Статистика торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 21:01, курсовая работа

Описание работы

Торговля — объект статистического изучения. В системе отраслевых статистических дисциплин важное место занимает статистика торговли, имеющая большое значение для характеристики материального и культурного уровня народа. Торговля относится к сфере материального производства, поскольку она выполняет важные функции по доведению товаров до потребителя, в процессе осуществления которых происходит завершение процесса производства в сфере обращения и, таким образом, увеличивается стоимость товаров. Следовательно, затраты труда в сфере товарного обращения являются производительными, они обеспечивают создание определенной части совокупного общественного продукта и национального дохода.

Содержание

Введение………………………………………………………………….………..3
1. СТАТИСТИКА ТОРГОВЛИ………………..……………………………………. ..5
ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТАТИСТИКИ ТОРГОВЛИ………………………………………………………… ....5
1.2. СТАТИСТИКА ТОВАРООБОРОТА……………………………………… 10
1.3. СТАТИСТИКА ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ
ТОРГОВЛИ...............................................................................................27
2. РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………………31
Заключение……………………………………………….………………......…..42
Список литературы……………………………………

Работа содержит 1 файл

статиситка торговли.doc

— 463.00 Кб (Скачать)

      От  объема и структуры розничного товарооборота  как основного показателя развития социалистической торговли зависят все другие показатели деятельности торговых предприятий и организаций— численность работников, фонд зарплаты, издержки обращения, реализованное наложение, накопления.

      Рост  розничного товарооборота является важнейшим показателем материального благосостояния и культурного уровня народа. Показатели объема, структуры и динамики розничного товарооборота позволяют сделать выводы об уровне потребления населения, проанализировать тенденции в структуре потребления товаров.

      Статистика  розничного товарооборота выполняет  две функции: дает характеристику розничного товарооборота как основного  показателя деятельности торговой отрасли  и как показателя товарного потребления. В последнем случае задачи статистики розничного товарооборота смыкаются с задачами статистики уровня жизни населения.

      Можно выделить следующие основные задачи статистического изучения розничного товарооборота:

      определение объема розничного товарооборота и анализ его структуры;

      сводка  и обработка данных о розничном  товарообороте в группировках по торговым системам и торгующим организациям на городскую и сельскую местность, в территориальном разрезе и т. д.;

      анализ  выполнения плана розничного товарооборота;

      изучение  динамики розничного товарооборота;

      исследование  различий городского и сельского  розничного товарооборота;

      характеристика  товарной структуры розничного товарооборота;

      изучение  и моделирование взаимосвязей розничного товарооборота с различными социально-экономическими факторами.

      Учет  и отчетность по розничному товарообороту

        Все розничные торговые предприятия и организации в определенные сроки и в установленном порядке представляют отчетность о розничном товарообороте. Показатель общего объема розничного товарооборота основан на первичном учете денежной выручки торгового предприятия (наличной и безналичной). Источником сведений о торговой выручке служит товарно-денежный отчет, который представляется всеми торговыми предприятиями и предприятиями общественного питания вышестоящим организациям за каждые 5—7 дней. Этот отчет, в котором перечисляется вся документация по приходу товаров и расходу денежной выручки (накладные, фактуры, квитанции и др.), имеет балансовую форму. Квартальная и годовая отчетность содержит более подробные показатели объема и структуры розничного товарооборота в разрезе городской и сельской местностей, а также данные о продажах мелким оптом и в кредит.

      Общий объем розничного товарооборота  — показатель синтетический. Он складывается из продажи товаров отдельными торговыми системами, торгующими организациями и предприятиями. В процессе анализа статистика товарооборота должна отразить весь процесс товарооборота, охарактеризовав организационную структуру товарооборота, его распределение по этим системам, организациям и т. д., с учетом специфики соответствующих подразделений торговли

      Анализ  выполнения плана  розничного товарооборота

      Анализ  выполнения плана розничного товарооборота  является важным и завершающим этапом статистического исследования розничной торговли. Значение данного этапа статистического анализа розничного товарооборота обусловлено прежде всего тем, что в плане розничного товарооборота заложены и сконцентрированы практически все стороны развития торговли. Именно поэтому планирование и прогнозирование всех остальных показателей торговли опирается на план товарооборота. Не случайно розничный товарооборот является одним из двух плановых показателей, устанавливаемых в централизованном порядке.

