Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 17:25, курсовая работа
Основная составляющая рынка жилья — это жилищный фонд, под которым понимается совокупность жилых квартир и комнат со вспомогательными помещениями, находящихся как в жилых домах, так и в нежилых строениях, но имеющих жилые помещения (квартиры врачей при больницах, учителей при школах и т.п.).
предмет: -состояние жилищного фонда
объект: - жилищный фонд
задачи: анализ количественных отношении жилищного фонда на примере Хантымансийского округа.
Введение………………………………………………………………………………………....2
1. Понятие о строительстве…………………………………………………………………….3
1.1 Основной экономический закон социализма, закон движения социалистической экономики……………………………………………………………………………………….4
1.2 Закон планомерного, пропорционального развития народного хозяйства …………….5
2. Социально-экономическое значение статистического изучения проблем рынка жилья..6
2.1 Статистика жилищных условий населения……………………………………………….9
3. Анализ состояния жилищного фонда на примере Ханты-Мансийского автономного округа……………………………………………………………………………………………12
3.1 Жилищный фонд……………………………………………………………………………13
3.2 Капитальный ремонт жилищного фонда………………………………………………….18
Заключение……………………………………………………………………………………...26
Список литературы……………………………………………………………………………..27
Данные о состоянии жилищного фонда необходимы для оценки текущей степени пригодности помещений для проживания, его износа, выявления тенденций в области качества нового жилищного строительства.
Для качественных характеристик жилищного фонда используются также данные о капитальном ремонте (общая площадь капитально отремонтированных жилых домов) и затратах на его проведение, о размерах площади аварийных домов и численности лиц, проживающих на этой площади.
Очень важной информацией о рынке жилья являются сведения о том, кто является собственником жилищ. В настоящее время весь жилищный фонд распределяется по четырем основным формам собственности, а именно:
Движение жилищного фонда по формам собственности является важным показателем функционирования рынка жилья. Доля жилищного фонда, принадлежавшего гражданам на правах частной собственности в Российской Федерации, увеличилась в 1998 г. по сравнению с 1991 г. более чем в 2 раза и составила более 1,6 млрд кв. м общей площади.
Формирование рыночных отношений в жилищной сфере в Российской Федерации и других странах СНГ начиналось с приватизации жилищ, которые передавались на добровольной основе в собственность населения либо безвозмездно, либо с частичной оплатой их стоимости. При этом рыночная оценка передаваемого населению жилья не производилась, а сложившееся распределение жилой площади между отдельными группами населения не подвергалось ревизии.
Это оказало влияние на круг показателей, который был установлен для статистического наблюдения за ходом приватизации, а именно:
Источником данной информации являются организации и учреждения, осуществляющие передачу жилья в собственность граждан, а также организации (агентства), оформляющие по договорам документы на такую передачу.
Приватизация и предоставление населению права распоряжаться собственностью на жилище положили начало развитию полномасштабных рыночных отношений в жилищной сфере: купли-продажи жилья, расширению арендных отношений, использованию свободных жилищ для получения дохода, постепенному отказу от трансфертов (дотаций) на содержание жилья и возмещению соответствующих затрат за счет средств населения. В целом за годы массовой приватизации в России населению было передано около 16 млн квартир общей площадью свыше 750 млн кв. м.
По
мере развития рынка жилья совершенствуется
действующее законодательство и
создаются соответствующая
Все
эти процессы, происходящие на рынке
жилья, требуют внесения изменений
в соответствующую
Основной
целью социальной статистики в этой
области является наблюдение за решением
жилищной проблемы (в том числе изменениями
в жилищных условиях населения), за процессами
на рынке жилья, оказывающими влияние
на деятельность отраслей жилищно-коммунального
хозяйства.
2.1
Статистика жилищных
условий населения
Одним из важнейших направлений жилищной политики на стадии строительства новых жилищ является обеспечение соответствия структуры нового жилого фонда демографическому составу и потребностям населения, нуждающегося в улучшении жилищных условий, т.е. строительство необходимого количества квартир определенного типа и уровня комфортности условий проживания, соответствие потребительских свойств жилищ спросу населения и др. Поэтому наряду с информацией об объеме, движении и состоянии жилищного фонда страны в целом и по отдельным административным и территориальным единицам широко используются статистические данные о жилищных условиях населения.
Наиболее
интегрированный показатель жилищных
условий — это средняя
В
настоящее время фактическая
обеспеченность жителей Российской
Федерации значительно меньше, чем
в большинстве развитых стран. Так,
в большинстве индустриальных стран
минимальный уровень
Минимальные
международные стандарты
Специальные нормативы, используемые в Российской Федерации для разработки программ по обеспечению населения жильем, также значительно ниже упомянутых международных стандартов. Так, федеральный стандарт социальной нормы площади жилья на одного члена семьи из трех и более человек составляет 18 кв. м общей площади, на семью из двух человек — 42 кв. м, на одиноко проживающего человека — 33 кв. м общей площади жилья.
