Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 11:27, курсовая работа
Налоги не только обеспечивают финансовую базу для общегосударственных расходов, но и активно используются государственной властью в качестве механизма косвенного управления общественными отношениями в сфере экономики, политики, социальной защиты граждан.
Налог на недвижимость является одним из видов прямых налогов, которым облагается остаточная стоимость зданий, сооружений и машино-мест организаций.
В условиях государственной экономики аналогом налога на недвижимость была плата за основные и оборотные фонды. Это был один из инструментов стимулирования эффективного использования основных и оборотных средств предприятий, введение этого платежа особого успеха не имело. С образованием самостоятельной налоговой системы с 1 января 1992 г. в Республике Беларусь был введен налог на недвижимость. Как уже было сказано ранее введение налога на недвижимость было обусловлено рядом факторов. Во-первых, этот налог способен вызвать заинтересованность предприятий в реализации неиспользованных материальных ценностей, которые пополняли бы рынок данными товарами. Во-вторых, он стимулирует более эффективную эксплуатацию действующего основного капитала и финансовых активов, за которые нужно платить налоги; кроме того, ощутимый налоговый пресс побуждает предпринимателей к осмотрительности при покупке имущества. В-третьих, налог на недвижимость – стабильный источник пополнения бюджета.
Роль отдельных налогов в формировании финансовых ресурсов государства оценивают по их величине в составе налоговых доходов бюджета и совокупного дохода консолидированного бюджета. Так, рассматривая налог на недвижимость как прямой местный налог, его анализ доказывает несущественное, но стабильное пополнение бюджета государства. В таблице 1.1 представлены сведения о величине налога на недвижимость в составе финансовых ресурсов государства.
Таблица 1.1—Роль налога на недвижимость в формировании финансовых ресурсов Республики Беларусь за 2009-2011 гг.
Показатели |
Год |
Отклонение (+, –) или темп роста (%) | |||||||
2009 |
2010 |
2011 |
2010 г. (от) к 2009 г. |
2011 г. (от) к 2010 г. | |||||
1. Налог на недвижимость, млрд р. |
1627 |
1850 |
2500 |
113,7 |
135,1 | ||||
2. Налоговые доходы, млрд р. |
41305 |
44875 |
73400 |
108,6 |
163,6 | ||||
3. Всего доходы |
62808 |
48754 |
85600 |
77,6 |
175,6 | ||||
Окончание таблицы 1.1 | |||||||||
Показатели |
года |
Отклонение (+, –) или темп роста (%) | |||||||
2009 |
2010 |
2011 |
2010 г. (от) к 2009 г. |
2011 г. (от) к 2010 г. | |||||
4. Удельный вес налога на недвижимость в налоговых доходах, % |
3,9 |
4,1 |
3,4 |
0,2 |
-0,7 | ||||
5. Удельный вес налога на недвижимость в совокупных доходах консолидированного бюджета, % |
2,6 |
3,8 |
2,9 |
1,2 |
-0,9 |
Источник – собственная разработка. Таблица составлена на основании разработочной таблицы (Приложение ).
Из данных таблицы 1.1 видно, что налог на недвижимость как источник формирования финансовых ресурсов государства играет несущественную роль. Его наибольший удельный вес в составе налоговых доходов составлял в 2010 г. – 4,1 %, затем наблюдается небольшой спад, в 2011 г. – 3,4 %. Таким образом, не смотря на то, что в 2010 г. по сравнению с 2009 доля данного налога в составе налоговых доходов выше на 0,2 п. п., в анализируемом периоде отмечена тенденция сокращения доли налога на недвижимость в общей сумме налоговых доходов бюджета (в 2011 г. по сравнению с 2010 г. – на 0,7 п. п.). В составе совокупных доходов республиканского бюджета доля налога на недвижимость определилась в следующих размерах: в 2009 г. – 2,6 %, в 2010 г. – 3,8 %, в 2011 г. – 2,9 %. В 2010 г. прослеживается наибольший удельный вес данного налога в составе совокупных доходов бюджета, однако это в большей мере связано с низкими темпами роста совокупных доходов бюджета. А уменьшение данного показателя в 2011 г. (до 2,9 %) говорит об опережающем темпе роста совокупных доходов бюджета над темпом роста налога на недвижимость.
Из рисунка 1.2 видно, что налог на недвижимость играет малозначительную роль в доходах консолидированного белорусского бюджета.
Исходя из отмеченного, можно сделать вывод о том, что налоги в равной степени имеют непосредственное отношение к формированию как централизованных фондов государства, так и децентрализованных фондов предприятий. Другими словами, система налогообложения является связующим звеном между обеими сферами финансовой системы государства: общегосударственными финансами и финансами организаций.
Рисунок 1.2—Доля налога на недвижимость в консолидированном бюджете Беларуси в 1993 – 2011 гг., %
Источник – собственная разработка. Рисунок составлен на основе изучения данных экономической литературы.
Налог на недвижимость – местный налог, поэтому он поступает в бюджеты местных органов власти. С 2008 года налог на недвижимость зачисляется в размере 10% в областной бюджет и в размере 90% – в бюджеты районов и городов.
Для определения роли налога на недвижимость в формировании финансовых ресурсов Могилёвской области необходимо проанализировать исполнение доходной части бюджета по налогу на недвижимость. Результаты анализа представлены в табл. 1.2.
Таблица 1.2—Роль налога на недвижимость в формировании финансовых ресурсов Могилёвской области за 2009-2011 гг.
Показатели |
Год |
Отклонение (+, –) или темп роста (%) | |||
2009 |
2010 |
2011 |
2010 г. (от) к 2009 г. |
2011 г. (от) к 2010 г. | |
1. Налог на недвижимость, млрд р. |
18 |
26 |
145 |
144,4 |
557,7 |
2. Налоговые доходы, млрд р. |
587 |
644 |
1070 |
109,7 |
166,1 |
3. Всего доходы областного бюджета, млрд р. |
1680 |
2113 |
4056 |
125,8 |
192,0 |
Окончание таблицы – 1.2 | |||||
Показатели |
Год |
Отклонение (+, –) или темп роста (%) | |||
2009 |
2010 |
2011 |
2010 г. (от) к 2009 г. |
2011 г. (от) к 2010 г. | |
4. Удельный вес налога на недвижимость в налоговых доходах, % |
3,1 |
4,0 |
13,6 |
1,0 |
9,5 |
5. Удельный вес налога на недвижимость в совокупных доходах областного бюджета, % |
1,1 |
1,2 |
3,6 |
0,2 |
2,3 |
Источник – собственная разработка. Таблица составлена на основании разработочной таблицы (Приложение ).
Из таблицы 1.2 видно, что доля налога на недвижимость в налоговых доходах бюджета Могилёвской области в период с 2009 по 2011 гг.. увеличилась и составила 3,1%, 4,0% и 13,6% соответственно. В 2011 г. по сравнению с 2010 г. доля налога на недвижимость значительно возросла (на 9,5 п.п.), на что оказало влияние увеличение повышающих коэффициентов к ставкам налога на недвижимость.
В общей сумме доходов областного бюджета доля налога на недвижимость имеет тенденцию увеличения в период с 2009 г. по 2011 г., а именно в 2010 г. по сравнению с 2009 г. на 0,2% и составила 1,2%, в 2011 г. доля налога на недвижимость по сравнению с 2010 г. выросла на 2,3% и составила 3,6%. Также следует отметить значительную положительную тенденцию изменения налога на недвижимость в 2011 г. по сравнению с 2010 г., в 5,5 раз.
Таким образом, в налоговой системе Беларуси на долю имущественных налогов, представленных налогом на недвижимость, приходится около 3,1% доходов консолидированного бюджета. Для государства это небольшой по сумме источник дохода, но стабильный.
Налог на недвижимое имущество существует примерно в 130 странах мира, но значимость его различна. В большинстве стран поступления от этого налога составляют 1-3% от общих налоговых поступлений в бюджет на всех уровнях власти, в США эта цифра близка к 9%. В ряде стран значение налога на недвижимое имущество снизилось, например в Великобритании. В других странах значение налога возросло (Португалия, Испания, Индонезия), так как в налоговое законодательство были внесены существенные изменения в части налогообложения жилья.
Налог на недвижимость является современным выражением имеющего давнюю историю налога на имущество и подомового налога. В этих условиях следует четко определить признаки объекта обложения налогом - имущества, относящегося к недвижимому.
Согласно Гражданского кодекса Республики Беларусь к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся «земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, предприятие в целом как имущественный комплекс, а все остальное имущество относится к движимому» [16]. Близко к белорусскому понимается недвижимость, подлежащая государственной регистрации, в гражданском законодательстве России – это «земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, леса и многолетние насаждения, кондоминиумы, предприятия как имущественные комплексы» [17].
В законодательстве Великобритании и США дается несколько различных определений недвижимости в зависимости от типа владельца и степени обложения налогом:
Учитывая, что в рыночной
экономике развитых стран имеются
такие формы владения недвижимостью,
которые, на первый взгляд, сложно персонифицировать
(при акционерном или
Недвижимость в системе
налоговых отношений