Таможенная пошлина как объект исследования таможенной статистики

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 14:15, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является проведение статистического анализа влияния ввозных пошлин на импорт товаров группы 080810 ТН ВЭД РФ – яблоки свежие.
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать теоретическую базу ввозной таможенной пошлины, а именно отразить основные понятия, виды и определить её место в системе таможенной статистики.
2. Проанализировать законодательство по изменению ввозных таможенных пошлин на товары группы 080810 ТН ВЭД РФ – яблоки свежие.
3. Провести анализ динамики объема и структуры импорта товаров группы 080810 ТН ВЭД РФ – яблоки свежие.
4. Провести статистический анализ влияния изменения ввозной таможенной пошлины на импорт товаров группы 080810 ТН ВЭД РФ – яблоки свежие в Россию.

Работа содержит 1 файл

куросая по таможенной статистике.doc

— 209.00 Кб (Скачать)


Введение

Таможенная политика государства играет решающую  роль  во  внешнеэкономических  отношениях   России.  

Таможенная политика – это мощный рычаг, при помощи которого государство может   стимулировать рост отечественного  производства, особенно  в  секторе  производства  экспортной  продукции, и  ввоз  импортных  товаров, призывая тем самым отечественных производителей к конкурентной борьбе. Особенно эта тема вызывает интерес в свете вступления РФ во Всемирную торговую организацию. Это потребует  значительных изменений в таможенной политике государства, в том числе снижения ввозных  таможенный пошлин, уравнивания условий функционирования на российском рынке отечественных и зарубежных производителей.                                                                                                 

Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена в первую очередь неизбежным сотрудничеством стран мира между собой посредством международной торговли. Таким образом, грамотная таможенная политика государства лежит в основе его стабильности и значимости на мировой арене.

Средства регулирования внешней торговли могут принимать различные формы, включая как, непосредст­венно воздействующие на цену товара (тарифы, налоги, акцизные и прочие сборы), так и ограничиваю­щие стоимостные объемы или количество поступающего товара.

Наиболее распространенными средствами служат та­моженные тарифы, целями использования которых явля­ются получение дополнительных финансовых средств (как правило, для развивающихся стран), регулирова­ние внешнеторговых потоков (более типично для раз­витых государств) или защита национальных произво­дителей (главным образом в трудоемких отраслях).

        Целью  работы является проведение статистического анализа влияния ввозных пошлин на импорт товаров группы 080810 ТН ВЭД РФ – яблоки свежие.

        Для достижения цели работы необходимо  решить следующие  задачи:

1. Исследовать теоретическую базу  ввозной таможенной пошлины, а именно отразить основные понятия, виды и определить её место в системе таможенной статистики.

2. Проанализировать законодательство по изменению ввозных таможенных  пошлин на  товары группы 080810 ТН ВЭД РФ – яблоки свежие.

3. Провести анализ динамики объема и структуры импорта товаров группы 080810 ТН ВЭД РФ – яблоки свежие.

4.  Провести статистический анализ влияния изменения ввозной таможенной пошлины на импорт товаров группы 080810 ТН ВЭД РФ – яблоки свежие в Россию.

Источниками информации послужили труды отечественных и зарубежных авторов по проблеме, нормативная база, статистическая отчётность.

      Глава 1. Таможенная пошлина как объект исследования таможенной статистики.

1.1 Основные понятия ввозной таможенной пошлины и ее место в системе таможенной статистики.

При пересечении товарами и транспортными средствами та­моженной границы уплачиваются таможенные налоги - НДС, акцизы (по подакцизным товарам) и таможенные (ввозные, вы­возные, а в ряде случаев - транзитные) пошлины.

   Таможенная пошлина - обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывозе товаров с этой территории, а также в иных случаях, установленных таможенным законодательством Российской Федерации, в целях таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в экономических интересах Российской Федерации[1].

Говоря  относительно  импортной  пошлины  следует  отметить, что  ее  существование в  таможенном  тарифе  является обязательным  условием  при ввозе товаров  на  таможенную территорию  РФ. Выполняя  ряд  значительных  функций  таможенная  пошлина  основательно  закрепила  свои  позиции  среди  прочих  налогов взимаемых  государством.  По  этой  причине  она  по  сей  день  остается  важнейшим  инструментом  регулирования  внешнеторгового  товарооборота.

В  соответствии  с  действующим  таможенным  законодательством  РФ, ставки  таможенных  пошлин, в  первую  очередь  зависят  от  стран  из  которых  вывозятся  и  происходят  товары, и  на  государственном  уровне.