При
анализе жилищных условий населения
важно установить не только средний
уровень обеспеченности, но и различия
в распределении жилищного
В
этих целях ежегодно осуществляется
сбор информации о числе семей, состоящих
на учете в территориальных
В ежегодной статистической отчетности информация о распределении жилой площади дифференцирована по категориям семей, имеющих в соответствии с законодательством преимущественное право на улучшение жилищных условий или получение жилья на безвозмездной основе (инвалиды и участники Великой Отечественной войны, военнослужащие — ветераны Афганистана и военнослужащие, уволенные в запас или отставку; многодетные и молодые семьи; семьи лиц, принимавших участие в работе по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, беженцев, вынужденных переселенцев).
На
всех территориальных уровнях
Важной характеристикой жилищных условий населения является неравенство в распределении жилья между отдельными группами населения. Группировка населения по размеру занимаемой общей и жилой площади в расчете на одного члена домохозяйства (семьи) осуществляется, как правило, по данным всеобщей переписи (микропереписи) населения, выборочных обследований бюджетов домашних хозяйств, в программу которых включаются вопросы о жилищных условиях населения. При этом наряду со средним размером общей (жилой) площади, приходящейся на члена домохозяйства (семьи), в качестве группировочных признаков могут быть использованы численный и половозрастной состав членов домохозяйства (семьи), форма собственности и тип жилища (отдельная квартира, индивидуальный дом, коммунальная квартира, общежитие), число занимаемых комнат, вид трудовой деятельности главы домохозяйства, уровень благоустройства жилищ, источники текущих доходов и др.
Кроме изучения жилищных условий населения в программу переписи населения может быть включена перепись жилищного фонда: классификация зданий и жилищ по их типу, году или периоду застройки, строительному материалу, виду владения и плотности заселения, типу и количеству домашних хозяйств, проживающих в жилищах. Такие вопросы содержались в программе переписи населения, которая проводилась в 1989 г.
Для актуализации сведений о распределении жилищного фонда в межпереписной период используются, как правило, данные текущей жилищной статистики и выборочных обследований домашних хозяйств. Данные о численном и половозрастном составе членов домохозяйств, форме собственности и размере занимаемой ими жилой площади, числе комнат, благоустройстве жилищ, наличии жилых помещений, предназначенных для сезонного проживания, гаражей, земельных участков и т.д. позволяют в сочетании с другими важными характеристиками (такими, например, как уровень среднедушевых доходов и потребительских расходов, их структура, вид занятий членов домохозяйства и т.д.), создать большое число комбинационных таблиц и значительно расширить анализ жилищных условий населения.
Постепенный отказ от дотаций из бюджета на содержание жилья и возмещение затрат за счет средств населения приводит к подорожанию оплаты жилья и коммунальных услуг и неспособности отдельных групп населения производить соответствующие выплаты в связи с недостаточным уровнем доходов. В целях регулирования этих процессов Правительством Российской Федерации утвержден в качестве инструмента межбюджетных отношений при расчете трансфертов федеральный стандарт уровня платежей граждан, который определяется в процентах от стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг в среднем по всем видам этих услуг.
В целях регулирования расходов населения на оплату жилищно-коммунальных услуг утвержден также федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе. Этот стандарт рассчитывается исходя из социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг. Конкретные параметры этих стандартов устанавливаются субъектами Российской Федерации. Например, в Москве предельно допустимая доля собственных расходов граждан, имеющих среднедушевой доход не выше установленного прожиточного минимума, на оплату жилья и нормального потребления коммунальных услуг не должна быть выше половины установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Кроме того, утвержден федеральный стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м общей площади жилья в месяц. Этот стандарт устанавливается дифференцировано по экономическим районам Российской Федерации.
В задачи информационного обеспечения изучения жилищной проблемы входит также подготовка данных о фактических затратах населения на оплату жилищно-коммунальных услуг, уровне и динамике цен и тарифов по отдельным видам жилищных и коммунальных услуг.
В
настоящее время наблюдение за ценами
и тарифами услуг-представителей и
расходами населения на услуги жилищно-коммунального
хозяйства осуществляется на основе
обследования бюджетов домашних хозяйств.
3.
Обеспечение доступности жилья для всех категорий граждан, а также соответствия его комфортности потребностям населения является стратегической целью государственной жилищной политики, провозглашенной приоритетным национальным проектом "Доступное и комфортное жилье – гражданам России" и тиражируемой в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию в последние годы.