Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 00:04, контрольная работа
Существование любого современного государства неразрывно связано с налогами. Каждый человек в какой-то мере ощущает это на себе. Бенджамин Франклин писал, что «платить налоги и умереть должен каждый». Данный принцип заложен и в российском законодательстве: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.» [3, ст. 57]. Налоговая система РФ представляет собой совокупность налогов, взимаемых в установленном порядке. Под налогом понимают обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. [2, ст..
Существование любого современного государства неразрывно связано с налогами. Каждый человек в какой-то мере ощущает это на себе. Бенджамин Франклин писал, что «платить налоги и умереть должен каждый». Данный принцип заложен и в российском законодательстве: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.» [3, ст. 57]. Налоговая система РФ представляет собой совокупность налогов, взимаемых в установленном порядке. Под налогом понимают обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. [2, ст.. 2]. В силу традиций платеж, являющийся налогом, может быть назван пошлиной, сбором, и наоборот, хотя и существуют определенные различия. Так, при уплате пошлины или сбора плательщик в той или иной мере непосредственно ощущает возмезность платежа, налоги никогда не бывают индивидуально возмездными.
Налоги играют важнейшую роль среди государственных доходов. Так, налоги составляют 86% доходной части федерального бюджета на 2007год.
Помимо финансовой роли,
налоги имеют большое социальное
значение. Посредством налогов
С юридической точки зрения, налог – установленная законом форма отчуждения собственности физических и юридических лиц в пользу субъектов публичной власти. При этом налог является индивидуально безвозмездным, взыскивается на условиях безвозвратности методами государственного принуждения и не носит характер наказания или контрибуции. Налоги устанавливаются законодательной властью в одностороннем порядке.
Изъятие в пользу общества государством определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательных платежей и взносов определяет сущность налога.
Налог представляет собой индивидуально бесплатный безвозвратный безусловный целевой платеж, который вносится в бюджет определенного уровня. Налоги устанавливаются на основе актов Верховного Совета Украины или совета местного управления.
Основными функциями налогов считают фискальную и регулирующую.
Изначально налоги во всех государствах вводились в целях выполнения фискальной функции, т. е. обеспечения государства источниками денежных средств для финансирования государственных расходов. Затем государства в большей или меньшей степени начали использовать налоговые ставки и налоговые льготы в целях регулирования социально-экономических процессов, и налоги стали выполнять регулирующую функцию, т. е. оказывать влияние на воспроизводство (стимулировать или сдерживать его темпы, увеличивать или уменьшать накопление капитала и платежеспособный спрос населения) и способствовать решению различных социальных задач (таких, как защита низкооплачиваемых лиц, перераспределение доходов для обеспечения социально незащищенных слоев населения, осуществление эффективной демографической политики). Поскольку регулирующая функция налогов направлена на экономические и социальные процессы, ее можно подразделить на экономическую, стимулирующую, социальную и т. д.
Иногда наряду с перечисленными выделяют также распределительную и контрольную функции налогов. Этим подчеркивается, что налоги, являясь составной частью финансов как экономической категории, кроме специфической (фискальной) функции выполняют и общие функции финансов (распределительную и контрольную).
Вопрос о том, насколько эффективно государство может использовать регулирующую функцию налогов, является одним из центральных в теории налогообложения. История развития теорий налогов — это история борьбы двух основных направлений в экономической теории — монетаризма и кейнсианства.
Приверженцы монетарных методов, к которым относились также основоположники классической политэкономии и теории налогов А, Смит и Д. Рикардо, считали, что налоги в основном должны выполнять фискальную функцию и быть нейтральными относительно экономических процессов. Кейнсианцы отстаивали необходимость усиления государственного регулирования экономики с помощью финансовых регуляторов, в том числе налогов.
На различных этапах экономического развития при проведении налоговых реформ приоритетными становились то монетарные, то кейнсианские подходы к совершенствованию налогообложения.
В настоящее время, пожалуй, никто не отрицает необходимости использования налогов в качестве финансовых регуляторов; идет поиск интеграции неоклассических (монетаристских) и кейнсианских моделей, создания новой теории налогов, которая вобрала бы в себя положительные элементы различных направлений финансовой науки, разработанных в прошлом.
Принципы налогообложения, которые впервые были сформулированы А. Смитом в его классической работе "Исследование о природе и причинах богатства народов" и с которыми впоследствии, как правило, соглашались ученые, развивавшие теорию налогов, сводятся к четырем понятиям: всеобщность, справедливость, определенность, удобность.
В подробном изложении А. Буковецкого эти принципы формулируются так:
1. Подданные каждого государства
обязаны поддерживать его по
возможности в соответствии со
своими средствами, т. е. в зависимости
от доходов, которые они
2. Налог, который обязан уплачивать каждый гражданин, должен быть определен точно, а не произвольно. Время и размер уплачиваемого налога, способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и кому-либо другому.
3. Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые удобны для плательщика.
4. Каждый налог должен
извлекать из кармана
Эти общие принципы налогообложения постепенно расширялись, трансформировались под влиянием социально-экономических и политических преобразований, которые происходили в мире. В настоящее время они в основном сводятся к следующему:
- уровень налоговой ставки
должен устанавливаться с
- необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение доходов или капитала недопустимо;
- налоги должны быть
обязательными. Налоговая
- процедуры расчета и
уплаты налогов должны быть
простыми, понятными и удобными
для налогоплательщиков и
- налоговая система должна
обеспечивать рациональное
- налоги могут использоваться как финансовые регуляторы с целью установления оптимального соотношения между доходами работодателей и наемных работников, между средствами, которые направляются на потребление и накопление;
- необходимо обеспечивать стабильность налогообложения;
- ставки налогов не должны изменяться в течение довольно длительного периода. Вместе с тем налоговая система должна быть адекватна конкретным этапам экономического развития страны; это достигается осуществлением налоговых реформ, обеспечивающих эволюцию налоговой системы;
Налоги можно классифицировать по различным признакам.
Издавна по методу установления налогов их начали подразделять на прямые и косвенные. Критерием такого деления стала теоретическая возможность переложения налогов на потребителя товаров. Предполагается, что окончательным плательщиком прямых налогов становится тот, кто получает доход, владеет имуществом, а окончательным плательщиком косвенных налогов — потребитель товара, на которого налог перекладывается путем надбавки к цене. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, а косвенные включаются в цену товаров (работ, услуг). Косвенные налоги называют налогами на потребление.
Критерий переложения налога на потребителя для признания его прямым или косвенным впоследствии был признан неточным, поскольку при определенных условиях прямые налоги также могут быть переложены на потребителей продукции или услуг через механизм роста цен, а бремя косвенных налогов, напротив, не всегда полностью перекладывается на потребителя, если спрос на реализуемые товары оказывается достаточно эластичным и объем реализации уменьшается при повышении цены. Поэтому для разделения налогов на прямые и косвенные перестали использовать критерий переложения.
В настоящее время все подоходные и имущественные налоги (в том числе на дарения, наследство, куплю-продажу ценных бумаг и т. п.) относятся к прямым, а все налоги на потребление — к косвенным.
Прямые налоги устанавливаются
непосредственно для
Прямые налоги способствуют
такому распределению
Поскольку косвенные
налоги включаются в цены
В связи с тем что структура потребления у различных слоев населения значительно различается, принцип справедливого налогообложения может быть реализован через дифференцированный подход к установлению косвенных налогов на отдельные товары, работы или услуги. Но такой подход не лишен недостатков, поскольку установление более высоких налогов только на товары не первой необходимости и роскоши сужает сферу косвенного налогообложения и сокращает поступления доходов в бюджет, в то время как даже невысокий уровень косвенного налогообложения товаров повседневного пользования обеспечивает государству стабильные и значительные доходы.
Прямые (подоходно-имущественные) налоги взимаются в процессе приобретения и расходования материальных благ, косвенные (налоги на потребление) – в процессе их расходования. Примерами прямых налогов могут служить подоходный налог и налог на имущество, косвенных – НДС, акцизы и таможенные пошлины.
Прямые налоги в свою очередь делятся на личные (налог на прибыль)и реальные (налог на имущество). Различие состоит в том, что личные налоги уплачиваются с действительно полученного налогоплательщиком дохода (прибыли), а реальные – с предполагаемый.
Раскладочные (репартиционные) налоги исходят из потребности покрыть конкретный расход (например, целевой сбор на содержание милиции, благоустройство территории и другие цели), количественные (долевые, квотативные) налоги устанавливаются из возможности налогоплательщика заплатить налог.
В зависимости от того закреплен ли налог на длительный период за каким-то конкретным бюджетом (бюджетами) или ежегодно перераспределяется между бюджетами с целью покрыть дефицит, налоги делятся на закрепленные и регулирующие соответственно.
В зависимости от объема компетенции органов власти различных уровней правоотношения в отношении установления.
Целевые налоги могут вводиться по ряду причин.
Во-первых, c психологической точки зрения налогоплательщик с большей готовностью уплачивает налог, в чьей пользе он непосредственно уверен. Однако, такие налоги побуждают каждого контролировать государственные органы, расходующие уплаченные налогоплательщиками суммы.
Во-вторых, целевые налоги придают большую независимость конкретному государственному органу.
В-третьих, целевой характер налога может оправдываться тем, что необходимость определенных затрат вызвана получением определенных доходов.
Обязанности налогоплательщика устанавливаются только совокупностью элементов закона о налоге. Можно выделить существенные и факультативные элементы закона о налоге.
Существенными элементами закона
о налоге являются те элементы, без
которых налоговое