Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 20:22, контрольная работа
В условиях рыночной экономики налоги являются основным источником финансирования деятельности государства и содержания его аппарата. Используя налоговые рычаги, государство в состоянии активно воздействовать на экономические процессы происходящие в стране, подталкивая их развитие в направлениях, выгодных обществу.
Переход к рынку потребовал принятия Законодательства о новой налоговой системе, правил и инструкций, регламентирующих ее деятельность. Общие принципы налогообложения в Республике Казахстан устанавливает Кодекс РК "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" от 12 июня 2001 г. № 209 – II , с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.01.2006 г. А так же новый НК от 01.01 2009 года.
ВВЕДЕНИЕ-----------------------------------------------------------------------------------2
1. Экономические аспекты налоговой политики
1.1 Налоговая политика Республики Казахстан---------------------------------------8
1.2 Социально-экономические основы налоговой системы-----------------------11
1.3 Структура и критерии оценки развития налоговой системы-----------------11
2. Налоговая система Республики Казахстан
2.1 Виды налогов и объекты налогообложения--------------------------------------16
2.2 Организация налогового контроля------------------------------------------------ 20
3. Пути совершенствования налоговой системы РК--------------------------------28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ-----------------------------------------------------------------------------37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ----------------------------------------------------------------40
Исходя из перечисленных задач, применяемый Налоговый Кодекс Республики Казахстан в принципе можно считать достаточно прогрессивным и стимулирующим для сословий развитой рыночной системы.
Механизм реализации Налогового Кодекса уже действует. Тем не менее, его вхождение в жизнь, внедрение в повседневную практику не будет простым и быстрым - любое новое положение должно вводиться постепенно.
Основные
идеи - формирование доходов бюджета, экономическая
нейтральность, справедливость и простота
самой системы. Она зиждется на принципах,
определяющих расширение налоговой базы,
уточнение ставок, снижение налогового
бремени малоимущих и уменьшение количества
налогов.
2. Налоговая система Республики Казахстан
2.1
Виды налогов и
объекты налогообложения
Налоги классифицируются по различным основаниям. В зависимости от носителя налогового бремени налоги могут быть прямыми и косвенными. Прямые налоги платятся непосредственно субъектами налога (подоходный налог, налог на недвижимость) и прямо пропорциональны платежеспособности. Примером таких налогов, помимо налогов на доходы, выступают налоги на имущество. Последние правильней было бы назвать вещными налогами, поскольку, с точки зрения гражданского законодательства Республики Казахстан, деньги, которые являются объектом обложения подоходным налогом, являются разновидностью имущества. Налоговое же законодательство под имуществом понимает то, что гражданское именует вещами, т. е. имущество в материально-вещественной форме.
Косвенные налоги - это налоги на определенные товары и услуги. Т.е. косвенный налог – налог, где субъект налогообложения перекладывает бремя налогообложения на другое лицо, выступающее фактическим его плательщиком (носителем налога). Примерами таких налогов выступают налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы и таможенные пошлины. Хотя юридическим плательщиком НДС и акцизов выступает продавец товара, в конечном итоге они оплачиваются потребителем товара, поскольку суммы данных налогов включаются в его цену. Поэтому эти налоги иногда называют налогами на потребление, в то время как прямые налоги – налогами на потребление.
"Критерием
деления на прямые и косвенные,
- пишет А. И. Кочетков, - является
установление окончательного
В качестве преимуществ прямых налогов Г. Карагусова отмечает следующее:
Косвенные налоги опасны непредсказуемостью своего влияния на различные сферы экономики.
1.В зависимости от формы уплаты налоги подразделяются на натуральные и денежные.
Денежная форма, как уже отмечалось выше, является преобладающей формой уплаты налога. Однако, как в прошлом, так и в настоящем известны и натуральные налоги. Так, указ о налогах допускает натуральную форму уплаты налога недропользователями в виде доли добываемой продукции в размере, определяемым контрактом на недропользование. Впрочем, конструкцию раздела продукции, вряд ли вообще можно считать формой налогообложения.
2. По субъектам можно выделить налоги с юридических лиц и налоги с физических лиц.
Надо сказать, что в последнее время наше налоговое законодательство пошло по пути конструирования общих налогов, которые распространяются одновременно как на юридических, так и на физических лиц. Эти налоги установлены общими для тех и других субъектов нормативными актами и совпадают по основным элементам. Однако в силу объективных различий между этими субъектами даже в рамках одного акта всегда прослеживаются особенности налогообложения тех и других. Поэтому в точном юридическом смысле (как впрочем, и в экономическом) мы объективно наблюдаем в рамках общего налога два во многом различных налога, взимаемых с организаций и с граждан.
В налоговой практике встречаются названия индивидуальный налог, субъектом которого являются физические лица и корпоративный налог, субъектом которого выступают физические лица. Последнее название является примером неразборчивого заимствования зарубежной терминологии, так как гражданское законодательство Казахстана подобного термина не знает. Как правильно, на наш взгляд, отмечается в юридической литературе "выявление круга платежей по субъектам имеет важное практическое значение в характеристике правового статуса соответствующего юридического или физического лица, определений перспектив их деятельности, организации контроля за уплатой налогов".
3. В зависимости от их территориального уровня налоги подразделяются на общегосударственные и местные.
К общегосударственным налогам относятся:
1) подоходный налог с юридических и физических лиц;
2) налог на добавленную стоимость;
3) акцизы;
4) налог
на операции с ценными
5) специальные
платежи и налоги
К местным налогам и сборам относятся:
1) земельный налог;
2) налог на имущество юридических и физических лиц;
3) налог на транспортные средства;
4) сбор
за операции с ценными
5) сборы за право занятия отдельными видами деятельности;
6) сбор с аукционных продаж.