      Основным  показателем выполнения плана розничного товарооборота является степень (уровень) выполнения плана в процентах (Упл):

      

      где SОф — розничный товарооборот в отчетном периоде в фактически действовавших ценах; SОпл — розничный товарооборот, установленный на отчетный период по плану.

      Уровень выполнения плана розничного товарооборота  показывает, как справляются торговля в целом, торгующая организация или торговое предприятие с поставленными перед ними задачами по снабжению населения товарами, по вовлечению денежных средств в обращение и, наконец, по реализации товарных ресурсов.

      По  общему показателю выполнения плана  товарооборота всем торгом еще нельзя судить о том, как выполнили план отдельные предприятия торга. Поэтому  необходимо определить степень выполнения плана по каждому предприятию торга.

      При анализе выполнения плана розничного товарооборота большое значение имеет группировка предприятий  по степени выполнения плана, которая  позволяет выявить резервы для  перевыполнения плана, определить роль отстающих и передовых предприятий в общем объеме товарооборота.

      Важное  значение имеет определение абсолютного  размера перевыполнения (или недовыполнения) плана розничного товарооборота, который должен показать, на какую сумму населению было дополнительно продано (либо недодано) товаров. Величина этого показателя определяется как разность между фактическим и плановым товарооборотом. При сравнении степени выполнения плана и его интенсивности за ряд лет целесообразно использовать показатель абсолютного значения одного процента перевыполнения (недовыполнения) плана розничного товарооборота. Этот показатель определяется как отношение суммы товарооборота, реализованного сверх установленного плана, к величине перевыполнения плана, выраженной в процентах.

      Каждая торговая организация ежедневно сдает в Госбанк торговую выручку, которая аккумулируется на соответствующем спецсудном счете. Часть торговой выручки по соглашению с Госбанком расходуется на выплату заработной платы торговым работникам, оплату некоторых издержек обращения, закупку сельскохозяйственных продуктов и стеклопосуды. Следовательно, сумма торговой выручки, сданной в Госбанк, должна быть меньше розничного товарооборота. Отношение торговой выручки, сданной в Госбанк, к розничному товарообороту, называется коэффициентом инкассации и выражается в процентах:

      

      Зная  коэффициент инкассации, который  устанавливается по данным за предыдущий период, и сумму выручки, поступившей  в Госбанк, можно исчислить вероятный  объем розничного товарооборота. Для этого сумму поступившей в Госбанк выручки нужно разделить на коэффициент инкассации.

      Анализ  динамики  общего  объема  розничного  товарооборота

      Изучение  динамики розничного товарооборота  необходимо как для характеристики тенденции развития основной деятельности торговой отрасли, так и для анализа уровня торгового обслуживания населения.

      Методика  анализа динамики товарооборота  разнообразна, она меняется в зависимости  от объекта наблюдения (магазин, организация, торговля в целом и т. п.) и поставленных перед исследованием задач и основана на широком применении индексного метода.

      Анализ  начинается с составления динамических рядов, которые дают возможность исследовать процесс развития товарооборота за соответствующий период времени и использовать для его анализа такие показатели, как темпы роста, абсолютные приросты (Ao = SOiSO0).

      Динамика  розничного товарооборота торговой сети государственной и кооперативной торговли анализируется при помощи двух индексов: индекса розничного товарооборота в фактически действующих ценах

      

      и индекса физического объема розничного товарооборота в неизменных ценах

      

      где Sqopo — розничный товарооборот базисного периода; Sq1p1 — розничный товарооборот отчетного периода; ip — индивидуальный индекс цен.