       В  рамках  таможенной  политики  для  товаров, происходящих  из  государств, которым  в  торгово-политических  отношениях  РФ  предоставляет  режим  наиболее  благоприятствуемой  нации, применяются  ставки  таможенных  пошлин  установленные  Правительством  РФ.  В  отношении  товаров  происходящих  из  государств, которым  в  торгово-политических  отношениях  РФ  не  предоставляет  режим  наиболее  благоприятствуемой  нации, либо  страна  происхождения  товаров  не  установлена, ставки  таможенных  пошлин, установленные  Правительством  РФ  увеличиваются  вдвое, за  исключением  тарифных  льгот  (преференций)  согласно  закону “О  таможенном  тарифе “, устанавливаемых  Правительством  РФ[2].  В  отношении  товаров  происходящих  из  развивающихся  стран, применяются  ставки  уменьшенные  вдвое. В  настоящее  время  эта  ставка  уменьшается  на  25%. А  в  отношении  товаров  из  стран  наименее  развитых, ввозные  таможенные  пошлины  не    применяются.

      Таким  образом  действующий  таможенный  тариф  принимает форму  избирательности  по  отношению  к  некоторым  странам, принимающим  участие  во  внешней  торговле  с  Россией,  и  процесс  интегрирования  РФ  на  внешнем  рынке  связан  с  включением  в  него  развивающихся  и  наименее  развитых  стран, то  есть  Россия  способствует  в  какой-то  степени  увеличению  торгового  оборота  этих  стран,  вместе  с увеличением  собственного  товарооборота  с  ними. 

        В  целях  таможенной  политики, определенной  таможенным  тарифом  РФ  ставки  таможенных  пошлин  принимают  разновидности:

-  Адвалорные,  начисляемые  в %  к  таможенной  стоимости  товаров. Например,  в  отношении  лука  ввозимого  на  таможенную  территорию  РФ   код  ТН ВЭД - 070310 базовая  ставка   таможенной  пошлины  15%.

-  Специфические,  начисляемые  в  установленном  размере  за  единицу  товара. Например  яблоки ТН ВЭД - 080810  базовая  ставка  0,1 евро за 1 кг.

Комбинированные,  сочетающие  оба  этих  вида  ставок, в  зависимости  от  величины  начисляемой  суммы  таможенной  пошлины. Например, мясо КРС, мороженое  ТН ВЭД - 020230 базовая  ставка  15%,  но  не  менее  0,15 евро  за  1  кг.

Кроме  того  таможенные  пошлины  бывают :

-  Сезонные  таможенные  пошлины  устанавливаются  на  определенные  виды  товаров. Срок  действия  сезонных  пошлин  не  может  быть  более  6  месяцев, согласно  действующему  таможенному  законодательству.  Применяется  данный  вид  пошлины  для  оперативного  регулирования  ввоза  и  вывоза  товаров,  при  этом  ставки  таможенных  пошлин, предусмотренные  таможенным  тарифом не  применяются. Например,  ввозная  пошлина  на  яблоки  является  сезонной, и  ввозить  данный  продукт  в  период  с  1 января  по  31июля  более  выгодно  так  как  базовая  ставка  таможенной  пошлины (0.1 евро за кг.) в  два  раза  меньше  чем  в  период  с  1  августа  по  31  декабря (0.2 евро за кг.) .  Установление  такого  вида  пошлины  обусловлено  в  первую  очередь  по  причинам  отсутствия  должного  производства  данного  вида  товаров  на  территории  РФ  в  период  с  1 января  по  31 июля ,  и  защиты  национальных  производителей  в  период  с  1 августа  по  31  декабря. 

-  Антидемпинговые – пошлины, которые применяются в случае ввоза в страну товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров или препятствует расширению национального производства[3].

Практика применения антидемпинговых пошлин в Российской Федерации часто касается случаев демпингового импорта украинских товаров. Например, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2005 года N 324 «О мерах по защите российских производителей швеллеров» сроком на три года была установлена антидемпинговая пошлина в размере 17,4% на швеллеры               ОАО «Металлургический комбинат «Азовсталь», страной происхождения которой  является Украина.

-   Компенсационные пошлины  применяются в отношении субсидируемого импорта, т.е. импорта какого-либо товара, при производстве, транспортировке или экспорте которого в иностранном государстве использовались специфические субсидии[4].

Примеры применения компенсационных пошлин в российской практике государственного регулирования внешнеторговой деятельности остаются немногочисленными. Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 8 июля 2002 года N 509 с августа 2002 года сроком на три года была введена компенсационная пошлина в размере 21% от таможенной стоимости на прутки для армирования железобетонных конструкций, происходящие из Украины и ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации.

