Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 10:52, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является определение понятия государственной регистрации юридических лиц, ее значения, рассмотрение порядка регистрации.
Введение
Глава 1. Общая характеристика понятия государственная регистрация юридических лиц
1.1. Определение термина государственная регистрация юридических лиц
1.2. Правовое значение государственной регистрации юридических лиц
1.3. Понятие и значение Единого государственного реестра юридических лиц
1.4. Хранение сведений в Едином государственном реестре юридических лиц
1.5. Предоставление сведений содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц
Глава 2. Порядок государственной регистрации юридических лиц
2.1. Общая характеристика порядка государственной регистрации юридических лиц
2.2. Государственная регистрация юридических лиц при их создании
2.3. Особенности государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации
2.4. Государственная регистрация изменений в учредительные документы и внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в государственном реестре
2.5. Особенности государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией
2.6. Отказ в государственной регистрации юридического лица
2.7. Ответственность за нарушение порядка государственной регистрации юридических лиц
Глава 3. Проблемы и совершенствования процедуры государственной регистрации юридических лиц
3.1. Целесообразность государственной регистрации юридических лиц
3.2. Арбитражная практика по проблемам государственной регистрации юридического лица
Заключение
Список литературы
В случае внесения изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой местонахождения юридического лица регистрирующий орган вносит в государственный реестр соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому местонахождению юридического лица.
В случаях, предусмотренных федеральными законами, изменения, внесенные в учредительные документы, приобретают силу для третьих лиц с момента уведомления регистрирующего органа о таких изменениях[16].
Ликвидация — это способ прекращения юридических лиц без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства[17]. Подобно реорганизации, она может быть как добровольной, так и принудительной.
Добровольный порядок предполагает, что ликвидация производится по решению учредителей или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Примерный перечень оснований для добровольной ликвидации включает истечение срока, на который создано юридическое лицо, и достижение цели, ради которой оно создано. Принудительный порядок ликвидации по решению суда применяется при осуществлении юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или других правовых актов, признания судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании неустранимыми нарушениями законодательства. Общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные или иные фонды могут быть ликвидированы в таком же порядке при систематической деятельности, противоречащей уставным целям[18]. Перечень оснований для принудительной ликвидации не является исчерпывающим, так как некоторые виды юридических лиц подлежат ликвидации и в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом. Решение о ликвидации юридического лица выносится судом по иску государственного органа или управомоченного органа местного самоуправления.
Начало ликвидации связано с тем, что учредители юридического лица или орган, принявший соответствующее решение, обязаны незамедлительно известить об этом регистрирующий орган. В единый государственный реестр вносится запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Открытость реестра позволяет использовать эту информацию как кредиторам, так и иным участникам предпринимательской деятельности.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц[19]. Новым в порядке государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией является то, что Федеральным законом №129-ФЗ предусмотрено внесение в государственный реестр записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Такая запись в реестре совершается на основании уведомления учредителей (участников) юридического лица или органа, принявшего решение о ликвидации юридического лица. Указанные лица обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить о принятии решения о ликвидации юридического лица регистрирующий орган по местонахождению ликвидируемого юридического лица с приложением указанного решения[20]. Внесение указанной записи в реестр не означает, что юридическое лицо прекратило свою деятельность.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны также уведомить регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса. Однако срок для такого уведомления не установлен.
После завершения предусмотренных гражданским законодательством процедур ликвидации юридического лица в регистрирующий орган представляются:
а) заявление;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины
г) документ, подтверждающий представление сведений в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации[21].
В заявлении подтверждается, что соблюден установленный Федеральным законом №129-ФЗ порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных Федеральным законом №129-ФЗ случаях.
При ликвидации юридического лица в случае применения процедуры банкротства в регистрирующий орган представляются:
а) определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства;
б) документ об уплате государственной пошлины.
Кроме того, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана уведомить регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица. Такое уведомление должно быть сделано не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица.
Если процесс ликвидации завершен и документы, предусмотренные статьей 21 Федерального закона №129-ФЗ, представлены, в таком случае нет оснований для отказа в государственной регистрации.
В соответствии с Федеральным законом №129-ФЗ регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица. Однако не установлено, в какие сроки и в каком печатном органе должна быть опубликована эта информация. Принятие специального акта Правительства Российской Федерации по этому вопросу Федеральным законом №129-ФЗ не предусмотрено.
Правовые системы разных стран предусматривают различный порядок регистрации субъектов предпринимательской деятельности. При этом все существующие варианты принципиально могут быть сведены к двум: нормативно-явочному и разрешительному. Гражданский Кодекс Российской Федерации устанавливает нормативно-явочный порядок регистрации юридических лиц - регистрирующий орган проверяет соответствие представленных учредительных документов и действий учредителей нормам права, но вступать в обсуждение вопроса о целесообразности или полезности создаваемого юридического лица он не вправе. Этим нормативно-явочный порядок отличается от разрешительного. Основным критерием разграничения порядков регистрации является то, по каким основаниям следует отказ в регистрации и, тем самым, по каким основаниям не допускается создание субъекта права. По ранее действовавшему законодательству отказ в регистрации мог последовать только в случае нарушения установленного законом порядка образования юридического лица или несоответствия его учредительных документов закону. С 1 июля 2002 г. вступила в силу новая редакция Гражданского Кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом. Данная редакция введена в соответствии с пп. 9 ст. 2 Федерального закона от 21.03.02 N 31-ФЗ "О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц"".
