Жилищное строительство в Белгородской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 18:22, курсовая работа

Описание работы

Белгородская область входит в двадцатку крупнейших строительных рынков России по объемам жилищного строительства. Для оценки перспектив строительного рынка в регионе аналитическим агентством «Амикрон-консалтинг» было подготовлено исследование «Тенденции и прогнозы строительства в Белгородской области». Исследование включает данные об основных тенденциях строительного рынка:
– краткое описание основанных тенденций развития российского строительного рынка;
– краткая характеристика экономики Белгородской области;
– общая характеристика развития строительного рынка Белгородской области
– характеристика нежилого строительства в Белгородской области;
– характеристика жилищного строительства в Белгородской области;
– строительная активность в Белгородской области в течение 2009 – 2010 гг. ;
– приоритеты в использовании стройматериалов в Белгородской области;
– прогнозы развития строительства в Белгородской области.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..……3

Глава 1. Строительство в Белгородской области……………………………....5

1.1. Жилищное строительство в Белгородской области…………………..…..5

1.2. Достигнутый уровень строительства и перспективы развития……….…11

1.3. Перспективы развития строительной отрасли в Белгородской области..15

Глава 2. Статистический анализ развития стройиндустрии в Белгородской области…………………………………………………………….……………...17

2.1. Динамика строительного рынка в условиях кризиса…….……….………17

2.2. Показатели развития жилищного строительства по Белгородской области в 2002-2009 гг…………………………………………………………………….18

2.3. Стратегия развития жилищного строительства в Белгородской области на период до 2010 г……………………………………...………………………….29

Заключение……………………………………………………………………….36

Список используемой литературы……………………………………………..37

Работа содержит 1 файл

содержание.docx

— 84.43 Кб (Скачать)

Содержание

Введение……………………………………………………………………..……3

Глава 1. Строительство в  Белгородской области……………………………....5

1.1.  Жилищное строительство  в Белгородской области…………………..…..5

1.2. Достигнутый уровень  строительства и перспективы  развития……….…11

1.3. Перспективы развития  строительной отрасли в Белгородской  области..15

Глава 2. Статистический анализ развития стройиндустрии в Белгородской области…………………………………………………………….……………...17

2.1. Динамика строительного  рынка в условиях кризиса…….……….………17

2.2. Показатели развития  жилищного строительства по Белгородской области в 2002-2009 гг…………………………………………………………………….18

2.3. Стратегия развития  жилищного строительства в Белгородской  области на период до 2010 г……………………………………...………………………….29

Заключение……………………………………………………………………….36

Список используемой литературы……………………………………………..37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Белгородская область  входит в двадцатку крупнейших российских строительных рынков. Потенциал региона  связан с выгодным географическим местоположением: область находится в центральной  части России и является одним  из крупнейших российских производителей продовольственных товаров.

Проблема развития строительного  комплекса России в последние  годы встала как никогда остро. Разрушение стойких хозяйственных связей и  мощной системы снабженческо-сбытовых структур создало немало трудностей для хозяйствующих субъектов, формирующих  строительный комплекс страны.

Кризисные явления в развитии экономики в последние годы привели  к сокращению объемов капитальных  вложений, сжатию внутреннего рынка  оборудования, строительных материалов, подрядных работ, ослаблению факторов структурной перестройки экономики  и растягиванию во времени периода  спада и депрессии. Капитальные вложения в строительство объектов производственной сферы сократились за эти годы более, чем в 4 раза.

Недостаток инвестиций усиливает  технологическую отсталость производственного  аппарата. В чрезвычайно тяжелом положении оказались хозяйствующие субъекты, формирующие строительный комплекс. Инфляция, падение производства, рос цен, сокращение капиталовложений в отрасль привели к падению объемов строительно-монтажных работ, сокращению численности, снижению прибыли.

В настоящее время перед  обществом остро стоит задача возрождения строительного производства, целью которой является преодоление  сложившейся ситуации, поиск новых  решений.

Важностью данного вопроса  обусловлен выбор темы моей курсовой работы - строительный комплекс.

Таким образом, целью работы является изучение строительного комплекса  как составной части территориально-производственного  комплекса страны, анализ его структурного построения, состояния на современном  этапе развития, изучение проблем  в данной сфере и разработка направлений  их преодоления на пути эффективного развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Строительство в белгородской области.

 

1.1.  Жилищное строительство  в Белгородской области.

 

Белгородская область  занимает передовые позиции в  Российской Федерации в сфере  жилищного строительства, и в  частности, в сельской местности. Уже  в 1998 году по вводу в эксплуатацию жилья (на 1000 жителей 513 м2 общей площади) область опередила такие регионы, как Москва (364 м2), Воронежская область (211 м2) и соседняя Курская область (164 м2). Белгородская область продолжает удерживать ведущие позиции по этому  показателю социально-экономического развития и в настоящее время. Важное место в деле решения жилищной проблемы в области занимает индивидуальное жилищное строительство. По мнению ее губернатора Е.С. Савченко, "не может  быть качественной жизни без удовлетворения потребности для подавляющего числа  граждан в строительстве или  в приобретении своего дома". В  отчете на заседании областной Думы 22.04.2004 г. он четко и ясно определил  этот главный приоритет в социальной политике: "Мы должны удовлетворить  естественное желание всех людей  иметь собственный дом, потому что  индивидуальное жилье отвечает самой  природе человека и укрепляет  его и физически, и нравственно, соответствует нашим национальным традициям. Оно является самым безопасным видом жилья…" В Белгородской области ведется активная работа по реализации целевых программ жилищного  строительства. За последние 5 лет введено  в действие около 35 тыс. квартир в  многоэтажных жилых домах и более 12 тысяч индивидуальных жилых домов  общей площадью 2,8 млн м2. Более 2 тыс. квартир предоставлено льготным категориям граждан, нуждающимся в  социальной защите. В 2001-2003 годах за счет средств областного и местных  бюджетов 243 квартиры предоставлено  детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Около 3 тысяч семей военнослужащих, участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, северян получили на территории области новое жилье.

Первостепенную роль в  реализации областной целевой программы "Свой дом" играет созданное в 1993 году государственное унитарное  предприятие "Белгородский областной  Фонд поддержки индивидуального  жилищного строительства". Указанный  Фонд является единым заказчиком по реализации на территории области (как в городах, так и в сельской местности) целевой  программы "Свой дом", которая  включает в себя следующие направления:

— концентрация и эффективное  использование финансовых ресурсов для оказания ссудополучателям материальной помощи при строительстве жилья  в сельской местности;

— содействие индивидуальным застройщикам в развитии подсобного хозяйства, приусадебного хозяйства, животноводства и насыщении продовольственного рынка области продуктами сельскохозяйственного  производства;

— получение прибыли, направляемой на дальнейшее развитие индивидуального  жилищного строительства.

Положением о порядке  выдачи и погашения ссуд на индивидуальное жилищное строительство по программе "Свой дом" предусмотрено, что  ссуда выдается сроком на 15 лет (как  в денежном, так и в натуральном  выражении) в валютном эквиваленте  на день выдачи ссуды под 2% годовых. Возврат ссуд осуществляется ежегодно равными долями начиная с третьего года пользования ссудой с уплатой  процентов в рублях в валютном эквиваленте на день уплаты. Выдача ссуд производится как непосредственно  Фондом, так и предприятиями и  организациями всех форм собственности  по договору с указанным Фондом. Основанием для выдачи ссуды застройщику  является его заявление и совместное ходатайство руководства предприятия  или организации и профсоюзного комитета. В качестве обеспечения  возврата ссуды со ссудополучателями  заключается договор залога строящегося (или построенного) дома и земельного участка, выделенного под застройку. Предусмотрено также предоставление ссудополучателям земельных участков по заявке Фонда в аренду на период строительства с последующей бесплатной передачей в собственность застройщика после расчета ссудополучателя с Фондом за полученную ссуду. При этом используется заявительный порядок оформления начала строительства включая выделение земельного участка через созданные структурные подразделения Фонда с привлечением необходимых служб (земельных комитетов отделов архитектуры, бюро технической инвентаризации, нотариусов и др.) в течение месяца после подачи заявления застройщиком.

В соответствии с постановлением главы администрации Белгородской области от 16.05.1996 г. №285 по районам  и городам до предприятий и  организаций всех форм собственности (включая бюджетные организации) доводятся задания по выделению  ссуд на строительство индивидуального  жилья из расчета ежегодного количества ссудополучателей не менее 1% от численности  работников предприятия. Сумма ссуды  определяется из расчета строительства  дома одним ссудополучателем общей  площадью 120 м2 и стоимости 1 м2 жилья  в размере двукратной среднемесячной заработной платы, сложившейся по области  по данным областного комитета государственной  статистики. Предприятиям и организациям всех форм собственности рекомендовано  выдавать ссуды на индивидуальное жилищное строительство работникам бюджетной  сферы в размере не менее 20% от общего объема выданных ссуд. При этом указанным предприятиям и организациям, предоставляющим ссуды своим  работникам и работникам бюджетной  сферы по договору с областным  Фондом поддержки индивидуального  жилищного строительства на селе, разрешено включать сумму выданных ссуд в объем капитальных вложений, выполненных предприятием за счет амортизационных  отчислений (амортизационные отчисления увеличиваются на сумму выданных ссуд). Бюджетным организациям разрешено выдавать ссуды своим работникам за счет экономии по ассигнованиям и оказания платных услуг.

Фонд предоставляет своим  заемщикам и возможность погашения  полученной ссуды сельскохозяйственной продукцией, выращенной на личном подворье, или смешанное погашение ссуд с внесением части собственных  денежных средств. При этом заемщик  обязуется в течение 10-15 лет на взятую сумму сдать сельскохозяйственную продукцию, выращенную на своем подворье, в пересчете на мясо (за эталон берется  среднеобластная закупочная цена килограмма говядины в живом весе на момент заключения договора). Фонд принимает  в счет погашения ссуды не только мясо, но и картофель, столовую свеклу, лук, мед и другую сельскохозяйственную продукцию. Сданная продукция как  правило направляется в детские  дома, учебные заведения, больницы. С момента образования Фонда  заемщиками сдано в счет погашения  полученных ссуд на жилищное строительство 31,3 тыс. тонн сельскохозяйственной продукции  в пересчете на мясо крупного рогатого скота в живом весе на сумму  более 250 млн российских рублей.

Руководителям предприятий, организаций и учреждений рекомендовано  предоставлять работникам, осуществляющим индивидуальное жилищное строительство, по их заявлениям в течение 2-х лет (с апреля по октябрь) отпуска без  сохранения заработной платы. Установлено, что оплата отпуска застройщикам в этих случаях производится безвозмездно за счет средств областного фонда  занятости из расчета четырехкратного  минимального размера оплаты труда  в месяц. Установлен и порядок  финансирования инженерных сетей для  районов жилой застройки. Внеплощадочные сети сооружаются полностью за счет средств областного Фонда поддержки  индивидуального жилищного строительства  на селе. Финансирование внутриплощадочных  сетей осуществляется равными долями: 50% за счет средств областного Фонда  поддержки индивидуального жилищного  строительства на селе, и 50% — за счет средств застройщика. Внутриусадебные сети финансируются полностью за счет средств застройщика.

Для обеспечения стабильного  финансирования индивидуального жилищного  строительства постановлением главы  администрации Белгородской области  предусмотрены возможные дополнительные источники:

— централизация 5% средств, выделяемых из областного бюджета на капитальные вложения, 2% средств, поступающих  во внебюджетные фонды области, 20% всех платежей населения за жилье и  коммунальные услуги, а также централизация  части налогов, поступающих в  бюджеты территорий от предприятий  стройиндустрии по выполненным заказам  на строительстве индивидуального  жилья;

— часть амортизационных  отчислений предприятий;

— введение налогов с  оборота в торговле (до 5%);

— отчисления части внебюджетных денежных средств, перечисляемых таможней для развития таможенной инфраструктуры;

— выпуск жилищных сертификатов;

— прием областным Фондом поддержки индивидуального жилищного  строительства на селе средств населения  в порядке долевого участия в  строительстве жилья по договорам;

— прием банком анонимных  номерных вкладов населения под  ставки не ниже предлагаемых Сбербанком России с целью формирования средств  для кредитования областного Фонда  поддержки индивидуального жилищного  строительства на селе.

В целях реализации новых  подходов в жилищном строительстве, создания более комфортных условий  для проживания людей, дальнейшего  увеличения темпов роста строительства  и приведения его структуры и  технических характеристик в  соответствие с современными требованиями постановлением губернатора Белгородской области от 31.12.2003 г. №231 определены стратегические направления в развитии жилищного строительства до 2010 года. Это строительство индивидуального жилья и создание необходимых условий для увеличения его объемов до 1 млн м2 в год (не менее 6 тыс. жилых домов в год) и строительство не более 150 тыс. м2 многоэтажного жилья повышенной комфортности.

Реализация этих направлений  будет осуществляться в два этапа:

I этап (2004-2007 гг.) — доведение  объемов ввода в эксплуатацию  индивидуальных жилых домов до 1 млн. м2 общей площади (в том числе 500 тыс. м2 обеспечивается Фондом поддержки индивидуального жилищного строительства и 500 тыс. м2 — индивидуальными и корпоративными застройщиками-инвесторами);

II этап (2007-2010 гг.) — сохранение  достигнутого уровня жилищного  строительства.

Определены и основные требования к типам застройки. В  городах и районных центрах это  многоэтажные жилые дома повышенной комфортности (20%), низкоэтажное высокоплотное  жилье (30%) и коттеджная застройка (50%). Многоэтажные жилые дома будут размещаться  преимущественно в районах со сносом ветхого жилья. В пригородных  зонах и сельских населенных пунктах  основными типами застройки станут низкоэтажное высокоплотное жилье (20%), коттеджная застройка и сельский жилой дом (80%). Низкоэтажное высокоплотное  жилье планируется размещать  на площади 0,03-0,08 га. Коттеджная застройка  предусматривается отдельно стоящими домами площадью 120-150 м2 с площадью участка до 0,25 га. Сельские жилые дома будут возводиться площадью 105-200 м2 на участках 0,3-0,5 и более га.

Опыт Белгородской области  в развитии индивидуального жилищного  строительства нашел широкое  применение в России. Структуры, подобные Белгородскому Фонду поддержки  индивидуального жилищного строительства, созданы и успешно функционируют  в 29 регионах Российской Федерации. В  результате рассмотрения материалов изучения опыта Белгородской области на заседании  Республиканского межведомственного  совета по проведению жилищной реформы и развитию населенных пунктов Минсельхозпроду совместно с Минстройархитектуры, облисполкомами и другими заинтересованными поручено детально рассмотреть указанные материалы (нормативные документы, порядок и условия выдачи и погашения ссуд, организации и финансирования жилищного строительства, проекты жилых домов, планировку и развитие сельской жилой застройки и др.) и внести в правительство предложения о возможности использования данного опыта в регионах Республики Беларусь с учетом конкретных местных условий.

Информация о работе Жилищное строительство в Белгородской области