Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 20:22, контрольная работа
В условиях рыночной экономики налоги являются основным источником финансирования деятельности государства и содержания его аппарата. Используя налоговые рычаги, государство в состоянии активно воздействовать на экономические процессы происходящие в стране, подталкивая их развитие в направлениях, выгодных обществу.
Переход к рынку потребовал принятия Законодательства о новой налоговой системе, правил и инструкций, регламентирующих ее деятельность. Общие принципы налогообложения в Республике Казахстан устанавливает Кодекс РК "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" от 12 июня 2001 г. № 209 – II , с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.01.2006 г. А так же новый НК от 01.01 2009 года.
ВВЕДЕНИЕ-----------------------------------------------------------------------------------2
1. Экономические аспекты налоговой политики
1.1 Налоговая политика Республики Казахстан---------------------------------------8
1.2 Социально-экономические основы налоговой системы-----------------------11
1.3 Структура и критерии оценки развития налоговой системы-----------------11
2. Налоговая система Республики Казахстан
2.1 Виды налогов и объекты налогообложения--------------------------------------16
2.2 Организация налогового контроля------------------------------------------------ 20
3. Пути совершенствования налоговой системы РК--------------------------------28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ-----------------------------------------------------------------------------37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ----------------------------------------------------------------40
· моральные (нравственно-психологические);
· политические;
· экономические;
· технические (правовые).
Моральные (нравственно-психологические) причины в основном порождаются характером налоговых законов. Основной причиной налоговой преступности является нравственно-психологическое состояние налогоплательщиков, характеризующееся негативным отношением к налоговой системе, низким уровнем правовой культуры, а также корыстной мотивацией. Политические причины подталкивают налогоплательщика к уклонению от уплаты налогов тогда, когда налоги начинают использоваться государством не только для покрытия своих расходов, т.е. обеспечения своего функционирования, но и как инструмент социальной и экономической политики. Налоги как инструмент социальной политики при этом используются довольно часто. Например, класс, стоящий у власти, использует их для подавления другого класса — не властвующего. Уклонение от уплаты налогов выступает здесь, как форма сопротивления такому подавлению.
Экономические
причины разделяют обычно на два
вида: причины, которые зависят от
финансового состояния
Технические (правовые) причины кроются в сложности налоговой системы, которая препятствует эффективности налогового контроля, в результате чего налогоплательщик может избежать уплаты налогов. Нельзя совершенствовать налогообложение без реформирования основ общественно-политического устройства и создания предпосылок для неуклонного развития экономики. Совершенствование налогообложения - проблема частная, а обеспечение условий экономического и политического развития - проблема всеобщая для любого государства. Решение частной проблемы без предварительного решения общей невозможно в принципе. Можно добиться кратковременных позитивных сдвигов за счет жестких административных мер активизации системы налогообложения, однако эти изменения не станут устойчивыми и основополагающими для создания оптимальных налоговых взаимоотношений хозяйствующих субъектов с государством.
В налоговом производстве продолжает существовать множество проблем, касающихся порядка формирования отдельных налогов и сборов, их зависимости друг от друга и от других элементов хозяйственного механизма страны: ценообразования, кредитования, финансирования, как государственного, так и корпоративного и т.д.
Для достижения главной цели налогового реформирования - обеспечения максимально возможного равновесия интересов собственников и государства необходимо совершенствовать не только организационно-экономические принципы построения системы налогообложения, но и механизм управления налоговой системой, а также технику исчисления каждого отдельно налога.
В
настоящее время главным
Налогообложение
является одной из сложнейших проблем
социально-экономической
С 1999 года формирование бюджета стало осуществляться по-новому. Все внебюджетные фонды Правительством включены в бюджет. Так как внебюджетные фонды создавались по строго целевому назначению для финансирования конкретных социально-экономических программ, поэтому в расходной части бюджета целесообразно было бы выделить социальные программы, финансируемые за счет социальных налогов и сборов. Это привело бы к целевому использованию средств бюджета и его прозрачности.
Любая налоговая система сталкивается с попытками незаконченных теневых операций, а "недоборы" планируемых поступлений в бюджет имеют не только криминальную основу, но и являются результатом естественной самозащиты и экономического сопротивления хозяйствующих субъектов от налогового пресса, способствующего развитию законных действий в пространственном экономическом поле.
В данный момент основным и главным принципом налоговой системы в республике должен стать принцип справедливости взимания налогов, ее регулирующая роль и самое главное — стимулирующее начало развития всей экономики независимо от значимости налогоплательщика для республики, региона , района. Для этого, на наш взгляд, необходима стабильная, четкая и главное понятная система выращивания предпринимателей в цивилизованных налогоплательщиков за счет постоянной и надежной в правовом отношении системы предоставления всем новым хозяйствующим субъектам льгот в первые 2-3 года их деятельности для становления налогоплательщиков, способны в дальнейшем питать бюджетные программы. В этом аспекте следует отметить, что основной работой налоговых органов становится не простое получение финансовых и иных отчетов, а оказание помощи предпринимателям в их работе, что характерно для налоговых служб, скажем Германии, когда для мелких предпринимателей налоговые службы осуществляют правовое сопровождение. При этом в случае более быстрого развития предприятия (за счет увеличения оборотов) оно должно переходить в статус среднего, а из среднего в крупное.
