Характеристика налогового планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 18:16, реферат

Описание работы

Сущность налогового планирования заключается в признании за каждым налогоплательщиком права использовать все допустимые законами средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Налоговое планирование можно определить как организацию деятельности хозяйственных объектов с целью минимизации налоговых обязательств без нарушения закона. В основе налогового планирования лежит максимально полное и правильное использование всех разрешенных законом льгот, оценка позиции налоговой администрации и основных направлений налоговой и инвестиционной политики государства.

Содержание

Введение. 3
1. Понятие виды налогового планирования 7
2. Элементы налогового планирования 13
3. Методы внутрифирменного планирования. 15
Заключение 23
Список литературы 25

Работа содержит 1 файл

налоговое планирование.реферат.doc

— 137.50 Кб (Скачать)

современных российских условиях это планирование на срок более 1 года; годовое и краткосрочное или оперативное налоговое планирование на квартал, месяц, декаду. Естественно, что точность планирования убывает с увеличением его периода;

  • исходя из направленности на перспективу следует различать стратегическое и текущее (оперативное) планирование. Стратегическое налоговое планирование определяет долговременный курс предприятия по законному снижению налоговых расходов и предусматривает решение крупномасштабных задач, которые встают перед организацией чаще всего на этапе ее создания. Текущее налоговое планирование ориентировано на решение задач текущей деятельности организации по вопросам конкретного периода деятельности налогоплательщика.
  • с точки зрения учета различных прогнозных вариантов изменения внешней среды и внутреннего финансово-хозяйственного состояния предприятия целесообразно выделять динамическое и статическое налоговое планирование;
  • в зависимости от размера бизнеса есть специфика налогового планирования на малых предприятиях, на средних и крупных предприятиях, в том числе в холдингах и прочих объединениях предприятий;
  • в зависимости от полноты охвата объектов налоговое планирование может быть полным и тематическим (фрагментарным);
  • в зависимости от объекта налогового планирования его можно подразделять на налоговое планирование деятельности предприятия в целом, структурных подразделений, отдельных «центров ответственности» и конкретных операций;
  • в соответствии с субъектами, инициирующими налоговое планирование, целесообразно подразделять его на внешнее (инициируемое учредителями) и внутреннее (инициируемое исполнительными органами организации);
  • с точки зрения учета различных прогнозных вариантов изменения внешней среды и внутреннего финансово-хозяйственного состояния предприятия целесообразно выделять динамическое и статическое налоговое планирование;
  • в зависимости от размера бизнеса есть специфика налогового планирования на малых предприятиях, на средних и крупных предприятиях, в том числе в холдингах и прочих объединениях предприятий;
  • в зависимости от полноты охвата объектов налоговое планирование может быть полным и тематическим (фрагментарным);
  • в зависимости от объекта налогового планирования его можно подразделять на налоговое планирование деятельности предприятия в целом, структурных подразделений, отдельных «центров ответственности» и конкретных операций;
  • в соответствии с субъектами, инициирующими налоговое планирование, целесообразно подразделять его на внешнее (инициируемое учредителями) и внутреннее (инициируемое исполнительными органами организации);
  • в соответствии с субъектами, осуществляющими налоговое планирование: работником бухгалтерии или финансового отдела предприятия; силами специализированного отдела предприятия; внешними консультантами, в том числе уполномоченными представителями из аудиторских и консалтинговых фирм;
  • исходя из критерия территориальности целесообразно различать

местное и международное налоговое планирование;

  • в зависимости от ожиданий, возлагаемых на налоговое планирование: оптимистическое, пессимистическое и реалистичное.
  • в зависимости от типа налогоплательщика налоговое планирование может быть корпоративным или индивидуальным. В свою очередь, корпоративное налоговое планирование подразделяется на внутреннее и внешнее. Внешнее планирование осуществляют собственники организации, а внутреннее – службы организации (бухгалтерия, юридический отдел, финансовый отдел).

      

      

      

       
 
 
 
 
 
 

2. Элементы налогового планирования

     Элементами  налогового планирования являются:

  • стратегия оптимизации налоговых обязательств;
  • учетная политика организации;
  • налоговый календарь;
  • контроль дебиторской задолженности;
  • контроль состояния бухгалтерского и налогового учета и отчетности;
  • постоянный мониторинг налоговых льгот.

     Рассмотрим  подробней такой элемент налогового  планирования как

налоговый календарь. Он предназначен для прогнозирования  и контроля правильности исчисления налогов, а также соблюдения сроков уплаты налогов и соблюдения сроков предоставления отчетности, поскольку  в противном случае это может  вызвать штрафные санкции. Налоговый календарь представляет собой план годовых платежей, предусматривающий не только календарные сроки уплаты налогов, но и наличие денежных средств, необходимых для осуществления платежей.

    С помощью  налогового календаря у  налогоплательщика  появляется

возможность координировать денежные потоки организации. Последовательность расчетов плана  налоговых платежей может быть представлена следующим образом:

  1. Расчет налогов, облагаемой базой  для которых является выручка от

реализации.

  1. Расчет налогов, облагаемой базой  для которых является фонд

оплаты  труда.

    3. Расчет  налогов на основании  заявок  на расходы. 

    4. Плановые  налоговые платежи.

    5. Расчет  налога на прибыль организации.

          Для своевременного исполнения  налоговых  обязательств рекомендуется  провести следующее:

          1. В соответствии с налоговым   календарем накануне платежа  установить лимиты неснижаемых  остатков на расчетном счете.

