Экономическая сущность налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 23:30, контрольная работа

Описание работы

Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с юридических и физических лиц в государственный или местные бюджеты. Они возникли с разделением общества на классы и появлением государства. Без налогов не обходится ни одно государство. Они нужны государству для того, чтобы формировать государственный бюджет, из которого затем финансируются расходы на развитие хозяйства, социально-культурные мероприятия, на содержание органов управления, оборону страны и другие затраты. Таким образом, «в налогах воплощено экономически выраженное существование государства».

Работа содержит 1 файл

макро тема 1.docx

— 241.64 Кб (Скачать)

1. Экономическая  сущность налогов.

Налоги представляют собой  обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с юридических и физических лиц в государственный или местные бюджеты. Они возникли с разделением общества на классы и появлением государства.

 Без налогов не обходится  ни одно государство. Они нужны  государству для того, чтобы формировать  государственный бюджет, из которого  затем финансируются расходы  на развитие хозяйства, социально-культурные  мероприятия, на содержание органов  управления, оборону страны и  другие затраты. Таким образом,  «в налогах воплощено экономически  выраженное существование государства».

 Налоги являются специфической  формой экономических отношений  государства с хозяйствующими  субъектами, с различными группами  населения и каждым членом  общества. Эти отношения возникают  в связи с перераспределением  части стоимости национального  дохода и образованием централизованного  государственного фонда финансовых  ресурсов. Указанные отношения неравноправные, односторонние. В них государство  является главным, решающим действующим  лицом, а плательщики налогов  — пассивные исполнители. Специфичность  этих отношений выражается, во-первых, в обязательном характере налогов  (представляют часть национального  дохода, принудительно изымаемого  государством у предприятий и  граждан), во-вторых, в безвозвратности  (хотя значительная часть налогов  расходуется на развитие народного  хозяйства, социально-культурные  и другие общегосударственные  мероприятия, т. е. возвращаются плательщикам косвенно).

 Взимание налогов производится  властью государства при наличии  соответствующего налогового законодательства, т. е. в форме правовых отношений.

 Сущность налогов наиболее  полно проявляется в их функциях.

Функция налога — это  проявление его социально-экономической  сущности в действии. Функции свидетельствуют, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории.

В современных условиях налоги выполняют две основные функции:

- фискальная функция, которая заключается в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности (источник доходов государства);

- регулирующая функция, благодаря которой налоги либо стимулируют, либо сдерживают ту или иную хозяйственную деятельность (регулятор экономической системы).

2. Элементы налога  и их характеристика.

См. в лекции

3. Классификация  налогов.

Классификация налогов.

В настоящее время налоги классифицируются по многим признакам:

a) по методам установления;

б) по органам власти, в распоряжение которых они поступают;

в) по видам плательщиков;

г) по экономическому содержанию объекта налогообложения и др.

а) По методу установления налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги - это налоги на отдельные объекты имущества (земля, природные ресурсы и др.) или на доходы отдельных лиц (физических и юридических), которые уменьшают  сумму доходов плательщика.

К косвенным налогам относятся  платежи, включаемые в цену товара (услуги) и увеличивающие ее размеры, а  в конечном итоге, уменьшающие доходы плательщиков. К косвенным налогам  относятся НДС, акцизы, таможенные пошлины.

б) В зависимости от органов власти в распоряжение которых поступают те или иные налоги различают общегосударственные и местные налоги и сборы.

К общегосударственным относятся налоги и сборы, имеющие в основном фискальное значение, поступающие в бюджет центрального правительства. Общегосударственные налоги могут использоваться и для сбалансирования местных бюджетов в виде отчислений (прежде всего НДС и акцизы).

Общегосударственные налоги устанавливаются специальными законодательными актами центральной законодательной власти.

К местным налогам относятся  налоги и сборы, устанавливаемые  решениями местных органов власти и зачисляемые в местные бюджеты.

в) В зависимости от вида плательщиков налоги подразделяются на налоги с хозяйствующих субъектов - юридических лиц, и налоги с физических лиц.

г) По экономическому содержанию объекта налогообложения налоги подразделяются на три группы: налоги на доходы, потребление и имущество.

Налоги на доходы взимаются  с доходов юридических и физических лиц. Непосредственными объектами  налогообложения является заработная плата и другие доходы граждан, прибыль или валовой доход предприятий.

Налоги на потребление  уплачиваются не при получении доходов, а при их расходовании. Они взимаются в форме косвенных налогов.

Налоги на имущество устанавливаются  в отношении движимого или  недвижимого имущества. Они взимаются  постоянно, пока имущество находится  в собственности.

4. Проблема распределения  доходов. Кривая Лоренца и коэффициент  Джинни.

Кривая Лоренца (lorenz curve) — график, демонстрирующий степень неравенства в распределении дохода в обществе, отрасли, а также степени неравенства в распределении богатства. Если обратиться к кривой Лоренца показывающей степень неравенства в распределении дохода в обществе, то график или кривая Лоренца будет отражать долю дохода, приходящуюся на различные группы населения сформированные на основании размера дохода, который они получают.

Неравенство доходов в  конце XIX - начале XX века стало объектом изучения многих экономистов США  и Западной Европы. Центральной проблемой  изучения является оценка справедливости и эффективности сложившегося в  рыночной экономике распределения  доходов и богатства. В 1905 году американский статистик Макс Лоренц разработал метод  оценки распределения доходов, получивший название кривой Лоренца.

Кривая Лоренца

На оси абсцисс откладывается  доля населения, а на оси ординат  — доля доходов в обществе в  процентном отношении. Как видно  из графика, в обществе всегда имеет  место быть неравенство в распределении  доходов, что отражает кривая OABCDE —  кривая Лоренца. Например, первые 20% населения  могут получать 5% доходов, 40% населения  — 15% доходов, 60% населения — 35% доходов, 80% населения — 60% доходов, ну и естественно 100% населения — 100% доходов.

Если бы в обществе было бы равное распредение дохода, то кривая Лоренца приняла бы вид прямой (биссектриса на графике), называемая линией абсолютного равенства, и, наконец, если бы в обществе весь доход получали только 1% населения, то на графике это выразилось бы вертикальной прямой линией, называемой линией абсолютного неравенства.

На основании кривой Лоренца  можно вывести коэффициент Джинни.

Коэффициент Джини (Gini coefficient) – это количественный показатель, показывающий степень неравенства различных вариантов распределения доходов, разработанный итальянским экономистом, статистиком и демографом Коррадо Джини (1884-1965 г.г.).

Кривая Лоренца

Линия OABCDE показывает фактическое  распределение совокупного дохода. Заштрихованная площадь показывает степень неравенства в распределении  доходов. Обозначим ее через Т. Разделив Т на площадь треугольника OEF, получим коэффициент Джини, показатель степени неравенства доходов:

Чем выше неравенство в  распределении доходов, тем больше коэффициент приближается к единице (абсолютное неравенство). И чем выше равенство в распределении доходов, тем меньше данный коэффициент. При  абсолютном равенстве он достигает  нуля. Системы прогрессивного налогообложения  и трансфертных платежей приближают "кривую Лоренца" к биссектрисе. Опыт развитых стран свидетельствует, что неравенство в распределении  доходов со временем сокращается. В  нашей стране дифференциация доходов  населения представлена в таблице (в сравнении с США).

5. Налоговое бремя.  Кривая Лаффера.

Кривая Лаффера (Laffer curve) показывает зависимость между доходами государственного бюджета и динамикой налоговых ставок.

Была разработана американским экономистом Артуром Лаффером.

Кривая Лаффера

Точки касания кривой Лаффера показывают, что если, например, уровень налогообложения равен нулю, то государство лишается доходов. Если же оно намерено отобрать все доходы (t = 100%), то экономический процесс останавливается и государственный бюджет останется без доходов. При ставке tmax общая сумма доходов государства достигнет максимума Тmax. Попытки повысить налоговую ставку, например до величины t1, приведут к снижению доходов государства. Автор показывает, что повышение налоговых ставок до определенного уровня приводит к росту бюджетных доходов. Такое положительное воздействие возможно только до определенного предела, а за ним начинается так называемая "запретная зона" шкалы налогообложения. Налоги, взимаемые на основании высоких ставок, приводят к значительному сокращению бюджетных доходов. Это объясняется тем, что высокие налоги подавляют частную инициативу, подрывают стремление к новым инвестициям.


Информация о работе Экономическая сущность налогов