Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 18:49, курсовая работа
Цена отдельного товара может отклоняться от его стоимости под влиянием случайных рыночных факторов. Таким образом, теория Маркса усматривает в стоимости объективную основу цены, тем самым различая стоимость и цену.
Другая концепция объясняет цену товара суммой денежных затрат в наилучшем варианте использования производственных ресурсов. В этом случае рыночная цена товара зависит не столько от затрат изготовителя, сколько от оценки полезности таких затрат покупателем. При этом цена является самостоятельной вне стоимостной величиной, для определения которой оценка покупателя более значима, чем затраты производителя. Цена «освобождается» от стоимости, для объяснения цены в ней нет необходимости.
Введение. 3
Раздел 1 Теоретические основы рыночного ценообразования. 4
1.1. Суть цены.. 4
1.2. Экономические функции цены.. 4
1.3. Методологические вопросы ценообразования. 10
Раздел 2 Классификация цен и их система. 12
2.1. Виды цен и их классификация. Состав и структура цен. 12
2.2. Система цен и признаки, лежащие в ее основе. 23
Глава 3 Структура рынка и ценообразование. 25
3.1. Особенности ценообразования на различных типах рынка. 25
3.2. Этапы процесса ценообразования. 28
3.3. Ценовая информация и ее роль в принятии решения по ценам. 33
Заключение. 35
Список использованной литературы.. 36
Содержание
Введение. 3
Раздел 1 Теоретические основы рыночного ценообразования. 4
1.1. Суть цены.. 4
1.2. Экономические функции цены.. 4
1.3. Методологические вопросы ценообразования. 10
Раздел 2 Классификация цен и их система. 12
2.1. Виды цен и их
классификация. Состав и
2.2. Система цен и признаки, лежащие в ее основе. 23
Глава 3 Структура рынка и ценообразование. 25
3.1. Особенности ценообразования на различных типах рынка. 25
3.2. Этапы процесса
3.3. Ценовая информация и ее роль в принятии решения по ценам. 33
Заключение. 35
Список использованной литературы.. 36
Введение
Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Цена – сложная экономическая категория. В ней пересекаются практически все основные проблемы развития экономики, общества в целом. В первую очередь это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, к созданию, распределению и использованию ВВП и национального дохода.
Существуют две основные теории цены. По мнению сторонников одной теории, цена товара выражает его стоимость. Сторонники другой теории считают, что цена товара представляет собой сумму денег, которую покупатель готов заплатить за товар определенной полезности. Отсюда цена – денежное выражение стоимости товара.
Наиболее последовательным
сторонником стоимостной теории
цены является К. Маркс с его учением
об абстрактном труде как
Стоимость – это воплощенные в товаре общественно полезные затраты труда, но не всякие, а только соответствующие средним (для данного периода) условиям, умелости и интенсивности труда. А поскольку всякий товар есть результат труда, то это делает все товары качественно однородными, а следовательно, сопоставимыми и соизмеримыми. При таком подходе труд, воплощенный в товарах, также становится качественно однородным, трудом «вообще», лишенным конкретики. В экономической теории такой труд принято называть абстрактным.
Цена отдельного товара может отклоняться от его стоимости под влиянием случайных рыночных факторов. Таким образом, теория Маркса усматривает в стоимости объективную основу цены, тем самым различая стоимость и цену.
Другая концепция объясняет цену товара суммой денежных затрат в наилучшем варианте использования производственных ресурсов. В этом случае рыночная цена товара зависит не столько от затрат изготовителя, сколько от оценки полезности таких затрат покупателем. При этом цена является самостоятельной вне стоимостной величиной, для определения которой оценка покупателя более значима, чем затраты производителя. Цена «освобождается» от стоимости, для объяснения цены в ней нет необходимости.
