Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 18:16, реферат
Сущность налогового планирования заключается в признании за каждым налогоплательщиком права использовать все допустимые законами средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Налоговое планирование можно определить как организацию деятельности хозяйственных объектов с целью минимизации налоговых обязательств без нарушения закона. В основе налогового планирования лежит максимально полное и правильное использование всех разрешенных законом льгот, оценка позиции налоговой администрации и основных направлений налоговой и инвестиционной политики государства.
Введение. 3
1. Понятие виды налогового планирования 7
2. Элементы налогового планирования 13
3. Методы внутрифирменного планирования. 15
Заключение 23
Список литературы 25
финансовая политика предприятия
Характеристика
налогового планирования.
Содержание:
Сущность налогового планирования заключается в признании за каждым налогоплательщиком права использовать все допустимые законами средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Налоговое планирование можно определить как организацию деятельности хозяйственных объектов с целью минимизации налоговых обязательств без нарушения закона. В основе налогового планирования лежит максимально полное и правильное использование всех разрешенных законом льгот, оценка позиции налоговой администрации и основных направлений налоговой и инвестиционной политики государства.
Как правило, какая-либо деловая или коммерческая цель может быть достигнута разными путями. В зависимости от выбора этого пути размеры и даже виды сопутствующих налоговых платежей будут различными. Целью налогового планирования является выбор такого пути, при котором налоговые платежи были бы минимальными. Поскольку налоговые платежи представляют одну из статей расходов, то планирование налогов является составным элементом общей стратегии оптимизации расходов. Вместе с тем начисление и уплата налогов функционально не связаны с производством, налоги представляют собой во всех случаях простой вычет из доходов предпринимателя, которого он, естественно, желает избежать.
Этого можно добиться двумя путями:
1) используя все легальные возможности снижения своих налоговых платежей и перестраивая свою деятельность таким образом, чтобы возникающие при этом налоговые обязательства были минимальными;
2) пытаясь скрыть свою деятельность и свои доходы от налоговых властей, не останавливаясь перед искажением налоговой отчетности и представлением ложных данных о своих действиях и доходах.
Первый, легальный путь называется избежанием налогов. Он может вызывать недовольство властей, но он находится под защитой закона, хотя в некоторых "пограничных" случаях исход конфликта с налоговыми органами не может быть спрогнозирован с полной уверенностью. Второй путь связан с нарушением налоговых законов и называется уклонением от налогов. К налоговому планированию он имеет отношение только в тех ситуациях, когда налогоплательщик под влиянием тех или иных обстоятельств вынужден нарушать закон, хотя сознает последствия этих нарушений и готов нести ответственность.
Следует подчеркнуть, что любые законы, регулирующие функционирование рыночной экономики, в том числе и налоговые, предусматривают, что они могут нарушаться предпринимателями и что последние должны нести за это ответственность.
Важно и абсолютно необходимо для нормального коммерческого оборота, чтобы потери всех лиц, пострадавших от такого нарушения, были полностью и в адекватной форме компенсированы за счет средств нарушителя. Таким образом, если какого-то нарушения нельзя избежать, надо заранее предусмотреть все возможные последствия и быть готовым нести соответствующие расходы.
Необходимость налогового планирования заложена в самом современном налоговом законодательстве, которое предусматривает разные налоговые режимы для разных ситуаций, допускает различные методы для исчисления налоговой базы и предлагает налогоплательщикам различные налоговые льготы, если они будут действовать в желательных властям направлениях и одобренными ими методами. В прошлом, когда были распространены в основном подушевые налоги и акцизы, исчисляемые в твердых ставках с объекта обложения, необходимость в налоговом планировании, очевидно, не возникала. От сборщика налогов можно было только спрятаться. Нельзя было уменьшить налога путем внесения каких-то корректив в свою деятельность. В наше время налоги играют роль не только кнута, но и пряника (нередки даже случаи возврата ранее уплаченных налогов), которым государство стремится привлечь налогоплательщиков к деятельности в льготируемых секторах и в желательных властям формах. Изучая и используя появившиеся возможности, а значит и планируя свои будущие налоговые платежи, налогоплательщик делает лишь то, чего от него ждет правительство.
Вместе с тем не следует забывать, что планирование налогов связано с определенными затратами, иногда значительными: на приобретение литературы о налогах, консультирование, переориентирование финансовых потоков, регистрацию новых фирм и другие меры, которые необходимо предпринимать в целях экономии налогов. Поэтому выгоду от налогового планирования, т.е. средства, сэкономленные на налогах, всегда следует сравнивать с затратами, которых оно требует, и если чистый эффект окажется невелик, то, видимо, нет смысла вовлекаться в сложные схемы и реорганизации. Кроме того, цели налогового планирования могут вступать в противоречие с общекоммерческими приоритетами предприятия. Например, предприятию в момент нового выпуска акций удобнее показать высокую прибыль, что повысит привлекательность акций для инвесторов и позволит получить дополнительный доход в виде курсовой надбавки (но тогда с высокой прибыли придется платить и повышенный налог).
