Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 18:07, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – рассмотрение эволюции налоговой системы в России.
Для реализации указанной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
проследить развитие системы налогообложения в России в различные периоды;
выявить основные процессы становления современной налоговой системы;
определить особенности современного состояния налоговой системы РФ и возможные пути ее дальнейшего развития.
Введение………………………………………………..……………………….…3
Глава 1.Эволюция налоговой системы России с древних времен до наших дней………………………………………………………..…………………….…5
1.1.Развитие налогового законодательства до образования СССР………….5
1.2. Этапы развития налогов и налогообложения в СССР……………………10
Глава 2. Современное состояние налоговой системы РФ……………..……..15
2.1.Становление современной налоговой системы Российской Федераций………………………………………………………………………..15
2.2.Современное состояние и основные направления налоговой политики на ближайшее время……………………………………………………….………19
Заключение…………………………………………………………………….....23
Практические задания………………………………………………...…………24
1.Ответы на теоретические вопросы……………………..………………….…24
2.Ответы на практические ситуации………………………………….………..44
3.Решение практических задач…………………………………………………48
Список литературы…………………
30
октября 1918г. декретом
Главным источником доходов местных бюджетов в этот период стал разовый сбор за торговлю. На основании принятых в 1919-1922 гг. декретов местным Советам предоставлялось право взимать в городских поселениях местный разовый сбор за подвижную торговлю с лиц, производящих не облагаемую промысловым налогом продажу товаров вразнос или вразвоз, а также сбор за продажу скота на рынке4.
2 этап (1922-1930гг.) - налоговая система России во время НЭПа. Новая экономическая политика (НЭП) начала осуществляться 1921года. В число основных мероприятий нэпа входили: замена продразверстки продналогом, разрешение частной торговли, мелких частных предприятий, аренды мелких промышленных предприятий и земли под строгим контролем государства; замена натуральной заработной платы денежной.
Переход к нэпу обусловил возрождение налоговой системы, повторившей в общих чертах налоговую систему дореволюционной России. В этот период снова взимались: промысловый налог; подворный налог; военный налог; квартирный налог; налог с наследств и дарений; акцизы; пошлины; гербовый сбор.
Вместе с тем были введены новые налоги: единый натуральный; сельскохозяйственный; подоходно-поимущественный; налог на сверхприбыль. Кроме того, введен ряд «классовых налогов»: индивидуальное обложение кулацких хозяйств сельскохозяйственным налогом, налог на сверхприбыль, трудгужналог.
3 этап (1931-1940гг.) - налоговая реформа 1930-1932 гг. В соответствии с постановлением ЦИК и СНК СССР от 2 сентября 1930г. в СССР была проведена кардинальная налоговая реформа. В ходе этой реформы была полностью упразднена система акцизов, а все налоговые платежи предприятий были унифицированы в двух основных платежах - налоге с оборота и отчислениях от прибыли. Вся прибыль промышленных и торговых предприятий, за исключением нормативных отчислений на формирование фондов, изымалась в доход государства. Таким образом, доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий валового национального продукта, производимого на основе государственной монополии.
После этой реформы официальный общесоюзный перечень местных налогов включал налог со строений и земельную ренту. В этот период налоговая система стала еще сложнее, это выразилось в множественности налоговых ставок (в середине 1933 г. - свыше 400 ставок, в 1937 г. их стало 1109)5.
4 этап (1941-1960гг.) - налоговое законодательство военного периода. Во время войны действовала система обязательных платежей из прибыли государственных предприятий, установленная в предвоенный период. Но в связи с дополнительными потребностями бюджета указами Президиума Верховного Совета СССР от 21 ноября 1941 г. и 8 июля 1944 г. введены новые налоги и сборы с населения: налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР; военный налог; сбор с владельцев скота; сбор за регистрацию охотничье-промысловых собак.
Самый экзотический из применявшихся в СССР налогов - на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, который был введен с целью мобилизации дополнительных средств на оказание помощи многодетным матерям. Он был призван способствовать росту населения страны. Этот налог не имеет аналогов в истории и, кроме СССР, был установлен только в Монголии.
Впоследствии в акты налогового законодательства были внесены существенные изменения в части подоходного и поимущественного налогообложения физических лиц; сельскохозяйственного налога; единой государственной пошлины; налога с доходов от демонстрации кинофильмов и др.
5 этап (1961-1990гг.) - реформы налоговой системы в СССР. В послевоенный период происходило замещение налогообложения неналоговыми источниками пополнения бюджета. Главным из них было перераспределение основной части доходов государственных предприятий и организаций. Но одновременно они уплачивали налог с оборота, поступления от которого составили, в 1954г. до 40% доходной части бюджета СССР.
В
1960-е годы по инициативе Н.С. Хрущева
была предпринята попытка
В 1986г. в СССР была разрешена индивидуальная трудовая деятельность граждан. Поэтому в соответствии с положениями Закона СССР от 30 июня 1987г. «О государственном предприятии (объединении)» устанавливалась плата за патент на право заниматься индивидуальной трудовой деятельностью.
В соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 ноября 1986г. граждане до начала занятия индивидуальной трудовой деятельностью обязаны были получить регистрационное удостоверение или приобрести патент в финансовом отделе исполкома Совета народных депутатов по постоянному месту жительства. Виды деятельности, на которые мог быть приобретен патент, и размеры ежегодной платы за него устанавливали советы министров союзных республик. За выдачу регистрационного удостоверения и патента взималась государственная пошлина.
Доходы от занятия индивидуальной трудовой деятельностью облагались налогами, размер которых определялся в зависимости от их суммы и с учетом общественных интересов. Граждане, имевшие патенты на право заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, освобождались от уплаты подоходного налога с доходов от занятия данным видом деятельности.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1988г. установлен налог с владельцев транспортных средств. В последующие годы издан закон от 14 июня 1990г. «О налогах с предприятий, объединений и организаций». Он установил обязанность предприятий, объединений и организаций уплачивать следующие общесоюзные налоги: налог на прибыль; налог с оборота; налог на экспорт и импорт.
Были
внесены изменения в
В
этот период налогообложение использовалось
бывшими союзными республиками в
политических целях. Верховный Совет
РСФСР принял закон, согласно которому
для предприятий, находящихся под
российской, а не союзной юрисдикцией,
устанавливался более благоприятный
налоговый режим в виде снижения
налоговых ставок и определенных
налоговых льгот. Данное положение
стимулировало кампанию по «переподчинению»
предприятий и направление всех
налоговых потоков в
Глава 2. Современное состояние налоговой системы РФ.
2.1.Становление современной налоговой системы Российской Федераций.
После распада СССР в Российской Федерации была установлена новая система налогов и сборов, введенная в действие Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».6 Данный закон изменил налоговую систему в стране и включил в нее перечень не только налогов в собственном смысле слова, но и других платежей, подлежащих в обязательном порядке внесению в бюджет или внебюджетные фонды. Этим Законом было введено понятие «налоговая система» - «совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей , взимаемых в установленном порядке». Соответственно названному закону в налоговую систему вошли, помимо налогов, государственная и таможенная пошлины, различные сборы - целевые, лицензионные и др.
В новейшей истории становления налоговой системы России, которая началась с 1991г., выделяются три этапа:
В Российской Федерации новая налоговая система была сформирована в конце 1991 года. Она копировала существующие системы разных стран с рыночной экономикой. При этом структура налоговой системы получилась запутанной и сложной. Первоначально налоговое законодательство включило в налоговую систему более 40 платежей, число которых впоследствии дополнялось их новыми видами и составило с учетом изменений и дополнений на 8 июля 1999г. более 50. Чрезмерное количество налогов и запутанность налоговой системы привело к плохому собиранию налогов. Не было учтено, что для того, чтобы налоговая система работала эффективно, она должна приносить правительству необходимые доходы и одновременно быть справедливой. Это крайне трудно сочетаемые условия, поскольку они почти взаимоисключающие. В нашей стране создание относительно эффективной системы налогообложения длилось почти 12 лет (с 1992 по 2004 год) и даже на настоящий момент нельзя считать эту работу законченной.
С 1998 года вместо термина «
Налоговый кодекс РФ внес изменения в систему налогов и сборов, сократив общее число их видов до 28. Однако до введения в действие части второй Налогового кодекса было установлено применение платежей, предусмотренных ст. 19, 20 и 21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» в котором было перечислено 22 различных платежа.
С 2005 года состав системы налогов и сборов регулируемый Налоговым кодексом РФ и включал 15 платежей, которые разделены в соответствии с 12 статьей на 3 вида:
По состоянию на 1 января 2005 года к федеральным налогам и сборам Налоговый кодекс РФ относит 10 платежей: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, налог на наследование и дарение, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина.
Федеральные налоги устанавливаются Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ. Так же кодексом устанавливается круг плательщиков, объекты налогообложения, ставки налога, порядок зачисления в бюджет или во внебюджетный фонд также определяются Налоговым кодексом РФ.
К региональным налогам на 1 января 2005 года Налоговый кодекс РФ относит 3 платежа: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог.
Налог на игорный бизнес, как и федеральные налоги, устанавливается Налоговым кодексом РФ и взимается на всей ее территории. Налог на имущество организаций и транспортный налог вводятся в действие представительными органами государственной власти субъектов РФ.
При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ определяются налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ.
К местным налогам на 1 января 2005 года Налоговый кодекс РФ относит 2 платежа: земельный налог, налог на имущество физических лиц.
Местные
налоги вводятся в действие и прекращают
действовать на территориях муниципальных
образований в соответствии с
Налоговым кодексом РФ и нормативными
правовыми актами представительных
органов муниципальных
При
установлении местных налогов
Современная
трехуровневая налоговая