Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 18:14, курсовая работа
Актуальность выбранной темы состоит в том, что в условиях рыночных отношений федеральные налоги с организаций являются одним из важнейших экономических регуляторов, обеспечивают наполнение бюджетов для реализаций функций государства.
Целью работы является определение экономической сущности федеральных налогов с организаций, их роли и значения для бюджетной и налоговой систем, тенденций развития федеральных налогов с организаций в России.
Введение
1. Экономическая сущность федеральных налогов с организаций
2. Роль и значение федеральных налогов с организаций для бюджетной и налоговой систем
3. Тенденции развития федеральных налогов с организаций в Российской Федерации
Заключение
Список использованных источников
Индивидуальная безвозмездность федеральных налогов с организаций означает, что налогоплательщик не вправе рассчитывать на эквивалентную выгоду от государства. При уплате налога происходит однонаправленное движение части стоимости от налогоплательщика к государству без предоставления индивидуального эквивалентного возмещения отдельному плательщику за конкретное налоговое изъятие. В результате уплаты налогов обязательно происходит смена собственника - определенная доля частной собственности становится государственной. Действительно, налоги в отличие от заемных средств изымаются у налогоплательщика государством без каких-либо конкретных обязательств перед ним. Таким образом, тот или иной налогоплательщик не может и не должен рассчитывать на получение эквивалентной выгоды от государства. Выполнение же государством своих функциональных обязанностей не может трактоваться как предоставление конкретному налогоплательщику эквивалентной выгоды.
Законность
федеральных налогов с
Как и иные налоги, федеральные налоги с организаций уплачиваются в целях финансового обеспечения деятельности государства. Налоги всегда были и остаются базовой составляющей государственных доходов. Именно за счет налогов в преобладающей степени формируется централизованный фонд денежных средств, который является финансовой основой обеспечения деятельности государства.
В составе федеральных налогов с организаций присутствуют так же и сборы, понятие которых необходимо отличать от налогов. Особенность сборов состоит в том, что их уплата является одним из условий совершения в отношении плательщиков государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений или лицензий. Так, обязанность по уплате сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов возникает в случае выдачи разрешения (лицензии) на пользование объектами.
Двумя характерными признаками сбора являются его обязательность и совершение соответствующими органами в отношении налогоплательщика юридически значимых действий, в данном случае – выдачи разрешения. Сбор, в отличие от других федеральных налогов с организаций, не носит индивидуально безвозмездный характер, не используется в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных органов.
Нередко определение налога увязывается с его зачислением в бюджеты соответствующего уровня или во внебюджетные государственные социальные фонды. Думается, что этого делать не нужно по следующим основаниям. Во-первых, сущность налога не зависит от того, куда он зачисляется. Во-вторых, понятие налога - категория объективная и она не может изменяться в зависимости от того, куда субъективная воля законодателя направит налог для реализации присущих ему функций. Тем более что названия фондов и направления зачисления налога могут меняться. Государство в лице законодательной власти может зачислять налог и в другие внебюджетные фонды, необходимость в образовании которых может возникнуть. Таким образом, суммы поступлений федеральных налогов с организаций зачисляются как в федеральный бюджет, так и в бюджеты субъектов РФ, и местные бюджеты (государственная пошлина).
Экономическая сущность федеральных налогов с организаций также проявляется через их функции, которые реализуются непосредственно в процессе налогообложения: отражают систему отношений и взаимосвязи государства и отдельного налогоплательщика. Функции федеральных налогов с организаций представляют собой формы движения налогов как финансовой категории.
В
настоящее время в
Фискальная функция федеральных налогов с организаций носит всеобъемлющий характер, распространяется на все юридические лица, которые, согласно действующему налоговому законодательству, обязаны платить налоги. Фискальная функция отражает задачу наполнения деньгами бюджета государства.
Регулирующая функция федеральных налогов с организаций позволяет стимулировать или дестимулировать развитие отдельных отраслей и регионов, добиваться желаемых изменений в структуре производства, его размещении.
Так,
НДС как наиболее значительный косвенный
налог выполняет две
Наиболее тесно с фискальной связана распределительная функция, суть которой заключается в том, что с помощью федеральных налогов с организаций через бюджет государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение. Прежде всего, это проявляется в разделении налогов на косвенные и прямые.
При определении экономической сущности федеральных налогов с организаций необходимо их отнесение к группе прямых или косвенных налогов. В правоотношения по поводу взимания прямых налогов вступают два субъекта: бюджет и налогоплательщик. Величина прямых налогов непосредственно зависит от финансовых результатов деятельности плательщика.
В
правоотношения по поводу взимания косвенных
налогов вступают три субъекта: бюджет,
носитель налога и юридический
В частности, при разделении федеральных налогов с организаций на прямые и косвенные, при этом к группе прямых налогов относятся следующие:
а) налог на прибыль организаций, объектом обложения которого является прибыль, полученная налогоплательщиком;
б) налог на добычу полезных ископаемых, взимаемый исходя из объема добытых полезных ископаемых из недр на территории РФ или территориях, находящихся под юрисдикцией РФ.
К
числу федеральных косвенных
налогов с организаций
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Федеральные налоги с организаций представляют собой обязательные платежи юридических лиц, которые устанавливаются высшим органом законодательной власти федеративного государства, поступления от которых зачисляются в федеральный бюджет либо распределяются между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ. Состав федеральных налогов с организаций, налогоплательщики, элементы налогообложения (объект, база, ставки, налоговый период, порядок исчисления, а также порядок и сроки уплаты) определяются высшим законодательным органом РФ.
2. Федеральные налоги с организаций создают основу доходной части федерального бюджета (поскольку формируются из наиболее доходных источников), за счет них поддерживается финансовая стабильность нижестоящих — региональных и местных бюджетов.
3.
Федеральным налогам с
4. Экономическая сущность федеральных налогов с организаций также проявляется через их функции, которые реализуются непосредственно в процессе налогообложения. Федеральным налогам с организаций присущи следующие функции: фискальная, распределительная и контрольная.
2.
Роль и значение федеральных налогов с
организаций для бюджетной и налоговой
систем
Современные бюджетные системы включают бюджеты центрального правительства, региональных органов и органов местного самоуправления. Государственные доходы формируются главным образом за счет налогов. Источники и структура доходов бюджета выражают экономические отношения, возникающие между государством, предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования основного финансового фонда страны - государственного бюджета.
Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд.
Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками общественного воспроизводства, а с другой - выступают объектом дальнейшего распределения, сконцентрированной в руках государства стоимости, поскольку последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения. Доходы бюджетов, входящих в бюджетную систему, образуются за счет закрепленных и регулирующих доходных источников, а также прямой финансовой помощи в различных формах и других доходов в соответствии с законом о бюджете на соответствующий финансовый год. Доходы являются обезличенными за исключением случаев, оговоренных специальным законодательством.
Структура российской налоговой системы предполагает поступление налогов и сборов в федеральный, региональные и местные бюджеты.
В России основную часть доходов бюджета составляют именно налоговые доходы, доля которых составляет около 85 %.
К налоговым доходам федерального бюджета относятся федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым кодексом РФ.
Основное место в Российской налоговой системе занимают именно федеральные налоги с организаций, косвенные налоги, к которым относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенная пошлина. В составе доходов бюджета они занимают определяющее место.
Структура доходной части федерального бюджета Российской Федерации представлена в Приложении 1.
Для
определения роли и значения федеральных
налогов с организаций в бюджетной и налоговой
системах РФ рассмотрим структуру поступлений
администрируемых ФНС России доходов
в федеральный бюджет за 2008-2010 годы, представленную
в Таблице 2.1.
Таблица 2.1.