          2. Оценить динамику прироста остатка   денежных средств.

          3. При возникновении угрозы неисполнения  обязательства прекратить все платежи по расчетному счету.

          4. Платежи по другим направлениям  расходов осуществлять только  в пределах превышения денежных  средств над неснижаемым остатком.

          5. За 2 дня до платежа подготовить   платежные поручения на оплату  налогов.

          6. При разноске банковских документов  целесообразно формировать данные об уплаченных налогах.

          7. Формировать сальдо отклонений  от плановых значений соответствующих  показателей.

          Необходимо  отметить, что в настоящее  время  есть возможность выбрать  наиболее удобную готовую электронную версию налогового календаря (к примеру, представленную в таких базах данных, как «Гарант», «Консультант +»).  
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Методы внутрифирменного планирования.

     Налоговое планирование представляет собой неотъемлемую составную часть управленческой деятельности. Налоговые платежи для любого физического и юридического лица — одна из самых больших статей расходов, поэтому налоговое планирование так же способствует повышению рентабельности бизнеса, как сокращение издержек производства, транспортировки, хранения, сбыта. Поэтому его можно отнести к планированию расходов. Для предприятия эти расходы близки к накладным, т.е. расходам, увеличивающим издержки производителя и снижающим уровень чистого дохода. Уменьшение налоговых выплат, таким образом, для предприятия равноценно снижению издержек или увеличению доходности.

     Налоговое планирование подразделяется на планирование в рамках одного предприятия (корпоративное налоговое планирование) и на налоговое планирование в рамках системы (группы) предприятий.

     К основным видам деятельности по налоговому планированию относятся:

  • сбор и систематизация информации по проблемам налогообложения (мониторинг налогового законодательства);
  • текущее налоговое планирование и текущий контроль за выполнением налоговых обязательств;
  • экспертиза экономических проектов, планов и управленческих решений с точки зрения налогового законодательства;

     • разработка и осуществление мероприятий по оптимизации налоговых обязательств в соответствии с изменениями национального законодательства или норм международного налогового права.

     В качестве основных инструментов налогового планирования можно выделить следующие:

     1. Налоговые льготы, предусмотренные  налоговым законодательством (например, льготы по налогу на имущество организаций, работниками которых являются инвалиды, если их численность составляет более 50%).

     2. Оптимальная с позиций налоговых  последствий форма договорных  отношений (например, реализация  продукции самостоятельно или  через комиссионера; производство готовой продукции из собственного сырья или из давальческого сырья).

     3. Цены сделок (например, увеличение  покупных или снижение продажных  цен по сделкам с контрагентами).

     4. Отдельные элементы налогообложения  (например, дифференциация налоговых ставок по прибыли (доходу) у индивидуальных предпринимателей и у юридических лиц).

     5. Специальные налоговые режимы, предусмотренные  ст.18 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), и особые системы налогообложения (например, упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства, система налогообложения в свободных экономических зонах, единый налог на вмененный доход).

     6. Льготы, предусмотренные соглашениями  об избежании двойного налогообложения  и иными международными договорами  и соглашениями (например, взаимодействие в своей коммерческой деятельности фирм, зарегистрированных в иностранных государствах и имеющих режим льготного налогообложения).

     7. Элементы бухгалтерского учета  в целях налогообложения, учетная  политика в целях налогообложения (например, метод определения выручки от реализации "по оплате" или "по отгрузке", оценка материально-производственных запасов и расчет их фактической себестоимости при списании в производство, порядок переоценки основных средств, наличие или отсутствие резервов предстоящих расходов и платежей).

     Эффективная система налогового планирования для  предприятия не может ограничиваться только кругом налоговых обязательств этого конкретного предприятия. Любой экономический агент в современных условиях представляет собой отдельное звено в длинной цепи экономических отношений. У каждого предприятия всегда есть как продавцы, поставщики, подрядчики, так и покупатели, заказчики, клиенты. Учет налоговых обязательств и проблем контрагентов является обязательным условием выработки конкурентоспособных предложений. Налоговое планирование любого лица должно осуществляться с учетом предоставления максимально благоприятных условий для деловых партнеров.

     Для проработки отдельных вопросов последующего и текущего финансового контроля за налоговыми обязательствами, планирования и налоговой экспертизы новых коммерческих и инвестиционных проектов могут привлекаться внешние специалисты. Такая практика получила широкое распространение во всех странах с развитой рыночной экономикой. Эти услуги предоставляют частные налоговые эксперты, налоговые адвокаты, специализированные налоговые и юридические фирмы, отделы по налоговому планированию и налоговому консультированию аудиторских фирм, ассоциации и объединения налогоплательщиков, налоговых консультантов, аудиторов.

     К наиболее эффективным формам организации  деятельности в сфере налогового планирования относится создание собственных  высококвалифицированных и хорошо оснащенных специализированных налоговых подразделений. Такими подразделениями располагают все ведущие промышленные, торговые, банковские, страховые, инвестиционные предприятия в развитых странах.

     Как правило, собственное подразделение  по налоговому планированию создают средние и даже небольшие предприятия, деятельность которых осуществляется в международном масштабе. Специализированные налоговые отделы предприятий могут состоять из нескольких специалистов или насчитывать десятки, и даже сотни человек. Количество специалистов часто определяется не столько объемами проводимых операций, сколько сложностью, спецификой и охватом различных сфер экономической деятельности.

Информация о работе Характеристика налогового планирования