из следующих элементов:
- гипотеза — указывает на условия, при которых она должна действовать. Гипотеза нормы налогового права, как правило, имеет усложненный характер, т. е. содержит указание на несколько условий ее действия;
- диспозиция — определяет права и обязанности участников, регулируемые нормой отношений;
- санкция — указывает на неблагоприятные последствия за ее нарушение.
Теория права устанавливает два критерия выделения отраслей права: предмет и метод правового регулирования.
Российское налоговое право, как подотрасль финансового права, базируется на двух группах принципов (основополагающих начал):
- общеправовых, присущих всем или большинству отраслей российского права;
- специально-отраслевых, присущих финансовому праву в целом.
Указанные принципы могут
реализовываться при
Положения ст. 3 НК РФ устанавливают основные начала законодательства о налогах и сборах. Обращают на себя внимание следующие нормы названной статьи:
- при установлении налогов
учитывается фактическая