Построение рыночного хозяйства требует решительного преодоления многих теоретических и методологических догм, которые все еще имеются в экономической науке и практике хозяйствования, в том числе и в области ценообразования. Прежде всего необходимо решить весьма важную проблему общего и принципиального характера, в зависимости от которой находятся другие вопросы, связанные с теорией, методологией и практикой ценообразования.
Глава 1. Теоретические основы рыночного ценообразования
1.1. Суть цены
Цена как важная составляющая рыночной экономики является эквивалентом обмена товаров. В общем виде это количество денег, за какую продавец хочет продать товар, а покупатель – купить его.
С помощью цены формируется большая часть экономических отношений в обществе. Это касается как сферы производства товаров, так и сферы их оборота и реализации. Цена относится непосредственно к образованию, разделению и использованию денежных накоплений, то есть всех товарно-денежных отношений.
В цене отображается количество
материальных, трудовых и финансовых
ресурсов, которые предприятие-
Цена обслуживает
Закупочные, оптово-посреднические
и розничные цены образуют единственную
взаимосвязанную систему цен, что
обеспечивает процесс реализации сделанного
в национальной экономике общего
общественного продукта за материально-вещественным
составом и стоимостью. Особенное
значение имеют розничные цены, что
обеспечивает в этом процессе реализацию
за стоимостью части изготовленного
общего общественного продукта, которая
в натуральной форме может
быть использована как предмет личного
потребления и создает фонд потребления.
Уровень розничных цен
1.2. Экономические функции цены
Функция является внешним
проявлением свойств какого-
Функция цены является внешним проявлением ее внутреннего содержания. К функциям цены может быть отнесено только то, что характерно для каждой конкретной цены без исключения. Можно выделить пять функций цены.
1. Учетная функция цены,
или функция учета и измерения
затрат общественного труда,
Однако в условиях рыночных отношений эту функцию цены нельзя сводить только к измерению издержек или цены, которая предлагается изготовителем товара при выходе последнего на рынок. Дело в том, что рыночная цена может под воздействием рыночных факторов значительно отклоняться от издержек. Признание правильности произведенных затрат, их общественной значимости происходит только на рынке, при непосредственном контакте изготовителя и покупателя товара в результате столкновения их интересов. Интерес изготовителя состоит в том, чтобы получить большую выручку от продажи своего товара, а покупатель заинтересован в минимальной цене покупки.
Поэтому окончательная цена может существенно отличаться от цены, которую хотел бы получить изготовитель товара[1].
В условиях же монополизированной экономики, деформированного рынка, слабой конкуренции изготовитель диктует цены, сдержать рост которых может только административное регулирование.
Чтобы выдержать конкуренцию, изготовитель товара постоянно контролирует свои издержки, сопоставляет их с затратами конкурентов и за счет снижения своих затрат, а также улучшения качества товара стремится обогнать конкурентов.
В этой функции цена служит средством исчисления всех стоимостных показателей, которые можно разделить на количественные и качественные.
Количественные показатели – валовой внутренний продукт (ВВП), национальный доход, объем капитальных вложений, объем товарооборота, объем продукции фирм, предприятий и отраслей.
Качественные показатели – рентабельность, продуктивность работы, фондоотдача.
Цена выступает экономическим инструментом, позволяющим организовать стоимостной учет самых различных хозяйственных процессов, измерение их результатов. Например, объем произведенной или реализованной товарной продукции фирмы равен сумме цен на ее изделия или услуги. Реализуя учетно-измерительную функцию, цена дает возможность сопоставлять самые различные по своим потребительским свойствам товары и услуги, исходя из затрат труда.
В этой функции цена выступает одним из главных показателей эффективности производства, служит ориентиром для принятия хозяйственных решений, особенно в условиях рыночных отношений, важнейшим инструментом внутрифирменного планирования.
2. Стимулирующая функция цены. Суть ее проявляется в поощрительном и сдерживающем воздействии цены на производство и потребление различных видов товаров. Цена оказывает стимулирующее воздействие на производителя (и это принципиально важно) через величину заключенной в ней прибыли. В хозяйственной жизни цены могут способствовать или препятствовать увеличению или сокращению выпуска и потребления тех или иных товаров. Для производителей особенно важны цены, по которым они сами непосредственно продают свою продукцию.
С помощью цены можно стимулировать или дестимулировать:
? научно-технический прогресс;
? экономию затрат ресурсов;
? изменение качества продукции;
? изменение структуры производства и потребления.
Стимулирование осуществляется путем повышенного уровня прибыли в цене, надбавок и скидок к основной цене.
Стимулирующая функция характерна для рыночной цены, которая позволяет производителю выгодно реализовать свою продукцию. В такой функции наиболее эффективны цены, которые обеспечивают высокую прибыль по сравнению с другими товарами. Возможности стимулирования процессов воспроизводства с помощью действующего в России механизма ценообразования довольно эффективны.
Важное значение имеет стимулирование ценами научно-технического прогресса. Это выражается в разработке и внедрении новой передовой техники, более современной технологии, в организации производства и труда, повышении качества товаров, освоении новых изделий, что позволяет в свою очередь значительно повысить производительность труда, осуществлять экономию материальных ресурсов.
Стимулирование оптимальной структуры производства и потребления совершается путем применения ценовых мероприятий. Рационализация структуры производственного потребления осуществляется путем формирования соответствующего уровня и соотношений цен на взаимозаменяемые виды продукции, путем установления одинакового или различного уровня цен в расчете на единицу полезного эффекта.
Стимулирование оптимальной
структуры личного потребления
населения осуществляется за счет дифференциации
ставок косвенных налогов (НДС, акцизов,
налога с продаж), а также путем
использования различных
3. Распределительная функция цены связана с возможностью отклонения цены от стоимости под воздействием множества рыночных факторов. Суть ее состоит в том, что с помощью цен осуществляется распределение и перераспределение национального (чистого) дохода между:
? отраслями экономики;
? различными формами
? регионами страны;
? фондом накопления и фондом потребления;
? различными социальными группами населения.
Так, с помощью высоких
розничных цен на предметы роскоши
и престижные товары (ювелирные изделия,
легковые автомобили) обеспечивается
перераспределение с помощью
бюджета денежных средств определенной
части населения с высоким
уровнем доходов для
Распределительная функция цены предусматривает также учет в цене акциза на отдельные группы товаров, налога на добавленную стоимость (НДС) и других форм централизованного чистого дохода, который поступает в бюджеты разных уровней на общегосударственные нужды. Благодаря этой функции цены решаются и другие социальные задачи общества.
С помощью цены осуществляется перераспределение создаваемой стоимости между производителем и потребителем, между отдельными категориями населения. Особенно наглядно эта функция выражается в ценах, которые регулируются государством. При установлении цены на товар выше его стоимости часть ее перераспределяется в пользу продавца, и потребитель при покупке данного товара несет повышенные расходы, а продавец соответственно получает увеличенные доходы.
Отклонения цены товара от его стоимости носят массовый характер из-за множества торговых сделок. Это свидетельствует о закономерности отклонений цен на конкретные товары от их стоимости. Однако по всей товарной массе в результате купли-продажи цена и стоимость в своей совокупности уравновешиваются, поскольку выигрыш одних должен быть равен проигрышу других. Следовательно, равенство суммы цен всех товаров и их стоимости является такой же закономерностью, как и отклонения цен от стоимости по каждому конкретному товару в отдельности.
В качестве средства перераспределения чаще всего используются регулируемые цены. Однако они – не единственный инструмент распределения и перераспределения. Особую роль здесь играют финансы и кредитная система. Так, при решении задачи повышения жизненного уровня определенной категории населения эффективнее всего использовать финансы, оперируя денежными доходами населения (заработная плата, пенсии, пособия), или ставки налоговых платежей. Использование цен в данном случае дает меньший эффект, поскольку от снижения цен обычно выигрывает все население.
4. Функция сбалансирования
спроса и предложения