Источники налогового права

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 20:22, контрольная работа

Описание работы

В условиях рыночной экономики налоги являются основным источником финансирования деятельности государства и содержания его аппарата. Используя налоговые рычаги, государство в состоянии активно воздействовать на экономические процессы происходящие в стране, подталкивая их развитие в направлениях, выгодных обществу.
Переход к рынку потребовал принятия Законодательства о новой налоговой системе, правил и инструкций, регламентирующих ее деятельность. Общие принципы налогообложения в Республике Казахстан устанавливает Кодекс РК "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" от 12 июня 2001 г. № 209 – II , с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.01.2006 г. А так же новый НК от 01.01 2009 года.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ-----------------------------------------------------------------------------------2
1. Экономические аспекты налоговой политики
1.1 Налоговая политика Республики Казахстан---------------------------------------8
1.2 Социально-экономические основы налоговой системы-----------------------11
1.3 Структура и критерии оценки развития налоговой системы-----------------11
2. Налоговая система Республики Казахстан
2.1 Виды налогов и объекты налогообложения--------------------------------------16
2.2 Организация налогового контроля------------------------------------------------ 20
3. Пути совершенствования налоговой системы РК--------------------------------28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ-----------------------------------------------------------------------------37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ----------------------------------------------------------------40

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 183.00 Кб (Скачать)

    Следует отметить, что в практической работе необходимо сочетать предварительный, текущий и последующий контроль с целью охвата большего количества налогоплательщиков, повышения качества проводимых проверок и увеличения налоговых поступлений.

    Налоговый контроль - это всегда проверка или наблюдение с целью проверки.

Осуществление налогового контроля имеет три стадии:

1) сбор  информации;

2) оценка  информации;

3) реагирование на собранную информацию.

    В процессе сбора информации субъект налогового контроля должен получить сведения о состоянии дел на проверяемом объекте. Получив эти сведения, проверяющий должен проанализировать их и на базе оценки информации сделать выбор о характере поведения объекта контроля - законно оно или незаконно, правильно или неправильно и.т.п. Вывод о характере поведения определяет форму реагирования. Так, если проверяемый объект допустил нарушение налогового законодательства, то решается вопрос, к какому виду ответственности он должен быть привлечён: финансово – правовой, административно-правовой или уголовной. Налоговые проверки осуществляются в соответствии с годовыми планами органа налоговой службы и квартальными графиками проверок, составляемыми по каждому участку работы.

    Налоговая проверка включает в себя несколько  стадий: а) подготовка к проведению проверки; б) проведение проверки; в) оформление результатов проверки; г) осуществление контроля за исполнение предписаний об устранении выявленных нарушений налогового законодательства .

Налоговые проверки проводятся за период деятельности налогоплательщика, следующий за проверенным при предыдущей проверке, а также, как правило, в случаях ликвидации или банкротства организаций.

    Проведению  документальной проверки предшествует изучение имеющихся материалов предыдущей проверки, поступивших сигналов о нарушении налогового законодательства и другой информации, характеризующей работу и финансовое состояние плательщика .

До выхода на проверку работник налогового органа должен :

а) ознакомиться с материалами предыдущей проверки, характером имеющих место ошибок и нарушений, предложениями по акту проверок и их исполнением;

б) выяснить, выполнил ли плательщик предложения (указания) налогового органа по устранению недостатков, выявленных предыдущей проверкой ;

в) на основании  лицевого счёта налогоплательщика, имеющегося в налоговом органе, выбрать данные о поступлении в бюджет сумм налогов и других платежей для сопоставления их с данными налогового учёта налогоплательщика о перечисленных в бюджет суммах налоговых платежей;

г) направить  запросы в таможенные органы для получения сведений о прохождении грузов через таможню.

