Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 21:47, реферат
Основанная цель реферата – рассмотрение и анализ налоговой системы и принципов налогообложения в Республике Казахстан.
Исходя из цели работы необходимо решить следующие задачи:
- изучить экономические аспекты налоговой политики;
- рассмотреть социально-экономические основы налоговой системы;
- определить структуру и критерии оценки развития налоговой системы;
- рассмотреть виды налогов;
- охарактеризовать организацию налогового контроля;
- определить пути совершенствования налоговой системы РК.
Введение
1. Экономические аспекты налоговой политики
1.1 Налоговая политика Республики Казахстан
1.2 Социально-экономические основы налоговой системы
1.3 Структура и критерии оценки развития налоговой системы
2. Налоговая система Республики Казахстан
2.1 Виды налогов и объекты налогообложения
2.2 Организация налогового контроля
3. Пути совршенствования налоговой системы РК
Заключение
Список использованной литературы
Так как казахи в основном занимались скотоводством и частично земледелием, то налоги они платили в основном в натуральной форме, что отражалось и на их жизненном уровне потому, что осуществляемые расчеты основывались на субъективных оценках сборщиков налогов. Находясь под двойным гнетом чужеземных феодалов и казахской феодальной знати, которые отбирали основную часть урожая и скота в виде налогов, казахское население попадало в еще большую кабалу. Такая система вела к неравномерности обложения, к росту неплатежей со стороны налогоплательщиков, накоплению хронических недоимок, что выражалось в социальной напряженности.
Налоговая практика в истории
советской экономики имела
В 20-х годах был введен промысловый налог, состоящий из двух сборов — патентного и уравнительного. Патентный сбор строился на дифференцированном принципе. Взимался в зависимости от местонахождения и размера предприятия. Он выполнял учетную, регистрационную функцию, а также нес фискальную нагрузку. Вторая часть промыслового налога — уравнительный сбор взимался с оборота предприятия.
Начиная с налоговой реформы 1930-1931 гг., налоги были заменены скрытыми налогами в виде платежей, взносов и отчислений казавшихся более "социалистическими" по своему содержанию, чем содержание налоговой системы капитализма. В отношении граждан постоянно подчеркивался временный, преходящий характер налогов, которые будут отменены в историческом обозримом будущем.
Финансовая система НЭПа при всех ее особенностях отталкивалась от налоговой системы дореволюционной России как исходного пункта и воспроизводила ряд ее черт: большой удельный вес неналоговых денежных поступлений, качественно отличные системы сельского и городского населения, доминирующая роль косвенных налогов. Сложившаяся в 20-х годах система налогообложения имела определенный податной аппарат и характеризовалась отсутствием полноты данных при определении налогоспособности различных категорий плательщиков, что и определяла примитивность способов обложения.
В настоящее время в
Республике Казахстан налоговая
система включает в себя все основные
виды налогов, применяющихся в развитых
странах. Тем не менее сама налоговая
система находится пока что в
стадии становления. Налоговая система,
являясь сложным социально-
1.3 Структура и критерии
оценки развития налоговой
В условиях развития рыночных отношений налоговая система РК является одним из важнейших экономических регуляторов, основой обеспечения рыночного эффективного финансово-кредитного механизма государственного, методом регулирования экономики.
От того, насколько правильно
построена система
Первые законодательные
документы о налогах и
Действовавшие ранее налоговые
законы, принятые в конце 1991 г., во многом
перенимали существовавшее в то время
положения союзного законодательства.
Закон "О налоговой системе
в Республике Казахстан", принятый
в то время, включал в себя 16 общегосударственных,
10 общеобязательных местных и 17 местных
налогов. Однако это был закон, родившийся
в условиях приобретения независимости
и исторического решения
Сформированная в 1991-1992 гг.
методически сложная и
Величины налогов и
расходов государства обычно сбалансированы
за счет доходной и расходной частей
бюджета. Причем при снижении налогов
их собираемость в реальных условиях
не увеличилась, как это хотелось
бы. Необходимость реформирования налоговой
системы в интересах
1. Было сокращено количество налогов с 43 до 11 видов (в настоящее время существует 13 видов налогов).
2. Определена стабильность налогов и правил их взимания.
3. Был упрощен порядок расчета с бюджетом.
4. Проведено максимальное сокращение льгот.
5. Произведено устранение противоречий между основными законодательствами.
6. Были четко определены права и обязанности органов налоговой службы.
7. Была определена правовая
и социальная защита
Основными целями реформирования явились не только упрощение системы налогообложения, но и желание стимулирования темпов экономического роста в стране за счет достижения справедливого налогообложения.
