Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 18:14, курсовая работа
Актуальность выбранной темы состоит в том, что в условиях рыночных отношений федеральные налоги с организаций являются одним из важнейших экономических регуляторов, обеспечивают наполнение бюджетов для реализаций функций государства.
Целью работы является определение экономической сущности федеральных налогов с организаций, их роли и значения для бюджетной и налоговой систем, тенденций развития федеральных налогов с организаций в России.
Введение
1. Экономическая сущность федеральных налогов с организаций
2. Роль и значение федеральных налогов с организаций для бюджетной и налоговой систем
3. Тенденции развития федеральных налогов с организаций в Российской Федерации
Заключение
Список использованных источников
Всего в 2010 году в федеральный бюджет поступило 3 207,2 млрд. рублей, что на 28% больше, чем в 2009 году, а относительно уровня 2008 года поступления ниже на 10%.
Снижение поступлений федеральных налогов с организаций в 2010 году относительно уровня 2008 года обусловлено уменьшением ставки налога на прибыль в федеральный бюджет с 6,5 до 2%, более низкой ценой на нефть (средняя цена: 2008 год – 94 долл.баррель; 2010 год – 77 долл.баррель; справочно: цена на нефть в 2009 году – 58 долл. баррель), а также изменением порядка зачисления акцизов на нефтепродукты в бюджетную систему Российской Федерации, которые с 2009 года полностью зачисляются в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации.
Как в 2008, так и в 2009 годах основная масса налоговых доходов федерального бюджета была обеспечена поступлениями именно федеральных налогов с организаций: НДС, налога на добычу полезных ископаемых, ЕСН и налога на прибыль.
Наиболее весомыми поступлениями в общей сумме администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета в 2010 году стали поступления налога на добычу полезных ископаемых - 43%, НДС - 41% и налога на прибыль 8%.
Динамика поступлений основных налогов в федеральный бюджет в 2008-2010 годах приведена в Приложении 2.
Поступления налога на прибыль организаций в 2010 году составили 255,0 млрд. рублей, что на 31% больше, чем в 2009 году, а относительно уровня 2008 года – меньше в 3 раза. Поступления налога в 2008 году составили 761,1 млрд. рублей, что на 18,7% больше поступлений в 2007 году. В 2009 году поступления составили 195,4 млрд. рублей. По сравнению с 2008 годом поступления снизились в 3,9 раза.
Снижение
поступлений обусловлено
Налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в 2010 году поступило 1 328,7 млрд. рублей, что на 13% больше, чем в 2009 году, а относительно уровня 2008 года поступления выросли в 1,3 раза.
Поступления единого социального налога в 2008 году составили 506,8 млрд. рублей и выросли по сравнению с 2007 годом на 25,1%. В 2009 поступления году составили 509,8 млрд. рублей и по сравнению с 2008 годом выросли на 3 млрд. рублей, или на 1%. С 2010 года налог отменен.
Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в 2010 году поступило 55,2 млрд. рублей, что в 1,8 раза больше, чем в 2009 году, а относительно уровня 2008 года поступления выросли в 1,4 раза. В 2009 году поступления составили 1 176,6 млрд. рублей и по сравнению с 2008 годом выросли на 18%.
Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет в 2010 году составили 113,9 млрд. рублей и выросли относительно 2009 года на 39%, а относительно уровня 2008 года – снизились на 9 процентов.
Снижение поступлений по сводной группе акцизов в федеральный бюджет обусловлено изменением законодательства в части акцизов на нефтепродукты. С 2009 года уплата акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо и моторные масла осуществляется в бюджет субъекта Российской Федерации в полном объеме.
Налога на добычу полезных ископаемых в 2010 года поступило 1 376,6 млрд. рублей, в том числе на добычу нефти – 1 266,8 млрд. рублей, газа горючего природного – 85,1 млрд. рублей, газового конденсата – 9 млрд. рублей.
По сравнению с 2009 годом поступления НДПИ выросли на 40%, что обусловлено повышением цены на нефть (при росте цены на нефть с 57,8$ в декабре 2008 года - ноябре 2009 года до 76,7$ в декабре 2009 года - ноябре 2010 года, или в 1,3 раза), а относительно уровня 2008 года – ниже на 14%.
Роль федеральных налогов с организаций в формировании бюджета представим графически на примере структуры доходной части бюджета Российской Федерации на 2010 г. в Приложении 3.
Следует отметить, что в 2010-2011 годах прогнозируется более 85% поступлений доходов федерального бюджета за счет формирования трех основных источников, федеральных налогов с организаций:
а) налога на прибыль организации;
б) НДС;
в) налога на добычу полезных ископаемых.
Роль и значение федеральных налогов с организаций на региональном уровне рассмотрим на примере Республики Татарстан.
По
объемам налоговых поступлений
Республика Татарстан занимает первое
место в Приволжском
В общем поступлении налоговых платежей удельный вес федерального бюджета составляет 51,7%, консолидированного бюджета Республики Татарстан – 48,3%.
Структура налоговых поступлений в бюджет Республики Татарстан за 2008-2010 годы представлена в Таблице 2.2.
Таблица 2.2 | ||||||||||||||||||
Структура
налоговых поступлений в бюджет
Республики Татарстан
за 2008-2010 годы | ||||||||||||||||||
Наименование показателя | 2008 год | 2009 год | 2010 год | |||||||||||||||
млн. руб. | уд. вес | млн. руб. | уд. вес | млн. руб. | уд. вес | |||||||||||||
Доходы - всего в том числе: | 87 290 | 100 | 114 805 | 100 | 117 121 | 100,00 | ||||||||||||
Налоговые и неналоговые доходы | 72 846 | 83,45 | 89 817 | 78,23 | 67 892 | 57,97 | ||||||||||||
Налоги на прибыль, доходы | 45 417 | 52,03 | 59 192 | 51,56 | 43 174 | 36,86 | ||||||||||||
в том числе: | ||||||||||||||||||
налог на прибыль организаций | 29 873 | 34,22 | 39 560 | 34,46 | 24 636 | 21,03 | ||||||||||||
налог на доходы физических лиц | 15 544 | 17,81 | 19 631 | 17,10 | 18 537 | 15,83 | ||||||||||||
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации | 5 643 | 6,46 | 6 008 | 5,23 | 7 056 | 6,02 | ||||||||||||
в том числе: | ||||||||||||||||||
акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации | 5 643 | 6,46 | 6 008 | 5,23 | 7 056 | 6,02 | ||||||||||||
Продолжение таблицы 2.2 | ||||||||||||||||||
Наименование показателя | 2008 год | 2009 год | 2010 год | |||||||||||||||
млн. руб. | уд. вес | млн. руб. | уд. вес | млн. руб. | уд. вес | |||||||||||||
в том числе: | ||||||||||||||||||
налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения | 1 747 | 2,00 | 1 583 | 1,38 | 0 | 0,00 | ||||||||||||
Налоги на имущество | 7 393 | 8,47 | 8 839 | 7,70 | 9 996 | 8,53 | ||||||||||||
в том числе: | ||||||||||||||||||
налог на имущество организаций | 6 194 | 7,10 | 7 360 | 6,41 | 8 713 | 7,44 | ||||||||||||
транспортный налог | 1 146 | 1,31 | 1 433 | 1,25 | 1 269 | 1,08 | ||||||||||||
налог на игорный бизнес | 52 | 0,06 | 45 | 0,04 | 13 | 0,01 | ||||||||||||
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | 3 565 | 4,08 | 5 137 | 4,47 | 3 154 | 2,69 | ||||||||||||
в том числе: | ||||||||||||||||||
налог на добычу полезных ископаемых | 3 564 | 4,08 | 5 136 | 4,47 | 3 152 | 2,69 | ||||||||||||
сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов | 0,65 | 0,00 | 0,70 | 0,00 | 1,2 | 0,00 | ||||||||||||
Государственная пошлина | 0,20 | 0,00 | 11,00 | 0,01 | 24 | 0,02 |
Таким образом, наибольший суммарный удельный вес в налоговых доходах бюджета Республики Татарстан занимают федеральные налоги с организаций, а именно: на налог на прибыль организаций и акцизы.
Поступления налога на прибыль организаций в 2009 году составили 39,560 млрд. рублей и по сравнению с 2008 годом возросли на 32%. В 2010 году поступления составили 24,63 млрд. рублей и по сравнению с 2009 годом снизились на 38%.
Снижение
поступлений обусловлено
Поступления по группе акцизов в бюджет РТ составили в 2009 году 6 млрд. рублей и выросли относительно 2008 года на 6,5%. В 2010 году поступления составили 7 млрд. рублей и увеличились относительно 2009 года на 17,4%.
Таким
образом, можно сделать вывод о том,
что значение федеральных налогов в бюджетной
и налоговой системах велико: они составляют
85% всей доходной части бюджета и более
90% налоговых поступлений в федеральном
бюджете. Наибольший удельный вес в структуре
федерального бюджета занимают такие
налоги, как НДС, налог на добычу полезных
ископаемых и акцизы. На региональном
уровне наибольший удельный вес в статьях
доходов занимают налог на прибыль организаций
и акцизы. По республике Татарстан федеральные
налоги с организаций составляют 30% в доходах
регионального бюджета и более 50% налоговых
доходов бюджета республики Татарстан.
3.
Тенденции развития федеральных налогов
с организаций в Российской Федерации
При переходе к рынку российская налоговая система прошла несколько этапов развития и в настоящее время еще не является устоявшейся.
В развитии российской налоговой системы Черник выделяет следующую укрупненную классификацию этапов современной налоговой реформы:
а) первый этап (1990—1991 годы) — начальный, или подготовительный: выработка и принятие пакета законов об отдельных налогах;
б) второй этап (1991 — 1998 годы) — становление налоговой системы;
в) третий этап (1999—2000 годы) — вступление в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ): определение общих принципов налогообложения;
г) четвертый этап (2001 год — настоящее время) — вступление в действие части второй Налогового кодекса РФ: отработка отдельных налогов.
Рассмотрим тенденции развития федеральных налогов с организаций в рамках данных этапов становления российской налоговой системы.
При
становлении самостоятельной
а) налог на добавленную стоимость;
б) акцизы на отдельные группы и виды товаров;
в) налог на доходы банков;
г) налог на доходы от страховой деятельности;
д) налог с биржевой деятельности (биржевой налог);
е) налог на операции с ценными бумагами;
ж) отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
з) платежи за пользование природными ресурсами;
и) подоходный налог (налог на прибыль с предприятий);
к) налоги, служащие источниками образования дорожных фондов;
л) гербовый сбор;
м) государственная пошлина;
н) сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний.
Впоследствии в начале 1990-х годов были отменены налог на доходы банков и налог на доходы от страховой деятельности. Гербовый сбор как самостоятельный вид платежа не использовался — осуществлялось взимание государственной пошлины.
С 1994 года Указом Президента были введены новые федеральные налоги, впоследствии отмененные:
-
специальный налог с