      При анализе динамики розничного товарооборота необходимо принимать во внимание изменения цен, которые могли произойти в отчетном году. Снижение или рост цен существенно влияет на размер розничного товарооборота и искажает реальное выполнение плана объема продажи товаров. При сравнении розничного товарооборота в отчетном периоде и в соответствующем периоде предыдущего года надо пользоваться данными в сопоставимых ценах.

      Пересчет  в сопоставимые цены (базисного периода) производится в данном случае посредством деления товарооборота отчетного периода на индекс цен.

      Статистическое  изучение материальной базы торговли

      Материальная база торговли характеризуется числом торговых предприятий, их размерами и площадью, уровнем оснащения различным технологическим, измерительным и другими видами торгового оборудования.

      Для характеристики степени специализации  торговли применяется показатель, определяемый как отношение количества специализированных магазинов к общему числу магазинов данного района, города, области, республики. Анализ показателей специализации магазинов показывает, что более высокими темпами идет специализация непродовольственных магазинов, отвечающих растущим запросам населения.

      Одним из показателей, косвенно характеризующих  подъем народного благосостояния, является рост обеспеченности населения розничной торговой сетью. Этот показатель исчисляется в двух вариантах:

      по  числу торговых предприятий —  как отношение количества торговых предприятий на 10 тыс. жителей;

     по  размеру торговой площади — как  отношение размера торговой  площади  предприятий  торговли  или    торговых    залов  на 1 тыс. чел. либо обратный показатель — сколько приходится человек на 1 м.кв. торговой площади.

      Товарные  запасы и задачи их статистического  изучения

      Товары, находящиеся в торговле и обеспечивающие непрерывность товарного обращения, называются товарными запасами. Объем  товарных запасов зависит от условий  производства и транспортировки  товаров, от размера и структуры покупательского спроса, от скорости товарного обращения.

      Для осуществления своей деятельности торговые предприятия должны располагать запасами товаров, который бы постепенно расходовался и столь же постоянно возобновлялся. Следовательно, на каждый момент времени торговля должна располагать постоянным товарным запасом, обеспечивающим нормальную реализацию товаров в течение определенного периода. Наличие определенных товарных запасов в оптовых и розничных торгующих организациях необходимо для организации бесперебойной торговли и наилучшего обслуживания населения.

      Если  товарные запасы ниже нормативов, то могут  возникнуть перебои в продаже товаров населению, если они выше нормативов, то образуется затоваривание в торговой сети. Это происходит в том случае, если поступающие товары не удовлетворяют требованиям покупателей (по качеству, свойствам, цене и т. д.).

      Задачами  статистики товарных запасов являются: учет товарных запасов; определение обеспеченности товарооборота товарными запасами и ее соответствия нормативам; анализ структуры и динамики товарных запасов; анализ оборачиваемости товаров; изучение взаимосвязей товарных запасов.

      Методы  учета товарных запасов

      Объем товарных запасов в торговой сети учитывается на определенную дату. Существует несколько способов учета товарных запасов в розничной сети: инвентаризация, оперативный учет и балансовый метод.

      Инвентаризация  заключается в сплошном количественном подсчете всех запасов товаров. Производится своеобразная перепись товаров, которые по мере необходимости заново взвешиваются и пересчитываются. Полученные данные в натуральном выражении оцениваются в действующих ценах и сводятся по товарным группам в соответствии с утвержденной номенклатурой. Инвентаризации проводятся, как правило, несколько раз в год, и даты их проведения в различных торговых предприятиях не совпадают. Поэтому для постоянного учета товарных запасов используют другой, менее сложный способ — снятие остатков или оперативный учет, который отличается от инвентаризации тем, что подсчитываются не товары, а товарные места (ящики, мешки, рулоны и т. д.). Естественно, этот учет менее точен, но зато он значительно проще, его можно проводить регулярно на общую для всех магазинов дату (конец квартала).

Информация о работе Статистика торговли