Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 18:50, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение экономической сущности налогов, их роли и значения, анализ эффективности налоговой системы Республики Беларусь на современном этапе и выработка направлений ее совершенствования.
Для достижения этой цели в работе:
1. рассмотрена экономическая сущность и функции налогов;
2. представлена классификация налогов;
3. изучены элементы налогов и налоговая терминология.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ И ИХ ФУНКЦИИ…………...5
2. КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ………………………………………………13
3. ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГА И НАЛОГОВАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ……………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………36
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….38
III) По принципам построения выделяют следующие налоги:
3.1 прогрессивный налог возрастает быстрее, чем прирастает доход;
3.2 регрессивный налог характеризуется взиманием более высокого процента с низких доходов и меньшего процента с высоких доходов, т.е. такой налог возрастает медленнее, чем доход;
3.2 пропорциональный налог забирает одинаковую часть от любого дохода (единая ставка для доходов любой величины).
IV) В зависимости от органа, который взимает налог и в распоряжение которого он поступает, налоги классифицируются следующим образом:
а) поскольку в унитарных (единых) государствах бюджетная система состоит, как правило, из двух основных звеньев - республиканского бюджета и местных бюджетов - существуют государственные налоги, устанавливаемые верховной властью, взимаемые на основе государственного законодательства и поступающие в госбюджет, местные налоги, взимаемые местными органами самоуправления на соответствующей территории и поступающие в местные бюджеты.
Такая
бюджетная система
б) в федеральных государствах бюджетная система состоит из трех основных звеньев, в США, например, есть федеральный бюджет, бюджеты штатов (членов федерации) и местные бюджеты. Аналогичная-бюджетная система в Германии, где членами федерации являются земли, имеющие бюджеты земель. В России существует также трехзвенное бюджетное устройство: федеральной бюджет, региональные бюджеты (центральные бюджеты субъектов федерации) и местные бюджеты. Соответственно и налоги е федеральном государстве делятся на федеральные налоги, налоги субъектов федерации, местные налоги.
В последние годы появился особый вид межгосударственных налогов. В Европейском сообществе действует единый налог на импортную продукцию (из третьих стран) сельскохозяйственного производства, средства которого поступают в бюджет этого сообщества.
Возможно появление особых видов межгосударственных налогов в рамках СНГ для финансирования совместных межгосударственных программ.
Классификация налогов по классификационному признаку, отражающему полноту прав использования налоговых сумм, различает налоги в качестве закрепленных и регулирующих.
Закрепленные налоги представляют собой налоги, которые полностью в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной либо долговременной основе поступают в соответствующий бюджет, за которым они закреплены.
Регулирующие налоги - налоги, используемые для регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений от налогов по ставкам (нормативам), утвержденным в установленном порядке на очередной финансовый год.
V) Классификация налогов может быть осуществлена и в зависимости от трех способов налогоизъятия.
5.1 Первый способ (кадастровый) предполагает использование кадастра (реестра, описи), содержащего перечень типичных сведений об оценке и средней доходности объекта обложения (земли, домов), которые используются при исчислении соответствующего налога. Так, для поземельного налога в зарубежных странах действует земельный кадастр, при составлении которого типичные участки земли группируются в зависимости от качества, местоположения, использования. Для каждой группы устанавливается средняя доходность на единицу площади за ряд лет, остальные земельные участки приравниваются к той или иной категории, для которой установлена ставка налога с единицы площади. Земельные кадастры устанавливаются государственными органами.
5.2 Второй способ (декларационный) предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы официального заявления - декларации о величине объекта обложения, в которой, как правило, включают данные о доходах и расходах плательщика, источниках доходов, налоговых льготах и порядке исчисления оклада налога. Этот способ учитывает недостатки предыдущего, но создает условия для уклонения от уплаты налога, поскольку контроль финансовых органов за субъектом ослабевает.
5.3 Третий способ (административный) предполагает исчисление и изъятие налога у источника образования объекта обложения, обычно осуществляемые бухгалтерией предприятия или другим органом, который выплачивает налог. Таким путем взимаются подоходный налог, налог с доходов по ценным бумагам и др. В данном случае налог удерживается бухгалтерией до выплаты дохода, что исключает возможность от его уклонения. Сумма изъятого налога переводится сборщиком-предприятием сразу в бюджет. В современных условиях этот способ часто сопровождается последующей подачей декларации в налоговые органы [5, с.33].
Применяются следующие методы уплаты налога:
- наличный платеж, когда плательщик вносит в казну государства определенную сумму денег в наличной форме;
- безналичный платеж, когда происходит перечисление через банк со счета клиента на счет бюджета;
- гербовыми марками, т.е. с помощью покупки плательщиком специальных марок и наклеивания их на официальный документ, после чего документ имеет законную силу.