Такой подход способствует выявлению налогоплательщиков по группам их статуса или уровня, что означает возможность, как становления крупных налогоплательщиков, так и мелких в зависимости от фактической сложившейся ситуации с предприятием. Такая ситуация позволяет не только обладать налогоплательщиками, но и стать для них определенной опорой не только как к основному источнику доходов в бюджет в условиях становления рыночных отношений, но и цивилизованно сопровождать его.
В этом плане предлагается использовать в налоговой сфере селективную экономическую политику, т.е. снижение налогового бремени в 1,5-2 раза, но только для налогоплательщиков, не нарушающих нормы налогового, бюджетного, гражданского, банковского и др. законодательства и договорных обязательств. Реструктурирование долгов, закрытие бесперспективных производств, переход на международные стандарты бухучета, оплата продукции, услуг только через расчетный счет и т.д. позволит повысить конкурентоспособность легальных товаропроизводителей и увеличить налоговые поступления государству за счет повышения эффективности, результативности производства. Безусловно, в реализации селективной финансовой политики важную роль должен играть постоянный мониторинг финансового положения предприятий, получивших налоговые преференции.
Исходя из сложившейся на сегодняшний день экономической, политической и социальной ситуации в Казахстане концепция налогообложения в первую очередь должна решить следующие основные задачи:
Основной
задачей налоговой службы на всех
уровнях является обеспечение доходной
базы бюджета. Однако нельзя развивать
экономические и в частности, налоговый
инструментарий с позиции одного дня.
В настоящее время кризисные явления в
экономике, спад производства и ухудшение
финансового состояния предприятий тормозят
развитие рыночной экономики, при этом
происходит усугубление ситуации за счет
проблемы неплатежей, постоянного роста
объема дебиторской и кредиторской задолженности
хозяйствующих субъектов, что усложняет
работу налоговой службы. По нашему мнению
налоговый комитет должен работать с позиции
сопровождения налогоплательщиков: сначала
крупных, затем средних и мелких, узнавая
о нарастании проблем среди этих групп
налогоплательщиков с целью предупреждения
неуправляемости ситуацией, замыкающейся
в конечном итоге на налоги и платежи в
бюджет. Городским налоговым управлением
необходимо поддерживать связь с учреждениями
банков, совместно отслеживать очередность
соблюдения списания денежных средств
со счетов предприятий и организаций и
кассовой дисциплины в части своевременности
сдачи наличных денег на расчетные счета
в банке, устанавливать периодический
и постоянный контроль, разработать и
внедрить компьютерные программы автоматического
отслеживания действий каждого банка
по выполнению налоговых предписаний
касательно средств на счетах недоимщиков
и их дебиторов. Областной аппарат налогового
управления не должен заниматься частой
проверкой низовых управлений. Основным,
приоритетным направлением в его работе
должно стать оказание консультационно-методической
и практической помощи низовым звеньям
по законному применению налогового законодательства.
Исключения могут быть лишь при проведении
комплексных проверок организаций контрольно-экономической
работы, осуществляемой один раз в два
года. Районные же подразделения налогового
управления не должны отвлекаться от выполнения
своих основных функций. Организационная
структура службы информации в области
должна включать как отдел информации
и внешнего взаимодействия, так и методические
кабинеты или специалистов, ответственных
за информационно-разъяснительную работу
в районных и городских налоговых управлениях.
Одной из форм информационно-разъяснительной
работы должны стать занятия в управлениях
по различным направлениям, таким как:
·постановка на налоговый учет юридических лиц и граждан-предпринимателей;
· по отдельным видам налогов;
· по составлению налоговых расчетов.
Наряду с привлечением дополнительных средств для покрытия финансовых нужд государства налоговая система должна стимулировать развитие отечественного производства. Международный опыт свидетельствует: главное в экономическом росте состоит в том, чтобы создать благоприятный климат инвестирования в производство для инвестирования в производство для национальных и международных товаропроизводителей, уловить и эффективно использовать международные экономические тенденции. Это касается, прежде всего более полного учета в Налоговом кодексе интернационализации и глобализации экономических процессов. Для преодоления основных пороков действующей налоговой системы необходимо существенно ослабить налоговый пресс. Это прежде всего предполагает:
Данное
положение имеет особое значение
не только для отечественных
Опыт многих зарубежных стран свидетельствует, что резкое усиление стимулирующей роли налоговой системы ведет к расширению базы налогообложения и за счет этого к увеличению поступлений в бюджет для решения государственных задач. В новых экономических условиях важную роль в выполнении налоговой политикой задачи стимулирования производства играет величина налоговых изъятий из прибыли как основного дохода, обеспечивающего инвестиции и развитие предпринимательства. В ныне действующей налоговой системе Казахстана эта доля изъятий чрезмерно велика. Другими словами, государство полностью изъяло все инвестиционные ресурсы и затормозило, а затем привело к коллапсу национальной экономики.