Единый налог на вмененный доход для субъктов малого предприниательства

Автор: Эльмира Кабирова, 07 Октября 2010 в 20:03, курсовая работа

Описание работы

Одной из серьезнейших проблем Российской экономики в переходный период ее развития является недостаток у государства финансовых ресурсов, вызванный в определяющей мере низким поступлением налогов в бюджеты всех уровней. Без выполнения комплекса мероприятий по повышению собираемости налогов невозможно осуществить структурную перестройку российской экономики, повысить инвестиционную активность, решить назревшие социальные проблемы в обществе.
Совершенно очевидно, что повышение фискальной направленности налоговой реформы по отношению к тем предприятиям, которые исправно платят или, по крайней мере, пытаются платить налоги, является делом бесперспективным, мало того, практика показала, что для этой категории плательщиков необходимо снизить налоговое бремя.

Содержание

Введение……………………………………………………………………....3
Глава 1. Глава 1. Теоретические аспекты единого налога на вмененный доход для субъектов малого предпринимательства.……………………………..6
Введение единого налога на вмененный доход……………………...6
Экономическое содержание единого налога на вмененный доход..7
Место единого налога на вмененный доход в налоговых системах различных стран………………………………………… ……………9
Глава 2. Порядок и сроки уплаты единого налога на вмененный доход………………………..………………………………………………..12
Объект налогообложения и налоговая база ……………………….12
Налогоплательщики…………………………………………………..16
Налоговый период, налоговая ставка, порядок и
сроки уплаты единого налога на вмененный доход……………….18
Глава 3 Пути совершенствования практики применения единого
налога на вмененный доход. ……………………………………………21
3.1 Необходимость принятия законодательства по единому
налогу на вмененный доход………………………………………….21
3.2 Преобразование единого налога на вмененный доход…………………………………………………………………………..26
Заключение……………………………………………………………………28
Библиографический список………………………………………………….31

Работа содержит 1 файл

НАЛОГИ КУРСАЧ.docx

— 51.55 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение……………………………………………………………………....3

Глава 1. Глава 1. Теоретические аспекты единого налога на вмененный доход для субъектов малого предпринимательства.……………………………..6

    1. Введение единого налога на вмененный доход……………………...6
    2. Экономическое содержание единого налога на вмененный доход..7
    3. Место единого налога на вмененный доход в налоговых системах различных стран………………………………………… ……………9

Глава 2. Порядок и сроки уплаты единого  налога на вмененный доход………………………..………………………………………………..12        

    1. Объект налогообложения и налоговая база ……………………….12
    2. Налогоплательщики…………………………………………………..16
    3. Налоговый период, налоговая ставка, порядок и

        сроки уплаты единого налога  на вмененный доход……………….18

  Глава 3 Пути совершенствования практики применения единого

      налога на вмененный доход.  ……………………………………………21

  3.1 Необходимость принятия законодательства  по единому 

        налогу на вмененный доход………………………………………….21

  3.2 Преобразование единого налога  на вмененный доход…………………………………………………………………………..26

Заключение……………………………………………………………………28

Библиографический список………………………………………………….31 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Одной из серьезнейших проблем Российской экономики в переходный период ее развития является недостаток у государства  финансовых ресурсов, вызванный в  определяющей мере низким поступлением налогов в бюджеты всех уровней. Без выполнения комплекса мероприятий  по повышению собираемости налогов  невозможно осуществить структурную  перестройку российской экономики, повысить инвестиционную активность, решить назревшие социальные проблемы в обществе.

       Совершенно  очевидно, что повышение фискальной направленности налоговой реформы  по отношению к тем предприятиям, которые исправно платят или, по крайней  мере, пытаются платить налоги, является делом бесперспективным, мало того, практика показала, что для этой категории плательщиков необходимо снизить налоговое бремя.

       В этих условиях основное внимание и  законодательной и исполнительной власти  и фискальных органов  должно быть направлено именно на тех, кто всеми правдами и неправдами скрывает свои доходы. В первую очередь  речь идет о предприятиях, фирмах и  предпринимателей, работающих в сфере  торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, занимающихся ремонтно-строительными и другими  видами деятельности. Это в основном представители малого бизнеса и  индивидуальные предприниматели. Принятый в конце 1995 г. Федеральный закон "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для таких  предприятий не обеспечивал в  должной мере решение задач наиболее полного учета объектов обложения  предпринимателей и малых предприятий, поскольку особенности их деятельности (работа с наличными деньгами без  кассовых аппаратов и др.) не позволяли  их контролировать налоговыми органами в необходимой степени, вследствие чего не были ликвидированы условия  для ухода от уплаты налогов и  развития теневого бизнеса. В связи  с этим и было принято решение  о введение    особого   режима   налогообложения   отдельных   предприятий   и 

предпринимателей, установления внешнего дохода. Это  решение имеет с одной стороны, целью увеличение налоговых поступлений, а с другой, - упрощение процедур расчета и сбора налогов.

       Максимально возможное увеличение налоговых  платежей в бюджет и ослабление налогового бремени на современном этапе  развития налоговой системе является весьма актуальным. А упрощение изъятия  налога: техники исчисления, методик, инструкций также можно отнести  к числу актуальных и коньюктурных тем. Во многом требованиям актуальности отвечает самый массовый и простой  в понимании единый налог на вмененный  доход, введенный законом РФ от 31.07.98 г. № 148 – ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности".

       Целью данной работы является прослеживание  механизма взимания единого налога на вмененный доход, эффективность  применения данного налога на практике и перспектива развития налога. Осуществление  поставленной цели вызвало необходимость  решения следующих задач:

       - изучить теоретические основы  и нормативно-правовую базу, регулирующую  процесс взимания единого налога  на вмененный доход;

       - выявить проблемы, встречающиеся  в практике применения единого  налога на вмененный доход;

       - провести необходимый анализ  взимания  единого налога на  вмененный доход с физических  и юридических лиц;

       - показать перспективу развития  единого налога на вмененный  доход, предложить свои рекомендации.

       Объектом  исследования послужил индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность без образования юридического лица, проживающий в г. Новороссийске, занимающийся розничной торговлей  и деятельностью в сфере услуг, являющийся плательщиком единого налога.

       Предметом исследования является единый налог  на вмененный доход,

порядок, сроки  его  уплаты  в  Российской Федерации и  иные  особенности  взимания налога.

       Теоретической и методологической основой исследования курсовой работы послужили труды  отечественных экономистов по вопросам применения единого налога на вмененный  доход, материалы периодической  печати. В работе использованы законодательные  и нормативные акты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Глава 1. Теоретические аспекты единого налога на вмененный доход для субъектов малого предпринимательства 

    1. Введение  единого налога на вмененный доход  для определенных видов деятельности

    В настоящее время в условиях экономического и финансового кризиса, а также  хронического недобора налогов российское правительство изыскивает различные  пути по улучшению существующего  положения дел. При этом делается попытка решить сразу две проблемы: получить дополнительные доходы для  государственной казны и дать возможность развиваться хозяйствующим  субъектам. Для решения этих проблем  предприняты определенные шаги в  области налоговой политики, связанные  с введением новых налогов, среди  которых особый интерес представляет единый налог на вмененный доход  в сфере малого предпринимательства, введенный соответствующим Федеральным  законом от 31 июля 1998 г. №148-ФЗ.

    Данный  налог носит преимущественно  фискальный характер и его применение, по мнению экспертов Министерства экономики  РФ, позволит увеличить налоговые  поступления в бюджеты разных уровней как минимум в 5 раз. Введение этого налога позволит значительно  сократить оборот “теневого” капитала в сфере малого бизнеса, который, в основном, осуществляется в таких  отраслях, как торговля, общественное питание, строительство, ремонт, транспортное обслуживание населения и другие виды платных услуг.

    Кроме того, налог позволит расширить базу налогообложения в связи с  легализацией укрываемых в настоящее  время доходов, а также позволит снизить уровень налогового бремени  для добросовестных налогоплательщиков и упростить систему учета  и отчетности в сфере малого бизнеса, что позволит избежать злоупотреблений в налогообложении малого бизнеса. Помимо этого, введение такого налога позволит подвести под законное налогообложение ранее неконтролируемый наличный денежный оборот, в рамках которого, по различным оценкам, сегодня реализуется от 40 до 70 процентов всех товаров и услуг в малом бизнесе.

    Следует также отметить, что по расчетам экспертов Минэкономики, если сейчас предприниматели малого бизнеса  уплачивают в среднем 3 млрд. рублей в месяц, то после введения такого налога они будут платить 15 млрд. рублей. Кроме того, особый эффект этот налог будет иметь в сфере розничной торговли. Там также уплачивается в среднем в месяц сегодня по России 2,6 млрд. рублей в месяц - после введения данного налога эта цифра вырастет, по оценкам Минэкономики, до 13,4 млрд. рублей в месяц. Всего же на сегодняшний день в России в сфере малого бизнеса занято 26 млн. человек.

    Таким образом, на единый налог на вмененный  доход возлагаются большие надежды  и его введение будет выгодным прежде всего для государства  и в меньшей степени для  субъектов малого предпринимательства.

    Несмотря  на хорошие прогнозы и предсказания в отношении единого налога на вмененный доход это все лишь предсказания и прогнозы, в то время  как о реальных результатах по применению данного закона судить пока рано.

    1. Экономическое содержание единого налога на вмененный доход
 

    Единый  налог на вмененный доход, как  и любой другой налог, представляет собой определенную систему экономических  отношений, возникающих между государством и хозяйствующими субъектами-налогоплательщиками  по поводу изъятия части валового внутреннего продукта в виде обязательных платежей в государственный бюджет и внебюджетные фонды с целью выполнения государством возложенных на него обществом функций. Применительно к единому налогу необходимо уточнить вышеизложенное определение. В данном случае хозяйствующими субъектами являются юридические лица и граждане, занимающиеся предпринимательством без образования юридического лица (предприниматели) в определенных сферах деятельности. 
       Следует отметить, что с экономической точки зрения, ограничения по сферам деятельности является прямым нарушением одного из фундаментальных принципов налогообложения – всеобщности, что в свою очередь ставит в неравное положение всех хозяйствующих субъектов. 
       Сущность любого налога, также как и единого налога на вмененный доход определяется его функциями. Большая часть экономистов склонны выделять две основные функции налога: фискальную и экономическую. Фискальная функция предполагает, что налог обеспечивает доходную базу государственного бюджета и внебюджетных фондов, а экономическая, в свою очередь, предполагает воздействие со стороны государства на процессы общественного воспроизводства и регулирование деловой активности хозяйствующих субъектов. Применительно к единому налогу следует отметить, что данный налог носит преимущественно фискальный характер, выраженный стремлением государства решить проблему хронического недобора налогов, столь актуальную для последнего времени. Как уже упоминалось ранее, его применение, по мнению экспертов Министерства экономики РФ, позволит увеличить налоговые поступления в бюджеты разных уровней как минимум в 5 раз.  Регулирующая сторона единого налога на вмененный доход проявляется слабее, что, по мнению экономистов, связано прежде всего с недостаточной степенью проработанности механизма взимания данного налога. Особое внимание заслуживает объект обложения данным налогом, представляющий собой вмененный (потенциальный, предполагаемый) доход хозяйствующих субъектов в отдельных непроизводственных сферах деятельности, который рассчитывается на основе ряда показателей таких, как базовый уровень доходности и корректирующие коэффициенты. С экономической точки зрения доходы в рамках народного хозяйства в целом делятся на первичные и производные. Первичные доходы образуются в сфере материального производства в процессе создания и распределения национального дохода. К ним относятся заработная плата, рента, перераспределенная прибыль и процентные платежи. В свою очередь, к производным доходам относятся доходы отраслей непроизводственной сферы (здравоохранения, образования, культуры, искусства, сферы услуг, торговли, общественного питания и т.д.), которые образуются за счет перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства. Основными каналами перераспределения в данном случае являются оплата услуг населением занятым в материальном производстве, оплата услуг предприятиями материального производства, кредитно-финансовая система, система ценообразования, а также взносы в общественные и благотворительные организации. Таким образом, доходы, подпадающие под налогообложение единым налогом на вмененный доход относятся, к группе производных доходов. Однако при этом следует подчеркнуть, что определение величины данных доходов производится на основе своеобразного согласования между государственными органами и налогоплательщиками, т.е. достаточно субъективно. Неразработанность системы оценки вмененного дохода может привести к значительному росту злоупотреблений как со стороны государственных чиновников, так и со стороны налогоплательщиков. У первых всегда будет соблазн неправомерно применять какой-нибудь повышающий коэффициент при оценке ожидаемого дохода предпринимателя, а у вторых - неверно указать, к примеру, расположение торгового предприятия, что повлечет снижение причитающегося к уплате налога.
 
 
 
 
 

    1. Место единого налога на вмененный доход  в налоговых системах различных стран

    Особый  режим налогообложения для малого бизнеса принят в большинстве  стран. Для этого существуют различные  причины. Прежде всего, малое предпринимательство  является важной сферой функционирования экономики. Малые предприятия отличаются большей гибкостью, легче приспосабливаются  к изменяющейся конъюнктуре рынка. Поддержка малого предпринимательства  позволяет увеличить занятость  населения и таким образом  улучшить социальную атмосферу в  обществе и уменьшить расходы  на выплату пособий по безработице. Особенно важным с этой точки зрения является развитие малого предпринимательства  при структурной перестройке  экономики, когда растет безработица  за счет сокращения производства в  целых отраслях. Для стран с  переходной экономикой поддержка малого бизнеса может быть немаловажной и по политическим причинам - формирование значительного слоя независимых  самостоятельных предпринимателей, осознающих свои интересы, простившихся с иждивенческой психологией  и заинтересованных в развитии демократических  институтов, может улучшить атмосферу  в обществе и способствовать рыночной направленности его развития. Упрощение  налогообложения и, соответственно, учета позволяет улучшить условия  функционирования малого предпринимательства  за счет снижения затрат (как финансовых, так и трудовых) на ведение учета  и расчет налогов.

В тоже время малое предпринимательство  является и проблемой в обществе, в котором распространено уклонение  от налогообложения. Если легальный  уход от налогов путем использования  лазеек в законодательстве в большей  степени доступен крупным налогоплательщикам, как юридическим лицам, так и  физическим, то уклонение от налогов  путем сокрытия выручки, предоставления недостоверной отчетности или не предоставления ее вообще, ведение бизнеса без регистрации свойственны преимущественно именно малому предпринимательству. Причиной этому является не только большая возможность избежать наказания. Уклонение от налогообложения приобретает массовый характер в тех случаях, когда ожидаемый выигрыш от уклонения с учетом вероятности обнаружения нарушений и наказания превышает издержки, связанные с уплатой налогов, включающие в себя кроме собственно налоговых сумм, причитающихся к уплате, еще и издержки по ведению и предоставлению отчетности. Если издержки законопослушания неизменны в определенном промежутке изменения декларируемого дохода от нуля до некоторой суммы и достаточно высоки, они могут приводить к полному отказу от декларирования. Для малых значений дохода они действительно являются чрезмерно высокими. Напротив, если издержки законопослушания возрастают с ростом дохода, они для предприятия становятся аналогичными налогу на доход. Рост издержек законопослушного поведения с ростом дохода может быть обусловлен увеличением источников дохода при увеличении дохода. Но уменьшения издержек законопослушания при малых доходах можно добиться и путем установления упрощенных правил декларирования.

Информация о работе Единый налог на вмененный доход для субъктов малого предприниательства