Характеристика налогового планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 18:16, реферат

Описание работы

Сущность налогового планирования заключается в признании за каждым налогоплательщиком права использовать все допустимые законами средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Налоговое планирование можно определить как организацию деятельности хозяйственных объектов с целью минимизации налоговых обязательств без нарушения закона. В основе налогового планирования лежит максимально полное и правильное использование всех разрешенных законом льгот, оценка позиции налоговой администрации и основных направлений налоговой и инвестиционной политики государства.

Содержание

Введение. 3
1. Понятие виды налогового планирования 7
2. Элементы налогового планирования 13
3. Методы внутрифирменного планирования. 15
Заключение 23
Список литературы 25

Работа содержит 1 файл

налоговое планирование.реферат.doc

— 137.50 Кб (Скачать)

     Создание  собственных налоговых подразделений  обычно не исключает привлечение независимых специалистов и обращение в консультационные, юридические и аудиторские фирмы. Наоборот, чем выше уровень понимания норм налогового законодательства и налоговой проработки новых проектов, тем больше возникает вопросов и возрастает необходимость привлечения высококлассных специалистов в отдельных узких областях.

     Для успешного налогового планирования важнейшее значение имеет стабильность налогового законодательства. В России не только налоги меняются в течение года, иногда совершенно неожиданно как для налогоплательщиков, так и для самих налоговых органов, но и нередко принимаются поправки к налоговым законам, имеющим обратную силу. Очевидно,   в  этих условиях  строить  какие-либо   "долгоиграющие" схемы довольно рискованно.  Однако в качестве элементов налогового планирования можно использовать многие приемы и модели, позволяющие правильно строить взаимоотношения с налоговым ведомством, а для предприятий, уже выведших на внешние рынки и имеющих интересы в зарубежных странах,  могут разрабатываться  уже  нормальные программы международного налогового планирования.

     Налоговое планирование в своих активных формах предполагает "подстраивание" налогоплательщика под избранные им благоприятные налоговые режимы и требует, таким образом, во многих случаях изменить форму или даже содержание его деятельности. Такие изменения должны в первую очередь касаться тех признаков, на которые ориентируется налоговое законодательство при определении налоговых обязательств граждан и предприятий.

     Во-первых, это — объект налогообложения: сделка, имущество, доход. Меняя этот объект в тех пределах, которые позволяют обстоятельства, можно выбрать более выгодный для налогоплательщика режим и вид обложения.

     Во-вторых, нередко можно заменить и субъект обложения, т.е. самого налогоплательщика.

     В-третьих, можно заменить и саму налоговую власть, т.е. перейти из одной налоговой юрисдикции в другую.

     В-четвертых, в достаточно широких пределах можно менять сами обстоятельства (по крайней мере, в глазах налоговых властей), сопутствующие той или иной облагаемой налогом деятельности. В частности, это возможно при использовании различного рода вычетов, скидок, списаний и других льгот, допускаемых при определении облагаемого дохода в целях исчисления подоходных налогов.

     Способы оптимизации налоговых платежей:

     Замена  объекта налога. Целью такой замены обычно является переход из-под режима обложения одним налогом в режим обложений другим, более низким налогом.

     Смена объекта налога часто применяется  в целях избежания высоких налогов на отдельные виды сделок. Например, вместо продажи земли часто продают компанию, владеющую землей, то же самое проделывают с судами, самолетами, автомобилями, производственными активами и т. д. В банковском деле вместо кредита могут выдавать гарантии и поручительства,, в инвестиционной сфере продажа оборудования часто заменяется передачей его в лизинг и т. д.

     Замена  субъекта налога (налогоплательщика). Переход на более выгодный режим налогообложения может быть осуществлен и путем замены налогоплательщика. Например, фирма может изменить свою юридическую форму: из товарищества с неограниченной  ответственностью  превратиться  в  общество  с ограниченной ответственностью, из ЗАО — в АО и т. д. Осуществляя какую-то коммерческую деятельность, можно вести ее в режиме индивидуального частного предпринимательства (ИЧП) и платить только подоходный налог или перевести эту деятельность на ТОО и платить налог на прибыль.

     Смена налогоплательщика может быть обеспечена также в результате слияния или разделения фирм, что может иметь как негативные, так и позитивные налоговые последствия.

     Замена  налоговой юрисдикции. Наиболее ответственным решением в налоговом планировании является замена налоговой юрисдикции одной страны на другую. Для физического лица это связано с переездом в другую страну на постоянное жительство, для предприятия это чаще всего означает закрытие фирмы в одной стране и открытие новой фирмы в другой стране (только немногие страны разрешают перевод фирмы к другую страну с сохранением ее прежней правоспособности).

     Выход в другую налоговую юрисдикцию может  быть также осуществлен в порядке слияния с фирмой или поглощения фирмой другой страны. Сама процедура таких слияний и поглощений — дело очень непростое, требующее высококвалифицированной проработки многих юридических и финансовых вопросов и иногда специального разрешения властей. Вместе с тем при правильном ее проведении результатом может быть не только перевод бизнеса в более благоприятный налоговый режим, но и одномоментное снижение налоговых обязательств вследствие консолидации балансов сливающихся фирм.

     Переход под более выгодную налоговую юрисдикцию бывает, возможен и внутри одной страны. В России, например, такие условия предлагают Ингушетия и Калмыкия.

     Использование налоговых льгот при исчислении облагаемого чистого дохода. Обычно по налоговым правилам исчисление облагаемого дохода ведется раздельно по видам деятельности:

     а) доходы от капитала (инвестированного);

     б) доходы от коммерческой деятельности;

     в) доходы от труда за свой счет (свободные  профессии и т. д.);

     г) прочие доходы (доходы от лотерей, случайные  доходы спекулятивного характера и др.).

