Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 20:22, контрольная работа
В условиях рыночной экономики налоги являются основным источником финансирования деятельности государства и содержания его аппарата. Используя налоговые рычаги, государство в состоянии активно воздействовать на экономические процессы происходящие в стране, подталкивая их развитие в направлениях, выгодных обществу.
Переход к рынку потребовал принятия Законодательства о новой налоговой системе, правил и инструкций, регламентирующих ее деятельность. Общие принципы налогообложения в Республике Казахстан устанавливает Кодекс РК "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" от 12 июня 2001 г. № 209 – II , с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.01.2006 г. А так же новый НК от 01.01 2009 года.
ВВЕДЕНИЕ-----------------------------------------------------------------------------------2
1. Экономические аспекты налоговой политики
1.1 Налоговая политика Республики Казахстан---------------------------------------8
1.2 Социально-экономические основы налоговой системы-----------------------11
1.3 Структура и критерии оценки развития налоговой системы-----------------11
2. Налоговая система Республики Казахстан
2.1 Виды налогов и объекты налогообложения--------------------------------------16
2.2 Организация налогового контроля------------------------------------------------ 20
3. Пути совершенствования налоговой системы РК--------------------------------28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ-----------------------------------------------------------------------------37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ----------------------------------------------------------------40
Следует отметить, что в практической работе необходимо сочетать предварительный, текущий и последующий контроль с целью охвата большего количества налогоплательщиков, повышения качества проводимых проверок и увеличения налоговых поступлений.
Налоговый контроль - это всегда проверка или наблюдение с целью проверки.
Осуществление налогового контроля имеет три стадии:
1) сбор информации;
2) оценка информации;
3) реагирование на собранную информацию.
В процессе сбора информации субъект налогового контроля должен получить сведения о состоянии дел на проверяемом объекте. Получив эти сведения, проверяющий должен проанализировать их и на базе оценки информации сделать выбор о характере поведения объекта контроля - законно оно или незаконно, правильно или неправильно и.т.п. Вывод о характере поведения определяет форму реагирования. Так, если проверяемый объект допустил нарушение налогового законодательства, то решается вопрос, к какому виду ответственности он должен быть привлечён: финансово – правовой, административно-правовой или уголовной. Налоговые проверки осуществляются в соответствии с годовыми планами органа налоговой службы и квартальными графиками проверок, составляемыми по каждому участку работы.
Налоговая проверка включает в себя несколько стадий: а) подготовка к проведению проверки; б) проведение проверки; в) оформление результатов проверки; г) осуществление контроля за исполнение предписаний об устранении выявленных нарушений налогового законодательства .
Налоговые проверки проводятся за период деятельности налогоплательщика, следующий за проверенным при предыдущей проверке, а также, как правило, в случаях ликвидации или банкротства организаций.
Проведению документальной проверки предшествует изучение имеющихся материалов предыдущей проверки, поступивших сигналов о нарушении налогового законодательства и другой информации, характеризующей работу и финансовое состояние плательщика .
До выхода на проверку работник налогового органа должен :
а) ознакомиться с материалами предыдущей проверки, характером имеющих место ошибок и нарушений, предложениями по акту проверок и их исполнением;
б) выяснить, выполнил ли плательщик предложения (указания) налогового органа по устранению недостатков, выявленных предыдущей проверкой ;
в) на основании лицевого счёта налогоплательщика, имеющегося в налоговом органе, выбрать данные о поступлении в бюджет сумм налогов и других платежей для сопоставления их с данными налогового учёта налогоплательщика о перечисленных в бюджет суммах налоговых платежей;
г) направить запросы в таможенные органы для получения сведений о прохождении грузов через таможню.
Результаты документальной проверки должны оформляется в следующем порядке:
а) при отсутствии нарушений проверяющим составляется справка в двух экземплярах с указанием наименования организации, его подчинённости, регистрационного номера налогоплательщика, банковского счёта, даты проверки, периода, за который она проводилась, данных о документах, подвергнутых проверке, в которой отмечается, что проверкой нарушений не установлено. В справке указывается выполнение предложений по ранее проведённой проверке, а также внесены ли исправительные записи в бухгалтерскую отчётность. Справка подписывается проверяющим, руководителем, и главным бухгалтером проверяемой организации;
б) при установлении нарушений налогового законодательства и порядка ведения налогового учёта результаты проверки оформляются актом, в котором кроме указанных выше данных следует приводить описание допущенных нарушений.
Акт документальной проверки составляется в двух экземплярах со всеми приложениями, а в отдельных случаях – актом (протоколом) изъятия документов. Первый экземпляр вручается руководителю проверяемой организации, второй – остается у проверяющего. Примерная форма "Акта поверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет" утверждена Налоговым Комитетом. При этом проверяющие должны соблюдать следующие требования:
- последовательно,
объективно, четко и подробно
описывать выявленные факты
- текст
акта проверки не должен
- в
акте необходимо указывать
Не допускается включение в акт различного рода выводов, предложений и данных, не подтвержденных соответствующими документами.
В конце акта проверяющий с учетом мнения руководителя и главного бухгалтера проверяемой организации отражает предложения по устранению выявленных нарушений налогового законодательства с указанием срока исполнения.
Акт документальной проверки не позднее следующего дня по окончании проверки регистрируется в специальном журнале регистрации актов, который должен быть пронумерован, и скреплен печатью налогового органа. Одновременно с регистрацией акта, выписывается уведомление налогоплательщику, и при этом акт документальной проверки и выписываемое уведомление должны иметь один и тот же номер.
Уведомление
выписывается в двух экземплярах
по установленной форме, подписывается
начальником налогового органа или
установленным должностным
Уведомление о начисленной сумме налога должно содержать следующие сведения:
1) Фамилию, имя и отчество (или наименование) налогоплательщика;
2) Регистрационный номер налогоплательщика;
3) Дату уведомления;
4) Объект,
к которому относится
5) Сумму
начисленного налога и
6) Требование уплатить налог и срок уплаты;
7) Место и способ уплаты налога;
8) Порядок обжалования;
После регистрации акта в журнале материалы проверки передаются проверяющим: начальнику отдела, а в необходимых случаях начальнику налогового органа или его заместителю, которые по результатам рассмотрения должны принять по ним соответствующие решения.
В случае установления проверяющими фактов нарушений Налогового Законодательства, к налогоплательщикам применяются финансовые санкции в соответствии с Указом о налогах, а должностные лица налогоплательщика, виновные в этих нарушениях, привлекаются к административной ответственности.
Все материалы проверок (акт документальной проверки, уведомление и другие) передаются в отдел учета для проведения записи в лицевом счете организации о размерах дона численной суммы с последующим возвратом в отдел, производящий проверку.
Если в процессе документальной проверки будут установлены признаки налогового преступления, та материалы проверки передаются проверяющими в подразделение Департамента финансовой полиции для принятия соответствующего решения.
При этом в Департамент финансовой полиции должны быть переданы следующие документы:
а) акт
проверки, подписанный проверяющими,
руководством проверяемого налогоплательщика
с приложением подлинников
б) объяснения должностных лиц, по вине которых были допущены нарушения налогового законодательства, подпадающие под признаки преступления;
в) заключение по разногласиям, возникшим в ходе проведения налоговой проверки между проверяющим и должностным лицом налогоплательщика;
г) документы, представленные должностными лицами проверенного налогоплательщика в свое оправдание.
Завершающим
этапом налоговой проверки является
осуществление систематического контроля
за поступлением дона численных сумм налогов
и штрафных санкций и устранением выявленных
нарушений налогового законодательства.
Следует отметить, что в целях ограждения
налогоплательщиков от бесконечных налоговых
проверок, осуществляемых различными
государственными органами, Указ о налогах
предусматривает, что, во-первых, эти проверки
могут осуществляться, о чем уже было сказано,
исключительно органами налоговой службы;
во-вторых, проверки по одному и тому же
виду налога производятся не чаще одного
раза в полугодие, а комплексные проверки
— не чаще одного раза в год. Внеочередные
проверки производятся с письменного
разрешения Налогового комитета в отношении
конкретного налогоплательщика, а также
в случаях, установленных уголовно-процессуальным
законодательством.
3. Пути совершенствования налоговой системы РК
Налоговый платеж сбор пошлина справедливая система налогообложения - идеальная мечта любого государства и общества которую, пока не достигла ни одна страна мира. К этой цели человеческая цивилизация идет уже столетия, и впереди неизбежно вызывает, и будет вызывать критику любых фискальных институтов общества. Однако независимо от этого поиски путей рационального, эффективного и справедливого налогообложения должны продолжаться. По словам французского просветителя Ш. Монтескье, ничто не требует столько государственной мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. Поэтому закрепление в налоговом законодательстве принципа справедливого налогообложения в конечном итоге не только позволит сделать отечественную налоговую систему более эффективной, но и будет способствовать установлению налоговой дисциплины и воспитанию цивилизованного налогоплательщика.
В 1995 г. Кабинет Министров РК утвердил долгосрочную концепцию налоговой реформы, в которой предусмотрен поэтапный переход налогового законодательства республики на международные принципы налогообложения. Первым этапом явилось принятие Закона Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет", или Налогового кодекса, так как этот документ является кодифицированным. Главная его задача — снижение налоговой нагрузки на налогоплательщиков, обеспечение равенства между хозяйствующими субъектами в налоговых отношениях и формирование доходной части бюджета. Следует учитывать, что Казахстан первый из стран СНГ принял Налоговый кодекс, поэтому, конечно, неизбежны издержки в его применении, которые со временем общими усилиями можно будет устранить.
Налоговая нагрузка после введения Налогового кодекса снизилась, однако все еще остается достаточно тяжелой, громоздкой и потому негибкой и неэффективной. Многочисленные льготы, установленные в рамках закона, практически не стимулируют по причине их неоднозначности в трактовке. Поэтому на уровне макроуправления и налогового администрирования следует этот пробел учитывать, потому что именно он создает атмосферу вседозволенности и является питательной средой для коррупции.
"Уход от налогов", "уклонение от налогов", "избежание налогов", "обход налогов", "налоговая оптимизация", "налоговое планирование" и т.д. — так называют в прессе явление, которое получило свое развитие одновременно с разрушением советской системы экономики и формированием современной налоговой системы. Именно с появлением первых кооперативов и малых частных предприятий предприниматели и консультанты , осуществляющие интеллектуальное обеспечение бизнеса, впервые серьезно заговорили об уходе от налогов как новом требовании времени. Стремление избежать уплаты налогов есть своеобразная реакция на любые налоговые мероприятия государства. Однако в какой-то степени эта реакция представляется естественной, поскольку обусловлена попыткой собственника так или иначе защитить свое имущество, капитал и доходы от любых посягательств, даже от тех, которые освещены законом.
Необходимо отметить, что эта проблема актуальна не только для Казахстана. Во всех без исключения странах проблема криминогенности в налоговой сфере находится на первом месте.
Можно выделить следующие причины, подталкивающие предпринимателей к уклонению от уплаты налогов: