Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 10:52, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является определение понятия государственной регистрации юридических лиц, ее значения, рассмотрение порядка регистрации.
Введение
Глава 1. Общая характеристика понятия государственная регистрация юридических лиц
1.1. Определение термина государственная регистрация юридических лиц
1.2. Правовое значение государственной регистрации юридических лиц
1.3. Понятие и значение Единого государственного реестра юридических лиц
1.4. Хранение сведений в Едином государственном реестре юридических лиц
1.5. Предоставление сведений содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц
Глава 2. Порядок государственной регистрации юридических лиц
2.1. Общая характеристика порядка государственной регистрации юридических лиц
2.2. Государственная регистрация юридических лиц при их создании
2.3. Особенности государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации
2.4. Государственная регистрация изменений в учредительные документы и внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в государственном реестре
2.5. Особенности государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией
2.6. Отказ в государственной регистрации юридического лица
2.7. Ответственность за нарушение порядка государственной регистрации юридических лиц
Глава 3. Проблемы и совершенствования процедуры государственной регистрации юридических лиц
3.1. Целесообразность государственной регистрации юридических лиц
3.2. Арбитражная практика по проблемам государственной регистрации юридического лица
Заключение
Список литературы
Обеспечить строгий контроль в данной сфере правовыми способами способна только государственная власть. Основными направлениями защиты интересов государства и граждан должны быть ужесточение требований к процедуре создания юридических лиц, наличие общедоступного реестра, содержащего наиболее значимые данные о созданных юридических лицах.
Регистрация организаций на подставных лиц обычно производится, когда организация создается для проведения каких-либо разовых операций с незаконной целью (например, для обналичивания крупных сумм с целью избежания налогообложения) [29].
Целесообразным считают проведение предварительной проверки документов, представляемых для государственной регистрации юридического лица не только на их соответствие положениям российского законодательства, но и на достоверность содержащихся в них сведений. Например, в соответствии с приказом Московской регистрационной палаты от 16 апреля 1992 г. № 25 "О порядке сверки паспортных данных лиц, выступающих учредителями предприятий" была установлена обязанность регистрирующего органа при приеме учредительных документов для регистрации вновь создаваемых или перерегистрации ранее созданных предприятий сверять паспортные данные учредителей, подписавших учредительный договор и другие документы регистрируемого (перерегистрируемого) предприятия. Существующий сейчас порядок не устраняет возможности регистрации юридического лица на поддельные или похищенные паспорта.
Учитывая техническую оснащенность налоговых инспекций, представляется, что осуществление предварительной проверки достоверности сведений, в представляемых для государственной регистрации документов, не затруднит работу по легализации статуса юридического лица.
В случае же выявления нарушения установленного порядка образования юридического лица или несоответствия его учредительных документов закону необходимо установить для регистрирующего органа обязанность отказать в государственной регистрации такой организации.
3.2. Арбитражная практика по проблемам государственной регистрации юридического лица
В 2006—2007 гг. Арбитражным судом Свердловской области рассмотрено значительное число заявлений физических лиц, оспаривающих отказ налогового
органа в государственной регистрации создаваемых юридических лиц. Как правило, отказ налогового органа в государственной регистрации юридического лица основан на факте недостоверности сведений, содержащихся в заявлении о регистрации юридического лица, его учредительных документах. Эти факты выявляются при проведении налоговым органом различных мероприятий налогового контроля, в частности обследования адреса, указанного в качестве адреса места нахождения юридического лица. [30]
При рассмотрении дела № А60-33247/06-С101 судом установлено, что адреса, указанные в учредительных документах и в заявлении о государственной регистрации юридического лица, не могут являться адресами места нахождения вновь создаваемых обществ с ограниченной ответственностью, поскольку один из адресов фактически отсутствует, по второму адресу находится жилое помещение, руководитель и единственный участник общества в этом помещении не прописан, собственником не является. Суд посчитал, что данные, касающиеся адреса места нахождения общества недостоверны, поэтому отказал в удовлетворении требований заявителей о признании недействительными решений налогового органа об отказе в государственной регистрации юридических лиц. Определением от 26.07.2007 № 8823/07 ВАС РФ отказал в принесении протеста на судебные акты по данному делу.