-  Специальные защитные пошлины  применяются в случае, когда импорт какого-либо товара резко увеличивается за последние годы и это причиняет серьезный ущерб (или создает его угрозу) отечественным производителям этого товара. При этом увеличение импорта происходит из всех стран, осуществляющих поставки данного товара.

Специальные защитные меры могут вводиться сроком на 4 года (с максимальным продлением до 8 лет) и должны быть отменены, как только обстоятельства, лежащие в их основе, прекратят оказывать свое негативное влияние. Например, с 27 января 2004 года по 26 января 2007 года взимались специальные пошлины на шариковые подшипники. Специальная пошлина на эти товары взималась в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2003 года N 778 и Приказом ГТК России от 26 января 2004 года N 86.

 

 

 

 

Таможенные пошлины выполняют следующие функции:

1) Регулирующая функция – позволяет государству регулировать внешнеторговые отношения, изменять баланс импорта и экспорта в нужную сторону, позволяет выбирать приоритетные области экспорта, импорта и регулировать общий поток товаров в пределы и за пределы государства.

2) Фискальная функция -  эта функция таможенных пошлин состоит в том, чтобы наполнять казну государства, т.е. доходную часть государственного бюджета за счет уплаты импортерами (в основном), а также экспортерами таможенных платежей за ввоз или вывоз товаров на территорию государства.

3) Контролирующая функция – состоит в том, что благодаря таможенным пошлинам, платежам, их валовой сумме можно судить об объеме экспорта и импорта товаров. Можно оценить  внешнеторговое сальдо, а также структуру экспорта и импорта и на основе этих данных воспользоваться регулирующей функцией для стимуляции экспорта в определенной отрасли производства, или создать благоприятные условия для развития отстающих отраслей[5]. 

Ввозная таможенная пошлина является разновидностью таможенных платежей и занимает важное место в системе таможенной статистики. Как  раз  таможенная  статистика, а  в  частности  статистика  таможенных  платежей  позволяет осуществлять информационное обеспечение руководства ФТС, Министерства финансов и других гласных структур данными о выполнении фискальных функций таможенными органами. Также к основным задачам ведения статистики таможенных платежей относятся: учет и контроль начисления, взимания и поступления на счета таможенных органов таможенных платежей поступающих от участников внешнеэкономической деятельности; учет и контроль поступления таможенных платежей в федеральный бюджет; систематизация информации о начислении, взыскании и поступлении в федеральный бюджет таможенных платежей по их видам, по валюте в которой они уплачены отдельно в торговом и неторговом обороте. Важнейшей аналитической задачей статистики таможенных платежей является обоснование плановых заданий.

Хотелось  бы заметить,  что  импортная  пошлина  должна  иметь  более  глубокую дифференциацию  и  быть  гибким  в  отношении  ко  многим  товарным  позициям, относящимся  к  ключевым  отраслям  народного  хозяйства, дабы  повысить  эффективность  производства  данных  товаров  внутри  страны  и  помочь  их  производителям  составить  конкуренцию  на  внешнем  рынке. 

 

1.2. Анализ законодательства по изменению ввозных таможенных пошлин на товары группы 080810 ТН ВЭД РФ – яблоки свежие

Любой  инструмент  воздействия  на  экономику  и  другие  сферы  со  стороны  государства  обязательно  имеет  свою  правовую  основу. Касаясь  понятия  таможенной  пошлины,  следует  отметить, что  источником  права  для  нее  являются, в  первую  очередь, Таможенный кодекс таможенного союза и  Закон  Российской  Федерации  “ О  таможенном  тарифе “ от  21.05.93.  №5005-1.

В целях  таможенной  политики  РФ  установлено, что  предельные  ставки  таможенных  пошлин  устанавливаются  высшим  законодательным  органом  РФ. Ставки  в  пределах  установленных  высшим  законодательным  органом РФ  определяются  Правительством  РФ.  Ставки  таможенных  пошлин  и  перечень  товаров,  в  отношении  которых  они  применяются, устанавливается  Правительством  РФ[6]. Подготовку  предложений  для  Правительства  РФ, в  отношении  тарифных  мер  регулирования  ввоза  и  вывоза  товаров  с  таможенной  территории  РФ, за  исключением  особых  видов  пошлин, осуществляет  комиссия  Правительства  РФ  по  таможенным  и  тарифным  вопросам.  В  своих  действиях  Комиссия  согласуется  с  Министерством  финансов  России, Министерством  экономики  России  и  ФТС  России.

Информация о работе Таможенная пошлина как объект исследования таможенной статистики