Разумеется, мелкие и крупные фирмы располагают разными возможностями для налогового планирования. Многонациональные корпорации и концерны обычно содержат специальные службы налогового планирования, которые подчиняются непосредственно одному из первых вице-президентов корпорации.
Наконец,
необходимость налогового планирования
в решающей степени зависит от тяжести
налогового бремени в той или иной стране.
Если налоговое бремя в стране не превывшает
10 — 15% ВНП (или общего чистого дохода,
если применить этот критерий к отдельному
предприятию или предпринимателю), то
потребность в налоговом планировании
минимальна, а мелким предпринимателям
лучше вообще не забивать себе голову
этими вопросами.
Налоговое планирование — это активные действия налогоплательщика по уменьшению налоговых платежей. Основными понятиями налогового планирования являются оптимизация налогов и минимизация налогов.
Правомерно наряду с такими видами планирования, как финансовое,
социальное, бюджетное (в зависимости от отдельных видов планируемых ресурсов), выделять также налоговое планирование.
Имеющиеся в экономической литературе определения налогового
планирования целесообразно объединить в две основные группы: первая группа — на основе подхода к определению налогового планирования лежит минимизация налоговых обязательств налогоплательщика; вторая группа — понятие налогового планирования основано на налоговой оптимизации.
Налоговое планирование имеет свои границы, основной из которых является соответствие положениям закона той местности и того промежутка времени, когда применяется налоговое планирование. И поэтому одним из критериев классификации налогового планирования выделяют в зависимости от законности действий налогоплательщика и степени налоговой нагрузки. На практике выделяют три вида налогового планирования: классическое, оптимизационное и противозаконное.
Классическое
налоговое планирование- важное направление
финансово-экономической
Осуществляя
классическое налоговое планирование
хозяйствующий субъект не стремится
к занижению суммы налогов, поэтому
основными негативными
Напрямую затрагивает проводимые налогоплательщиком учет, отчетность, планирование экономической деятельности.
Для целей классического налогового планирования очень важно проводить на предприятии правильную учетную политику и организовать ее нормальную реализацию; необходимо четко и грамотно вести бухгалтерский и налоговый учет; важно избегать методических ошибок в бухгалтерском и налоговом учете. Основное внимание персонала, отвечающего на предприятии за налоговый учет, необходимо ориентировать на избежание учетных ошибок при операциях на большом обороте и при разовых капиталоемких сделках. Подобные ошибки достаточно распространены и могут привести к серьезным последствиям; необходимо правильно и четко оформлять первичные бухгалтерские документы. Их отсутствие трактуется налоговыми органами однозначно негативно. Самый лучший подход по отношению к документам (при этом не переходя грань разумного) - иметь оправдательный документ на каждую сделку или движение финансов.
Способы
успешного осуществления
инвестиционный налоговый кредит).
Предприятие должно пользоваться всеми возможными простыми и
доступными льготами, в том числе по рассрочке налоговых платежей.
Иногда в экстренных экономических ситуациях предприятие может
пойти и на задержки налоговых платежей, четко представляя себе последствия подобных действий и варианты урегулирования в дальнейшем своих отношений с налоговыми органами.
Налоговый кодекс предоставляет для предприятий возможность
использовать
целый набор налоговых
Оптимизационное (минимизационное) налоговое планирование предполагает, что налогоплательщик планирует и организует свою экономическую деятельность так, чтобы платить по возможности меньше налогов, используя методы, не противоречащие действующему законодательству. При этом в организации снижается коэффициент налоговой нагрузки.
Вульгарное (противозаконное) налоговое планирование основано на
том, что налогоплательщик применяет противозаконные методы для уменьшения налоговых платежей. Такое планирование достаточно тесно связано с криминализацией бизнеса (в связи с этим, его правомерно было бы рассматривать как обход (избежание) налогов, а не налоговое планирование).
В зависимости от размера территории, на которой налогоплательщик осуществляет свою деятельность, налоговое планирование может быть международным, национальным, местным.
В зависимости от уровня управления налоговое планирование может подразделяться на планирование на макро- и микроуровне.
Налоговое планирование на уровне хозяйствующих субъектов
целесообразно классифицировать по видам следующим образом:
различать налоговое планирование в коммерческих и некоммерческих организациях. В свою очередь, имеется специфика налогового планирования в различных коммерческих организациях: производственных, торговых, научных, финансовых посредниках (банках, страховых организациях, профессиональных участниках рынка ценных бумаг) и т. д.;
специфика налогового планирования в акционерных обществах, производственных кооперативах и т. п.;