Отказ суда в удовлетворении заявленных требований мотивирован следующим образом. В соответствии со статьей 54 Гражданского Кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 4 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации и указывается в его учредительных документах.
В п. 3 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Верховного Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.99 №90/14 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» разъяснено, что при разрешении споров, затрагивающих вопросы определения места нахождения общества, нужно учитывать, что Федеральный закон Российской Федерации № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» допускает изъятие из общего правила, предусматривая, что учредительными документами общества местом его нахождения может быть определено место постоянного нахождения органов управления общества или основное место его деятельности.
В силу пп. «в» п. 1 ст. 5 и п. 2 ст. 8 Федерального закона № 129-ФЗ государственная регистрация осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего органа, в случае отсутствия такового — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
Согласно ст. 40 Федерального закона Российской Федерации № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» единоличным исполнительным органом общества является директор. Он избирается общим собранием участников общества, действует от имени общества без доверенности, представляет его интересы, совершает сделки и выполняет другие функции в рамках своей компетенции.
Следовательно, учредитель юридического лица вправе указать в учредительных документах адрес места нахождения общества как место нахождения постоянно действующего исполнительного органа (директора) либо основное место деятельности общества. [31]
Однако в учредительных документах и в заявлении о государственной регистрации общества указаны адреса, по которым не находятся ни директор общества, ни само общество; имущество, принадлежащее обществу либо директору, по указанным адресам не зарегистрировано; документы, подтверждающие намерения общества использовать адрес в дальнейшем как адрес места его нахождения, не представлены.
Суд также отметил, что место нахождения общества имеет существенное юридическое значение, ибо им определяется место исполнения обязательств, место уплаты налогов, подсудность споров. Кроме того, указание недостоверных сведений в учредительных документах вновь создаваемого юридического лица затрагивает интересы неопределенного круга лиц, которые могут вступить в отношения с юридическим лицом, не осуществляющим деятельность по указанному в учредительных документах адресу, препятствует надлежащему осуществлению налогового контроля.
Изложенные выше обстоятельства явились основанием для отказа судом в удовлетворении требования учредителя вновь создаваемого юридического лица о
признании недействительным решения налогового органа об отказе в государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью. Вместе с тем исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации содержится в ст. 23 Закона № 129-ФЗ. Физические лица — учредители юридических лиц ссылались на то, что указание недостоверных сведений в учредительных документах и заявлении о государственной регистрации не может служить причиной отказа в государственной регистрации организаций. Физические лица-учредители также поставили вопрос о правомерности проведения налоговыми органами проверок достоверности сведений, указанных в учредительных документах и заявлениях о государственной регистрации юридических лиц.
Единообразного подхода к разрешению данных вопросов у судов нет.
Отменяя решение суда первой инстанции, которым заявителю было отказано в признании незаконным решения налогового органа об отказе в государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью «А» по причине указания недостоверных сведений о месте нахождения общества, суд апелляционной инстанции указал на отсутствие иных правовых оснований для отказа в государственной регистрации юридического лица, чем это предусмотрено п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ[32].
Кроме того, суд указал на отсутствие у налогового органа права осуществлять правовую экспертизу представленных на государственную регистрацию юридического лица документов.
При этом суд не отрицает возможность проведения налоговым органом проверки достоверности данных, указанных заявителем в учредительных документах и заявлении о государственной регистрации юридического лица.
Однако сделан вывод о том, что результаты проверок такого вида не должны влиять на решение вопроса о регистрации либо отказе в регистрации юридического лица.
Суд кассационной инстанции постановление суда апелляционной инстанции по делу отменил, оставив в силе решение суда первой инстанции[33]. Кассационный суд сослался на установленную ст. 12 Федерального Закона № 129-ФЗ обязанность заявителей представлять в налоговый орган при регистрации юридического лица достоверные сведения.