Результаты  документальной проверки должны оформляется в следующем порядке:

а) при  отсутствии нарушений проверяющим  составляется справка в двух экземплярах с указанием наименования организации, его подчинённости, регистрационного номера налогоплательщика, банковского счёта, даты проверки, периода, за который она проводилась, данных о документах, подвергнутых проверке, в которой отмечается, что проверкой нарушений не установлено. В справке указывается выполнение предложений по ранее проведённой проверке, а также внесены ли исправительные записи в бухгалтерскую отчётность. Справка подписывается проверяющим, руководителем, и главным бухгалтером проверяемой организации;

б) при  установлении нарушений налогового законодательства и порядка ведения налогового учёта результаты проверки оформляются актом, в котором кроме указанных выше данных следует приводить описание допущенных нарушений.

    Акт документальной проверки составляется в двух экземплярах со всеми приложениями, а в отдельных случаях – актом (протоколом) изъятия документов. Первый экземпляр вручается руководителю проверяемой организации, второй – остается у проверяющего. Примерная форма "Акта поверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет" утверждена Налоговым Комитетом. При этом проверяющие должны соблюдать следующие требования:

-  последовательно,  объективно, четко и подробно  описывать выявленные факты нарушений  со ссылкой на соответствующие законодательные и иные правовые нормативные акты;

-  текст  акта проверки не должен загромождаться  различными таблицами, справочными  данными, второстепенными фактами,  перечислениями однородных нарушений,  которые должны найти отражение  в приложениях к акту;

-  в  акте необходимо указывать только  конкретные, обоснованные и документально  подтвержденные данные о выявленных  нарушениях (дата и номер документа,  наименование законодательного  либо иного нормативного правового  акта, его статья или пункт,  содержание фамилии и инициалов должностного лица, суммы доначислений по каждому виду налога )

    Не  допускается включение в акт  различного рода выводов, предложений  и данных, не подтвержденных соответствующими документами.

В конце  акта проверяющий с учетом мнения руководителя и главного бухгалтера проверяемой организации отражает предложения по устранению выявленных нарушений налогового законодательства с указанием срока исполнения.

    Акт документальной проверки не позднее  следующего дня по окончании проверки регистрируется в специальном журнале регистрации актов, который должен быть пронумерован, и скреплен печатью налогового органа. Одновременно с регистрацией акта, выписывается уведомление налогоплательщику, и при этом акт документальной проверки и выписываемое уведомление должны иметь один и тот же номер.

    Уведомление выписывается в двух экземплярах  по установленной форме, подписывается  начальником налогового органа или  установленным должностным лицом  с указанием их фамилий и инициалов, а также должно быть заверено гербовой печатью и направлена или вручена налогоплательщику.

Уведомление о начисленной сумме налога должно содержать следующие сведения:

1)  Фамилию, имя и отчество (или наименование) налогоплательщика;

2)  Регистрационный  номер налогоплательщика;

3)  Дату  уведомления;

4)  Объект, к которому относится уведомление  и ставку налога;

5)  Сумму  начисленного налога и штрафных  санкций;

6)  Требование  уплатить налог и срок уплаты;

7)  Место  и способ уплаты налога;

8)  Порядок  обжалования;

После регистрации акта в журнале материалы  проверки передаются проверяющим: начальнику отдела, а в необходимых случаях  начальнику налогового органа или его  заместителю, которые по результатам  рассмотрения должны принять по ним соответствующие решения.

    В случае установления проверяющими фактов нарушений Налогового Законодательства, к налогоплательщикам применяются  финансовые санкции в соответствии с Указом о налогах, а должностные  лица налогоплательщика, виновные в этих нарушениях, привлекаются к административной ответственности.

    Все материалы проверок (акт документальной проверки, уведомление и другие) передаются в отдел учета для  проведения записи в лицевом счете  организации о размерах дона численной суммы с последующим возвратом в отдел, производящий проверку.

    Если  в процессе документальной проверки будут установлены признаки налогового преступления, та материалы проверки передаются проверяющими в подразделение  Департамента финансовой полиции для  принятия соответствующего решения.

При этом в Департамент финансовой полиции  должны быть переданы следующие документы:

а) акт  проверки, подписанный проверяющими, руководством проверяемого налогоплательщика  с приложением подлинников документов, по которым выявлены нарушения, или которые свидетельствуют о нарушении налогового законодательства;

б) объяснения должностных лиц, по вине которых  были допущены нарушения налогового законодательства, подпадающие под  признаки преступления;

в) заключение по разногласиям, возникшим в ходе проведения налоговой проверки между проверяющим и должностным лицом налогоплательщика;

г) документы, представленные должностными лицами проверенного налогоплательщика в свое оправдание.