Деление
налогов на общегосударственные
и местные обычно определяются двумя
факторами: кем установлен налог (центральным
и местным органом) и доходным источником,
какого бюджета он является (центрального
или местного).
В качестве инструмента бюджетного регулирования налоги подразделяются на закрепленные и регулирующие.
Бюджетное регулирование – это процесс сбалансирования бюджета, т.е. обеспечения равенства его доходной и расходной статей.
Закрепленные налоги – это те, которые в соответствии с законодательством закреплены как доходный источник за определенным видом бюджета.
Регулирующие налоги – это те, которые в процессе ежегодного утверждения бюджетов передаются из вышестоящего в нижестоящий в целях сбалансирования последнего.
Таким образом, налог, являющийся закрепленным для вышестоящего бюджета, может выступать в качестве регулирующего для местного. В результате доходы республиканского бюджета состоят только из закрепленных источников (включая закрепленные налоги), доходы местных бюджетов, так и из регулирующих доходов. Определение налога, в качестве регулирующего производится при утверждении соответствующего бюджета. Для регулирования местных бюджетов обычно используется подоходный налог с юридических лиц и подоходный налог с физических лиц, удерживаемый у источника выплаты. В зависимости от характера использования налоги могут быть общего значения и целевыми. Налоги общего значения зачисляются в бюджет соответствующего уровня как общий денежный фонд соответствующей территории и используются при исполнении бюджета без привязки к конкретным мероприятиям.
Целевые налоги обычно зачисляют во внебюджетные целевые фонды или выделяют в бюджете отдельной строкой.
Характеризуя
целевые налоги и отмечая их положительные
качества, С.Г. Пепеляев указывает, что
во-первых с психологической точки
зрения, налогоплательщик с большей
готовностью уплачивает налог; во-вторых,
эти налоги могут вводиться с целью придания
большей независимости конкретному государственному
органу, в-третьих, целевой характер налога
может оправдываться тем, что необходимость
затрат вызвана получением доходов. Налоговая
система Казахстана формально не знает
специальных налогов. Однако если рассмотреть
такие платежи в Дорожный фонд, как отчисления
пользователей автомобильных дорог и
сбор за реализацию бензина и дизельного
топлива, реализуемого в розничной торговле,
то мы увидим в них типичные налоги со
всеми их признаками, атрибутами и элементами
(сбор, например, за реализацию – самый
обычный налог с продаж). Кстати, стремления
замаскировать налоги под всякого рода
"отчисления", "сборы", "плату"
и т.п. – это типичное явление для всякой
финансовой системы, построенной по ведомственному
признаку.
2.2
Организация налогового
контроля
С переходом на рыночные отношения, в условиях развития различных форм собственности, и, прежде всего, частной, появляются новые объекты и субъекты финансового контроля. В связи с этим появляется необходимость в выделении налогового контроля в самостоятельный вид контроля. Самостоятельность налогового контроля установлена Законом РК "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" 1995 г., где указано, что проверка юридических и физических лиц по вопросам правильности исчисления и правильности уплаты в государственный бюджет осуществляется исключительно органами налоговой службы. Налоговый контроль характеризуется следующими признаками.
Во-первых,
налоговый контроль является разновидностью
государственного контроля. То есть он
осуществляется уполномоченным на то
государственным органом, реализующим
контрольную функцию
Во-вторых, налоговый контроль выступает видом финансового контроля. В процессе осуществления налогового контроля обеспечивается реализация такого направления финансовой деятельности государства, как сбор доходов, идущих на формирование денежных фондов, входящих в состав финансовой системы государства.
В-третьих, налоговый контроль относится к специализированным видам государственного контроля. Это выражается в первую очередь в том, что налоговый контроль осуществляют только те органы, которые специально уполномочены на это.
Специализированность налогового контроля, в-четвертых, определяет его функциональность. Это выражается в том, что сами органы налогового контроля не вправе выходить за его рамки. Данное положение зафиксировано в указе о налогах в виде права налогоплательщика "не предоставлять информацию и документы, не относящиеся к налогообложению". Функциональность налогового контроля выражается также в том, что его объектом выступают люди, независимо от их формы собственности, организационно-правовой формы и вида деятельности.
Налоговый контроль начинается с построения и поддержания функционирующей налоговой системы, которая является непременной предпосылкой контроля.
Система налогового контроля – это совокупность субъектов, объектов, видов, типов, принципов контроля, взаимодействующих как единое целое в процессе установления результатов исполнения, изменения состояния объекта контроля, анализа и оценки данных, полученных путем изменения, выработки корректирующих воздействий.
Основным
звеном налогового контроля являются
территориальные налоговые
Налоговый
контроль следует рассматривать
в организационном и
В настоящее время в работе налоговых органов приоритетное место занимает проведение документальных проверок (последующий контроль), так как именно эти проверки наиболее эффективны в части выявления допущенных нарушений и в части до начисленных сумм налоговых платежей. Важной по значимости является камеральная проверка (предварительный контроль), она служит основой для проведения документальной проверки.
По мере создания компьютерных сетей и база, данных определяющую роль будет играть текущий контроль, связанный с работой по разъяснению налогового Законодательства, сбору, обработке и анализу широкой информации о налогоплательщиках, на основании которых будет осуществляться выборочная проверка налогоплательщиков. К текущему контролю можно отнести мониторинг крупных предприятий, рейдовые проверки мобильных групп и.т.д.