Поступление администрируемых ФНС России доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2008-2010 гг. | ||||||
млрд. рублей | ||||||
2008 год | 2009 год | 2010 год | в % к 2008 году | в % к 2009 году | ||
Всего поступило в консолидированный бюджет Российской Федерации | 7 948,9 | 6 288,3 | 7 695,8 | 96,8 | 122,4 | |
в том числе: | ||||||
в федеральный бюджет | 3 571,9 | 2 502,6 | 3 207,2 | 89,8 | 128,2 | |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ | 4 377,0 | 3 785,7 | 4 488,6 | 102,5 | 118,6 | |
из них: | ||||||
Налог на прибыль организаций | 2 513,0 | 1 264,4 | 1 774,4 | 70,6 | 140,3 | |
в федеральный бюджет | 761,1 | 195,4 | 255,0 | 33,5 | 130,5 | |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ | 1 751,9 | 1 069,0 | 1 519,4 | 86,7 | 142,1 | |
Налог на доходы физических лиц | ||||||
в консолидированные бюджеты субъектов РФ | 1 665,6 | 1 665,0 | 1 789,6 | 107,4 | 107,5 | |
Налог на добавленную стоимость | ||||||
на товары (работы, услуги), реализуемые
на территории Российской |
998,4 | 1 176,6 | 1 328,7 | 133,1 | 112,9 | |
на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации | 40,3 | 30,6 | 55,2 | 137,1 | 180,5 | |
Продолжение таблицы 2.1 | ||||||
2008 год | 2009 год | 2010 год | в % к 2008 году | в % к 2009 году | ||
Акцизы | 314,7 | 327,4 | 441,4 | 140,3 | 134,8 | |
в федеральный бюджет | 125,2 | 81,7 | 113,9 | 90,9 | 139,4 | |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ | 189,4 | 245,7 | 327,5 | 172,9 | 133,3 | |
из них: | ||||||
на спирт этиловый из всех видов сырья и спиртосодержащую продукцию | 5,6 | 4,3 | 4,8 | 84,6 | 111,6 | |
в федеральный бюджет | 2,9 | 2,2 | 2,5 | 86,3 | 112,9 | |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ | 2,8 | 2,1 | 2,3 | 82,8 | 110,1 | |
на табачную продукцию | 63,8 | 78,3 | 106,3 | 166,7 | 135,9 | |
в федеральный бюджет | 63,8 | 78,3 | 106,3 | 166,7 | 135,9 | |
акцизы на нефтепродукты | 138,5 | 145,6 | 166,4 | 120,2 | 114,3 | |
в федеральный бюджет | 55,4 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | Х | |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ | 83,1 | 145,6 | 166,4 | 200,3 | 114,3 | |
акцизы на пиво | 29,0 | 30,3 | 82,0 | 282,6 | 271,0 | |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ | 29,0 | 30,3 | 82,0 | 282,6 | 271,0 | |
акцизы на алкогольную продукцию (за исключением вин) | 69,9 | 63,2 | 70,6 | 101,0 | 111,7 | |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ | 69,9 | 63,2 | 70,6 | 101,0 | 111,7 | |
Налоги и сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | 1 742,6 | 1 080,9 | 1 440,8 | 82,7 | 133,3 | |
в федеральный бюджет | 1 637,5 | 1 006,3 | 1 408,3 | 86,0 | 140,0 | |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ | 105,1 | 74,7 | 32,4 | 30,9 | 43,4 | |
в том числе: | ||||||
налог на добычу полезных ископаемых | 1 708,0 | 1 053,8 | 1 406,3 | 82,3 | 133,4 | |
в федеральный бюджет | 1 604,7 | 981,5 | 1 376,6 | 85,8 | 140,3 | |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ | 103,4 | 72,3 | 29,7 | 28,7 | 41,0 | |
из него нефть: | 1 571,6 | 934,3 | 1 266,8 | 80,6 | 135,6 | |
в федеральный бюджет | 1 493,0 | 887,6 | 1 266,8 | 84,9 | 142,7 | |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ | 78,6 | 46,7 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | |
газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья | 90,5 | 75,0 | 85,1 | 94,0 | 113,4 | |
в федеральный бюджет | 90,5 | 75,0 | 85,1 | 94,0 | 113,4 | |
газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья | 8,8 | 6,9 | 9,4 | 106,3 | 135,8 | |
в федеральный бюджет | 8,4 | 6,6 | 9,4 | 111,9 | 142,9 | |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ | 0,4 | 0,3 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |