Анализ поступления налогов и сборов по уровням бюджетной системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ состава и структуры налоговых доходов всех уровней бюджета, определение факторов, от влияния которых зависит объем поступивших в анализируемый период налоговых доходов.
В соответствии с целью в работе поставлены и решены следующие задачи:
1. изучение налоговых доходов бюджетов и их содержания;
2. анализ структуры и динамики налоговых доходов;
3. определение основных проблем и направлений совершенствования налоговых доходов бюджетов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Бюджетное устройство РФ…………………………………………………….5
2. Анализ поступления налогов в федеральный бюджет РФ…………………..7
3.Анализ поступления налогов в региональный и местный бюджет Краснодарского края…………………………………………………………….13
4.Проблемы и пути совершенствования налоговых доходов федерального бюджета…………………………………………………………………………..17
Заключение……………………………………………………………………….21
Список литературы………………………………………………………………23

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа. Анализ поступления налогов и сборов по уровням бюджетной системы..doc

— 245.00 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Бюджетное устройство РФ…………………………………………………….5

2. Анализ поступления налогов в федеральный бюджет РФ…………………..7

3.Анализ поступления налогов в региональный и местный бюджет Краснодарского края…………………………………………………………….13

4.Проблемы и пути совершенствования налоговых доходов федерального бюджета…………………………………………………………………………..17

Заключение……………………………………………………………………….21

Список литературы………………………………………………………………23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

     Взимание  налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как взносы граждан, необходимые для содержания государственного аппарата.

      В целях преодоления негативных последствий  воздействия налогов на развитие экономики возникла объективная  необходимость в анализе структуры  и динамики налоговых доходов  в бюджете страны.

      Сегодня  остро стоит вопрос о необходимости формирования налоговых доходов.

      Налоги  важнейшая форма аккумуляции  бюджетом денежных средств. Без налогов  нет бюджета; поддержание эластичности налоговой системы – непременное  условие сбалансированности государственной  казны.

      Сущность налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, т.е. централизованных финансовых ресурсов государства.

      Связь бюджета и налогов имеет двухсторонний  и неразрывный характер. Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры и его расходных статей.

      Роль  налогов в формировании доходов  государственного бюджета определяется показателями удельных весов:

      - налоговых поступлений в общей сумме доходов бюджета;

      - отдельной группы налогов(например, прямых или косвенных) в общей  сумме доходов бюджета;

      - конкретного налога (например, налога  на прибыль организаций) в общей  сумме доходов бюджета;

      - отдельной группы налогов в  общей сумме налоговых поступлений;

      -конкретного  налога в общей сумме налоговых  поступлений.

      Эти показатели с разной степенью детализации  характеризуют значимость налогов  в формировании доходов государственного бюджета в целом и налоговых  поступлений в частности.

      К числу наиболее сложных экономических проблем выдвинулась проблема формирования налоговых доходов, не допустить их уменьшения, поиск факторов, оказывающих влияние на них. Решение таких проблем имеет принципиальное научное и практическое значение для построения стабильной бюджетной и налоговой системы, поэтому выбранная тема курсовой работы является актуальной.

     Актуальность  выбранной темы состоит и в том, что в условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансового механизма государственного регулирования экономики. Именно налоговая система в настоящее время является главным предметом дискуссий о путях и методах ее реформирования.

     Объектом  исследования являются налоговые доходы бюджетов РФ.

     Целью работы является анализ состава и структуры налоговых доходов всех уровней бюджета, определение факторов, от влияния которых зависит объем поступивших в анализируемый период налоговых доходов.

     В соответствии с целью в работе поставлены и решены следующие задачи:

  1. изучение налоговых доходов бюджетов и их содержания;
  2. анализ структуры и динамики налоговых доходов;
  3. определение основных проблем и направлений совершенствования налоговых доходов бюджетов.

     Методологической  основой исследования послужили диалектический, логический, сравнительно-правовой, системно-структурный методы научного познания.

     При написании работы использовались нормативно-правовые акты РФ, учебная литература и статьи печатных изданий за 2008-2009 год российских авторов по теме работы.

     Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. 
 
 
 

1. Бюджетное устройство Российской федерации

     Бюджетное устройство и бюджетный процесс  в РФ регламентируются положениями Конституции РФ, Законами «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ», «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» и целым рядом других законов и нормативных документов. Кроме того, ежегодно принимаются: федеральный закон о федеральном бюджете на соответствующий год; правовые акты местных представительных органов власти о бюджетах на очередной финансовый год; другие федеральные законы, законы субъектов Федерации, нормативно-правовые акты местных органов власти по бюджетным вопросам.

     В ст. 1 Закона «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ» устанавливается, что бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти и местного самоуправления в виде баланса доходов и расходов) законодательными (представительным) органами (статья 5). В соответствии с Конституцией РФ от 12.12.93 г., положениями Закона «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ» и Закона РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» от 15.04.93 г. бюджетная система нашего государства представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

     Звеньями  этой системы являются: центральный  федеральный бюджет; бюджеты субъектов РФ — республиканские бюджеты республик в составе РФ, краевые и областные бюджеты краев и областей, городские бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты местных административно – территориальных образований — районные бюджеты районов, городские бюджеты городов (кроме Москвы и Санкт-Петербурга), районные бюджеты районов в городах, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов1. Здесь необходимо определить понятие «консолидированный бюджет» — это свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории, используемый при прогнозировании, расчетах, анализе. Консолидированный бюджет РФ (схема 1) — это свод федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ, которые в свою очередь представляют собой свод регионального бюджета и местных бюджетов территорий, административно входящих в субъект Федерации. 

     

     СХЕМА 1. Консолидированный бюджет Российской Федерации. 
 

     Консолидированный (сводный) бюджет области (схема 2) выполняет функцию объединения бюджетных показателей территории. В нем находят отражение результаты разработки и реализации бюджетно-финансовой политики в регионе; условия сбалансированности доходов и расходов в целом по субъекту Федерации.  

       

     СХЕМА 2. Консолидированный бюджет области.

     2.Анализ налоговых поступлений в федеральный бюджет РФ

     Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной системы  РФ. Федеральный бюджет - основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. При составлении проекта бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и необходимых государственных расходов; бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной экономической политики.

      В России в настоящее время в структуре доходов федерального бюджета основная масса – налоговые доходы (свыше 60%) и меньшая часть, включая таможенные пошлины, - неналоговые, в том числе от продажи государственного имущества.

      Проведем  сравнительный анализ доходной части  федерального бюджета на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов. Рассмотрим таблицу №1. 

      Таблица 1.

      Доходы  федерального бюджета  на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов.

Доходы  федерального бюджета 2008г 2009г Отклонение 2010г
Сумма, млрд. руб. Удельный вес,% Сумма, млрд. руб. Удельный вес,% По сумме, млрд. руб. По удельному  весу,% Сумма, млрд. руб. Удельный вес,%
НЕФТЕГАЗОВЫЕ  ДОХОДЫ 2 383,11 35,87% 2 351,91 31,50% -31,20 -4,36% 2 348,32 29,03%
НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ  ДОХОДЫ, в том числе: 4 261,34   5 113,54   767,34   5 741,35  
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ 533,38 8,03% 583,76 7,82% 50,38 -0,21% 636,28 7,87%
НАЛОГИ  И ВЗНОСЫ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ 435,79 6,56% 496,36 6,65% 60,57 0,09% 562,8 6,96%
НАЛОГИ  НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ) РЕАЛИЗУЕМЫЕ  НА ТЕРРИТОРИИ РФ 1 404,05 21,13% 1 914,47 25,64% 510,42 4,51% 2 206,46 27,28%
НАЛОГИ  НА ТОВАРЫ, ВВОЗИМЫЕ НА ТЕРРИТОРИЮ РФ 888,97 13,38% 1 029,76 13,79% 140,79 0,41% 1 182,54 14,62%
НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ 36,57 0,55% 39,50 0,53% 2,93 -0,02% 37,31 0,46%
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА 32,24 0,49% 34,49 0,46% 2,25 -0,02% 36,56 0,45%
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 291,61 4,39% 297,00 3,98%      5,39 -0,41% 301,73 3,73%
ПРОЧИЕ  ДОХОДЫ 638,73 9,61% 718,20 9,62%    79,47 0,01% 777,67 9,61%
ВСЕГО ДОХОДОВ 6 644,45 100,00% 7 465,45 100,00% 821,00 0,00% 8 089,67 100,00%

 
 

     В связи с произошедшими изменениями  в бюджетном законодательстве изменилась структура доходов в части  их распределения на нефтегазовые и  ненефтегазовые доходы. При  формировании доходов было учтено изменение налогового законодательства, действующее на момент составления проекта бюджета, а также одобренные основные направления налоговой политики, предусматривающие внесение изменений и дополнений в законодательство РФ о налогах и сборах, вступающие в действие с 01.01.2008 года.

     Нефтегазовые  доходы.  В расчет нефтегазовых доходов  бюджета включаются доход от налога на добычу полезных ископаемых, экспортная пошлина на нефть и газ.  Эта  статья в общем объеме доходов  занимает 3 часть от всех поступлений в  федеральный бюджет, что свидетельствует о её значимости и надежности поступлений. В динамике мы видим, что  удельный вес показателя падает, на 2008 год составит 35,87% , на первый плановый год 31,5%, на второй плановый год этот показатель сократится ещё на 2,47%. В абсолютном выражении сумма составит на 2008 год  2 383,11 млрд. руб., к 2010 году  прогнозируется уменьшение  на 34,79 млрд.руб. Причинами снижения бюджетных поступлений из нефтегазового сектора является снижение темпов роста ВВП, снижение цен на нефть, падение курса доллара, рост инфляции, а так же снижение доли нефтегазового сектора в российской экономике. Как отметил глава Минфина РФ А.Кудрин «в расчет базы нефтегазовых доходов не включается прибыль нефтяных и газовых компаний, а также дивиденды», тем самым, сокращая долю поступлений в этот раздел бюджета.

     Необходимость  регулирования этого показателя заключается в специальном режиме управления ими, направленного на обеспечение  долгосрочной макроэкономической стабильности.  

     Диаграмма 2.1. Динамика по статьям федерального бюджета на 2008-2010 годы

       

     В диаграмме 2.1 наглядно изображено, какие изменения происходят в поступлениях в федеральный бюджет.

     Ненефтегазовые  доходы или ещё их называют доходы без учета нефтегазовых доходов.  В общем объеме этот показатель растет,  к 2010 году составит 5 741,35 млрд. руб., увеличившись на 1 480,01 млрд. руб. по отношению к 2008 году. Рассмотрим подробнее статьи этого раздела.

