Классификация налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 18:50, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение экономической сущности налогов, их роли и значения, анализ эффективности налоговой системы Республики Беларусь на современном этапе и выработка направлений ее совершенствования.
Для достижения этой цели в работе:
1. рассмотрена экономическая сущность и функции налогов;
2. представлена классификация налогов;
3. изучены элементы налогов и налоговая терминология.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ И ИХ ФУНКЦИИ…………...5
2. КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ………………………………………………13
3. ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГА И НАЛОГОВАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ……………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………36
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….38

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 246.50 Кб (Скачать)

     III) По принципам построения выделяют следующие налоги:

     3.1 прогрессивный налог возрастает быстрее, чем прирастает доход;

     3.2 регрессивный налог характеризуется взиманием более высокого процента с низких доходов и меньшего процента с высоких доходов, т.е. такой налог возрастает медленнее, чем доход;

     3.2 пропорциональный налог забирает одинаковую часть от любого дохода (единая ставка для доходов любой величины).

     IV) В зависимости от органа, который взимает налог и в распоряжение которого он поступает, налоги классифицируются следующим образом:

     а)  поскольку в унитарных (единых) государствах бюджетная система состоит, как правило, из двух основных звеньев - республиканского бюджета и местных бюджетов - существуют государственные налоги, устанавливаемые верховной властью, взимаемые на основе государственного законодательства и поступающие в госбюджет, местные налоги, взимаемые местными органами самоуправления на соответствующей территории и поступающие в местные бюджеты.

     Такая бюджетная система функционирует  во Франции, Италии, Японии, где имеются  центральный и местные бюджеты. Аналогичным является бюджетное устройство и в Республике Беларусь;

     б)  в федеральных государствах бюджетная  система состоит из трех основных звеньев, в США, например, есть федеральный бюджет, бюджеты штатов (членов федерации) и местные бюджеты. Аналогичная-бюджетная система в Германии, где членами федерации являются земли, имеющие бюджеты земель. В России существует также трехзвенное бюджетное устройство: федеральной бюджет, региональные бюджеты (центральные бюджеты субъектов федерации) и местные бюджеты. Соответственно и налоги е федеральном государстве делятся на федеральные налоги, налоги субъектов федерации, местные налоги.

     В последние годы появился особый вид  межгосударственных налогов. В Европейском сообществе действует единый налог на импортную продукцию (из третьих стран) сельскохозяйственного производства, средства которого поступают в бюджет этого сообщества.

     Возможно  появление особых видов межгосударственных налогов в рамках СНГ для финансирования совместных межгосударственных программ.

     Классификация налогов по классификационному признаку, отражающему полноту прав использования налоговых сумм, различает налоги в качестве закрепленных и регулирующих.

     Закрепленные  налоги представляют собой налоги, которые полностью в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной либо долговременной основе поступают в соответствующий бюджет, за которым они закреплены.

     Регулирующие  налоги - налоги, используемые для регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений от налогов по ставкам (нормативам), утвержденным в установленном порядке на очередной финансовый год.

     V) Классификация налогов может быть осуществлена и в зависимости от трех способов налогоизъятия.

     5.1 Первый способ (кадастровый) предполагает использование кадастра (реестра, описи), содержащего перечень типичных сведений об оценке и средней доходности объекта обложения (земли, домов), которые используются при исчислении соответствующего налога. Так, для поземельного налога в зарубежных странах действует земельный кадастр, при составлении которого типичные участки земли группируются в зависимости от качества, местоположения, использования. Для каждой группы устанавливается средняя доходность на единицу площади за ряд лет, остальные земельные участки приравниваются к той или иной категории, для которой установлена ставка налога с единицы площади. Земельные кадастры устанавливаются государственными органами.

     5.2 Второй способ (декларационный) предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы официального заявления - декларации о величине объекта обложения, в которой, как правило, включают данные о доходах и расходах плательщика, источниках доходов, налоговых льготах и порядке исчисления оклада налога. Этот способ учитывает недостатки предыдущего, но создает условия для уклонения от уплаты налога, поскольку контроль финансовых органов за субъектом ослабевает.

     5.3 Третий способ (административный) предполагает исчисление и изъятие налога у источника образования объекта обложения, обычно осуществляемые бухгалтерией предприятия или другим органом, который выплачивает налог. Таким путем взимаются подоходный налог, налог с доходов по ценным бумагам и др. В данном случае налог удерживается бухгалтерией до выплаты дохода, что исключает возможность от его уклонения. Сумма изъятого налога переводится сборщиком-предприятием сразу в бюджет. В современных условиях этот способ часто сопровождается последующей подачей декларации в налоговые органы [5, с.33].

     Применяются следующие методы уплаты налога:

     - наличный платеж, когда плательщик вносит в казну государства определенную сумму денег в наличной форме;

     - безналичный платеж, когда происходит перечисление через банк со счета клиента на счет бюджета;

     - гербовыми марками, т.е. с помощью покупки плательщиком специальных марок и наклеивания их на официальный документ, после чего документ имеет законную силу.

     Приведём  пример расчёта наиболее значимых прямых и косвенных налогов: 

1. Определим размер отчислений в ФСЗН исходя из следующих данных: 

     
Виды  выплат Сумма
Заработная  плата штатных работников (тыс. руб.) 39 276
Вознаграждение  работников по договорам подряда 

(тыс. руб.)

 
5 674
Пособия по временной нетрудоспособности (тыс. руб). 4 532
Пособия женщинам, находящимся в отпуске  по уходу за ребенком до достижения им 3-х лет (тыс. руб.)  
5 678
Стоимость путевок, приобретенных для  штатных  работников (тыс. руб.) 2 390
Компенсация командировочных расходов в пределах норм, установленных законодательством (тыс .руб.)  
2 545
Компенсация командировочных расходов сверх  норм, установленных законодательством (тыс. руб.)  
878
Материальная  помощь работникам, уходящим на пенсию (тыс.руб.) 1 400
Материальная  помощь к юбилейным датам работников (тыс.руб.) 1 230
Материальная  помощь к трудовому отпуску (тыс.руб.) 1 540
Стоимость товаров, выданных в счет оплаты труда (тыс.руб.) 1 790
Выходное  пособие в связи с сокращением  штата работников (тыс.руб.) 345
Денежная  компенсация удорожания стоимости  питания (тыс.руб.) -
Стоимость выданной работникам специальной одежды (тыс.руб.) 1 456
Сумма начисленных дивидендов (тыс.руб.) 1 345
Сумма средств, выданная работникам, нуждающимся  в улучшении жилищных условий, на индивидуальное строительство (тыс.руб.)  
3 460
 

     В соответствии с Постановление Республики Беларусь от  25 января 1999 года № 115 (в  ред. 31.03.2009 г. № 397) «Об утверждении  перечня выплат, на которые не начисляются  взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» определим [3]:

     1. Сумму страхового  взноса в   ФСЗН (34%) начисленную предприятием:

     (39 276 + 5 674 + 2 390 + 878 + 1 790) * 34 / 100 = 17 003 тыс. руб.

     2. Сумму обязательного страхового  взноса в   ФСЗН (1%) удержанную из заработной платы работников:

     (39 276 + 5 674 + 2 390 + 878 + 1790) * 1 / 100 = 500 тыс. руб.

     Таким образом, размер отчислений в ФСЗН составит 17 503 тыс. руб. (17 003 + 500) 

     2. Исчислим остаточную стоимость основных средств и налог на недвижимость за отчетный год,  указать сроки уплаты причитающихся бюджету платежей и составить  декларацию:

Содержание Сумма, тыс.руб.
Стоимость зданий и сооружений, всего

в том числе:

9 345
стоимость сооружений, предназначенных для  охраны окружающей среды 3 265
Износ зданий и сооружений, всего

в том числе:

6 853
износ сооружений, предназначенных для  охраны окружающей среды 1 568
Стоимость основных непроизводственных средств, всего

в том числе:

3 480
стоимость базы отдыха 1 980
Износ основных непроизводственных средств, всего

в том числе: 

 
1 245
базы  отдыха 780
Стоимость сверхнормативного незавершенного строительства, всего 5 674
 

     В соответствии с главой 17 Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь «Налог на недвижимость» рассчитаем остаточную стоимость основных фондов, облагаемых налогом на недвижимость [12]: 

    1) Остаточная стоимость основных производственных фондов (здания и сооружения, предназначенные для охраны окружающей среды и улучшения экологической обстановки освобождаются от обложения налогом):

(9 345 – 3265) -  (6 853 -1 568) = 6 080 – 5 285 =795 тыс. руб. 

     2) Остаточная стоимость основных  непроизводственных фондов:

     (3 480 – 1 980) – (1 245 – 780) = 1 500 – 465 = 1 035 тыс.руб. 

     Итого облагаемая база по основным производственным и непроизводственным фондам:

     795 + 1 035 = 1830 тыс. руб.

     3) Рассчитаем налог на недвижимость:

         - за год (1%):  

         - за 1 квартал (0,25%):

     (тыс. руб.)

    4) Годовая ставка налога для  организаций, имеющих в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты сверхнормативного незавершенного строительства (объекты, по которым превышены нормативные сроки строительства, установленные проектной документацией) и осуществляющих строительство новых объектов, устанавливается в размере 2% со стоимости объектов сверхнормативного незавершенного строительства, за исключением объектов, финансируемых из бюджета, и объектов жилищного строительства.

     Рассчитаем  налог на недвижимость (годовая ставка налога 2%)

         - за год (2%):

         - за 1 квартал (0,5%):

     (тыс. руб.) 

    5) Итого к уплате за 1 квартал  (приложение 2):

    4,575 + 28,37 = 32,945 (тыс. руб.). 

      3. Рассчитаем налоги, уплачиваемые  с оборотов по реализации. На основании данных, приведенных в условии задачи и произведенных самостоятельно  расчетов, составить декларации по соответствующим налогам и платежам [2, 12]:

Показатели Сумма, тыс. руб.
Выручка от реализации товаров (работ, услуг), всего,

в том числе:

56743
от  реализации детских товаров (коды по Товарной номенклатуре ВЭД РБ 6104, 6105,6106) 34256
 Прибыль  от внереализационных  операций, всего, 8675
в том  числе:  
положительные суммовые разницы 3335
штрафы, полученные по условиям договоров 3200
кредиторская  задолженность с истекшими сроками  исковой давности 2140
Переданы  безвозмездно ТМЦ сторонней организации (передача не в пределах одного собственника) 2320
Налог на добавленную стоимость, уплаченный при приобретении сырья, материалов и др. 5467
Налог на добавленную стоимость, подлежащий взносу в бюджет  

Информация о работе Классификация налогов