     По  каждому виду дохода применяются  свои правила и нормы исчисления чистого дохода (прибыли). Важнейшее значение имеют правила расчета прибыли от предпринимательской деятельности, которая понимается как "деятельность, осуществляемая с применением наемного труда и имеющая своей целью извлечение прибыли".

     Валовой доход предприятия от различных  видов его деятельности подлежит затем уменьшению на сумму расходов, связанных с его получением, с тем чтобы рассчитать чистую прибыль для целей налогообложения, или облагаемый доход. Именно на этой части налогового процесса возникает наибольшее число разногласий и конфликтов между налогоплательщиками и налоговыми органами. Дело в том, что для налоговых целей признаются вовсе не все расходы, понесенные налогоплательщиком, а лишь "обычные и необходимые для выполнения данного вида деятельности". Основываясь на этом критерии, налоговые органы могут разрешить списание некоторого вида расхода в его полном размере или только частично, или даже вовсе запретить его вычет, вынуждая тем самым восстановить израсходованную сумму в составе облагаемого дохода.

     Еще более сложные мероприятия приходится проводить в случае обмена долгами (естественно, обмена заслуживают не любые долги, а только долги, показываемые в налоговых отчетах и признаваемые налоговым органом). Такая ситуация может иметь место, когда предприятие с крупной прибылью (и соответственно с высокими налоговыми обязательствами) заинтересовано в приобретении другого предприятия, которое имеет крупные убытки в своем балансе. Потенциально последнее предприятие может иметь высокую стоимость (по его оснащенности, связям с клиентами и т.д.), но рыночная его стоимость в связи с долгами оказывается очень низкой.

     Решением  в этом случае может быть полное поглощение убыточного предприятия прибыльным (при выплате некоторой согласованной компенсации бывшим владельцам) с последующим объединением их балансов и погашением, таким образом, прибыльных статей одного предприятия убытками другого. В конечном счете, обязательства по уплате налогов уже нового объединенного предприятия при правильном проведении всей процедуры могут быть сведены к нулю. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

      Сущность налогового планирования заключается в признании за каждым налогоплательщиком права использовать все допустимым законом средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Право субъектов налогообложения на защиту своих прав, в том числе права собственности, оправдано главе ной целью рыночной экономики и ее основными принципами.

     Налоговое планирование представляет собой составную  части управленческой деятельности. Налоговые платежи — одна из самых больших статей расходов физических и юридических лиц; налоговое планирование способствует сокращению издержек и повышению рентабельности предпринимательства.

     К основным видам деятельности по налоговому планированию относятся:

     • сбор и систематизация информации по налогообложению;

  • текущий контроль за выполнением налоговых обязательств;
  • экспертиза экономических проектов, планов и управленческих  решений с точки зрения налогового законодательства в интересах повышения чистой прибыли;
  • разработка и осуществление мероприятий по оптимизации налотовых обязательств в соответствии с изменениями национального и зарубежного налогового права, затрагивающих хозяйственную деятельность.

     При уклонении от уплаты налогов налогоплательщик уменьшает свои налоговые обязательства запрещенными законом способами. Понятие «обход налогов» применяется в ситуациях, когда предприятие не является налогоплательщиком, но занимается деятельностью, по закону подлежащей налогообложению, либо оно не зарегистрировано, либо имеет место сокрытие дохода.

     Крайними  формами нарушения налогового законодательства являются бегство от налогов — перевод налогооблагаемых доходов или собственности за рубеж без уплаты отечественных налогов, злостная неуплата налогов, деятельность в теневой экономике.

     Минимизация налоговых выплат - один из главных  инструментов государственной налоговой политики, позволяющих мотивировать хозяйственное поведение собственников производственных ресурсов в желательном для государства направлении.

     Одной из важнейших целей налогового планирования является нейтрализация налогового произвола государства, заключающееся в отсутствии стабильной законодательной регламентации взаимоотношений государства и налогоплательщиков. От налогового произвола государства следует отличать произвол чиновников в налоговой сфере.

     Первое  направление налогового планирования — это выбор оптимальной организационно-правовой формы юридического лица с точки зрения налогообложения.

     Одним из направлений действий по уменьшению налоговых платежей является изменение и разделение объекта налогообложения, изменение характера хозяйственной деятельности.

     Еще одно направление - выбор места размещения или регистрации с учетом налоговых льгот, предоставляемых государством хозяйствующим субъектам в некоторых регионах. Все большее развитие во всем мире получают различного рода «свободные зоны», предоставляющие льготный налоговый режим. Есть такие зоны ив нашей стране.

     Сократить налоговые платежи можно при  помощи выбора вариантов использования прибылей и резервного капитала, инвестиционной политики, которые могут обеспечить дополнительные налоговые льготы и даже возврат части уплаченных налогов. 
 
 

Список  литературы

 
  1. Налоговое планирование / Е. Вылкова, М. Романовский. — СПб.:

    Питер, 2004.

  1. Козенова Т. С. Налоговое планирование на предприятии – М.: АиН,

    1998.

  1. Налоги    и    налогообложение:    Учебное   пособие   для  вузов/

    И.Г.Русакова, В.А.Кашин, А.В.Толкушкин и др.; Под  ред. И.Г. Русаковой, В.А. Кашина. — М: ЮНИТИ, 2000.

  1. Налоговое право: Учебник / Под ред. С,Г. Пепеляева. — М.:Юристь,

    2003.

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации.

Информация о работе Характеристика налогового планирования