Документы, представляемые в регистрирующий орган в порядке, предусмотренном ст. 12 Федерального Закона № 129-ФЗ, должны не только соответствовать установленной форме, но и обладать признаками достоверности, в том числе с учетом требований законов, регламентирующих статус и порядок функционирования соответствующих юридических лиц. Документы, не отвечающие признакам достоверности, не могут быть основанием для внесения записи в единый государственный реестр. Поскольку сведения, представленные заявителем, не соответствуют требованиям действующего законодательства, они не могут считаться представленными. В связи с этим налоговый орган правомерно отказал в государственной регистрации юридического лица[34].
В то же время при рассмотрении дела по заявлению гражданина — участника общества с ограниченной ответственностью о признании недействительным решения налогового органа об отказе в регистрации юридического лица[35] судом установлено, что основанием для отказа в государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью явились выводы налогового органа о недостоверности представленных в заявлении о государственной регистрации общества и в учредительных документах общества сведений о месте нахождения юридического лица. При проверке достоверности этих сведений налоговый орган выявил, что по адресу, указанному в качестве адреса регистрации исполнительного органа, общество не находится, договор аренды помещения не заключался.
Признавая решение налогового органа об отказе в государственной регистрации юридического лица недействительным, суд исходил из того, что для государственной регистрации общества его участником был представлен полный пакет необходимых документов, предусмотренных ст. 12 Федерального закона № 129-ФЗ. Регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов кроме документов, установленных п. 4 ст. 9 Федерального закона № 129-ФЗ.
Суд сослался также на отсутствие оснований для отказа в государственной регистрации общества, исчерпывающий перечень которых предусмотрен п. 1 ст.23 Закона № 129-ФЗ. Итак, при рассмотрении данной категории дел судом разрешается несколько вопросов:
1. Правомерность проведения налоговым органом проверки достоверности сведений, содержащихся в заявлении о государственной регистрации юридического лица и учредительных документах. Указание недостоверного адреса юридического лица (или иных недостоверных обязательных сведений в заявлении о государственной регистрации юридического лица) надлежит расценивать как отсутствие соответствующего сведения в заявлении о государственной регистрации.
2. Нарушение прав физического лица, являющегося учредителем вновь создаваемого юридического лица, на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, на создание юридического лица.
При всей спорности проблемы о возможности отказа налоговым органом в государственной регистрации юридического лица по причине недостоверности
сведений в заявлении о регистрации и учредительных документах отмечают, что нормы ст. 25 Закона N8 129-ФЗ, предусматривающие ответственность заявителя или юридического лица за неправомерные действия при непредставлении, или несвоевременном представлении, или представлении необходимых для включения в государственный реестр недостоверных сведений, направлены на защиту интересов третьих лиц и недопущение регистрации фирм-однодневок. Кроме того, законодатель таким образом обеспечивает дальнейшее осуществление контроля со стороны налогового органа в пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Предоставление законодателем регистрирующему органу прав по проведению экспертизы передаваемых для регистрации юридических лиц документов на предмет их достоверности, по мнению авторов статьи, будет иметь в настоящее время положительный результат и для государственного бюджета, и для добросовестных хозяйствующих субъектов. Данная мера будет являться скорее превентивной и не может изменить заявительный характер государственной регистрации юридических лиц.
Последствия государственной регистрации юридических лиц с недостоверными сведениями самые различные:[36]
При проведении мероприятий налогового контроля налоговым органом установлено, что гражданин А., являясь учредителем и руководителем шести организаций, представил в налоговый орган заведомо ложные сведения о месте нахождения упомянутых организаций при их государственной регистрации. Актом обследования, составленным налоговым органом, установлено, что по адресам, указанным в уставных документах, организации не находятся; на представленных в налоговый орган расчетах, декларациях отсутствует личная подпись гражданина А. как руководителя организаций. Названные документы содержали факсимиле подписи. При этом гражданин А. не имел намерений заниматься предпринимательской деятельностью через созданные им организации, данные паспорта передавались им за вознаграждение при регистрации организаций.
Информация о работе Государственная регистрация юридических лиц