Таким образом, в соответствии с этим указом и изменениями дополнениями к нему, налоговая система РК включила в себя два вида налогов — общегосударственные налоги и местные налоги и сборы.
В РК до 30% (в среднем) налоговых поступлений составляют косвенные налоги. Косвенный налог воздействует на субъект налогообложения, которое в свою очередь, перекладывает бремя налога на другое лицо, выступающее фактическим его плетельщиком (носителем налога).
Косвенные налоги (налоги на
потребление) в виду их регрессивности
постоянно подвергаются критике
со стороны рядовых
Прямые налоги составляют
основную часть поступлений госбюджета
Казахстана. К ним относят налог
на прибыль (корпоративный подоходный
налог с юридических лиц) и
налоги с населения. Переход к
рыночным отношениям, безусловно, повлиял
на прямые налоги была полностью разрушена
много лет существовавшая система
планирования, что обусловило падение
роста национального дохода, промышленного
производства и соответственно плановые
расчеты на поступление прямых налогов
стали нереалистичными. Действовавшая
ранее система финансовых взаимоотношений
предприятий с государством оказалась
несовершенной и даже жесткой, поскольку
она не обеспечивала государство
надежными доходными
Любая налоговая система, как известно, обязана выполнять ряд определенных функций, которые обеспечивают жизнедеятельность и развитие социально-экономического организма. В этом аспекте следует иметь в виду, что налоговое изъятие, осуществляемое на основе законов и законодательных (нормативных) актов, становится обязанным к соответствию теоретически выбранным функциям не только по своим целям, но и методам их достижения.
Именно по этой причине Казахстан обратился в 1994 г. в лице тогдашнего вице-президента республики Асанбаева Е.М. в Международный центр по налогам и инвестициям с просьбой оказания содействия в разработке Налогового Кодекса. Поэтому в основу построения современной рыночной экономики этой международной организацией были положены для условий Казахстана цели и задачи, способные по мнению экспертов Центра обеспечить бюджетное наполнение суверенного государства. К ним были отнесены следующие:
1. Адекватность поступлений
в бюджет, т.е. налоговые поступления
должны стать достаточными для
необходимого обеспечения
2. Экономическая нейтральность,
которая заключается в
3. Поощрение сбережений
и инвестиций. Налоговая политика
не должна препятствовать
4. Низкие ставки налогов.
Именно размеры ставок
5. Доходчивость и простота
налоговых законов. Эта задача
считается наиболее важной по
причине возможности усиления
доверия со стороны
Исходя из перечисленных задач, применяемый Налоговый Кодекс Республики Казахстан в принципе можно считать достаточно прогрессивным и стимулирующим для сословий развитой рыночной системы.
Механизм реализации Налогового Кодекса уже действует. Тем не менее, его вхождение в жизнь, внедрение в повседневную практику не будет простым и быстрым — любое новое положение должно вводится постепенно. Основные идеи — формирование доходов бюджета, экономическая нейтральность, справедливость и простота самой системы. Она зиждется на принципах, определяющих расширение налоговой базы, уточнение ставок, снижение налогового бремени малоимущих и уменьшение количества налогов.
2. Налоговая система Республики Казахстан
2.1 Виды налогов и объекты налогообложения
Налоги классифицируются
по различным основаниям. В зависимости
от носителя налогового бремени налоги
могут быть прямыми и косвенными.
Прямые налоги платятся непосредственно
субъектами налога (подоходный налог,
налог на недвижимость) и прямо
пропорциональны
Косвенные налоги - это налоги
на определенные товары и услуги. Т.е.
косвенный налог – налог, где
субъект налогообложения
"Критерием деления
на прямые и косвенные, - пишет
А. И. Кочетков, - является установление
окончательного плательщика
В качестве преимуществ прямых налогов Г. Карагусова отмечает следующее:
· прямые налоги дают государству верный и определенный по величине налог;
· прямые налоги могут точнее учитывать реальную платежеспособность плательщика, чем косвенные налоги;
· при платеже прямых налогов государство непосредственно вступает в контакт с носителями налога и точно может определить их обязанности;
· прямые налоги в основном взимаются с дохода самого налогоплательщика.
Косвенные налоги опасны непредсказуемостью своего влияния на различные сферы экономики.
1. В зависимости от формы уплаты налоги подразделяются на натуральные и денежные.
Денежная форма, как уже
отмечалось выше, является преобладающей
формой уплаты налога. Однако, как в
прошлом, так и в настоящем
известны и натуральные налоги. Так,
указ о налогах допускает