Завершающим этапом налоговой проверки является осуществление систематического контроля за поступлением дона численных сумм налогов и штрафных санкций и устранением выявленных нарушений налогового законодательства. Следует отметить, что в целях ограждения налогоплательщиков от бесконечных налоговых проверок, осуществляемых различными государственными органами, Указ о налогах предусматривает, что, во-первых, эти проверки могут осуществляться, о чем уже было сказано, исключительно органами налоговой службы; во-вторых, проверки по одному и тому же виду налога производятся не чаще одного раза в полугодие, а комплексные проверки — не чаще одного раза в год. Внеочередные проверки производятся с письменного разрешения Налогового комитета в отношении конкретного налогоплательщика, а также в случаях, установленных уголовно-процессуальным законодательством. 
 
 
 
 
 
 

3. Пути совершенствования  налоговой системы  РК

    Налоговый платеж сбор пошлина справедливая система налогообложения - идеальная мечта любого государства и общества которую, пока не достигла ни одна страна мира. К этой цели человеческая цивилизация идет уже столетия, и впереди неизбежно вызывает, и будет вызывать критику любых фискальных институтов общества. Однако независимо от этого поиски путей рационального, эффективного и справедливого налогообложения должны продолжаться. По словам французского просветителя Ш. Монтескье, ничто не требует столько государственной мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. Поэтому закрепление в налоговом законодательстве принципа справедливого налогообложения в конечном итоге не только позволит сделать отечественную налоговую систему более эффективной, но и будет способствовать установлению налоговой дисциплины и воспитанию цивилизованного налогоплательщика.

    В 1995 г. Кабинет Министров РК утвердил долгосрочную концепцию налоговой реформы, в которой предусмотрен поэтапный переход налогового законодательства республики на международные принципы налогообложения. Первым этапом явилось принятие Закона Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет", или Налогового кодекса, так как этот документ является кодифицированным. Главная его задача — снижение налоговой нагрузки на налогоплательщиков, обеспечение равенства между хозяйствующими субъектами в налоговых отношениях и формирование доходной части бюджета. Следует учитывать, что Казахстан первый из стран СНГ принял Налоговый кодекс, поэтому, конечно, неизбежны издержки в его применении, которые со временем общими усилиями можно будет устранить.

    Налоговая нагрузка после введения Налогового кодекса снизилась, однако все еще остается достаточно тяжелой, громоздкой и потому негибкой и неэффективной. Многочисленные льготы, установленные в рамках закона, практически не стимулируют по причине их неоднозначности в трактовке. Поэтому на уровне макроуправления и налогового администрирования следует этот пробел учитывать, потому что именно он создает атмосферу вседозволенности и является питательной средой для коррупции.

"Уход  от налогов", "уклонение от  налогов", "избежание налогов", "обход налогов", "налоговая оптимизация", "налоговое планирование" и т.д. — так называют в прессе явление, которое получило свое развитие одновременно с разрушением советской системы экономики и формированием современной налоговой системы. Именно с появлением первых кооперативов и малых частных предприятий предприниматели и консультанты , осуществляющие интеллектуальное обеспечение бизнеса, впервые серьезно заговорили об уходе от налогов как новом требовании времени. Стремление избежать уплаты налогов есть своеобразная реакция на любые налоговые мероприятия государства. Однако в какой-то степени эта реакция представляется естественной, поскольку обусловлена попыткой собственника так или иначе защитить свое имущество, капитал и доходы от любых посягательств, даже от тех, которые освещены законом.

    Необходимо  отметить, что эта проблема актуальна  не только для Казахстана. Во всех без  исключения странах проблема криминогенности  в налоговой сфере находится  на первом месте.

    Можно выделить следующие причины, подталкивающие предпринимателей к уклонению от уплаты налогов:

Информация о работе Источники налогового права