Приведём
пример расчёта наиболее значимых прямых
и косвенных налогов:
1. Определим
размер отчислений
в ФСЗН исходя из следующих данных:
Виды выплат | Сумма |
Заработная плата штатных работников (тыс. руб.) | 39 276 |
Вознаграждение
работников по договорам подряда
(тыс. руб.) |
5 674 |
Пособия по временной нетрудоспособности (тыс. руб). | 4 532 |
Пособия женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-х лет (тыс. руб.) | 5 678 |
Стоимость путевок, приобретенных для штатных работников (тыс. руб.) | 2 390 |
Компенсация командировочных расходов в пределах норм, установленных законодательством (тыс .руб.) | 2 545 |
Компенсация
командировочных расходов сверх
норм, установленных |
878 |
Материальная помощь работникам, уходящим на пенсию (тыс.руб.) | 1 400 |
Материальная помощь к юбилейным датам работников (тыс.руб.) | 1 230 |
Материальная помощь к трудовому отпуску (тыс.руб.) | 1 540 |
Стоимость товаров, выданных в счет оплаты труда (тыс.руб.) | 1 790 |
Выходное пособие в связи с сокращением штата работников (тыс.руб.) | 345 |
Денежная компенсация удорожания стоимости питания (тыс.руб.) | - |
Стоимость выданной работникам специальной одежды (тыс.руб.) | 1 456 |
Сумма начисленных дивидендов (тыс.руб.) | 1 345 |
Сумма средств, выданная работникам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, на индивидуальное строительство (тыс.руб.) | 3 460 |
В соответствии с Постановление Республики Беларусь от 25 января 1999 года № 115 (в ред. 31.03.2009 г. № 397) «Об утверждении перечня выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» определим [3]:
1. Сумму страхового взноса в ФСЗН (34%) начисленную предприятием:
(39 276 + 5 674 + 2 390 + 878 + 1 790) * 34 / 100 = 17 003 тыс. руб.
2.
Сумму обязательного
(39 276 + 5 674 + 2 390 + 878 + 1790) * 1 / 100 = 500 тыс. руб.
Таким
образом, размер отчислений в ФСЗН составит
17 503 тыс. руб. (17 003 + 500)
2. Исчислим остаточную стоимость основных средств и налог на недвижимость за отчетный год, указать сроки уплаты причитающихся бюджету платежей и составить декларацию:
Содержание | Сумма, тыс.руб. |
Стоимость
зданий и сооружений, всего
в том числе: |
9 345 |
стоимость сооружений, предназначенных для охраны окружающей среды | 3 265 |
Износ
зданий и сооружений, всего
в том числе: |
6 853 |
износ сооружений, предназначенных для охраны окружающей среды | 1 568 |
Стоимость
основных непроизводственных средств,
всего
в том числе: |
3 480 |
стоимость базы отдыха | 1 980 |
Износ
основных непроизводственных средств,
всего
в том числе: |
1 245 |
базы отдыха | 780 |
Стоимость
сверхнормативного |
5 674 |
В соответствии с главой 17 Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь «Налог на недвижимость» рассчитаем остаточную стоимость основных фондов, облагаемых налогом на недвижимость [12]:
1) Остаточная стоимость основных производственных фондов (здания и сооружения, предназначенные для охраны окружающей среды и улучшения экологической обстановки освобождаются от обложения налогом):
(9 345 – 3265)
- (6 853 -1 568) = 6 080 – 5 285 =795 тыс. руб.
2) Остаточная стоимость основных непроизводственных фондов:
(3 480
– 1 980) – (1 245 – 780) = 1 500 – 465 = 1 035 тыс.руб.
Итого облагаемая база по основным производственным и непроизводственным фондам:
795 + 1 035 = 1830 тыс. руб.
3)
Рассчитаем налог на
-
за год (1%):
- за 1 квартал (0,25%):
4) Годовая ставка налога для организаций, имеющих в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты сверхнормативного незавершенного строительства (объекты, по которым превышены нормативные сроки строительства, установленные проектной документацией) и осуществляющих строительство новых объектов, устанавливается в размере 2% со стоимости объектов сверхнормативного незавершенного строительства, за исключением объектов, финансируемых из бюджета, и объектов жилищного строительства.
Рассчитаем налог на недвижимость (годовая ставка налога 2%)
- за год (2%):
- за 1 квартал (0,5%):
5) Итого к уплате за 1 квартал (приложение 2):
4,575
+ 28,37 = 32,945 (тыс. руб.).
3. Рассчитаем налоги, уплачиваемые с оборотов по реализации. На основании данных, приведенных в условии задачи и произведенных самостоятельно расчетов, составить декларации по соответствующим налогам и платежам [2, 12]:
Показатели | Сумма, тыс. руб. |
Выручка
от реализации товаров (работ, услуг), всего,
в том числе: |
56743 |
от реализации детских товаров (коды по Товарной номенклатуре ВЭД РБ 6104, 6105,6106) | 34256 |
Прибыль от внереализационных операций, всего, | 8675 |
в том числе: | |
положительные суммовые разницы | 3335 |
штрафы, полученные по условиям договоров | 3200 |
кредиторская
задолженность с истекшими |
2140 |
Переданы безвозмездно ТМЦ сторонней организации (передача не в пределах одного собственника) | 2320 |
Налог на добавленную стоимость, уплаченный при приобретении сырья, материалов и др. | 5467 |
Налог на добавленную стоимость, подлежащий взносу в бюджет |