Основания, по которым допускается отказ в регистрации:
а) непредставление необходимых для государственной регистрации документов;
б) представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
в) несоблюдение нотариальной формы представляемых документов;
г) подписание неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации;
д) выход участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника;
е) несоответствие наименования юридического лица требованиям федерального закона;
ж) непредставление документа, подтверждающего представление сведений в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации[22].
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом №129-ФЗ с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начавшейся процедуре ликвидации юридического лица не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.
Отказ в регистрации или уклонение от регистрации может быть обжаловано заявителем в установленный срок в судебном порядке. Споры об обжаловании отказа в государственной регистрации либо уклонении от государственной регистрации подлежат рассмотрению в арбитражном суде в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации в порядке рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности[23].
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения[24].
Упрощение процедуры регистрации было сбалансировано установлением уголовной и административной ответственности субъектов хозяйственной деятельности за нарушение порядка регистрации.
Регистрирующий орган несет ответственность, установленную Федеральным законом №129-ФЗ, за нарушение порядка государственной регистрации.
К нарушениям порядка регистрации относятся:
необоснованный отказ в регистрации;
неосуществление государственной регистрации в установленные сроки;
иное нарушение порядка государственной регистрации;
отказ в представлении или несвоевременное представление сведений, содержащихся в Государственном реестре.
Необоснованным считается отказ, не основанный на положениях статьи 23 Федерального закона №129-ФЗ.
Должностные лица регистрирующих органов несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. За неправомерный отказ в государственной регистрации юридического лица либо уклонение от их регистрации, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения установлена уголовная ответственность[25]. За несвоевременное или неточное внесение записей о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц налагается административный штраф на должностных лиц органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц, в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей[26].
За непредставление, или несвоевременное представление, или представление необходимых для включения в Государственный реестр недостоверных сведений заявители и (или) юридические лица несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Предусмотрена административная ответственность за непредставление, или несвоевременное предоставление, или предоставление недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в случаях, если такое предоставление предусмотрено законом (влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 МРОТ, то есть 5000 рублей). Предоставление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния штрафа на должностных лиц в размере 50 МРОТ или дисквалификацию на срок до трех лет. В случае, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям, государству либо сопряжено с извлечением дохода в размере более 200 МРОТ (20000 рублей) наступает уголовная ответственность[27].
Регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при его создании грубых нарушений Федерального закона №129-ФЗ или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер.
Глава 3. Проблемы и совершенствования процедуры государственной регистрации юридических лиц.
3.1. Целесообразность государственной регистрации юридических лиц
Уже не один век специалисты ведут дискуссии, должно ли каждое юридическое лицо в отдельности получать свое "начало" от государственной власти или же достаточно установить общие нормативные условия для возникновения юридических лиц таким образом, чтобы каждая подпадающая под эти правила организация получила права юридического лица без специального акта государственной власти. В связи с этой дискуссий возникает вопрос, а нужен ли вообще институт государственной регистрации юридических лиц, необходимо ли государству уделять время каждому конкретному субъекту.
Организация регистрации юридических лиц и деятельности регистрирующих органов в зарубежных странах базируется на общих принципах, выработанных международным опытом, но в зависимости от специфики государственного устройства и управления, национальных традиций, строится по-разному.
Основные цели государственной регистрации:
1. осуществление государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности. Ранее роль государства в данной области заключалась в проверке учредительных документов организации на соответствие содержащихся в них положений законодательству во избежание незаконной практики тайного предпринимательства. Теперь регистрирующий орган не проверяет законность положений учредительных документов, а ответственность за их соответствие нормам права несет лицо, предоставившее документы в регистрирующий орган[28];
2. получение сведений государственного статистического учета для осуществления мер регулирования экономики;
3. предоставление всем участникам хозяйственного оборота, государственным органам власти и органам местного самоуправления информации о субъектах хозяйственного оборота.
Для того чтобы понять назначение процедуры государственной регистрации юридических лиц, найти наиболее правильный способ и принципы ее осуществления, необходимо выявить основные проблемы, возникающие в этой области.
Необходимость свободного доступа к информации о юридическом лице, занимающемся извлечением прибыли, продиктована спецификой деятельности данных организаций. В современных условиях перехода к рыночным отношениям, отсутствии стабильности в экономической сфере и, одновременно с этим, ростом правовой грамотности населения, участники хозяйственного оборота стремятся к максимальной защите своих интересов.
Информация о работе Государственная регистрация юридических лиц