  1. Налог на прибыль организаций.  Эта статья в динамике растет. В абсолютном выражении мы видим, что к 2009 году происходит увеличение поступлений на 50,38 млрд. руб., к 2010 ещё  на 52,52 млрд. руб., что составит 636,28 млрд. руб., в общем этот показатель к 2010 году увеличился в 2 раза по темпам роста. Удельный вес этого показателя снижается от 8,03% - 7,87%. В соответствии с изменениями в налоговом законодательстве, произошли изменения в поступлении средств в этот раздел доходов. Прогнозируется уменьшение налогооблагаемой базы налога на прибыль, но компенсируется увеличением по операциям с ценными бумагами, так же повлекли изменения по ставке налога, а так же налоговым контролем от скрывания прибыли.
  2. Налоги и взносы на социальные нужды.  Из данных таблицы №1, видно, что удельный вес этого показателя увеличивается, но не значительно. Суммы поступлений увеличиваются. В 2008 году прогнозируется в размере 435,79 млрд.руб., в 2010 году увеличится в 2 раза по отношению к 2009 году, составив 562,8 млрд.руб. Это в первую очередь связано с увеличение заработной платы бюджетникам, увеличением МРОТ,  а так же достоверной информации о з/п.
  3. Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территорию РФ. Доля этого раздела составляет  21,13% в 2008 году,  в 2009 году составит 25,64%. К 2010 году увеличится на 1,64%. Прогнозируется, что в 2010 году сумма  показателя возрастет на 802,41 млрд. руб.  по отношению к 2008 году.  В налоговом законодательстве  произошли изменения, которые повлекли за собой дополнительные потери в поступлении налога на добавленную стоимость в связи с введением поквартальной уплаты налога (установление налогового периода по налогу на добавленную стоимость для всех налогоплательщиков независимо от размера выручки от реализации товаров (работ, услуг) как квартал). Но в связи с проведением налоговыми органами мероприятий по укреплению платежной дисциплины  происходит увеличение поступлений, а также увеличением акцизов на спиртосодержащую продукцию, табачную продукцию, рост поступлений акцизов на бензин.
  4. Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ. В динамике  этого показателя, мы видим, что темп роста к 2009 году составит 1,15%, а к 2010 году 1,33%. Сумма этого показателя вырастит от 888,97 – 1 182,54 млрд. руб. на 293,57 млрд.руб.. Удельный вес этого показателя растет к 2010 году составит 14,62% увеличившись на 1,24% к 2008 году. Что характерно этого раздела, то  здесь изменения связанны, с ввозимыми товарами, не подлежащих налогообложению в соответствии с действующим законодательством, а так же с товаром, освобожденным от налогообложения в соответствии с межправительственными соглашениями и др. Доля облагаемого оборота импорта с учетом применяемых льгот должна составить 87,5 процента от общего объема импорта.
  5. Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами. Поступления налога на добычу полезных ископаемых в расчетах доходной базы федерального бюджета на 2008 год прогнозируются в сумме 36,57млрд. руб., на 2009 и 2010 год 39,5 млрд. руб. и 37,31 млрд. руб. В относительном выражении происходит снижение данного показателя. Состав и структура этого подраздела изменилась, так как в неё входили  статьи нефтегазовых доходов. Т.к. это самостоятельно мною были подсчитаны результаты, возможно, есть небольшая погрешность этого показателя. Этот показатель полностью зависит от цен на природные ресурсы.
  6. Государственная пошлина.  При расчете государственной пошлины, подлежащей уплате в федеральный бюджет, применялись установленные бюджетным законодательством нормативы распределения платежей между уровнями бюджетной системы Российской Федерации. Прогнозируется на 2008 год поступлений в сумме 32,24 млрд. руб., на 2010 год 36,56 млрд. руб..
  7. Неналоговые доходы. Прогнозируется, что сумма доходов этого раздела на 2008 году составят 291,61 млрд. руб., на 2009 год на 5,39 млрд. руб. больше, а на 2010 год ещё на 4,73 млрд. руб.
  8. Прочие доходы. В связи с тем, что в прогнозе  поступлений доходов федерального бюджета на 2008-2010 годы не были указаны остальные статьи раздела и прогнозирование данные этих показателей (доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; платежи при пользовании природными ресурсами; доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства; доходы от продажи материальных и нематериальных активов; административные платежи и сборы; штрафы, санкции, возмещение ущерба; целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей). Я объединила их в группу - прочие доходы. А разница между указанными разделами и  всего доходов, вписала в этот раздел, а также возможные изменения, которые не были разнесены по всем разделам доходов федерального бюджета. Этот показатель является обобщенным, поэтому нет смысла его анализировать.

Информация о работе Анализ поступления налогов и сборов по уровням бюджетной системы